ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-442/2013 от 17.05.2013 Ленинскогого районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

Дело № 2-442\2013

РЕШЕНИЕ

Именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 мая 2013 года гор Барнаул

Ленинский районный суд гор. Барнаула Алтайского края в составе судьи Степанова А.А. при секретаре Радь О.А., с участием Ст. помощника прокурора Ленинского района Мищенко Е.Ю. рассмотрев гражданское дело по иску Прокурора Ленинского района в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» об обязывании к понуждению совершению действий.

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ленинского района обратился в суд с иском к ООО «<данные изъяты>» об обвязывании последнего оборудовать вход в здание торгового центра «<данные изъяты>» расположенного по адресу ///, лестницей с поручнями и пандусом, отвечающих противопожарным и санитарным нормам, обеспечить доступ инвалидам колясочникам на второй, третий и четвертый этаж путем оборудования лестниц поручнями и пандусом, отвечающих техническим, противопожарным и санитарным нормам, либо путем установки лифта. В обоснование исковых требований указал, что в соответствии со ст. 15 ФЗ от +++... ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» предусмотрено, что организации независимо от организационно – правовых форм создают условия инвалидам ( включая инвалидов, использующих кресла коляски и собак проводников ) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры ( жилым, общественным и производственным зданиям, строениям сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям, путем оборудования входов, выходов зданий, строений, помещений расширенными проемами, специальными конструкциями, ограждениями, перилами, обеспечивающими беспрепятственной, удобное, безопасное передвижение и разворот инвалидных колясок. Ответчик вопреки требования закона не обеспечивает доступность обьекта - здания торгового центра «<данные изъяты>» находящегося по адресу /// для инвалидов колясочников. Вход в здание не оборудован лестницей с поручнями и пандусом для передвижения инвалидных колясок. Внутри здания отсутствуют лестницы с поручнями и пандусом, а так же лифты для передвижения посетителей между этажами, что ущемляет права инвалидов. В связи с чем в соответствии со ст. 210 ГК РФ просил удовлетворить данные требования.

Процессуальный истец Мищенко Е.Ю. в судебном заседании просила обязать ответчика оборудовать вход в здание торгового центра «<данные изъяты>» расположенного по адресу ////// лестницей с поручнями и пандусом, отвечающих противопожарным и санитарным нормам, обеспечить доступ инвалидам колясочникам на второй, третий и четвертый этаж путем установки лифтов. В судебном заседании пояснила, что согласно заключения судебной строительно технической экспертизы имеется техническая возможность оборудовать вход в здание торгового центра «<данные изъяты>» расположенного по адресу ////// площадью <данные изъяты> кв.м, лестницей с поручнями и пандусом, отвечающих противопожарным и санитарным нормам, обеспечить доступ инвалидам колясочникам на второй, третий и четвертый этаж путем установки лифтов.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть данное дело в его отсутствии. До судебного заседания предоставил отзыв в котором указывает, что в соответствии со ст. 20.3, 129,134 ФЗ «О банкротстве» конкурсным управляющим ООО «<данные изъяты>» заведомо не будут и не могут быть понесены расходы по оборудованию торгового центра «<данные изъяты>» расположенного по адресу /// входа в здание лестницей с поручнями и пандусом, а так же установки лифтов на 2.3,4 этажи здания, как предусматривает строительная техническая экспертиза. Считает, что вопрос о реконструкции торгового центра должен быть решен только после реализации имущества ООО «<данные изъяты> в рамках дела, находящегося в производстве Арбитражного суда Алтайского края.

Суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствии ответчика, так. как в данном случае суд считает нет оснований ставить в зависимость результат рассмотрения по делу, от факта признания торгов состоявшимися ( ст. 139 ФЗ «О Банкротстве».

Эксперт ФИО3 в судебном заседании пояснила, что в здании торгового центра «<данные изъяты>» расположенного по адресу ////// площадью <данные изъяты> кв.м, имеется техническая возможность оборудовать вход в здание на первом этаже лестницей с поручнями и пандусом, отвечающих противопожарным и санитарным нормам. А так же обеспечить доступ инвалидам колясочникам на второй, третий и четвертый этаж путем установки лифтов так, как высота 1.2.3 этажа составляет <данные изъяты> м, 4 этажа <данные изъяты> м, что в соответствии с 5.2.13 СП 59.13330.2012 года ( Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения действующие с 01.01.2013г) предусматривает в данном случае установку лифтов, при чем в соответствии с правила противопожарной безопасности необходимо установка двух лифтов до 3 этажа, а одного до 4 этажа. При этом согласно правил противопожарной безопасности внутри здания с 1 по 4 этаж нельзя будет устанавливать винтовые лестницы с пандусами для инвалидов, так, как не будет имеется места эвакуации с верху в них. Установка лифтов будет произведена с наружи здания, однако на каждом этаже необходимо будет произвести реконструкцию внутри здания, для размещения тамбура, пожаро безопасных зон для инвалидов. Согласно материалов дела проектная документация здания отсутствовала, разрешение на строительство не имелось. В настоящее время в здании отсутствуют грузовые и пассажирские лифты.

Выслушав заключение прокурора, эксперта, изучив материалы дела считает требования процессуального истца подлежат частичному удовлетворению.

Согласно АКТа проверки Прокуратуры Ленинского района от +++ установлено, что вход в здание торгового центра «<данные изъяты>» по /// принадлежащее ООО «<данные изъяты>» не оборудован пандусом для инвалидов колясочников, а так же в здании второй и третий этаж здания не оборудован пандусами и лифтами ( Л.д. 50-52).

Судом установлено. что Решением Арбитражного суда Алтайского края от +++ за ЗАО «<данные изъяты>» /// признано право собственности на здание ... площадью <данные изъяты> кв.м. Решением установлено, что здание возведено в +++ без оформления разрешения на строительство ( л.д. 12-14).

Решением Арбитражного суда Алтайского края от +++ ООО «<данные изъяты>» признано несостоятельным (банкротом). Кроме этого установлено. что ответчику принадлежат нежилое здание ... общей площадью <данные изъяты> кв.м, нежилое здание ... общей площадью <данные изъяты> кв.м, нежилое здание ... общей площадью <данные изъяты> кв.м по адресу /// ( л.д. 59-65)

Определением Арбитражного суда Алтайского края от +++ утвержден конкурсный управляющий ООО «<данные изъяты>» ФИО4 ( л.д. 68-69).

Определением Арбитражного суда Алтайского края от +++ в отношении ООО <данные изъяты>» продлен срок конкурсного производства до +++. Этим же определением установлено,. что Определением арбитражного суда Алтайского края от +++ признаны недействительными сделками договоры аренды от +++ с ООО «<данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты> применены последствия недействительности сделок ( л.д. 158-161).

Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В соответствии с преамбулой к Федеральному закону от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" целью государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 15 указанного Федерального закона Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

В соответствии с положениями ст. 2 п. 3 Градостроительного кодекса РФ основными принципами законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

Судом установлено. что в период с +++ г было возведено без проектной документации и разрешения на строительство здание ... по /// собственником которого в настоящее время является ответчик.

Следовательно при строительстве данного здания необходимо было соблюдать конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указанных в строительных нормах и правилах (СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения")принятых Постановлением Госстроя РФ от +++..., которые действовали до +++

В соответствии с п. п. 3.13.;3.14 данных норм и правил здание должно было, иметь как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения, а именно, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.

Согласно заключения судебной строительной технической экспертизы выполненной ФГУП «<данные изъяты>» имеется техническая возможность оборудовать вход в здание торгового центра «<данные изъяты>» расположенного по адресу /// пандусом ( л.д. 164-168)

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Таким образом суд считает, что при установленных обстоятельствах дела суд считает необходимым возложить обязанность на ответчика возложить обязанность установить пандус у входа в здание.

В требованиях прокурору оборудовать здание торгового центра «<данные изъяты>» расположенного по адресу ///, для доступа инвалидам колясочникам на второй, третий и четвертый этаж путем установки лифтов необходимо отказать по следующим основаниям :

Как установлено в судебном заседании проектной документации, разрешения на строительство в соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ при возведении здания в +++ году ... по /// ЗАО «<данные изъяты>» не имелось.

Здание было построено в +++ году, а реконструкция в настоящее время не осуществляется.

П. 1.1. СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения") предусматривал, что При новом проектировании и реконструкции общественных, жилых и промышленных зданий следует, как правило, предусматривать для инвалидов и граждан других маломобильных групп населения условия жизнедеятельности, равные с остальными категориями населения.

Перечень объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения (далее - МГН), расчетное число и категория инвалидов, а также группа мобильности МГН (Приложение В, табл. В.1) устанавливаются заданием на проектирование. Оно утверждается в установленном порядке по согласованию с территориальным органом социальной защиты населения и с учетом мнения общественных объединений инвалидов.

П. 1.2. Требования настоящего документа распространяются только на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участков или отдельные помещения, доступные для МГН: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также их информационное и инженерное обустройство.

Из содержания данных норм и правил следует, что условия жизнедеятельности МГН необходимо было предусматривать при разработки задания на проектирование до периода строительства здания, либо при производстве реконструкции построенного здания.

То есть требования СП 35-103-2001 являлись рекомендательными нормами в части оборудования зданий лифтами и подъемниками доступных для МГН и распространяли свое действие на проектирование, строительство и реконструкцию. Поскольку здание торгового центра «<данные изъяты>» расположенного по адресу /// уже построено, то положения данных нормативных актов могло быть использовано только при реконструкции.

Кроме того, расчетное число и категория инвалидов, а также группа мобильности МГН (Приложение В, табл. В.1) при строительстве здания не устанавливалась, так.. как отсутствовало задание на проектирование., следовательно не утверждалось в установленном порядке по согласованию с территориальным органом социальной защиты населения и учетом мнения общественных объединений инвалидов.

Таким образом в настоящее время не установлено какое количество лиц инвалидов колясочников в день, неделю, месяц осуществляет посещение торгового центра «<данные изъяты>», и имеется ли в этом необходимость.

Исходя из того, что по заключению экспертизы стоимость двух лифтов для установки на 3 и 4 этаж здания составит <данные изъяты>., а стоимость работ по установке лифтов составит <данные изъяты>. ( л.д. 174, 186)

Следовательно суд считает экономически нецелесообразным, при установленных обстоятельствах производить реконструкцию в здании торгового центра «<данные изъяты>» в расположенного по ///.

П. 7.1.1 Правил 59.13330.2012 года ( Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения действующие с 01.01.2013г ) установлено. что При проектировании общественных зданий кроме данного документа следует учитывать требования СП 59.13330.

Перечень элементов зданий и сооружений (помещений, зон и мест), доступных для МГН, расчетная численность и категория инвалидов устанавливаются в необходимых случаях заданием на проектирование, утверждаемым в установленном порядке по согласованию с территориальным органом социальной защиты населения и с учетом мнения общественных объединений инвалидов.

7.1.2. При реконструкции, капитальном ремонте и приспособлении существующих зданий для МГН в проекте должны быть предусмотрены доступность и удобства для МГН.

В зависимости от объемно-планировочных решений здания, от расчетного числа маломобильных посетителей, функциональной организации учреждения обслуживания следует применять один из двух вариантов форм обслуживания:

вариант "А" (универсальный проект) - доступность для инвалидов любого места в здании, а именно - общих путей движения и мест обслуживания - не менее 5% общего числа таких мест, предназначенных для обслуживания;

вариант "Б" (разумное приспособление) - при невозможности доступного оборудования всего здания выделение в уровне входа специальных помещений, зон или блоков, приспособленных для обслуживания инвалидов, с обеспечением всех видов услуг, имеющихся в данном здании.

В данном случае, задание на проектирование отсутствует, следовательно процессуальному истцу необходимо было предоставить доказательства того, имеется необходимость посещения инвалидами колясочниками 2,3,4 этажа торгового центра «<данные изъяты>». Доказательство тому могло являться заключение территориального органа социальной защиты населения и с учетом мнения общественного объединения, которые могли бы установить перечень элементов( в том числе и этажей) здания торгового центра «<данные изъяты>», расчетную численность инвалидов колясочников посещаемых здание торгового центра «<данные изъяты>» расположенного по адресу ///, которая подтверждала бы необходимость их пребывания на данных этажах, с учетом видов продаваемых товаров, и торговой деятельности.

Так, как в противном случае, маломобильные группы населения не лишены возможности приобрести так кой же товар в рядом расположенных магазинах ( имеющих пандусы на первых этажах ) с торговым центром «<данные изъяты>».

Данные обстоятельства процессуальным истцом не установлены, сведений о видах розничной торговой деятельности на 1-4 этажах не представлены, хотя ответчик не отрицает, что в настоящее время здание используется ООО «<данные изъяты> и ООО «<данные изъяты> под розничную торговлю.

Суд считает с учетом продленного срока конкурсного производства в отношении ответчика до +++ ( л.д. 161) в соответствии со ст. 206 ГПК РФ возможным предоставить ответчику срок в течении +++ со дня вступления в законную силу решения суда оборудовать вход в здание торгового центра «<данные изъяты>» расположенного по адресу ///, лестницей с поручнями и пандусом

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика в пользу Федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме <данные изъяты> рублей от уплаты которой истец был освобожден.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198, ГПК РФ, судья

РЕШИЛ:

Возложить на Общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» обязанность установить пандус с лестницей и поручнями, у входа в здание расположенного по адресу ///... торгового центра « <данные изъяты>», в течении +++ со дня вступления решения в законную силу.

В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано через Ленинский районный суд гор. Барнаул в течение месяца в Алтайский краевой суд, со дня изготовления полного текста решения, который будет изготовлен 22.05.2013г

Судья А.А. Степанов

Решение вступило в законную силу 20 августа 2013 года

Судья А.А. Степанов