ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-442/201904 от 04.02.2019 Октябрьского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 2-442/2019 04 февраля 2019 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи А.А. Токарь,

при секретаре А.М. Волковой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Масловской Ирины Борисовны к Комитету по социальной политике Санкт-Петербурга о признании права на ежемесячные доплаты к пенсии, обязании включить в стаж гражданской службы периоды работы,

у с т а н о в и л:

Масловская И.Б. обратилась в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга с настоящим иском, указав, что является получателем страховой пенсии по старости с 09.07.2007, на основании Закона Санкт-Петербурга от 01.07.2005 № 399-39 «О государственной гражданской службе Санкт-Петербурга» ей были назначены и выплачивались ежемесячные доплаты за стаж и за классный чин, как лицу замещавшему должность государственной гражданской службы Санкт-Петербурга, однако с 01.04.2018 выплата указанных доплат к пенсии прекращена на том основании, что в ходе проведения ответчиком проверки документов пенсионного дела истицы, из стажа государственной службы, необходимого для получения упомянутых доплат были исключены периоды замещения должностей государственной гражданской службы в Управлении по охране окружающей среды Администрации Санкт-Петербурга (Комитете по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга) с 19.03.2001 по 31.07.2007 и замещения должностей федеральной государственной службы в Государственном комитете по охране окружающей среды Санкт-Петербурга и Ленинградской области (Департаменте природных ресурсов по Северо-Западному региону) Министерства природных ресурсов Российской Федерации с 01.10.1998 по 16.03.2001, ввиду чего стаж государственной гражданской службы Санкт-Петербурга истицы составил 9 лет 10 месяцев 19 дней, вместо необходимых 10 лет. Принятое ответчиком решение истица считала незаконным, поскольку вышеуказанные обстоятельства в качестве оснований, предусмотренных п. 2.9.3. Административного регламента Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по предоставлению меры социальной поддержки в виде установления, перерасчета, приостановления, возобновления и прекращения выплат ежемесячных доплат к трудовой пенсии по старости (пенсии за выслугу лет, трудовой пенсии по инвалидности) лицам, замещавшим государственные должности Санкт-Петербурга и должности государственной гражданской службы Санкт-Петербурга, утвержденного распоряжением Комитета от 06.10.2016г. № 293-р, для прекращения ежемесячных доплат к пенсии не предусмотрены.

По мнению истицы, исключённые периоды замещения должностей в Северо-Западном территориальном управлении по гидрометеорологии и в Комитете экологии и природных ресурсов Санкт-Петербурга и Ленинградской области (Комитете по охране окружающей среды и природных ресурсов Санкт-Петербурга и Ленинградской области) должны быть учтены в общий стаж гражданской службы на основании п.п. «г» п. 10 «Перечня должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих», утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 17.12.2002 № 1413, и п. 10 «Порядка подсчёта и подтверждения стажа государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих и определения соответствия должностей периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы" от 09.12.2004 № 312, ввиду того, что в силу п. 1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы.

По изложенным основаниям истица просила признать за нею право на получение доплат к пенсии за стаж и классный чин и обязать ответчика включить периоды замещения должностей государственной гражданской службы в Комитете экологии и природных ресурсов Санкт-Петербурга и Ленинградской области (Комитете по охране окружающей среды и природных ресурсов Санкт-Петербурга и Ленинградской области) с 13.12.1993 по 08.09.1997 и в Северо-Западном территориальном управлении по гидрометеорологии с 13.11.1979 по 20.11.1987.

Ответчик просил в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на то, что Северо-Западное территориальное управление по гидрометеорологии и контролю природной среды, в котором в период с 13.09.1979 по 20.11.1987 истица работала в должности старшего инженера-программиста, являлось территориальным органом федерального органа власти, в период работы истицы с 13.12.1993 до 01.10.1998 Комитет экологии и природных ресурсов Санкт-Петербурга и Ленинградской области (Комитет по охране природы Санкт- Петербурга и ЛО) также являлся территориальным органом федерального органа власти (Министерства природных ресурсов РФ), а не структурным подразделением Ленгорисполкома, мэрии Ленинграда (Санкт-Петербурга), и в соответствии с положениями Закона Санкт-Петербурга от 30.06.2005 № 399-39 «О государственной гражданской службе Санкт-Петербурга» с изменениями, внесёнными Законом Санкт-Петербурга от 30.05.2011 N 285-64, периоды работы в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти не подлежат включению в стаж гражданской службы, необходимый для получения ежемесячных доплат к страховой пенсии по старости за стаж и классный чин.

Одновременно ответчик указал, что назначение и выплата истице доплат к страховой пенсии по старости за стаж и классный чин в соответствии с ранее действовавшей редакцией Закона Санкт-Петербурга от 30.06.2005 № 399-39 «О государственной гражданской службе Санкт-Петербурга», а также прекращение их выплаты не непосредственно после введения в действие изменений порядка подсчёта соответствующего стажа, внесённых Законом Санкт-Петербурга от 30.05.2011 № 285-64, правовыми основаниями для включения спорных периодов работы в стаж гражданской службы истицы, необходимый для назначения соответствующих доплат к страховой пенсии, и права на их выплату.

В судебное заседание истица явилась, исковые требования поддержала в полном объёме.

Представитель ответчика в судебное заседание явился, просил в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на то, что после вступления в силу изменений, внесённых в ст. 15 Закона Санкт-Петербурга от 30.06.2005 № 399-39 «О государственной гражданской службе Санкт-Петербурга», Законом Санкт-Петербурга от 30.05.2011 № 285-64, правовых оснований для предоставления истице мер социальной поддержки Санкт-Петербурга в виде доплаты за стаж и классный чин не имелось.

Выслушав объяснения истицы и представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими отклонению в связи со следующим.

Истица является получателем страховой пенсии по старости с 09.07.2007 (л.д. 8). На основании решения отдела социальной защиты Приморского района Санкт-Петербурга № 78 от 13.08.2007 ей были установлены ежемесячные доплаты к пенсии за стаж и классный чин в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 30.06.2005 № 399-39 «О государственной гражданской службе Санкт-Петербурга» (л.д. 82). На основании распоряжения председателя комитета по социальной политике Санкт-Петербурга № 38-Г от 23.03.2018 выплата истице ежемесячных доплат за стаж и классный чин с 01.04.2018 прекращена (л.д. 52). Основанием к изданию распоряжения № 38-Г от 23.03.2018 послужили изменения, внесённые в ст. 15 Закона Санкт-Петербурга от 30.06.2005 № 399-39 «О государственной гражданской службе Санкт-Петербурга» об определении периодов работы, подлежащих включению в стаж, необходимый для назначения и выплаты доплат к страховой пенсии по старости за стаж и классный чин, предусмотренных ст. 14 названного закона, внесённых Законом Санкт-Петербурга от 30.05.2011 № 285-64. В связи с упомянутыми изменениями из стажа государственной службы истицы, подлежащего учёту для назначения доплат к страховой пенсии за стаж и классный чин были исключены периоды работы в северо-Западном территориальном управлении по гидрометеорологии и контролю природной среды с 13.11.1979 по 20.11.1987 и в Комитете экологии и природных ресурсов Санкт-Петербурга и Ленинградской области (Комитете по охране окружающей среды Санкт-Петербурга и Ленинградской области; Департаменте природных ресурсов по Северо-Западному региону) Министерства природных ресурсов Российской Федерации с 13.12.1993 по 01.10.1998.

В соответствии со статьей 14 Закона Санкт-Петербурга от 30.06.2005 № 399-39 (в редакции Закона Санкт-Петербурга от 30.05.2011 № 285-64) «О государственной гражданской службе Санкт-Петербурга» право на получение ежемесячных доплат к страховой пенсии по старости (пенсии за выслугу лет) имеют лица, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, замещавшие должности гражданской службы, уволенные с гражданской службы (уволенные с государственной службы Санкт-Петербурга после вступления в силу Закона Санкт-Петербурга от 28 июня 1995 года № 91-9 «Об утверждении Реестра государственных должностей органов государственной власти Санкт-Петербурга»), достигшие возраста, определенного действующим законодательством для назначения трудовой пенсии по старости, в следующих случаях:

- если они имеют стаж гражданской службы в государственных органах и органах государственной власти Санкт-Петербурга (органах государственной власти и управления Ленинграда), исчисленный в соответствии с пунктом 3 статьи 15 данного Закона Санкт-Петербурга и составляющий не менее десяти лет, и были уволены с гражданской службы по одному из оснований, перечисленных в данном пункте;

- если они имеют стаж: гражданской службы, исчисленный в соответствии с пунктом 2 статьи 15 данного Закона Санкт-Петербурга не менее десяти лет, из которых не менее пяти лет составляет стаж, исчисленный в соответствии с пунктом 3 статьи 15 данного Закона Санкт-Петербурга, при этом последние двенадцать месяцев перед достижением возраста, определенного действующим законодательством для назначения трудовой пенсии по старости, замещали должности гражданской службы в государственных органах и органах государственной власти Санкт-Петербурга и были уволены с указанных должностей гражданской службы по основаниям, перечисленным в подпункте 1 настоящего пункта. В случае, если указанный период замещения должностей гражданской службы перед достижением возраста, определенного действующим законодательством для назначения трудовой пенсии по старости, отсутствует или составляет менее двенадцати месяцев, ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости (пенсии за выслугу лет) назначается при наличии стажа гражданской службы, исчисленного в соответствии с пунктом 2 статьи 15 данного Закона Санкт-Петербурга и составляющего не менее двадцати лет, из которых не менее пяти лет составляет стаж, исчисленный в соответствии с пунктом 3 статьи 15 данного Закона Санкт-Петербурга.

В соответствии с пунктом 2 статьи 15 указанного Закона (в редакции Закона Санкт-Петербурга от 30.05.2011 N 285-64, вступившей в действие 24.06.2011) в стаж (общую продолжительность) гражданской службы для получения ежемесячных доплат к страховой пенсии по старости подлежат включению:

- периоды замещения должностей, предусмотренных пунктами 1-13 перечня должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 20 сентября 2010 года N 1141;

- периоды замещения должностей руководителей, специалистов и служащих, выборных должностей, занимаемых на постоянной основе до 31 декабря 1991 года включительно, в организациях и учреждениях, осуществлявших в соответствии с законодательством СССР и союзных республик отдельные функции государственного управления и иные, перечисленные в данном пункте.

Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Из материалов дела усматривается, что истица в период с 13.11.1979 по 20.11.1987 работала в Северо-Западном территориальном управлении по гидрометеорологии и контролю природной среды в должности старшего инженера-программиста (л.д. 90, 91, 95).

Северо-Западное территориальное управление по гидрометеорологии и контролю природной среды в спорный период являлось территориальным органом Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, то есть территориальным органом федерального органа исполнительной власти, что следует из архивной справки № 06-23/50 от 29.01.2008 (л.д. 77, 78). Принимая во внимание, что в п.п. 1-13 Перечня должности федеральных органов исполнительной власти не поименованы, должность истицы не относится к должностям руководителей, специалистов и служащих, выборных должностей, занимаемых на постоянной основе до 31 декабря 1991 года включительно, в организациях и учреждениях, осуществлявших в соответствии законодательством СССР и союзных республик отдельные функции государственного управления, к должностям органов государственной власти и управления Ленинграда (государственных органах Санкт-Петербурга) до 1 июля 1995 года и иным, перечисленным в 2 статьи 15 Закона Санкт-Петербурга № 399-39 (в редакции Закона Санкт-Петербурга от 30.05.2011 N 285-64), ответчик обоснованно не учёл данный период трудовой деятельности истицы в стаж гражданской службы, необходимый для назначения ежемесячных доплат за стаж и классный чин, предусмотренных ст. 14 названного Закона Санкт-Петербурга, ввиду чего правовые основания для включения периода работы истицы в Северо-Западном территориальном управлении по гидрометеорологии и контролю природной среды с 13.11.1979 по 20.11.1987 в стаж гражданской службы, дающий право на получение доплат к страховой пенсии за стаж и классный чин отсутствуют.

В период с 13.12.1993 по 16.03.2001 истица работала последовательно специалистом II, I категории и ведущим специалистом в Комитете экологии и природных ресурсов Санкт-Петербурга и Ленинградской области (Комитет по охране природы Санкт- Петербурга и ЛО), Комитете экологии и природных ресурсов Санкт-Петербурга и ЛО (л.д. 90 – 92).

Согласно Положению о Комитете по охране природы Санкт-Петербурга и ЛО (далее - Комитет по охране природы), утвержденному решениями президиумов Санкт-Петербургского совета и Леноблсовета от 06.07.1992 (далее - Положение 1992 г.), Комитет по охране природы осуществлял свою деятельность под руководством Министерства экологии и природных ресурсов РФ (п. 1.3. Положения 1992 г.), председатель Комитета по охране природы назначался на должность и освобождался от должности Министром экологии и природных ресурсов по согласованию с Санкт-Петербургским Советом и Леноблсоветом (п 1.6 Положения 1992 г.), структура, штаты и сметы расходов Комитета по охране природы утверждались Министерством экологии и природных ресурсов РФ ( п. 1.9 Положения 1992 г.), финансирование данного органа исполнительной власти осуществлялось за счет средств Государственного бюджета, средств, выделяемых Министерством экологии и природных ресурсов РФ, и средств регионального Фонда охраны природы (п. 1.11 Положения 1992 г.).

В соответствии с Положением о Комитете экологии и природных ресурсов Санкт-Петербурга и ЛО (далее Комитет экологии), утвержденным 14.09.1994 Министром охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ (далее - Положение 1994 г.), Комитет экологии являлся территориальным органом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ (далее - Минприроды России) на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области (п.1.1. Положения 1994 г). Численность аппарата, структуру, штаты и фонд оплаты труда Комитета экологии определялись Минприроды России (п. 1.4 положения 1994 г.), финансирование осуществлялось за счёт средств федерального бюджета, бюджетов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, иных источников ( п. 1.6 Положения 1994 г.), председателя Комитета экологии назначался и освобождался от должности на основании приказов Министра охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ по согласованию с Правительствами Санкт-Петербурга и Ленинградской области (п. 1.9. Положения 1994 г.). Положение о Комитете экологии и природных ресурсов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, утвержденное в 1996 Министром охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ содержит аналогичные положения (л.д. 111 – 135).

Из анализа вышеприведённых положений, на основании которых осуществлял свою деятельность Комитет по охране природы, переименованный впоследствии в Комитет экологии, и в которых истица осуществляла трудовую деятельность в период с 13.12.1993 по 16.03.2001, комитет являлся территориальным органом федерального органа исполнительной власти РФ, не входил в структуру Ленгорисполкома, мэрии Ленинграда (Санкт-Петербурга).

Кроме того, в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" перечни должностей федеральной государственной гражданской службы, подлежали утверждению Указом Президента РФ.

Перечни государственных должностей федеральной государственной службы в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, являющиеся разделами Реестра государственных должностей государственной службы Российской Федерации, утверждены Указом Президента Российской Федерации от 3 сентября 1997 года № 981«Об утверждении перечней государственных должностей федеральной государственной службы», которым предусматривалось, что положения законодательства, касающиеся денежного содержания для лиц, замещающих государственные должности федеральной государственной службы в территориальных федеральных органах исполнительной власти, вступали в действие с 01.10.1998. Из изложенного следует, что на служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти гарантии, касающиеся, в том числе исчисления стажа государственной службы, распространяется после 01.10.1998 - вступления в силу Указа Президента Российской Федерации от 03.09.1997 № 981, и применительно к положениям ст. 15 Закона Санкт-Петербурга № 399-39 (в редакции Закона Санкт-Петербурга от 30.05.2011 N 285-64) период работы истицы с 13.12.1993 по 08.09.1987 в Комитете экологии и природных ресурсов Санкт-Петербурга и Ленинградской области (Комитет по охране природы Санкт- Петербурга и Ленинградской области), Комитете экологии и природных ресурсов Санкт-Петербурга и Ленинградской области (Комитет по охране природы Санкт- Петербурга и Ленинградской области) не может быть включён в стаж гражданской службы истицы с целью назначения и выплаты доплат к страховой пенсии за стаж и классный чин.

Принимая во внимание, что без включения вышеуказанных периодов работы в стаж, дающий право на получение доплат к страховой пенсии за стаж и классный чин, предусмотренных статьей 14 Закона Санкт-Петербурга от 30.06.2005 № 399-39 (в редакции Закона Санкт-Петербурга от 30.05.2011 № 285-64) «О государственной гражданской службе Санкт-Петербурга», стаж гражданской службы истицы составляет менее требуемых 10 лет, её требования в части признания права на получение указанных доплат подлежат отклонению.

Доводы истицы об отсутствии у ответчика права на прекращение выплаты спорных доплат к страховой пенсии по старости в связи с положениями ст. 4 ГК РФ суд считает несостоятельными.

Социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации).

В соответствии со статьей 26.3.1. Федерального закона от 06.10.1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъекта РФ вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта РФ дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Ежемесячная доплата к пенсии является дополнительной гарантией, которую субъект Российской Федерации вправе устанавливать лишь при наличии финансирования из бюджета субъекта Российской Федерации таких дополнительных выплат, обязанность предоставления дополнительных гарантий, действующим законодательством не предусмотрена. Соответственно, субъект РФ вправе изменить или отменить размер и условия установления ежемесячных выплат с учетом своих финансовых возможностей, что не противоречит предписаниям статьи 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации. На это обстоятельство, в частности, неоднократно указывал Конституционный Суд РФ в определениях от 02.04.2009 г. № 473-0-0, от 15.01.2008 г. № 107-О-О и 108-О-О, от 03.04.2007 № 332-О-П).

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Масловской Ирине Борисовне в удовлетворении иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский суд Санкт-Петербурга.

Мотивированное решение составлено 28.02.2019.

Судья: