ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-443 от 31.12.9999 Кизеловского городского суда (Пермский край)

                                                                                    Кизеловский городской суд Пермского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Кизеловский городской суд Пермского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-443/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ город Кизел

Кизеловский городской суд Пермского края в составе:

судьи Коваль А.А.,

при секретаре Черниковой Н.В.,

представителя истца адвоката Шагаловой Л.Д. по доверенности,

представителя администрации Кизеловского муниципального района действующей по доверенности Трошковой Н.А.,

представителя Министерства Финансов РФ, Управления Федерального казначейства по Пермскому краю, отделения по городу Кизелу Управления Федерального казначейства по Пермскому краю Подсобляева С.В. действующего по доверенностям,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизеле гражданское дело по иску Рыгиной Л.В. к Министерству Финансов РФ, Управлению Федерального казначейства по Пермскому краю, отделению по городу Кизелу Управления Федерального казначейства по Пермскому краю и администрации Кизеловского муниципального района о признании права на получение социальной выплаты на приобретение жилья в г.Перми за счет средств федерального бюджета, взыскании с Министерства Финансов РФ за счет средств Казны РФ № рублей компенсации материального вреда, взыскании с администрации Кизеловского муниципального района № рублей компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Рыгина Л.В. обратилась в суд с иском к Министерству Финансов РФ, Управлению Федерального казначейства по Пермскому краю, отделению по городу Кизелу Управления Федерального казначейства по Пермскому краю и администрации Кизеловского муниципального района о признании права на получение социальной выплаты на приобретение жилья в г.Перми за счет средств федерального бюджета, взыскании с Министерства Финансов РФ за счет средств Казны РФ № рублей компенсации материального вреда, взыскании с администрации Кизеловского муниципального района № рублей компенсации морального вреда

В судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в письменном заявлении просит рассмотреть дело в ее отсутствие, с участием ее представителя адвоката Шагаловой Л.Д.; составу суда доверяет, на заявленных требованиях настаивает.

В исковом заявлении истец указала, что 27 июня 1996г. вступил в действие Федеральный Закон №81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной зашиты работников организации угольной промышленности». В соответствии с положениями ст. 5 указанного закона перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством РФ. При решении вопроса о ликвидации организаций угольной промышленности городов Кизела, Губахи, Гремячинска и Чусового Пермской области в 1998 году и социальной защите высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности указанных городов, в том числе путем содействия их трудоустройству за счет переселения за пределы названных городов Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 г. N 1068 "О проведении эксперимента по предоставлению государственных жилищных сертификатов высвобожденным работникам ликвидируемых организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область) в 1998 году" (с последующими изменениями) утверждены Правила проведения эксперимента по предоставлению государственных жилищных сертификатов. Пунктом 3 указанного Постановления РФ предусмотрено, что право на получение сертификата имеют высвобожденные работники, постоянно проживающие в городах Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой, уволенные в 1995 - 2000 гг. с предприятий угольной промышленности, расположенных в этих городах, имеющие стаж работы в угольной отрасли не менее 5 лет, зарегистрированные в территориальных органах службы занятости указанных городов в качестве безработных. Право на первоочередное получение сертификата предоставляется высвобожденным работникам, в семьях которых двое и более граждан имеют право на получение сертификата, или имеющим многодетные семьи. Она работала на шахте » производственного объединения «Кизелуголь» № лет, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год. ДД.ММ.ГГГГ была уволена в связи с ликвидацией предприятия по п.1 ст. 33 КзОТ РФ (Приказ №-к от ДД.ММ.ГГГГ), что подтверждается копией трудовой книжки. Была зарегистрирована и постоянно проживала в , что подтверждается копией справки Жилищно-коммунальной конторы № комбината «Кизелуголь» от ДД.ММ.ГГГГ После увольнения зарегистрировалась в Центре занятости населения г. Кизела в качестве безработного в периоды с ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждает копия справки, выданной службой занятости г. Кизела № от ДД.ММ.ГГГГ После увольнения, главе администрации местного самоуправления г. Кизела ею было направлено ходатайство о приобретении жилья для переселения, за счет федерального бюджета, подписанное генеральным директором АООТ «Кизелуголь» ФИО5, председателем территориального комитета профсоюзов ФИО1, Директором шахты ФИО4, председателем профкома ФИО2, главой администрации пос. Ю.Коспашский ФИО3с приложением к названному ходатайству указанных выше документов. На момент ее увольнения действовало Положение о государственном финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденное постановлением Правительства РФ 17.05.1996г. №595. Главам местного самоуправления Администрацией Пермской области на основании данного Положения были разработаны рекомендации по применению положения «О предоставлении безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья в Пермской области работникам, уволенным в связи с ликвидацией шахт Кизеловского угольного бассейна и трудоустроенным на территории области», утвержденного постановлением губернатора области от 23.04.1997г. №150. На основании положений указанных выше законодательных актов имела право на получение безвозмездной субсидии на приобретение жилья, на момент подачи документов в администрацию г. Кизела ее поставили в список очередников на получение субсидии под №4. Однако, субсидия не была выделена, в ответ на ее обращения Администрация г. Кизела ссылалась на отсутствие финансирования, а так как списки ежегодно пересматривались из письма администрации г. Кизела №-р от ДД.ММ.ГГГГ узнала, что ее очередь в списках на переселение №15. ДД.ММ.ГГГГ она снялась с учета в Центре занятости населения г. Кизела. В ДД.ММ.ГГГГ года она передала квартиру, расположенную по адресу:  муниципальную собственность и переехала в г. Пермь, надеясь, что субсидия ей будет выделена, и в настоящее время вынуждена снимать частное жилье, так как другого жилья нет. Она неоднократно обращалась в различные органы государственной власти о нарушении ее прав администрацией г. Кизела непредоставлением жилищного сертификата. На момент увольнения в соответствии с действующим в тот период законодательством, имела право на получение субсидии на приобретение жилья по новому месту жительства; субсидии предоставлялись на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков. Администрация г. Кизела при постановке ее в очередь в ДД.ММ.ГГГГ году не отказывала ей в предоставлении жилищной субсидии как лицу, не имеющему правовых оснований на получение указанной субсидии. Однако администрация г. Кизела своевременно не предоставила ей жилищную субсидию (жилищный сертификат), чем нарушила права и мои законные интересы. В соответствии с пунктами 10 и 11 Постановления от 13 июля 2005 года N 428 принятого Правительством Российской Федерации во исполнение части 2 статьи 45 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2005 год", норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера субсидии, для одиноких граждан составляет 33 кв. метра. В соответствии с приказом Министерства регионального развития РФ от 25.12.2009 №603 «О нормативе стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на первое полугодие 2010 года и среднерыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам РФ на первый квартал 2010 г.» средняя рыночная стоимость 1 кв. метра общей жилой площади в Пермском крае составляет 28 400 руб. В настоящее время сумма социальной выплаты для одиноких граждан составляет 28 400 х 33 кв.м. = 937 200, 00 руб. На основании ст.18 Конституции РФ, Федерального Закона №81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной зашиты работников организации угольной промышленности», просит признать за ней право на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты не приобретение жилья в г. Перми. Взыскать с Министерства финансов РФ за счет средств казны Российской Федерации в ее пользу компенсацию материального вреда, связанного с непредоставлением жилищного сертификата, равной сумме социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в г. Перми, на день подачи иска, в размере № рублей. Взыскать с администрации Кизеловского муниципального района Пермского края за счет казны Кизеловского муниципального района, в ее пользу моральный вред в размере № рублей.

Дополнительным исковым заявлением истица просит признать за ней право на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты не приобретение жилья в г. Перми; взыскать с Министерства финансов РФ за счет средств казны РФ в пользу администрации Кизеловского муниципального района денежные средства в сумме № рублей, для осуществления социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья Рыгиной Л.В.. Определить следующий порядок выплаты субсидии для приобретения жилого помещения: возложить на Министерство финансов РФ обязанность произвести перерасчет суммы субсидии при изменении на день исполнения решения размера средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилья по Пермскому краю для расчета размера субсидии для ее получателей за счет федерального бюджета; обязать администрацию Кизеловского муниципального района заключить с Рыгиной Л.В. договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья; перечисление взысканных с Министерства финансов РФ за счет средств казны РФ денежных средств для осуществления социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья для Рыгиной Л.В. производится на счет, открытый органу местного самоуправления в учреждении Банка России или кредитной организации на балансовом счете №40302 «Средства, поступающие во временное распоряжение бюджетных учреждений»; Администрации Кизеловского муниципального района при предоставлении Рыгиной Л.В. договора купли-продажи на приобретение жилья или договора участия в долевом строительстве, произвести социальную выплату Рыгиной Л.В. за счет средств федерального бюджета в сумме № рублей, полученных из Министерства финансов РФ, путем перечисления средств продавцу жилья или застройщику, с предоставлением в отделение по г. Кизелу Управления Федерального Казначейства по Пермскому краю вышеуказанного договора купли-продажи или договора участия в долевом строительстве; после перечисления средств истцу орган местного самоуправления обязан направить в Министерство финансов РФ копию платежного поручения на перечисление средств по исполнительному листу, заверенную надлежащим образом; взыскать за счет казны Кизеловского муниципального района Пермского края, в пользу Рыгиной Л.В. денежную компенсацию морального вреда, причиненного органами местного самоуправления Кизеловского муниципального района, в размере № рублей.

Определением Кизеловского городского суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ в связи с принятием судом отказа Рыгиной Л.В. от иска о взыскании с Министерства финансов РФ за счет средств Казны РФ № рублей компенсации материального вреда, связанного с не предоставлением жилищного сертификата, производство по делу в указанной части прекращено.

Представитель истицы адвокат Шагалова Л.Д. по доверенности заявленные требования поддержала по доводам и основаниям, приведенным в исковых заявлениях, пояснив, что истица работала на шахте «Широковская» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, и была уволена в связи с ликвидацией предприятия. Была зарегистрирована и постоянно проживала в . После увольнения зарегистрировалась в Центре занятости населения г. Кизела в качестве безработного в периоды с ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. После увольнения она входила в состав Наблюдательного Совета шахты, и принимала непосредственное участие в составлении списков уволенных работников шахты. В данном списке истица состояла под №№. В ДД.ММ.ГГГГ году главе администрации местного самоуправления г. Кизела истицей было направлено ходатайство о приобретении жилья для переселения, за счет федерального бюджета, подписанное руководством шахты, АООТ «Кизелуголь» и профсоюзов. Она дала письменное обязательство о сдаче своего жилья в случае ее переселения из г.Кизела. Однако субсидия истице не была выделена вследствие отсутствия финансирования. ДД.ММ.ГГГГ истица снялась с учета в Центре занятости населения г. Кизела. В ДД.ММ.ГГГГ года передала квартиру, расположенную по адресу:  муниципальную собственность и переехала в г. Пермь полагая, что ей будет выделена субсидия. С вступлением в силу Правил проведения эксперимента по предоставлению государственных жилищных сертификатов высвобожденным работникам ликвидируемых организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область) в 1998 утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 № 1068 истица рассчитывала на получение субсидии в виде жилищного сертификата. Заявления на получение сертификата истица не подавала. В ДД.ММ.ГГГГ году истица присутствовала на заседании наблюдательного совета администрации г.Кизела, где было принято решение о замене ее кандидатуры на получении субсидии, многодетной семьей. Именно данным решением было нарушено право истицы на получение денежной субсидии. В последствии истица неоднократно обращалась с жалобами и заявлениями в различные органы государственной власти о нарушении ее прав администрацией г. Кизела, в связи с не предоставлением жилищного сертификата. Не отрицает, что в ДД.ММ.ГГГГ году истица дважды обращалась в Кизеловский городской суд с исками к администрации г.Кизела за защитой нарушенных прав вызванных не предоставлением денежной субсидии как высвобожденного работника шахты, и отказывалась от заявленных требований. В ДД.ММ.ГГГГ году истица вновь обратилась в администрацию Кизеловского района с просьбой предоставить субсидию для приобретения жилья, но истице было отказано в связи с окончанием программы переселения уволенных шахтеров, тем самым были вновь нарушены права истицы на получение средств государственной поддержки для переселения. Считает, что на основании Федерального закона от 20.06.1996 № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» и Постановления Правительства РФ №428 от 13.07.2005 г., истица имеет право на получение социальной выплаты в размере № рублей в порядке указанном в Справке по результатам обобщения судебной практики по делам, связанным с применением законодательства о содействии переселению высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной отрасли подготовленной Пермским краевым судом ДД.ММ.ГГГГ Считает, что отказами истице как в ДД.ММ.ГГГГ году на заседании наблюдательного совета администрации г.Кизела, так и в ДД.ММ.ГГГГ году администрацией Кизеловского района, в предоставлении субсидии, было нарушено право истицы на получение денежной субсидии, чем был причинен истице моральный вред в виде нравственных и физических страданий. Истица длительное время переживает из-за нерешенности жилищной проблемы. У истицы ухудшилось состояние здоровья, обострились заболевания. Поэтому поддерживает иск истицы о взыскании с администрации Кизеловского муниципального района Пермского края за счет казны Кизеловского муниципального района № рублей, компенсации за причиненный моральный вред.

Представитель администрации Кизеловского муниципального района не признав заявленные требования пояснила, что в соответствии со ст.5 Федерального закона от 20.06.1996 № 81-ФЗ финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, иными нормативными правовыми актами. Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством РФ. Приняв решение о ликвидации организаций угольной промышленности, Правительство РФ предусмотрело меры по социальной защите высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности, в том числе путем содействия их переселению из неперспективных городов и поселков. Так Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 № 1068 были утверждены Правила проведения эксперимента по предоставлению государственных жилищных сертификатов высвобожденным работникам ликвидируемых организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой в 1998 году. Срок действия Постановления Правительства РФ от 06.09.1998 № 1068 последний раз продлевался на 2000 год Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2000 года № 323 «О ходе проведения эксперимента по предоставлению государственных жилищных сертификатов высвобожденным работникам ликвидируемых организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область)». Позднее Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 № 840 был утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, в который подпунктом «е» пункта 8 было включено направление: содействие в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства работникам, уволенным в связи с ликвидацией организаций угольной отрасли, расположенных в неперспективных городах и поселках Кизеловского угольного бассейна. Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 года № 428 были утверждены Правила предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков. В соответствии с этими Правилами содействие в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства работникам, уволенным в связи с ликвидацией организаций угольной отрасли, расположенных в неперспективных городах и поселках Кизеловского угольного бассейна, осуществлялось в форме предоставления безвозмездных жилищных субсидий гражданам. Субсидии предоставлялись за счет субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, выделяемых из федерального бюджета. 15 ноября 2006 года Правительством РФ приняты Постановления № 687 и № 688, которыми внесены изменения в Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 № 428 и Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 № 840. Так Постановлением Правительства РФ от 15.1 1.2006 № 687 в подпункте «е» пункта 8 Перечня мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 № 840 исключены слова «а также работникам, уволенным в связи с ликвидацией организаций по добыче (переработке) угля, расположенных в неперспективных городах и поселках Кизеловского угольного бассейна». Постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 № 688 в Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства от 13.07.2005 № 428, внесены изменения в подпункт «в» пункта 5, которыми слова «а также работникам, уволенным в связи с ликвидацией организаций по добыче (переработке) угля, расположенных в неперспективных городах и поселках Кизеловского угольного бассейна» исключены. Приказом Министерства промышленности и энергетики от 27.02.2006 № 40, изданным во исполнение Федерального закона от 26.12.2005 № 189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год», распределены субвенции, направляемые на реализацию мероприятий, предусмотренных пунктом 5 Правил предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков. Из указанного приказа следует, что субвенции на выполнение программы содействия переселению высвобожденных работников по Кизеловскому угольному бассейну на 2006 год не выделены. Не выделялись указанные субвенции и в период 2007-2009 годов. Не выделены они и на 2010 год. Таким образом, указанными Постановлениями из числа мероприятий исключено направление - содействие в приобретении (строительстве) жилья работникам, высвобожденным по ликвидации предприятий угольной отрасли Кизеловского угольного бассейна, финансирование указанного направления прекращено, бюджетные ассигнования на эти цели федеральным бюджетом не предусмотрены. Тем самым в настоящее время отсутствуют нормы материального права, на основании которых возможно было бы удовлетворить заявленные исковые требования. Считает, что приведенными правовыми актами были установлены условия предоставления субсидий для приобретения жилья лицам, высвобожденным с ликвидируемых организаций угольной промышленности городов Кизел… в 1995-2000 годах. Это постоянное проживание в указанных городах; увольнение с предприятий угольной промышленности, расположенных в этих городах в связи с ликвидацией; наличие стажа работы в угольной отрасли не менее 5 лет; регистрация в территориальных органах службы занятости указанных городов в качестве безработных. Для получения жилищной субсидии необходимо было наличие одновременно всех четырех условий. Поскольку истица с июня 1997 года не состояла на учете в Центре занятости населения в качестве безработного, выехала за пределы города Кизела, самостоятельно трудоустроилась в декабре 1997 года на работу в Пермское муниципальное предприятие «Пассажиравтотранс», где и работает по настоящее время, а Постановление Правительства № 1068 «О проведении эксперимента по предоставлению государственных жилищных сертификатов...» было принято только 06 сентября 1998 года. То на момент принятия данного Постановления у истицы отсутствовали основания для возникновения права на получение государственного жилищного сертификата. В 2003 году истица уже обращалась в суд с иском к Администрации города Кизела по тому же предмету и по тем же основаниям и добровольно отказалась от исковых требований. Право на получение государственного жилищного сертификата, безвозмездной жилищной субсидии, либо социальной выплаты у истицы отсутствовало и отсутствует в настоящее время, поэтому не предоставлением истице социальной выплаты и т.п. ее неимущественные права не были нарушены. ДД.ММ.ГГГГ истица обращалась в Кизеловский городской суд Пермской области с исковым заявлением к Администрации города Кизела о предоставлении безвозмездной жилищной субсидии. Определением Кизеловского городского суда Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу было прекращено в связи с отказом истицы от иска. ДД.ММ.ГГГГ истица обращалась в Кизеловский городской суд Пермской области с исковым заявлением к Администрации города Кизела об обязании восстановить ее в списках очередников на получение безвозмездной жилищной субсидии. Определением Кизеловского городского суда Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу было прекращено в связи с отказом истицы от иска. Тем самым истица в ДД.ММ.ГГГГ году знала о том, что она не включена в списки работников, уволенных по ликвидации предприятия, для получения жилищных субсидий и субсидия ей предоставляться не будет. В период с сентября ДД.ММ.ГГГГ года до настоящего времени истица имела возможность обратиться в суд, если считала, что ее право нарушено, но не сделала этого. Считает, что истицей пропущен срок для судебной защиты своего права. Считает, что для удовлетворения исковых требований отсутствуют как юридические, так и фактические основания. Просит суд также применить истечение срока исковой давности как самостоятельное основание к отказу в иске.

Представитель Министер­ство финансов Российской Федерации иск не признал по доводам приведенным представителем администрацией Кизеловского муниципального района.

Представитель Управления Федерального казначейства по Пермскому краю и Отделения по г. Кизелу Управления Федерального казначейства по Пермскому краю считает, что УФК по Пермскому краю его Кизеловское подразделение не являются надлежащими ответчиками. Финансовым органом, выступающим от имени Казны Российской Федерации, является Министер­ство финансов Российской Федерации.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд не находит заявленные требования Рыгиной Л.В. обоснованным по следующим основаниям.

27 июня 1996 года вступил в действие Федеральный закон № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использовании угля, об особенностях социальной защиты работников организации угольной промышленности». В преамбуле вышеназванного Закона указывается на необходимость принятия особых мер по социальной защите высвобожденных работников при ликвидации организаций по добыче угля.

В соответствии с положениями статьи 5 приведенного выше Закона финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также собственных средств организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев). Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации.

При решении вопроса о ликвидации организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой Пермской области в 1998 году, Правительство РФ специальными актами предусмотрело меры по социальной защите высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности указанных городов, в том числе, путем содействия их трудоустройству за счет переселения за пределы названных городов. С этой целью Постановлением Правительства РФ № 1068 от 06.09.1998 года утверждены Правила проведения эксперимента по предоставлению государственных жилищных сертификатов высвобожденным работникам ликвидируемых организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область) в 1998 г. Указанное постановление Правительства РФ установило порядок выпуска и погашения жилищных сертификатов «Шахтер», а также выдачи их высвобожденным работникам ликвидируемых угледобывающих предприятий городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой Пермской области.

Приказом Министерства энергетики № 214 от 11.07.2002 года утверждено Положение о содействии переселению высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной отрасли гг. Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область) за счет средств государственной поддержки угольной отрасли, направляемых на реализацию программ местного развития, которым выдача жилищных сертификатов заменена безвозмездной жилищной субсидией.

В названных правовых актах перечислены условия предоставления данного вида социальной защиты лицам, высвобожденным с ликвидируемых организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой Пермской области в 1998-2000 г.г.: постоянное проживание в указанных городах, увольнение с предприятий угольной промышленности, расположенных в этих городах, наличие стажа работы в угольной отрасли не менее пяти лет, регистрация в территориальных органах службы занятости указанных городов в качестве безработных. Аналогичные требования, предъявляемые к гражданам, подлежащим включению в Списки высвобожденных работников, содержатся в п. 8 Правил предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 года.

Постановлением Правительства РФ № 840 от 24 декабря 2004 года утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, указанные мероприятия включают в себя содействие в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства работникам, высвобожденным до 1 января 2005 года при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее 10 лет в организациях угольной промышленности, а также работникам, уволенным в связи с ликвидацией организаций по добыче (переработке) угля, расположенных в неперспективных городах и поселках Кизеловского угольного бассейна.

В соответствии с Правилами предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 года за № 428 субвенции на реализацию программ местного развития предоставляются местным бюджетам шахтерских городов и поселков на условии предоставления органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков Федеральному агентству по энергетике сведений о количестве переселяемых семей высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности.

Содействие выезжающим гражданам в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления субвенций. Субвенции предоставляются на основании, составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике. Размер субсидии рассчитывается органами местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Федеральным агентством по энергетике. Орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении субсидии для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Федеральным агентством по энергетике (пункты 3, 8-9, 12 Правил).

Постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 года №688 «О внесении изменений в правила предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 г. № 428» в Правила предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденные постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 г. внесены изменения в подпункт «в» пункта 5, которыми слова «а также работникам, уволенным в связи с ликвидацией организаций по добыче (переработке) угля, расположенных в неперспективных городах и поселках Кизеловского угольного бассейна» исключены.

Постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 года № 687 «О внесении изменений в перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования, утвержденный постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 г. № 840» в п.п. «е» п.8 Перечня мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 года № 840 исключены слова «а также работникам, уволенным в связи с ликвидацией организаций по добыче (переработке) угля, расположенных в неперспективных городах и поселках Кизеловского угольного бассейна».

Приказом Министерства промышленности и энергетики от 27 февраля 2006 года № 40, изданным во исполнение Постановления Правительства РФ от 13.07.2006 года № 428, распределены субвенции, направляемые на реализацию мероприятий, предусмотренных пунктом 5 Правил предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков. Из указанного приказа следует, что субвенции на выполнение программы содействия переселению высвобожденных работников по Кизеловскому угольному бассейну на 2006 год не выделены, не выделялись указанные субвенции и в 2007 году, не выделяются и в настоящее время.

Как следует из материалов дела, истец работала на шахте  АООТ "Кизелуголь" и ДД.ММ.ГГГГ уволена в связи с ликвидацией предприятия, что подтверждается представленной копией трудовой книжки (л.д.8-11). На основании приказа по шахте  АООТ «Кизелуголь» от ДД.ММ.ГГГГ №к истец уволена в связи с ликвидацией предприятия (л.д.12). Согласно справке Отдела занятости населения г. Кизела от ДД.ММ.ГГГГ № - Рыгиной Л.В. состояла на учете ЦЗН г.Кизела со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; Снята с учета с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15). В Списке работников уволенных по ликвидации предприятия, для получения жилищных субсидий ш. ОАО «Кизелуголь» к Акту приема - передачи списков бывших работников ОАО «Кизелуголь» на получение жилищных субсидий, Рыгина Л.В. не значится (л.д.103-104).

Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерации - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии, социальные пособия устанавливаются законом.

Таким образом, Конституция РФ, закрепляя право каждого на социальное обеспечение, не решает вопрос о праве гражданина на конкретные его формы и способы. Федеральный законодатель, исходя из конституционно значимых целей в сфере социальной политики государства, а также с учетом финансово-экономических и иных возможностей государства на данном этапе развития вправе определять их объем и условия предоставления.

Основы государственной политики в области добычи (переработки) и использования угля, отношения, возникающие при осуществлении деятельности в этой области, регулируются Федеральным законом «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» от ДД.ММ.ГГГГ № 81-ФЗ. Настоящий Федеральный закон под реструктуризацией угольной промышленности понимает комплекс мероприятий по перестройке производственной базы организаций по добыче угля, обеспечению социальной защиты и занятости, высвобождаемых при реструктуризации угольной промышленности работников, а также решению связанных с такой реструктуризацией проблем экологического характера. Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством РФ.

Финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, иными нормативными правовыми актами.

Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности, Правительство РФ предусмотрело меры по социальной защите высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности, в том числе путем содействия их переселению из неперспективных городов и поселков. Правительством РФ был принят Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, в который был включено направление: содействие в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства работникам, уволенным в связи с ликвидацией организаций угольной отрасли, расположенных в неперспективных городах и поселках Кизеловского угольного бассейна (п.8 «е» Перечня).

15 ноября 2006 года Правительством Российской Федерации приняты Постановления № 687 и № 688, которыми внесены изменения в Правила предоставления субвенций. .. № 428 от 13.07.2005 года и Перечень мероприятий. .. № 840 от 24.12.2004 года. Указанными постановлениями из числа мероприятий исключено направление - содействие в приобретении (строительстве) жилья работникам, высвобожденным по ликвидации предприятий угольной отрасли, финансирование указанного направления прекращено, бюджетные ассигнования на эти цели в федеральном бюджете на 2006-2010 годы не предусмотрены.

С учетом изложенного суд считает, что изменяя перечень мероприятий по реструктуризации Правительство Российской Федерации действовало в пределах своей компетенции, что соответствует Федеральному закону «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности», во исполнение положений которого, постановления и были приняты. При этом федеральное законодательство относит определение перечня мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования к компетенции Правительства РФ. С учетом финансово-экономических и иных возможностей государства на данном этапе развития Правительство вправе определять объем и условия предоставления социальной защиты.

Поскольку программа содействия переселению высвобожденных работников прекращена, финансирование указанной программы с 2006 года не производится, расходы на реализацию указанного направления Федеральными законами о бюджете на 2006-2009 г.г. не предусмотрены, денежные средства не выделяются, поэтому суд считает, что правовые основания для удовлетворения требований истца социальной выплаты отсутствуют.

Кроме того, суд считает, что заслуживают внимания доводы представителей ответчиков в части отсутствия у истца статуса безработного, ее проживания за пределами шахтерских городов и поселков, и самостоятельного трудоустройства. В соответствии с приведенными выше нормативными правовыми актами, право на предоставление жилищной субсидии высвобожденным работникам ликвидируемых организаций угольной отрасли возникало лишь при совокупности четырех условий, прямо перечисленных в Правилах…. Так, в соответствии с Правилами… утвержденными постановлением правительства РФ от 06.09.1998 года № 1068, Правилами… утвержденными Приказом Министерства энергетики № 214 от 11.07.2002 года, и Правилами… утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 года № 428, право на получение жилищного сертификата (в последующем жилищной субсидии, социальной выплаты) имели лица, уволенные в 1995 - 2000 годах из организаций угольной промышленности при стаже работы не менее 5 лет, зарегистрированные в органах службы занятости в качестве безработных, постоянно проживающие в указанных городах и состоящие в списках граждан, подлежащих переселению. Отсутствие хотя бы одного из данных условий, свидетельствует об отсутствии правовых оснований для признания за таким лицом права на предоставление жилищной субсидии. Регистрация в территориальных органах службы занятости указанных городов в качестве безработных являлась одним из обязательных условий предоставления субсидии.

Поскольку судом установлено, что истец с июня 1997 года не состоит на учете в Центре занятости населения в качестве безработного, с декабря 1997 года по настоящее время имеет постоянное место работы, то есть трудоустроена, с декабря 1997 года проживает в г.Перми, тем самым с этого времени утратила и право на социальную поддержку государства в виде содействия в приобретении жилья. Суд считает, что юридически значимыми обстоятельствами является не только наличие определенных предпосылок для возникновения права на получение государственного жилищного сертификата (в последующем жилищной субсидии), а также то, что целью эксперимента выдачи государственных жилищных сертификатов являлось содействие трудоустройству высвобожден-ных работников ликвидируемых предприятий угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой для обеспечения социальной защиты высвобожденных работников за счет переселения за пределы этих городов.

Заслуживают внимания доводы Администрации Кизеловского муниципального района и Министерства финансов РФ о пропуске истцом срока исковой давности по требованиям о признании права на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья в г.Перми.

Установлено, что истцу стало известно об отказе в выделении средств для приобретения жилья для переселения за пределы города Кизеле как высвобожденному работнику угольной отрасли в 2003 году. Так изответа первого заместителя главы администрации  на адвокатский запрос от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.112) следует, что истцу в праве на получение субсидии для приобретения жилья по новому месту жительства как высвобожденному работнику ликвидируемой организации угольной промышленности, отказано, как не состоящей в списках на получение субсидии ввиду того, что последняя не состоит на учете в Кизеловском центре занятости населения в качестве безработной. Данный факт подтверждается пояснениями представителя истца, в связи с чем истец была вынуждена обратиться в суд еще в 2003 году за защитой нарушенных прав. Из искового заявления Рыгиной Л.В. от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.149-150) следует, что изучив указанный ответ на адвокатский запрос от ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в суд с иском об обязании администрации г.Кизела выплатить ей жилищную субсидии на приобретение жилья. Определением  от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу было прекращено в связи с отказом истицы от иска (л.д.151). ДД.ММ.ГГГГ истица обращатилась в Кизеловский городской суд Пермской области с исковым заявлением к Администрации города Кизела об обязании восстановить ее в списках очередников на получение безвозмездной жилищной субсидии (л.д.152-153). Определением  от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу было прекращено в связи с отказом истицы от иска (л.д.154). С указанного времени в силу положений главы 12 Гражданского кодекса РФ, срок исковой давности для защиты предполагаемого истцом права на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты истек. Истец обратилась в суд за защитой своего нарушенного права только в 2010 году, то есть спустя более трех лет даты, когда ей стало известно о нарушении ее права. Доказательств уважительности причин пропуска срока исковой давности истцом не представлено. Таким образом, суд считает, что и оснований для восстановления пропущенного срока исковой давности для защиты прав на получение средств федерального бюджета для переселения за пределы города Кизеле как высвобожденному работнику угольной отрасли у истца нет.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинён моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии со ст.1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Поскольку истец снялась в ДД.ММ.ГГГГ года с учета в Центре занятости населения в качестве безработного, переехала на постоянное жительство в г.Пермь и там трудоустроилась в ДД.ММ.ГГГГ года, она утратила право на социальную поддержку государства в виде содействия в приобретении жилья для переселения за пределы города Кизеле как высвобожденному работнику угольной отрасли, по приведенным в настоящем решении основаниям, тем самым не предоставление администрацией города Кизела в ДД.ММ.ГГГГ году, а в последующем и его правопреемником администрацией Кизеловского муниципального района Рыгиной Л.В. средств господдержки не носило незаконный характер. Поэтому в иске Рыгиной Л.В. о взыскании с администрации Кизеловского муниципального района Пермского края № рублей, в счет компенсации морального вреда надлежит отказать.

Выслушав пояснения сторон, проанализировав представленные сторонами доказательства, суд считает, что исковые требования истца удовлетворению не подлежат, и в их удовлетворении следует отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л :

в удовлетворении исковых требований Рыгиной Л.В. к Министерству финансов РФ, Управлению Федерального казначейства по Пермскому краю, отделению по городу Кизелу Управления Федерального казначейства по Пермскому краю и администрации Кизеловского муниципального района о признании права на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья в г.Перми, определив порядок выплаты субсидии для приобретения жилого помещения: взысканием с Министерства Финансов РФ за счет средств Казны РФ № рублей в пользу Администрации Кизеловского муниципального района для осуществления социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья Рыгиной Л.В.; возложением обязанности на Министерство финансов РФ произвести перерасчет суммы субсидии при изменении на день исполнения решения размера средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по Пермскому краю для расчета размера субсидии для ее получателей за счет федерального бюджета; обязанием Администрации Кизеловского муниципального района заключить с Рыгиной Л.В. договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья; возложением на Министерство финансов РФ за счет средств Казны РФ для осуществления социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья Рыгиной Л.В. перечисления денежных средств на счет организации на балансовом счете № «Средства поступающие во временное распоряжение бюджетных учреждений»; возложением на Администрацию Кизеловского муниципального района обязанность при предоставлении Рыгиной Л.В. договора купли-продажи на приобретение жилья или договора участия в долевом строительстве, произвести социальную выплату Рыгиной Л.В. за счет средств федерального бюджета в сумме № рублей, полученных из Министерства финансов РФ, путем перечисления средств продавцу жилья или застройщику, с предоставлением в отделение по г.Кизелу Управления Федерального Казначейства по Пермскому краю вышеуказанного договора купли-продажи или договора участия в долевом строительстве; обязанием органа местного самоуправления после перечисления средств Рыгиной Л.В. направления в Министерство финасов РФ копии платежного поручения на перечисление средств по исполнительному листу, заверенную надлежащим образом, и взыскании за счет казны Кизеловского муниципального района Пермского края в пользу Рыгиной Л.В. денежной компенсации морального вреда, причиненного органами местного самоуправления Кизеловского муниципального района Пермского края в размере № рублей, отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: