дело №2-4430/13
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 апреля 2014 года г. Казань
Приволжский районный суд г. Казани Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Зариповой Л.Н.,
при секретаре Николаеве А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе законного представителя ФИО1, действуюшей в интересах несовершеннолетнего ФИО2, на постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Вахитовского и Приволжского районов г. Казани,
У С Т А Н О В И Л:
Заявитель ФИО1, являющаяся законным представителем несовершеннолетнего ФИО2 и действующая в его интересах, обратилась в суд с жалобой в порядке главы 25 ГПК РФ на постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Вахитовского и Приволжского районов г. Казани.Указав в обоснование жалобы, что постановлением о применении мер воздействия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Вахитовского и Приволжского районов г. Казани от ДД.ММ.ГГГГ сыну заявителя ГАР ДД.ММ.ГГГГ года рождения, объявлено предупреждение. Основанием для применения данной меры воздействия в отношении сына послужило вынесенное и.о. дознавателя ОП № УМВД России по г. Казани постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ года. Считает, что постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Вахитовского и Приволжского районов г. Казани является незаконным и подлежит отмене. Как видно из данного постановления, Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Вахитовского и Приволжского районов г. Казани руководствовалась ст. 18 Указа Президиума РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положения о комиссиях по делам несовершеннолетних», согласно которому районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних в случаях, предусмотренных ст. 17 Положения, могут применять к несовершеннолетним меры воздействия, в том числе вынести предупреждение. Вместе с тем указанное Положение утратило силу ДД.ММ.ГГГГ года, в связи с чем, ссылка на данный документ является незаконной. Заявитель считает, что комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Вахитовского и Приволжского районов г. Казани не обладает полномочиями объявлять предупреждения несовершеннолетним. Кроме того, описательная часть постановления не соответствует обстоятельствам, которые установлены в ходе проверки ПДН ОП № «Сафиуллина» УМВД России по г. Казани. И.о.дознавателя не усмотрела в действиях ФИО2 состава общественно-опасного деяния, предусмотренного п. «а» ч.2 ст.116 УК РФ. И с учетом того, что ч.1 ст. 116 УК РФ относится к преступлениям частного обвинения, уголовное дело может быть возбуждено только судом. С учетом изложенного, заявитель считает, что каких-либо правовых оснований для вмешательства органов системы профилактики не имелось.Постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Вахитовского и Приволжского районов г. Казани, вынесенное на основании недействующего Закона, а также несоответствующее фактическим обстоятельствам, подлежит отмене.
На основании изложенного, заявитель просит признать незаконным постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Вахитовского и Приволжского районов г. Казани от ДД.ММ.ГГГГ года, которым несовершеннолетнему ГАР объявлено предупреждение, прекратить производство по делу.
В судебном заседании заявитель поддержал заявление.
Представитель заинтересованного лица - Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Вахитовского и Приволжского районов г. Казани с заявлением не согласился.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены его права и свободы.
В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Конкретные категории дел, отнесенные к делам, возникающим из публичных правоотношений, определены в статье 245 ГПК РФ.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от ДД.ММ.ГГГГ N 120-ФЗ комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав создаются на территории субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации, в целях координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий. Порядок осуществления деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав определяется законодательством субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 995 утверждено Примерное положение о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав.
2. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в пределах своей компетенции:
1) обеспечивают осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, защите их от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;
2) подготавливают совместно с соответствующими органами или учреждениями материалы, представляемые в суд, по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации;
3) рассматривают представления органа, осуществляющего управление в сфере образования, об исключении несовершеннолетних, не получивших общего образования, из образовательной организации и по другим вопросам их обучения в случаях, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
4) обеспечивают оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, а также осуществление иных функций по социальной реабилитации несовершеннолетних, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
5) применяют меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
6) подготавливают и направляют в органы государственной власти субъекта Российской Федерации и (или) органы местного самоуправления в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации, отчеты о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и (или) на территории соответствующего муниципального образования.
3. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав принимают постановления по вопросам, отнесенным к их компетенции, обязательные для исполнения органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
В постановлении комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав указываются выявленные нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних, причины и условия, способствующие безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, меры по их устранению и сроки принятия указанных мер.
Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обязаны сообщить комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о принятых мерах по исполнению данного постановления в срок, указанный в постановлении.
В соответствии с Законом Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ N 26-ЗРТ «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Татарстан» установлен порядок образования, деятельности и полномочия комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Татарстан.
В силу статьи 3 Закона Республики Татарстан «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Татарстан» основными задачами комиссий являются:
1) координация деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
2) обеспечение осуществления мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, защите их от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации;
3) обеспечение осуществления мер по социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
4) предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление, анализ и устранение причин и условий, способствующих этому;
5) обеспечение осуществления мер по выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий;
6) выработка согласованных подходов к решению основных вопросов, касающихся приоритетных направлений деятельности, связанной с профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защитой их прав и законных интересов;
7) взаимодействие с общественными объединениями, религиозными организациями, прошедшими государственную регистрацию, иными организациями и гражданами по вопросам профилактики безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов;
8) обобщение и распространение положительного опыта работы органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, оказание им организационно-методической помощи;
9) иные задачи, установленные федеральным законодательством и законодательством Республики Татарстан.
Согласно статей 12, 14 Закона РТ муниципальные комиссии вправе:в установленном порядке запрашивать и получать от органов государственной власти Республики Татарстан, органов местного самоуправления и организаций информацию, необходимую для осуществления своих полномочий; в установленном порядке посещать организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, обеспечивающие реализацию несовершеннолетними их прав на образование, труд, отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь, жилище и иных прав; приглашать на заседания Республиканской комиссии должностных лиц иных органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, должностных лиц органов местного самоуправления;в установленном порядке проводить обследование условий жизни и воспитания несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; направлять в соответствующие органы материалы о выявленных нарушениях прав или законных интересов несовершеннолетних для решения вопроса о привлечении к ответственности должностных лиц, их допустивших; в пределах своей компетенции давать разъяснения, вести переписку и иметь бланки со своим наименованием, печать, штамп; приглашать на заседания муниципальных комиссий несовершеннолетних, родителей или законных представителей, должностных лиц, представителей организаций, специалистов, граждан, получать от них объяснения, в том числе письменные, и другую информацию по вопросам, возникающим в процессе осуществления своих полномочий; в случаях и порядке, установленных федеральным законодательством, направлять в суд своих представителей при рассмотрении дел, возбужденных по инициативе муниципальной комиссии, а также при рассмотрении иных дел, связанных с защитой прав и законных интересов несовершеннолетних; в установленном порядке вносить предложения в соответствующие территориальные органы федеральных органов исполнительной власти по Республике Татарстан:об отмене принудительных мер воспитательного воздействия и привлечении несовершеннолетнего к уголовной ответственности;о дополнении, полной или частичной отмене ранее установленных для условно осужденного несовершеннолетнего обязанностей;о продлении условно осужденному несовершеннолетнему испытательного срока;об отмене условного осуждения и исполнении наказания, назначенного судом;об отмене условного осуждения и снятии с условно осужденного судимости;4) вносить представления по вопросам, затрагивающим права и законные интересы несовершеннолетних, в органы местного самоуправления, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, расположенные на территории соответствующего муниципального образования;ходатайствовать перед Республиканской комиссией о внесении предложений в территориальные органы федеральных органов государственной власти по Республике Татарстан по вопросам, затрагивающим права и законные интересы несовершеннолетних, вопросам осуществления мер по профилактике безнадзорности, правонарушений, иных антиобщественных действий несовершеннолетних и о внесении соответствующих предложений и представлений в органы государственной власти Республики Татарстан.
2. Члены муниципальных комиссий обладают иными правами в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Татарстан.
Из материалов дела установлено, что и.о. дознавателя ОП № «Сафиуллина» Управления МВД России по г. Казани ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ отказано в возбуждении уголовного дела в отношении ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, о совершении преступления, предусмотренного п. «а» ч.2 ст.116 УК РФ, по основаниям ч.3 ст. 27 и п.2 ч.1 ст. 24 УПК РФ (л.д.19-21).
Согласно постановлению от ДД.ММ.ГГГГ за № о применении мер воздействия Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Вахитовского и <адрес>ов <адрес> на основании статьи 18 Положения о Комиссии, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ ода несовершеннолетний ФИО2 предупрежден (л.д.6).
Из жалобы и пояснений законного представителя несовершеннолетнего ФИО2, данных в судебном заседании, следует, что комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Вахитовского и Приволжского районов г. Казани при вынесении оспариваемого постановления руководствовалась Указом Президиума РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положения о комиссиях по делам несовершеннолетних», который утратил силу ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель заинтересованного лица ФИО4 пояснила, что примерное положение о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 995, не содержит ссылку, что Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ « Об утверждении положения о комиссиях по делам несовершеннолетних» утратил силу, кроме того, Примерное положение о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 995, не содержит нормы о применении в отношении несовершеннолетних мер воздействия.
При рассмотрении настоящей жалобы суд исходит из того, что при вынесении оспариваемого постановления от ДД.ММ.ГГГГ действовал Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 297-ФЗ «О внесении изменений в статьи 4 и 11 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в соответствии с которым комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав создаются на территории субъекта в порядке, установленном законодательством субъекта РФ, порядок осуществления деятельности комиссий определяется законодательством субъекта Российской Федерации.
Порядок образования, деятельности и полномочия комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Татарстан определяется в соответствии с Законом Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ N 26-ЗРТ «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Татарстан».
Таким образом, несмотря на отсутствие прямого указания на утрату силы Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положения о комиссиях по делам несовершеннолетних», необходимо руководствоваться федеральными законами и Законом РТ, имеющим высшую юридическую силу, чем подзаконный акт, каковым является Указ, которым было утверждено Положение о комиссии и которым руководствовалось заинтересованное лицо при вынесении оспариваемого постановления.
Доводы представителя заинтересованного лица о том, что Примерное положение, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 995, не содержит нормы о том, какие меры воздействия могут применяться в отношении несовершеннолетних, не может являться основанием для применения подзаконного акта лишь только по той причине, что он содержит перечень мер воздействия на несовершеннолетнего.
При установленных обстоятельствах, суд считает, что постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Вахитовского и Приволжского районов г. Казани от ДД.ММ.ГГГГ года, которым несовершеннолетнему ФИО2 объявлено предупреждение, подлежит признать незаконным.
Руководствуясь статьями 194-199, 254-258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Жалобу удовлетворить.
Признать постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Вахитовского и Приволжского районов г. Казани от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Приволжский районный суд г. Казани
Судья Л.Н. Зарипова