ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4431/19 от 25.06.2019 Красногорского городского суда (Московская область)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 июня 2019 года

Красногорский городской суд ФИО3<адрес> в составе: председательствующего судьи Потаповой С.В.

при секретаре ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Министерству социального развития ФИО3<адрес>, третьи лица: Управление социальной защиты населения ЮАО <адрес>, Департаменту труда и социальной защиты населения <адрес> об обязании совершить действия,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к Министерству социального развития ФИО3<адрес>, третьи лица: Управление социальной защиты населения ЮАО <адрес>, Департамент труда и социальной защиты населения <адрес> об обязании совершить действия. В обоснование заявленных требований с учетом уточнений указано, что истец является матерью четверых несовершеннолетних детей: ФИО5 14.074.2001 г.р., ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ г.р.

Истец неоднократно обращался в ЦГУ «Мои Документы» района Зябликово для предоставления услуги: «Оформление и выдача удостоверения многодетной матери», однако получала отказ.

В настоящее время дети зарегистрированы по адресу: <адрес>, Южный АО, <адрес>; ФИО2 зарегистрирована и проживает совместно с детьми по адресу: ФИО3<адрес>. Просит суд обязать Министерство социального развития ФИО3<адрес>, Управление социальной защиты населения ФИО3<адрес> присвоить ФИО2 статус многодетной матери; обязать Министерство социального развития ФИО3<адрес> предоставить ФИО2 меры социальной поддержки, предусмотренные ФИО1<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ «О мерах социальной поддержки семей и детей в ФИО3<адрес>» с мая 2016 г.

Истец в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика - Министерства социального развития ФИО3<адрес> и представитель третьего лица -Управления социальной защиты населения ЮАО <адрес> – в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Представитель третьего лица - Департамента труда и социальной защиты населения <адрес> возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Суд, выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив доказательства в их совокупности, считает, что исковые требования не обоснованы и не подлежат удовлетворению.

Указом Президента Российской Федерации N 431 от ДД.ММ.ГГГГ "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" установлены меры социальной поддержки многодетных семей.

Пунктом 3 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" меры социальной защиты установлены на федеральном уровне и Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации поручено разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных настоящим Указом. Однако такой порядок и условия возмещения расходов приняты не были.

В силу статьи 26.3 Федерального ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 данной статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными ФИО1, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными ФИО1 о конкретных видах обязательного социального страхования (пункт 1).

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: 24) социальной поддержки и социального обслуживания граждан,.. . имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей) (пункт 2).

ФИО1<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в ФИО3<адрес>", устанавливающий виды компенсаций, фактически был принят в целях реализации Указа Президента Российской Федерации N 431 от ДД.ММ.ГГГГ "О мерах по социальной поддержке многодетных семей".

При таких обстоятельствах, вопрос об обеспечении мерами социальной поддержки многодетных семей отнесен к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, обязанность предоставления ряда гарантий многодетным семьям установлена федеральным ФИО1 и соответственно подлежит реализации на всей территории Российской Федерации.

В соответствии со ст. 20 ГК РФ и ст. 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

На основании указанных положений Гражданского кодекса Российской Федерации и ФЗ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации", регистрация не входит в понятие "место жительства", а является лишь одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или по месту жительства. Таким образом, отсутствие регистрации по месту жительства не исключает возможность установления судом места жительства гражданина на основе других доказательств, не обязательно исходящих от органа регистрационного учета.

ФИО1<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в ФИО3<адрес>" меры социальной поддержки предоставляются многодетным семьям, имеющим место жительства в ФИО3<адрес> на основании удостоверения многодетной матери (отца) (п. 4 ст. 21).

На основании ст. 2 ФИО1 многодетная семья - семья, воспитывающая трех или более несовершеннолетних детей.

Судом установлено, что истец является матерью четверых несовершеннолетних детей: ФИО5 14.074.2001 г.р., ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ г.р.

Истец неоднократно обращалась в ЦГУ «Мои Документы» района Зябликово для предоставления услуги: «Оформление и выдача удостоверения многодетной матери», однако получала отказ.

В настоящее время дети истца зарегистрированы по адресу: <адрес>, Южный АО, <адрес>; ФИО2 зарегистрирована по адресу: <адрес>.

Поскольку в ходе рассмотрения дела не установлено, что истец и члены ее семьи проживают на территории ФИО3<адрес>, суд не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 193-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО2 к Министерству социального развития ФИО3<адрес>, третьи лица: Управление социальной защиты населения ЮАО <адрес>, Департаменту труда и социальной защиты населения <адрес> об обязании совершить действия оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в ФИО3 областной суд через Красногорский городской суд ФИО3<адрес> в течение месяца.

Судья: С.В. Потапова