Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Гр.дело № 2-4433/2011 РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
7 ноября 2011 г. г.Чебоксары
Ленинский районный суд города Чебоксары в составе председательствующего судьи Агеева О.В., при секретаре Басыровой Г.Х., с участием от заявителя Кооператива по строительству и эксплуатации коллективных гаражей - стоянок для автомобилей индивидуальных владельцев «Тракторостроитель-1» председателя ФИО1, представителя ФИО2, представителей заинтересованного лица Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Чебоксары ФИО3, ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Кооператива по строительству и эксплуатации коллективных гаражей - стоянок для автомобилей индивидуальных владельцев «Тракторостроитель-1» о признании незаконным уклонения по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, обязании внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц,
установил:
ФИО1 составила, подписала и подала в суд от имени Кооператива по строительству и эксплуатации коллективных гаражей - стоянок для автомобилей индивидуальных владельцев «Тракторостроитель-1» (ГСК «Тракторостроитель-1») заявление как председатель кооператива. Заявление содержит требования к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Чебоксары о признании незаконным уклонения по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о ГСК «Тракторостроитель-1» как юридическом лице, обязании внесения в указанный реестр сведения о данном кооперативе как юридическом лице. Требования заявителем мотивированы тем, что в 2001 году был принят Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» №129-ФЗ, который вводил понятие государственных реестров, содержащих сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц. Единство и сопоставимость указанных сведений должны обеспечиваться за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения государственных реестров. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.
Согласно ст.26 указанного Закона уполномоченное лицо юридического лица, зарегистрированного до 1 июля 2002 г., обязано было в течение 6 месяцев представить в регистрирующий орган сообщение сведений о юридическом лице по форме № Р17001, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. № 439.
По ст. 1 указанного Закона внесение сведений о юридическом лице в государственный реестр признается государственной регистрацией, что нашло отражение также в п.2 ст.11 Закона.
Функции регистрирующего органа были возложены на налоговую инспекцию.
Председатель ГСК «Тракторостроитель-1», зарегистрированного решением от дата № исполнительным комитетом Калининского районного Совета народных депутатов г.Чебоксары, не подал сведения о юридическом лице в регистрирующий орган. Пришедший на его место новый председатель правления в лице ФИО1 исправил эту ошибку и подавал такие сведения в Инспекцию Федеральной налоговой службы по г.Чебоксар в 2007 году, в 2009 году и в 2011 году. Последний раз Инспекция Федеральной налоговой службы по г.Чебоксары отказалась рассматривать сведения о юридическом лице - ГСК «Тракторотсроитель-1», о чем известила заявителя письмом от дата №.
Заявитель считает действия инспекции незаконными, так как действия регистрирующего органа регламентированы законом и не подлежат расширительному толкованию, инспекция в силу закона должна была в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган принять одно из двух решений: либо о государственной регистрации кооператива в соответствии со ст.11 Закона по форме № Р80001, утвержденной Приказом ФНС России от 26 апреля 2005 г. № САЭ-3-09/180@ в соответствии со ст.11 Закона, и выдать Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 г. по форме № Р 57001; либо принять решение об отказе в государственной регистрации кооператива в соответствии со ст.23 Закона по форме № Р 5001, Р5002, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439, в соответствии со ст.23 Закона.
Регистрирующий орган не принял решение в соответствии с Законом, поэтому должностные лица должны нести ответственность.
Отсутствие записи в Едином государственном реестре юридических лиц о ГСК «Тракторостроитель - 1» ограничивает правоспособность кооператива как юридического лица, поэтому заявитель ГСК «Тракторостроитель-1» просит признать незаконным уклонение Инспекций Федеральной налоговой службы по г.Чебоксары по внесению сведений в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице - Кооперативе по строительству и эксплуатации коллективных гаражей - стоянок для автомобилей индивидуальных владельцев «Тракторостроитель-1», обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по г.Чебоксары внести сведения в Единый государственный реестр юридических лиц о Кооперативе по строительству и эксплуатации коллективных гаражей - стоянок для автомобилей индивидуальных владельцев «Тракторостроитель-1», зарегистрированном решением исполнительного комитета Калининского районного Совета народных депутатов г.Чебоксары от 11 июня 1982г. №228.
В судебном заседании от ГСК «Тракторостроитель-1» председатель ФИО1, представитель ФИО2 требования заявления поддержали по изложенным основаниям, дополнительно указали, что имеется решение Калининского районного суда г.Чебоксары от 16 марта 2011 г., которым установлен факт государственной регистрации кооператива решением исполнительного комитета Калининского районного Совета народных депутатов г.Чебоксары от 11 июня 1982г. №228.
Представители заинтересованного лица Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Чебоксары ФИО3, ФИО4 требования заявителя не признали, просили отказать заявителю в удовлетворении требований ввиду следующего. При внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц об организациях на основании сообщений по форме № Р 17001 инспекция ФНС России руководствуется тем, что в реестр включаются сведения только о юридических лицах. Установленный решением Калининского районного суда г.Чебоксары от 16 марта 2011 г. факт государственной регистрации кооператива не заменяет процедуру внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Статус ГСК «Тракторостроитель-1» по состоянию на 1 июля 2002 г. не подтвержден никакими документами. В Инспекции отсутствуют сведения о государственной регистрации кооператива до 1 июля 2002 г., необходимые для включения кооператива в Единый государственный реестр юридических лиц. Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г.Чебоксары от 12 ноября 2007 г. заявителю отказано в удовлетворении заявления по аналогичным основаниям.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, ознакомившись с письменными доказательствами, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 51 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
Отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом.
Отказ в государственной регистрации юридического лица, а также уклонение от такой регистрации могут быть оспорены в суде.
Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Федеральная налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим начиная с 1 июля 2002 г., государственную регистрацию юридических лиц согласно Постановлению Правительства РФ «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» от 17 мая 2002 г. № 319.
Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (ранее - «О государственной регистрации юридических лиц») от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Во исполнение названного Федерального закона от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ Постановлением Правительства РФ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» от 19 июня 2002 г. N 439 утверждены формы и требования к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.
В приложении 6 к Постановлению Правительства РФ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» от 19 июня 2002 г. N 439 указано об утверждении формы N Р17001 - «Сообщение сведений о юридическом лице, зарегистрированном до вступления в силу Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц».
24 августа 2011 г. в Инспекцию Федеральной налоговой службы по г.Чебоксары от имени Кооператива по строительству и эксплуатации коллективных гаражей - стоянок для автомобилей индивидуальных владельцев «Тракторостроитель-1», поступило Сообщение сведений о юридическом лице, зарегистрированном до вступления в силу Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц» по форме Р 17001.
Уведомлением от 31 августа 2011 г. № 6972 Инспекция Федеральной налоговой службы по г.Чебоксары сообщила заявителю ГСК «Тракторостроитель-1» об оставлении документов без рассмотрения, указав, что у инспекции отсутствуют документы о государственной регистрации кооператива до 1 июля 2002 г. как юридического лица, кооператив на учете не состоит.
Суд приходит к выводу о необоснованности требований заявителя по следующим основаниям.
Пункт 3 статьи 26 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (ранее - «О государственной регистрации юридических лиц») от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ в первоначальной редакции предусматривал, что уполномоченное лицо юридического лица, зарегистрированного до вступления в силу настоящего Федерального закона, обязано в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона представить в регистрирующий орган сведения, предусмотренные подпунктами «а»-«д», «л» пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
Как было указано ранее, сведения должны были предоставляться по форме N Р17001, что и было сделано заявителем.
Приказом Федеральной налоговой службы «О методических разъяснениях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя» от 1 ноября 2004 г. № САЭ-3-09/16@ утверждены Методические разъяснения по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица согласно приложению 1.
В силу Раздела «XIII. Порядок заполнения Сообщения сведений о юридическом лице, зарегистрированном до вступления в силу Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц» (форма N Р17001)» названных Методических разъяснений пункты 1.1 - 1.5 Раздела «Наименование юридического лица» Сообщения заполняются в соответствии с учредительными документами юридического лица.
При направлении Сообщения по форме N Р17001 заявитель не представил Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Чебоксары устав с наименованием заявителя - Кооператив по строительству и эксплуатации коллективных гаражей - стоянок для автомобилей индивидуальных владельцев «Тракторостроитель-1» как указано в пункте 1.1.2 Сообщения.
По рассмотрении сообщения заявителя Инспекция Федеральной налоговой службы по г.Чебоксары не могла выдать «Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года» по форме Р 57001 согласно Приложению 13 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 439 и не могла подтвердить, что заявитель был зарегистрирован до 1 июля 2002 г.
Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. №441 утвержден Порядок и сроки передачи регистрационных дел зарегистрированных ранее юридических лиц, хранящихся в органах, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц».
В соответствии с п.2 Порядка передача регистрационных дел ранее зарегистрированных юридических лиц осуществляется в течение шести месяцев со дня введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц» на основании запросов регистрирующих органов. Передача регистрационных дел юридических лиц осуществляется на основании подписываемого уполномоченными должностными лицами органов, ранее осуществлявших государственную регистрацию юридических лиц, и регистрирующего органа акта приема-передачи дел (п.7). С момента принятия регистрационного дела юридического лица ответственность за его хранение возлагается на регистрирующие органы. До момента передачи регистрирующему органу регистрационных дел юридических лиц ответственность за хранение несет орган, ранее осуществлявший государственную регистрацию юридических лиц (п.8).
В соответствии с п.1 ст. 26 Федерального закона от 8 августа 2001г. №129-ФЗ регистрационные дела о зарегистрированных ранее юридических лицах, хранящиеся в органах, осуществлявших государственную регистрацию юридических лиц до введения в действие настоящего Федерального закона, являются частью федерального информационного ресурса (пункт 1).
Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 438 «О едином государственном реестре юридических лиц» утверждены Правила ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений.
В соответствии с п.5 названных Правил основанием для внесения соответствующей записи в государственный реестр является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом либо иным органом в соответствии с федеральными законами о специальном порядке регистрации отдельных видов юридических лиц по документам, представленным при государственной регистрации юридического лица.
Как было указано ранее, в силу п.2 ст.51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). Эта норма внесена в ГК РФ Федеральным законом «О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» от 21 марта 2002 г. №31-ФЗ. Поэтому с 1 июля 2002 г. моментом государственной регистрации признается внесение налоговой инспекцией соответствующей записи в ЕГРЮЛ согласно п.2 ст.11 Федерального закона №129-ФЗ.
Заявитель ссылается на регистрацию ГСК «Тракторостроитель-1» дата решением исполнительного комитета Калининского районного Совета народных депутатов г.Чебоксары от дата №, о чем указал в Разделе 4 Сообщения по форме Р 17001. В подтверждение данного обстоятельства заявитель представил решение Калининского районного суда г.Чебоксары от 16 марта 2011 г., вступившее в законную силу 1 апреля 2011 г., которым постановлено:
«Установить факт государственной регистрации Калининским районным Советом народных депутатов г.Чебоксары ЧАССС решением от дата № юридического лица - кооператива по строительству и эксплуатации коллективных гаражей-стоянок для автомобилей индивидуальных владельцев «Тракторостроитель-1» по ул------, переименованную в улицу ------ г.Чебоксары».
Статья 26 Гражданского кодекса РСФСР (1964г.), действовавшего на 11 июня 1982 г., предусматривала, что правоспособность юридического лица возникала с момента утверждения его устава или положения, а в случаях, когда оно должно было действовать на основании общего положения об организациях данного вида, - с момента издания компетентным органом постановления о его образовании. Если устав подлежал регистрации, правоспособность юридического лица возникала в момент регистрации.
Пункт 5 Примерного устава кооператива по строительству и эксплуатации коллективных гаражей - стоянок для автомобилей индивидуальных владельцев, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР «Об организации кооперативов по строительству и эксплуатации коллективных гаражей - стоянок для автомобилей индивидуальных владельцев» от 24 сентября 1960 г. № 1475, предусматривал, что кооператив со времени регистрации его устава в исполкоме местного Совета народных депутатов приобретает права юридического лица.
У заявителя отсутствуют документы о регистрации устава в исполкоме местного Совета народных депутатов и соответственно приобретения прав юридического лица, решением Калининского районного суда г.Чебоксары от 16 марта 2011 г. такой факт не установлен, правоспособность кооператива на 11 июня 1982 г. не была обусловлена его государственной регистрацией. Поэтому заявитель не вправе ссылаться на указанное решение суда от 11 марта 2011 г. по гражданскому делу, по которому также не была привлечена заинтересованным лицом Инспекция Федеральной налоговой службы по г.Чебоксары. Напротив, вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г.Чебоксары от 12 ноября 2007 года по гражданскому делу по заявлению ГСК «Трактростроитель-1» к инспекции Федеральной налоговой службы по г.Чебоксары о признании незаконным уклонения от внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице - ГСК «Трактростроитель-1» и обязании внесения таких сведений установлено, что согласно п.1 и п.3 распоряжения Совета Министров Чувашской АССР от 5 декабря 1991 г. №740-р исполкомы соответствующих Советов народных депутатов обязаны были провести до 1 января 1992 г. регистрацию (перерегистрацию) предприятий всех организационно-правовых форм, находящихся на территории Чувашской АССР, и деятельность предприятий, не прошедших государственную регистрацию, запрещена. Этим же решением суда установлено, что в ИФНС по г.Чебоксары не имелись сведения о юридическом лице ГСК «Тракторостроитель-1»: администрация Калининского района г.Чебоксары не передавала в регистрирующий орган регистрационное дело ГСК «Тракторостроитель-1», не включила кооператив в переданный в ИФНС реестр юридических лиц, в ИФНС не имеется учетного дела на кооператив, в федеральном реестре отсутствует регистрационные документы на кооператив, который не представлял никакую отчетность и не осуществлял операции по банковским счетам, государственная регистрация ГСК «Тракторостроитель-1» до 1 июля 2002 года не производилась.
При рассмотрении Ленинским и Калининским районными судами г.Чебоксары гражданских дел заявителем выступало одно лицо с сокращенным наименованием «ГСК «Тракторостроитель-1», что следует из объяснений представителей заявителя, однако заявитель в обоих случаях использовал разное полное наименование, но в обоих случаях, как и в настоящем деле, не представлял устав с наименованием Кооператив по строительству и эксплуатации коллективных гаражей - стоянок для автомобилей индивидуальных владельцев «Тракторостроитель-1».
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что как юридическое лицо ГСК «Тракторостроитель -1» в порядке, предусмотренном ст.26 ГК РСФСР, не создавался, администрация Калининского района г.Чебоксары не передавала в регистрирующий орган регистрационное дело ГСК «Тракторостроитель-1», не включила кооператив в переданный в ИФНС реестр юридических лиц, в ИФНС не имеется учетного дела на кооператив, в федеральном реестре отсутствует регистрационные документы на кооператив, государственная регистрация ГСК «Тракторостроитель-1» до 1 июля 2002 года не производилась, что также подтверждено решением Ленинского районного суда г.Чебоксары от 24 ноября 2009. по гражданскому делу по заявлению ГСК «Тракторостроитель-1» к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Чебоксары по аналогичному заявлению.
Названный Федеральный закон от 8 августа 2001г. №129-ФЗ не предусматривает оставление без рассмотрения сообщения сведений о юридическом лице, зарегистрированном до вступления в силу Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц», а статья 23 названного Федерального закона №129-ФЗ предусматривает основания для отказа в государственной регистрации. Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные п.1 ст.23 ФЗ.
Из письменного уведомления Инспекции об оставлении документов без рассмотрения от дата видно, что фактически имелся отказ во внесении сведений в ЕГРЮЛ, что было мотивировано со ссылкой на законодательство.
Названный ранее Федеральный закон от 8 августа 2001г. №129-ФЗ не предусматривает оставление без рассмотрения сообщения сведений о юридическом лице, зарегистрированном до вступления в силу Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц», а статья 23 названного Федерального закона №129-ФЗ предусматривает основания для отказа в государственной регистрации. Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные п.1 ст.23 ФЗ. Решение об отказе в государственной регистрации должно быть принято не позднее срока, установленного ст.8 ФЗ, то есть пять рабочих дней со дня представления документов.
Из письменного уведомления Инспекции об оставлении документов без рассмотрения от дата видно, что фактически имелся отказ во внесении сведений в ЕГРЮЛ, что было мотивировано со ссылкой на законодательство. Непредставление письменного ответа в 5-дневный срок не влечет для заявителя право на внесение соответствующей записи в ЕГРЮЛ.
С учетом изложенного суд отказывает заявителю в удовлетворении предъявленных требований.
Суд, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
решил:
Кооперативу по строительству и эксплуатации коллективных гаражей - стоянок для автомобилей индивидуальных владельцев «Тракторостроитель-1» отказать в удовлетворении заявления о признании незаконным уклонения Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Чебоксары по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице - Кооперативе по строительству и эксплуатации коллективных гаражей - стоянок для автомобилей индивидуальных владельцев «Тракторостроитель-1», обязании Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Чебоксары внести сведения о Кооперативе по строительству и эксплуатации коллективных гаражей - стоянок для автомобилей индивидуальных владельцев «Тракторостроитель-1» в Единый государственный реестр юридических лиц.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики через Ленинский районный суд г.Чебоксары в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: судья Агеев О.В.