Дело № 2-4435/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 июня 2016 года г.Кызыл
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего судьи Сватиковой Л.Т., при секретаре Оюн О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Заместителя Абаканского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному предприятию «Аэропорт Кызыл» о возложении обязанности оснастить службу авиационной безопасности служебным оружием,
с участием представителя истца - Заместителя Абаканского транспортного прокурора (с дислокацией в г. Кызыле) У, представителя ответчика К, представителя третьего лица на стороне ответчика ФГУП «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта России» Е,
у с т а н о в и л :
Заместитель Абаканского транспортного прокурора (с дислокацией в г. Кызыле) У обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному предприятию «Аэропорт Кызыл» о возложении обязанности оснастить службу авиационной безопасности служебным оружием.
В обоснование иска указано на то, что Абаканской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о транспортной и авиационной безопасности в Федеральном казенном предприятии «Аэропорт Кызыл» (далее - ФКП «Аэропорт Кызыл»), по результатам которой установлено, что в нарушение положений Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности», Воздушного кодекса РФ, Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам», утвержденных приказом Минтранса России от 28.11.2005 №142 (далее - ФАП «Требования авиационной безопасности к аэропортам») служба авиационной безопасности ответчика не оснащена служебным оружием.
Так, согласно п. 6 Положения о Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №897, авиационная безопасность обеспечивается комплексом мер, предусматривающих создание и функционирование служб авиационной безопасности, охрану аэропортов, воздушных судов и объектов гражданской авиации, досмотр членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов, предотвращение и пресечение попыток захвата и угона воздушных судов.
В соответствии с ч. 4 ст. 84 Воздушного кодекса РФ требования авиационной безопасности и порядок их выполнения устанавливаются федеральными авиационными правилами.
В соответствии с п. 1 ФАП «Требования авиационной безопасности к аэропортам» они устанавливают требования авиационной безопасности к аэропортам, которые обязательны для исполнения администрациями аэропортов.
Согласно п. 5 ФАП «Требования авиационной безопасности к аэропортам» службы авиационной безопасности аэропорта, службы авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий) оснащаются служебным оружием и специальными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также техническими средствами досмотра, охраны и контроля доступа, автотранспортом, средствами связи и другими необходимыми материальными средствами.
На основании ст. 4 Федерального закона от 13.12.1996 №150-ФЗ «Об оружии» к служебному оружию относится оружие, предназначенное для использования должностными лицами государственных органов и работниками юридических лиц, которым законодательством РФ разрешено ношение, хранение и применение указанного оружия, в целях самообороны или для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей по защите жизни и здоровья граждан, собственности, по охране природы и природных ресурсов, ценных и опасных грузов, специальной корреспонденции.
Предприятия и организации, на которые законодательством РФ возложены функции, связанные с использованием и применением служебного оружия, являются юридическими лицами с особыми уставными задачами.
ФКП «Аэропорт Кызыл» имеет в своем составе в качестве структурного подразделения службу авиационной безопасности.
Согласно сертификату соответствия №, выданному ФКП «Аэропорт Кызыл» Красноярским межрегиональным территориальным управлением воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта ДД.ММ.ГГГГ сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, предприятие соответствует требованиям, предписанным нормативными документами, относящимися к сфере деятельности, приведенной в приложении к сертификату.
В соответствии с приложением к сертификату соответствия ФКП «Аэропорт Кызыл» осуществляет: организацию обеспечения авиационной безопасности; организацию и проведение предполетного и послеполетного досмотра воздушных судов, пассажиров и багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, членов экипажей, лиц из числа авиационного персонала гражданской авиации, бортовых запасов воздушного судна, грузов и почты; обеспечение безопасности воздушных судов, включая их охрану; организацию и обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов, охраны территории аэропорта и объектов его инфраструктуры.
Согласно п. 8 Устава ФКП «Аэропорт Кызыл» предприятие создано в целях обеспечения деятельности аэропорта и аэропортового обслуживания авиационных перевозок и авиационных работ на территории Республики Тыва. Предметом деятельности предприятия является осуществление аэропортовой и сопутствующей ей деятельности.
Для достижения вышеуказанных целей ФКП «Аэропорт Кызыл» осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке деятельность по обслуживанию пассажиров, багажа, грузов и почты, обеспечению авиационной безопасности.
При таких обстоятельствах, имея в своей структуре службу авиационной безопасности, отвечающую всем предъявляемым к ней требованиям, что подтверждено органами по сертификации в сфере осуществления деятельности по обеспечению авиационной безопасности, ФКП «Аэропорт Кызыл» является юридическим лицом с особыми уставными задачами.
В ст. 10 Федерального закона «Об оружии» определен круг субъектов, имеющих право на приобретение оружия на территории Российской Федерации, к которым относятся, в том числе, юридические лица с особыми уставными задачами.
В силу ст. 12 Федерального закона «Об оружии» юридические лица с особыми уставными задачами имеют право в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации приобретать гражданское и служебное оружие у юридических лиц-поставщиков после получения соответствующей лицензии в органах внутренних дел.
Как следует из информации ФКП «Аэропорт Кызыл» от ДД.ММ.ГГГГ№, служба авиационной безопасности ФКП «Аэропорт Кызыл» служебным оружием не оснащена, лицензии на приобретение и служебного оружия и патронов к нему у предприятия не имеется. Кроме того, ФКП «Аэропорт Кызыл» не обращалось в соответствующие органы внутренних дел с заявлением на получение лицензии на приобретение оружия и патронов к нему.
Согласно информации ЛПП в аэропорту <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ ФКП «Аэропорт Кызыл» в 2014 году - истекшем периоде ДД.ММ.ГГГГ с заявлением на получение лицензии на приобретение оружия и патронов к нему в Сибирское ЛУ МВД России не обращалось.
Таким образом, осуществляя деятельность по обеспечению авиационной безопасности в аэропорту г. Кызыла, то есть деятельность, связанную с охраной жизни и здоровья пассажиров, а также с защитой объектов транспортной инфраструктуры аэропорта, служба авиационной безопасности ФКП «Аэропорт Кызыл» в нарушение п. 5 ФАП «Требования авиационной безопасности к аэропортам» в настоящее время служебным оружием не оснащена.
Сотрудники служб авиационной безопасности аэродромов, аэропортов и эксплуатантов (авиационных предприятий) осуществляют деятельность, связанную с охраной жизни и здоровья пассажиров, а также с защитой объектов авиатранспортной инфраструктуры. Такая деятельность предусматривает возможность применения силы, в том числе оружия, в отношении лиц, совершающих или намеревающихся совершить акт незаконного вмешательства в деятельность авиации. По этим причинам эти службы являются - службами с особыми уставными задачами, регламентированными специальными нормативными актами, предоставляющими сотрудникам этих служб особые права (в том числе право применять оружие) и возлагающие на них особые обязанности.
Несоблюдение ФКП «Аэропорт Кызыл» требований законодательства об авиационной безопасности создает угрозу причинения вреда неопределенному кругу лиц - пассажирам, пользующимся услугами воздушного транспорта в аэропорту <адрес>, а также иным лицам.
Просит возложить обязанность на ФКП «Аэропорт Кызыл» по оснащению службы авиационной безопасности служебным оружием в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании заместитель Абаканского транспортного прокурора У поддержал исковые требования по указанным в исковом заявлении основаниям.
Представитель ответчика ФКП «Аэропорт Кызыл» К, действующая на основании доверенности, с иском не согласилась, пояснив, что законодательством предусмотрена не обязанность, а право предприятия обеспечить службу безопасности служебным оружием. Кроме того, между ФКП «Аэропорт Кызыл» и ФГУП «УВО Минтранса России» заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ№ на оказание охранных услуг; представлено письменное возражение на иск.
Представитель третьего лица на стороне ответчика ФГУП «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта России» Е, действующий по доверенности, пояснил, что данное учреждение отвечает за пропуск автотранспорта на территорию аэропорта, а также за соблюдение внутриобъектного режима, охраняет территорию по периметру, включая воздушные суда. В так называемую «стерильную зону» их сотрудники входить не имеют права.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 10 ст. 1 и ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 9.02.2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» под транспортной безопасностью понимается состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Согласно ч. 3 ст. 4 указанного Федерального закона, обеспечение транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах воздушного транспорта включает в себя обеспечение авиационной безопасности.
Согласно пунктам 1 и 3 ст. 83 Воздушного кодекса Российской Федерации под авиационной безопасностью понимается состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации, то есть противоправных действий (бездействия), угрожающих безопасной деятельности в области авиации, повлекших за собой несчастные случаи с людьми, материальный ущерб, захват или угон воздушного судна либо создавших угрозу наступления таких последствий.
Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны Федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами, Службы авиационной безопасности аэродромов или аэропортов и службы авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий) являются службами с особыми уставными задачами (п. 2 ст. 83 Воздушного кодекса Российской Федерации ).
В соответствии с п. 2 ст. 84 Воздушного кодекса Российской Федерации авиационная безопасность обеспечивается посредством: предотвращения доступа посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта или аэродрома; охраны воздушных судов на стоянках в целях исключения возможности проникновения на воздушные суда посторонних лиц; исключения возможности незаконного провоза на воздушном судне оружия, боеприпасов, взрывчатых, радиоактивных, отравляющих, легковоспламеняющихся веществ и других опасных предметов и веществ и введения особых мер предосторожности при разрешении их провоза; предполетного досмотра, а также послеполетного досмотра в случае его проведения в соответствии с Федеральным законом «О полиции»; реализации мер противодействия актам незаконного вмешательства в деятельность в области авиации и иных мер, в том числе мер, осуществляемых с участием правоохранительных органов; исключения возможности несанкционированного доступа посторонних лиц к беспилотным авиационным системам.
Согласно п. 6 Положения о Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 897, авиационная безопасность обеспечивается комплексом мер, предусматривающих создание и функционирование служб авиационной безопасности, охрану аэропортов, воздушных судов и объектов гражданской авиации, досмотр членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов, предотвращение и пресечение попыток захвата и угона воздушных судов.
В силу п. 3 ст. 84 Воздушного кодекса Российской Федерации службы авиационной безопасности имеют право задерживать для передачи правоохранительным органам лиц, нарушивших требования авиационной безопасности, а также багаж, грузы и почту, содержащие предметы и вещества, запрещенные к воздушным перевозкам, а в случаях, если жизни или здоровью пассажиров, членов экипажа воздушного судна или других граждан угрожает опасность, применять меры в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Сотрудникам служб авиационной безопасности при исполнении служебных обязанностей разрешается ношение и применение служебного оружия в порядке, установленном федеральными законами.
Требования авиационной безопасности и порядок их выполнения останавливаются федеральными авиационными правилами (п. 4 ст. 84 Воздушного кодекса Российской Федерации).
Федеральные авиационные правила являются частью воздушного законодательства Российской Федерации и обязательны для исполнения гражданами и юридическими лицами. Федеральные авиационные правила утверждаются: Правительством Российской Федерации, если это определено Воздушным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации; Министерством транспорта Российской Федерации - в области гражданской авиации (п. 1 и 6 Положения о подготовке федеральных правил использования воздушного пространства и федеральных авиационных правил, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 1998 года № 360).
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены Федеральные авиационные правила «Требования авиационной безопасности к аэропортам», устанавливающие требования авиационной безопасности к аэропортам, которые согласно пункту 1 Правил, если не указано иное, обязательны для исполнения администрациями аэропортов, авиационными предприятиями, эксплуатантами, а также иными юридическими и физическими лицами, осуществляющими свою деятельность на территории аэропорта.
В соответствии с п. 9 указанных Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам» служба авиационной безопасности аэропорта обеспечивает выполнение требований авиационной безопасности и подчиняется непосредственно руководителю администрации аэропорта.
В силу пункта 5 Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам» служба авиационной безопасности аэропорта, служба авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий) оснащаются служебным оружием и специальными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также техническими средствами досмотра, охраны и контроля доступа, автотранспортом, средствами связи и другими необходимыми материальными средствами.
Таким образом, Министерство транспорта Российской Федерации, реализуя предоставленные ему в соответствии с п. 4 ст. 84 Воздушного кодекса Российской Федерации и Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ полномочия по установлению требований авиационной безопасности, утвердило Федеральные авиационные правила, обязательные для исполнения администрациями аэропортов, предусматривающие их обязанность по оснащению служб авиационной безопасности аэропортов служебным оружием и специальными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно свидетельству серии <данные изъяты>№ Федеральное казенное предприятие «Аэропорт Кызыл» в установленном порядке зарегистрировано в качестве юридического лица.
Согласно п. 8 Устава Федерального казенного предприятия «Аэропорт Кызыл», утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-р, данное предприятие создано в целях обеспечения деятельности аэропорта и аэропортового обслуживания авиационных перевозок и авиационных работ на территории Республики Тыва. Для достижения указанных целей предприятие осуществляет аэропортовую деятельность, включающую, в том числе обеспечение авиационной безопасности (п.8, п.9).
Положение о Службе авиационной безопасности ФКП «Аэропорт Кызыл» утверждено директором предприятия ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно общим нормам указанного Положения - Служба авиационной безопасности ФКП «Аэропорт Кызыл» (далее- САБ ФКП «Аэропорт Кызыл») является самостоятельным структурным подразделением аэропорта, осуществляющей в аэропорту комплекс мероприятий по обеспечению безопасности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства в ее деятельность, а также усиливает (дополнительно) меры безопасности в период повышенной угрозы воздушному транспорту или чрезвычайных обстоятельств; разрабатывает программу авиационной безопасности аэропорта и осуществляет ее реализацию; обеспечивает выполнение требований, норм, правил и процедур по авиационной безопасности и подчиняется непосредственно директору ФКП «Аэропорт Кызыл». Сотрудники САБ ФКП «Аэропорт Кызыл» обязаны принимать все возможные меры, предусмотренные законодательством для предотвращения актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, а при необходимости лиц, нарушающих нормы, правила, процедуры авиационной безопасности, задерживать в установленном порядке. Администрация ФКП «Аэропорт Кызыл» осуществляет материально-техническое обеспечение и финансирование мероприятий по авиационной безопасности.
Согласно пункту 2.1 названного Положения Служба авиационной безопасности ФКП «Аэропорт Кызыл» обязана обеспечить защиту деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства в соответствии с нормами, правилами процедурами по авиационной безопасности, при этом основными задачами САБ ФКП «Аэропорт Кызыл» являются: предотвращение и пресечение (совместно с УФСБ России по РТ и МВД по РТ) попыток захвата (угона) воздушных судов; осуществление в установленном порядке досмотра членов экипажей, обслуживающего персонал, авиапассажиров, вещей, находящихся при пассажире и багажа, почты, грузов в целях предотвращения доставки на борт воздушного судна оружия, боеприпасов, взрывных устройств, взрывчатых и отравляющих, легковоспламеняющихся и других веществ, которые могут быть использованы для совершения акта незаконного вмешательства; обеспечение охраны территории аэропорта и расположенных на ней объектов, включая авиационную техник, зону рабочих секторов, складов горюче-смазочных материалов, коммерческих складов; организация контролируемых зон в аэропортах и обеспечение пропускного режима; предоставление эксплуатантам воздушных судов дополнительных услуг по авиационной безопасности (охрана воздушных судов, дополнительный досмотр воздушных судов и др.) на договорных условиях.
Служба авиационной безопасности ФКП «Аэропорт Кызыл» в соответствии с возложенными на нее задачами, осуществляет комплекс мероприятий, в том числе: разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению безопасности воздушных судов, пассажиров; разрабатывает и осуществляет меры противодействия актам незаконного вмешательства в отношении воздушных судов и объектов аэропорта, в целях оперативного принятия мер организует постоянное сменное дежурство в аэропорту своих сотрудников; осуществляет предполетный досмотр воздушного судна с целью выявления оружия, взрывных устройств, взрывчатых и других веществ и предметов, которые могут быть использованы для совершения актов незаконного вмешательства; принимает дополнительные меры авиационной безопасности в аэропорту в периоды повышенной угрозы или в чрезвычайных обстоятельствах (п. 2.2 Положения о Службе авиационной безопасности).
Пункт 3.6 данного Положения установил, что при приеме на работу в САБ все лица проходят в установленном порядке медицинское освидетельствование для определения годности к исполнению обязанностей по службе, а принимаемые на должности, связанные с применением огнестрельного оружия, кроме того, проходят проверки в органах внутренних дел.
Красноярским межрегиональным территориальным управлением воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта (КРАС МТУ ВТ ФАВТ) ДД.ММ.ГГГГ ФКП «Аэропорт Кызыл» выдан сертификат соответствия № со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, которым предприятие признано соответствующим требованиям, предписанным нормативными документами, относящимися к сфере деятельности, приведенной в приложении к настоящему сертификату: организация и обеспечение авиационной безопасности; организация и проведение предполетного воздушных судов, пассажиров, членов экипажей, лиц из числа авиационного персонала гражданской авиации, бортовых запасов воздушного судна, грузов и почты; обеспечение безопасности воздушных судов, включая их охрану; организация и обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов, охраны территории аэропорта и объектов его инфраструктуры.
Из ответа начальника ЛПП в аэропорту г. Кызыла Сибирского ЛУ МВД России Н от ДД.ММ.ГГГГ на требование прокурора следует, что ФКП «Аэропорт Кызыл» в ЛПП в аэропорту г. Кызыла Сибирское ЛУ МВД России в 2014 году – истекшем периоде 2016 года с заявлением на получение лицензии на приобретение служебного оружия и патронов к нему, а также за разрешением на хранение и использование служебного оружия не обращалось, вышеуказанные разрешительные документы не выдавались.
Из письма директора ФКП «Аэропорт Кызыл» от 18.02.2016 г., адресованного заместителю Абаканского транспортного прокурора У, следует, что Служба авиационной безопасности ФКП «Аэропорт Кызыл» служебным оружием не оснащена, лицензии на приобретение служебного оружия и патронов к нему, разрешения на хранение и использование служебного оружия в аэропорту не имеет. Предприятие в соответствующие органы МВД России за получением разрешительных документов обращалось. В предприятии вооруженную охрану производит ФГУП «УВО Минтранса России» на основании договора по оказанию охранных услуг.
Постановлением государственного инспектора отдела надзора за обеспечением авиационной безопасности, поисковым, аварийно-спасательным и противопожарным обеспечением полетов Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от ДД.ММ.ГГГГ№ ФКП «Аэропорт Кызыл» за нарушение требований авиационной безопасности признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.3.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> руб.
Согласно данному постановлению ФКП «Аэропорт Кызыл» нарушило п.5 Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам», утв. Приказом Министерства транспорта РФ от 28 ноября 2005 года № 142, а именно: Служба авиационной безопасности ФКП «Аэропорт Кызыл» не оснащена служебным оружием.
Данное постановление ответчиком не обжаловалось, вступило в законную силу и является в силу ст. 71 ГПК РФ письменным доказательством по делу.
ДД.ММ.ГГГГ директор ФКП «Аэропорт Кызыл» Г обратился в Сибирское ЛУ МВД России с заявлением о выдаче лицензии на приобретение, хранение и использование служебного оружия.
Между тем, установлено, что на момент рассмотрения дела Служба авиационной безопасности ФКП «Аэропорт Кызыл» служебным оружием не оснащена.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. №150-ФЗ «Об оружии» к служебному оружию относится оружие, предназначенное для использования должностными лицами государственных органов и работниками юридических лиц, которым законодательством Российской Федерации разрешено ношение, хранение и применение указанного оружия, в целях самообороны или для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей по защите жизни и здоровья граждан, собственности, по охране природы и природных ресурсов, ценных и опасных грузов, специальной корреспонденции.
Предприятия и организации, на которые законодательством Российской Федерации возложены функции, связанные с использованием и применением служебного оружия, являются юридическими лицами с особыми уставными задачами.
Статья 10 Федерального закона «Об оружии» определяет круг субъектов, имеющих право на приобретение оружия на территории Российской Федерации, к которым отнесены, в том числе, юридические лица с особыми уставными задачами.
Согласно статье 12 указанного Федерального закона юридические лица с особыми уставными задачами имеют право приобретать гражданское и служебное оружие у юридических лиц - поставщиков после получения соответствующей лицензии в органах внутренних дел.
Службы авиационной безопасности аэропортов являются подразделениями юридических лиц, организующих и обеспечивающих деятельность аэропорта, в их компетенцию в соответствии с п. 2 ст. 83 Воздушного кодекса Российской Федерации входит обеспечение авиационной безопасности, они являются службами с особыми уставными задачами, и в силу п. 3 ст. 84 Воздушного кодекса РФ службы авиационной безопасности имеют право задерживать для передачи правоохранительным органам лиц, нарушивших требования авиационной безопасности, а также багаж, грузы и почту, содержащие предметы и вещества, запрещенные к воздушным перевозкам, а в случаях, если жизни или здоровью пассажиров, членов экипажа воздушного судна, или других граждан угрожает опасность, применять меры в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сотрудникам служб авиационной безопасности при исполнении служебных обязанностей разрешается ношение и применение служебного оружия в порядке, установленном федеральными законами.
Кроме того, согласно п. 20 Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам», утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от 28 ноября 2005 года № 142, под постоянной охраной в контролируемой зоне аэропорта должны находиться: воздушные суда; территории отдельно стоящих объектов и транспортные средства с горюче-смазочными материалами, специальными жидкостями и газами; почтово-грузовые терминалы; цеха бортового питания; коммерческие склады; склады хранения опасных грузов; КПП.
При этом в соответствии с п. 45 и п. 46 указанных Федеральных авиационных правил все гражданские воздушные суда, вылетающие из аэропортов РФ, подлежат обязательному предполетному досмотру в целях выявления посторонних лиц, а также обнаружения взрывчатых веществ, взрывных устройств, оружия, боеприпасов и других опасных веществ и предметов, которые могут быть использованы для совершения актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации; предполетный досмотр воздушного судна проводится специально подготовленными для этой цели сотрудниками САБ.
Пункт 51 названных Федеральных авиационных правил предусматривает, что воздушные суда после досмотра должны находиться под постоянной охраной сотрудников САБ до момента закрытия всех дверей и отхода трапа.
В соответствии с пунктом 4 Норм, правил и процедур по авиационной безопасности (приложение к Положению о Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 г. № 897) воздушные суда должны находиться под постоянной охраной службы авиационной безопасности. При подготовке самолета к вылету службой авиационной безопасности осуществляется предполетный досмотр воздушного судна с целью выявления оружия, взрывчатых веществ и других предметов, которые могут быть использованы для совершения актов незаконного вмешательства, а также выявления посторонних лиц.
Служба авиационной безопасности ФКП «Аэропорт Кызыл» при осуществлении мероприятий по обеспечению авиационной безопасности, отнесенных к ее компетенции, в том числе выполняет мероприятия по защите объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от потенциальных, посредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья пассажиров, членов экипажей воздушных судов и иных граждан.
Исполнение администрацией аэропорта требований п. 5 Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам», предусматривающих оснащение службы авиационной безопасности аэропорта служебным оружием, является обязательным в силу п. 1 данных Федеральных авиационных правил, и не поставлено в зависимость от осуществления подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта РФ охраны границ территории (периметра) аэропорта и отдельных объектов, расположенных на территории, ограниченной периметром аэропорта.
Доказательств того, что подразделение ведомственной охраны Министерства транспорта РФ полностью осуществляет весь комплекс мер, посредством которых в аэропорту «Аэропорт Кызыл» достигается обеспечение авиационной безопасности от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации и является достаточным - ответчиком суду не представлено.
Представленный в материалы дела договор на оказание охранных услуг от ДД.ММ.ГГГГ также не подтверждает доводы ответчика в указанной части, поскольку предусмотренный им перечень объектов не соответствует в полной мере перечню объектов, подлежащих охране для обеспечения авиационной безопасности, в частности на его основе не осуществляется охрана воздушных судов на стоянках с целью исключения возможности проникновения на них посторонних лиц, а также согласно пояснениям представителя ФГУП «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта России» их сотрудники не имеют права входить в предполетную зону, где пассажиры ожидают выхода для посадки в воздушное судно.
С учетом вышеизложенного доводы ответчика о том, что законодательство РФ не содержит обязанности юридических лиц с особыми уставными задачами обеспечить служебным оружием и специальными средствами сотрудников службы авиационной безопасности, а лишь предоставляет такое право; ФКП «Аэропорт Кызыл» имеет действующий сертификат, выданный Красноярским межрегиональным территориальным управлением воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта, из которого следует, что организация обеспечения авиационной безопасности предприятия соответствует требованиям, предписанным нормативными документами в сфере авиационной безопасности; между ФКП «Аэропорт Кызыл» и ФГУП «УВО Минтранса России» заключен договор на оказание охранных услуг, в связи с чем необходимость в оснащении САБ аэропорта служебным оружием отсутствует - не могут быть признаны обстоятельствами, исключающими обязанность ответчика оснастить Службу авиационной безопасности служебным оружием.
Вопреки доводам ответчика выполнение им названных действий согласно приведенным актам носит не рекомендательный, а обязательный характер.
Таким образом, учитывая вышеприведенные нормы законодательства, суд приходит к выводу о том, что ответчиком ФКП «Аэропорт Кызыл» допущено нарушение обязательных для исполнения администрацией аэропорта требований, установленных пунктом 5 Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам». С учетом того, что надлежащих мер по оснащению службы авиационной безопасности аэропорта служебным оружием, созданию условий, необходимых для приобретения и хранения служебного оружия ответчик не предпринял, суд считает необходимым удовлетворить требование прокурора и возложить на ответчика ФКП «Аэропорт Кызыл» обязанность оснастить Службу авиационной безопасности ФКУ «Аэропорт Кызыл» служебным оружием в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В целях обеспечения реального исполнения решения, с учетом мнения участвующих лиц, суд устанавливает срок его исполнения - в течение 10 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ФКП «Аэропорт Кызыл» подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей в бюджет муниципального образования городского округа «город Кызыл Республики Тыва».
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск Заместителя Абаканского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному предприятию «Аэропорт Кызыл» о возложении обязанности оснастить службу авиационной безопасности служебным оружием удовлетворить.
Обязать Федеральное казенное предприятие «Аэропорт Кызыл» в течение десяти месяцев со дня вступления решения в законную силу оснастить службу авиационной безопасности служебным оружием в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Взыскать с Федерального казенного предприятия «Аэропорт Кызыл» государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей в бюджет муниципального образования городского округа «город Кызыл Республики Тыва».
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 06 июля 2016 года.
Судья Л.Т. Сватикова