ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4437/2023 от 22.01.2024 Первомайского районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2-537/2024

55RS0005-01-2023-006037-54

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 января 2024 года город Омск

Первомайский районный суд города Омска

под председательством судьи Базыловой А.В.,

при секретаре Корененко А.Б., при помощнике судьи Хаджиевой С.В., осуществлявшей подготовку дела к судебному разбирательству,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского административного округа г. Омска, поданному в интересах несовершеннолетних и неопределенного круга лиц, к Бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению города Омска «Детский сад № 319», Администрации города Омска, Департаменту образования Администрации города Омска об устранении нарушений правил пожарной безопасности,

установил:

Прокурор Советского административного округа г. Омска обратился в интересах несовершеннолетних и неопределенного круга лиц в суд с иском к Бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению города Омска «Детский сад № 319», Администрации города Омска, Департаменту образования Администрации города Омска с иском об устранении нарушений правил пожарной безопасности в обоснование требований указав, что прокуратурой округа проведена проверка соблюдения требований об образовании в части создания безопасных условий воспитания несовершеннолетних в деятельности бюджетного дошкольного образовательного учреждения г. Омска «Детский сад № 319», в ходе которой установлено, что в БДОУ г. Омска «Детский сад № 319», расположенный по адресу: <адрес>, выявлены нарушения, выразившиеся в следующем:

- Покрытие пола на путях эвакуации (помещение № 1 на первом этаже поэтажного плана технического паспорта нежилого строения от 30.05.2012 инвентарный номер 4823191/1П-А) выполнено материалом (факт. линолеум) с неисследованными показателями пожарной опасности, выше чем КМ2 (не предоставлена техническая документация, содержащая информацию о показателях пожарной опасности этих материалов) (ч.4 ст.4, ч.ч.1, 3 ст. 6, ч.3 ч.6 ст. 134, табл.3, табл. 28 Федерального закона № 123-ФЗ);

-Не обеспечено исправное состояние автоматической пожарной сигнализации (фактически при проверке работоспособности системы АПС в коридоре, пищеблоке группах № 10, 12 на 1-ом этаже, помещениях групп № 1,2,3,4,6 музыкальном зале на 2-ом этаже извещатели находятся в неисправном состоянии) (внесена запись в журнал ЭСПС) (п. 54 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479);

- Не обеспечена 1 категория надежности электроснабжения электроприемников системы пожарной сигнализации оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Резервные источники питания, аккумуляторные батареи или блоки бесперебойного питания, не обеспечивают питание электроприемников в дежурном режиме в течении 24 часов плюс 1 час работы системы пожарной автоматики в тревожном режиме (внесена запись в журнал ЭСПЗ) ч.4 ст.4, ч. 1 ст. 6, ст. 54, ст. 84 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 5.4 приложение А формула А1 СП 6.13130.2021;

- На путях эвакуации не предусмотрено аварийное (эвакуационное) освещающее в соответствии с требованиями СП 319.13330 (ч.4 ст.4, ст. 5, ч.1 ст.6, ч.9 ст. 82 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 37 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479; п. 4.3.12 СП 1.13130.2020).

Указанные нарушения отражены в предписании об устранениях нарушений обязательных требований пожарной безопасности № 2305/008/55/58-В/ПВП, выданном инспектором территориального отдела надзорной деятельности и профилактической работы по САО г. Омска ГУ МЧС России по Омской области.

БДОУ г. Омска «Детский сад № 319» осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии, выданной Министерством образования Омской области, срок действия лицензии: бессрочно.

Согласно п. 1.3 Устава БДОУ г. Омска «Детский сад № 319», учреждение является некоммерческой организацией, созданной муниципальным образованием городской округ город Омск Омской области в целях обеспечения реализации, предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления в сфере образования.

В соответствии с п. 1.6 Устава функции и полномочия учредителя осуществляет департамент образования Администрации города Омска.

Собственником имущества является муниципальное образование городской округ город Омск Омской области. Права собственника в отношении закрепленного за учреждением имущества осуществляет в пределах своей компетенции департамент имущественных отношений Администрации города Омска (п. 1.8 Устава).

БДОУ г. Омска «Детский сад № 319» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые в установленном законом порядке, печать, установленного образа, бланки со своим наименованием (п.1.10 Устава).

Таким образом, БДОУ г. Омска «Детский сад № 319» несет обязанность по созданию безопасных условий для воспитанников.

Непринятие БДОУ г. Омска «Детский сад № 319», департаментом образования Администрации г. Омска мер по устранению нарушений правил пожарной безопасности, нарушает права воспитанников на обучение в условиях, обеспечивающих безопасность, охрану и укрепление здоровья, может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью воспитанников и работников БДОУ г. Омска «Детский сад № 319».

Соответственно, объем ответственности Администрации г. Омска за выявленные в БДОУ г. Омска «Детский сад № 319» нарушения требований вышеуказанного законодательства определяется тем, что Администрация г. Омска несет обязательство по финансированию бюджетных образовательных организаций.

На основании изложенного просит обязать Администрацию г. Омска и департамент образования Администрации г. Омска выделить финансирование БДОУ г. Омска «Детский сад № 319» на устранение нарушений правил пожарной безопасности в здании по адресу: г. Омск, ул. М. Ивановская, д.45. Взыскать с БДОУ г. Омска «Детский сад № 319» государственную пошлину в доход местного бюджета.

В судебном заседании помощник прокурора Советского АО г. Омска Тарасевич О.С. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно суду пояснил, что с момента ввода здания в эксплуатацию инструментального обследования не проводилось, степень износа не вычислялась, ремонт несущих конструкций здания не проводился. Вместе с тем, при проведении осмотра совместно с представителем образовательного учреждения было выявлено ненадлежащее состояние наружных стен.

Представитель БДОУ г. Омска «Детский сад № 319» Ладыгина О.И. в судебном заседании с требованиями иска согласилась. Указала, что на устранение данных нарушений необходимо 900000 рублей, а БДОУ г. Омска «Детский сад № 319» своих средств не имеет.

Представители ответчиков Администрации г. Омска, Департамента образования Администрации г. Омска, будучи надлежащим образом извещенными о дате и месте судебного разбирательства, в суд не явились, о причинах неявки не сообщили.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, пришел к следующему.

Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об образовании в РФ») образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Частью 7 ст. 28 ФЗ «Об образовании в РФ» установлено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно п. 3 ч. 4 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся.

Аналогичные требования о создании безопасных условий обучения предусмотрены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 «О лицензировании образовательной деятельности».

БДОУ г. Омска «Детский сад № 319», расположенное по адресу: <адрес>, является юридическим лицом, осуществляющим образовательную деятельность на основании Устава, лицензии Министерства образования Омской области.

Здание находится на праве оперативного управления.

Отношения в области обеспечения пожарной безопасности основываются как на Федеральном законе от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», так и на Конституции РФ, включает в себя данный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

В силу ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Исходя из положений статей 4 и 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», к нормативным правовым актам РФ по пожарной безопасности отнесены федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила); под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Согласно ст. 5 того же Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ, каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, которая включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности; пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной в случае выполнения в полном объеме обязательных требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах, а также в случае, если пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.

В силу ст. 6 Закона № 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании, и нормативными документами по пожарной безопасности.

Во исполнение решения о проведении внепланового инспекционного визита -В/РИВ от 11.05.2023 17 мая 2023 года государственным инспектором Советского административного округа г. Омска по пожарному надзору Шарыповой Ю.А. проведен внеплановый инспекционный визит, в ходе которого присутствовал представитель контролируемого лица заведующий Ладыгина О.И.

Для устранения обязательных требований пожарной безопасности в соответствии со ст. 90 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» необходимо устранить следующие нарушения:

Покрытие пола на путях эвакуации (помещение № 1 на первом этаже поэтажного плана технического паспорта нежилого строения от 30.05.2012 инвентарный номер 4823191/1П-А) выполнено материалом с неисследованными показателями пожарной опасности, выше чем В2, Д3, Т2, РП2 (не предоставлена техническая документация, содержащая информацию о показателях пожарной опасности этих материалов) (ч.4 ст.4, ч.ч.1, 3 ст. 6, ч.3 ч.6 ст. 134, табл.3, табл. 28 Федерального закона № 123-ФЗ).

Не обеспечено исправное состояние автоматической пожарной сигнализации (фактически при проверке работоспособности системы АПС в коридоре, пищеблоке группах № 10, 12 на 1-ом этаже, помещениях групп № 1,2,3,4,6 музыкальном зале на 2-ом этаже извещатели находятся в неисправном состоянии) (внесена запись в журнал ЭСПС) (п. 54 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479).

Не обеспечена 1 категория надежности электроснабжения электроприемников системы пожарной сигнализации оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Резервные источники питания, аккумуляторные батареи или блоки бесперебойного питания, не обеспечивают питание электроприемников в дежурном режиме в течении 24 часов плюс 1 час работы системы пожарной автоматики в тревожном режиме (внесена запись в журнал ЭСПЗ) ч.4 ст.4, ч. 1 ст. 6, ст. 54, ст. 84 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 5.4 приложение А формула А1 СП 6.13130.2021.

По результатам внепланового инспекционного визита указанные нарушения отражены в предписании об устранениях нарушений обязательных требований пожарной безопасности -В/ПВП от 17 мая 2023 года, выданного инспектором территориального отдела надзорной деятельности и профилактической работы по САО г. Омска ГУ МЧС России по Омской области (л.д. 11-13).

В соответствии с пунктом 1 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479, настоящие Правила устанавливают требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.

Как следует из Устава БДОУ г. Омска «Детский сад № 319», Учреждение является некоммерческой организацией, созданной муниципальным образованием городской округ город Омск Омской области в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере образования (п. 1.6).

Учредителем Учреждения является муниципальное образование городской округ город Омск Омской области. При этом функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет департамент образования Администрации города Омска.

В соответствии с Положением о департаменте образования Администрации г. Омска», утвержденным Решением Омского городского Совета от 29.06.2011 года № 413, департамент образования Администрации города Омска является структурным подразделением Администрации города Омска, осуществляющим от имени муниципального образования городской округ город Омск Омской области функции в сфере образования и переданные отдельные государственные полномочия Омской области в сфере опеки и попечительства над несовершеннолетними.

Департамент наделяется правами юридического лица в соответствии с настоящим Положением, имеет самостоятельную смету расходов и самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства, лицевые счета, открытые в финансовом органе, исполняющем бюджет города Омска, и иные счета, открываемые в порядке, установленном законодательством, гербовую печать, простые печати и штампы со своим наименованием, факсимиле директора департамента, бланки и другие реквизиты, может от своего имени выступать истцом, ответчиком и третьим лицом в суде.

Одной из основных целей департамента является создание необходимых условий для материально-технического обеспечения подведомственных муниципальных учреждений.

В сфере финансово-экономической деятельности департамент: 1) осуществляет экономический анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности подведомственных муниципальных учреждений; 2) участвует в формировании бюджета города Омска по направлениям деятельности департамента на очередной финансовый год и плановый период; 3) осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; 4) составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным муниципальным учреждениям и исполняет соответствующую часть бюджета; 5) вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств и сводной бюджетной росписи; 6) определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных муниципальных учреждений; 7) формирует муниципальные задания в соответствии с действующим законодательством; 8) осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные действующим законодательством.

Соответственно, объем ответственности департамента образования Администрации г. Омска за выявленные в Учреждении нарушения требований определяется тем, что отраслевой орган несет обязательство по финансированию бюджетных образовательных учреждений от имени учредителя.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Согласно пп. 3, 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона «Об образовании», именно к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации дано определение главного распорядителя бюджетных средств (главного распорядителя средств соответствующего бюджета), которым является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.

При этом распорядителем бюджетных средств (распорядителем средств соответствующего бюджета) является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, казенное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.

В ч. 1 ст. 158 БК РФ, закреплен перечень бюджетных полномочий главного распорядителя бюджетных средств.

Учитывая изложенное, Администрация г. Омска несет обязательство по финансированию бюджетных образовательных учреждений.

В силу ч. 2,3 ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, уставом и государственным заданием, утверждаемым учредителем (соответствующим органом, осуществляющий функции и полномочия учредителя).

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки (ч.6 ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

В судебном заседании представитель ответчика факт нарушения правил пожарной безопасности не отрицала, пояснила, что для устранения нарушений норм пожарной безопасности требуется ориентировочно 900000 рублей. Планом финансово-хозяйственной деятельности на 2024 год БДОУ г. Омска «Детский сад № 319» данные расходы не предусмотрены. Из переписки с департаментом образования администрации г. Омска вопрос о выделении финансирования будет рассмотрен в ходе исполнения бюджета города Омска на 2024 год и плановый период 2025-2026 годов.

Оценив в совокупности установленные по делу обстоятельства, учитывая роль и значение учредителя при данной организационно - правовой форме юридического лица как бюджетного учреждения и невозможность осуществления образовательной деятельности без устранения указанных нарушений, суд считает возможным удовлетворить требования истца в полном объеме.

В силу ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлины, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход соответствующего бюджета.

Поскольку прокурор Советского АО г. Омска обратился в суд в интересах неопределенного круга физических лиц с требованиями неимущественного характера, в соответствии со ст.ст. 98, 103 ГПК РФ с БДОУ г. Омска «Детский сад № 319» в доход местного бюджета надлежит взыскать государственную пошлину в размере 300 рублей, установленную подп. 3 п.1 ст.333.19 НК РФ.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск прокурора Советского административного округа г. Омска, поданный в интересах несовершеннолетних и неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Обязать Администрацию г. Омска (ИНН , ОГРН ) и Департамент образования Администрации г. Омска (ИНН , ОГРН ) выделить финансирование БДОУ г. Омска «Детский сад № 319» на устранение нарушений правил пожарной безопасности в здании по адресу: <адрес>.

Взыскать с БДОУ г. Омска «Детский сад № 319» (ИНН , ОГРН ) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Первомайский районный суд города Омска в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья: Базылова А.В.

Решение изготовлено в окончательной форме 29 января 2024 года.