ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4438/17 от 10.11.2017 Октябрьского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

Дело № 2-4438/17

Мотивированное решение

изготовлено 10 ноября 2017 года

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

08 ноября 2017 года

Октябрьский районный суд города Мурманск

в составе председательствующего судьи Молчановой Е.В.,

при секретаре Суковой Г.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Комитету имущественных отношений администрации г.Мурманска о восстановлении срока для признания нуждающимся в улучшении жилищных условий, признанием права на обеспечение жилым помещением и возложении обязанности включить в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей,

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском к Комитету имущественных отношений администрации г.Мурманска о восстановлении срока для признания нуждающимся в улучшении жилищных условий, признанием права на обеспечение жилым помещением и возложении обязанности включить в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей

В обоснование требований указано, истец ДД.ММ.ГГГГ года рождения является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. ДД.ММ.ГГГГ из Оленегорского детского дома ФИО1 был переведен в <данные изъяты> школу-интернат (ГОУ «ТШИ»). ДД.ММ.ГГГГ истец выбыл в СГПТУ г.Кириши Ленинградской области, откуда по переводу был направлен в ПТУ г.Мончегорска для дальнейшего обучения. Не достигнув совершеннолетия, истец был осужден Ленинским районным судом г.Мурманска ДД.ММ.ГГГГ, в дальнейшем Кольским районным судом Мурманской области в ДД.ММ.ГГГГ. Длительный период времени находился в местах лишения свободы и поэтому не смог в установленные законом сроки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицо из числа детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей до достижения им возраста 23 лет.

Просит признать за ним право на предоставление жилого помещения специализированного жилого фонда по договору социального найма и обязать Комитет имущественных отношений г.Мурманска поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как из числа детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей.

Далее истцом и его представителем были уточнены исковые требования, а именно, просят суд восстановить срок для признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий как из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; признать право на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированных жилых помещений на территории г. Мурманска, и возложить обязанность на ответчика включить его в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений на территории г. Мурманска.

В судебном заседании истец, его представитель уточненные исковые требования, поддержали по изложенным выше основаниям.

Представитель ответчика Комитета имущественных отношений г.Мурманска в судебное заседание не явился, просив о рассмотрении дела в свое отсутствие, представив возражения относительно заявленных исковых требований. В обоснование возражений указано, что, в настоящее время, оснований для включения истца в муниципальный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда не имеется. Истец должен был обратиться с данным требованием до достижения им 23-летнего возраста. Однако, по вопросу обеспечения его жилым помещением, как лица, относящегося в тот момент к категории детей-сирот, истец не обращался, следовательно, оснований, для удовлетворения его исковых требований - не имеется.

Представитель третьего лица Комитета по образованию администрации города Мурманска в судебном заседании пояснила, что истец обращался по данному вопросу и ему была дана подробная консультация. Документов подтверждающих право постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не имеется. Законом установлен порядок и сроки обращения граждан для включения их в список и постановки на учет. Истец в указанный срок, до достижения им возраста 23 лет, не обращался. В настоящее время отсутствуют документы, дающие право и возможность рассмотреть указанный вопрос.

Представитель 3-его лица Администрации г. Мурманска, в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом, мнения по иску не представил.

В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика - КИО г.Мурманска, 3-его лица.

Суд, выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, урегулированы Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) «О дополнительных гарантиях по социальной, поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Вступившая с 01.01.2013 года в законную силу часть 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Понятие «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей» раскрыто в статье 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»: дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.

Право детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа установлено ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в соответствии с которой жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Закона, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

При этом, согласно пункту 9 статьи 8 Закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ, действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Жилищного кодекса Российской Федерации распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Системный анализ толкования приведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, предоставляется до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа, возраста 23 лет либо после, в случае, если указанные лица были приняты на учет до вступления в силу Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ, то есть до 01.03.2012 года.

В судебном заседании установлено, что ФИО1, родившийся ДД.ММ.ГГГГ, до достижения возраста 23 лет относился к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 находился в Оленегорском детском доме Мурманской области.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обучался в <данные изъяты> школа-интернат (ГОУ «ТШИ»).

С ДД.ММ.ГГГГ истец обучался в СГПТУ г.Кириши Ленинградской области, откуда по переводу был направлен в ПТУ г.Мончегорска для дальнейшего обучения.

Указанные сведения предоставлены архивными учреждениями. Между тем, личного дела воспитанника не имеется.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был осужден Ленинским районным судом г.Мурманска к <данные изъяты> лишения свободы с отсрочкой исполнения приговора на <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ осужден Кольским районным судом Мурманской области к <данные изъяты> лишения свободы с присоединением неотбытой части наказания по приговору от ДД.ММ.ГГГГ, а всего к <данные изъяты> лишения свободы. Освобожден ДД.ММ.ГГГГ по отбытию срока наказания.

Осужден ДД.ММ.ГГГГ Октябрьским районным судом г.Мурманска к <данные изъяты> лишения свободы. Освобожден условно-досрочно ДД.ММ.ГГГГ.

В дальнейшем ФИО1 был неоднократно судим.

До достижения возраста 23 лет, то есть до ДД.ММ.ГГГГ истец в уполномоченный орган с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения не обращался, впервые обратился в орган местного самоуправления в ДД.ММ.ГГГГ в возрасте 44 лет.

Указанные обстоятельства в судебном заседании не оспаривались.

Доказательств уважительности и исключительности причин, препятствовавших ФИО1 обратиться в компетентный орган по вопросу постановки его на учет в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением по договору найма, в период возраста с 18 до 23 лет, суду не представлено и материалы дела не содержат.

Доводы о том, что истец не имел возможности реализовать право постановки на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения в связи с нахождением в учреждениях исполнения наказаний, не являются основанием для удовлетворения исковых требований, поскольку не являются уважительными причинами пропуска срока в связи с тем, что до достижения истца возраста 23 лет, период нахождения в местах лишения свободы не был непрерывным. Более того, в период нахождения истца на свободе, истец свое право на обеспечение жильем не реализовал. Само по себе ограничение в свободе передвижения не лишало истца возможности обращения с заявлением в компетентные органы.

Оснований полагать, что истец был лишен возможности реализовать свое право на обеспечение жильем в указанный период вследствие ненадлежащего выполнения обязанностей по защите его прав уполномоченными на то органами и лицами, то есть по не зависящим от него обстоятельствам, не имеется, доказательств тому, в нарушение ст.56 ГПК РФ истцом не представлено.

Анализируя собранные по делу доказательства и установленные в судебном заседании обстоятельства в их совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования ФИО1 к Комитету имущественных отношений администрации г.Мурманска о восстановлении срока для признания нуждающимся в улучшении жилищных условий, признании права на обеспечение жилым помещением и возложении обязанности включить в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий Е.В. Молчанова