Дело № 2-4438/2020
УИД 48RS0001-01-2020-005253-29
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 декабря 2020 года г. Липецк
Советский районный суд г. Липецка в составе:
Председательствующего судьи Калинчевой С.Г.
при секретаре Корнейчук В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Лебедянского района Липецкой области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Областному казенному учреждению «Дорожное агентство Липецкой области» об обязании устранения нарушений законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Лебедянского района Липецкой области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском к ответчику ОКУ «Дорожное агентство Липецкой области» об обязании устранения нарушений законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения.
В обоснование требований истец указал, что 16 сентября 2020 года в ходе проверки соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения в части надлежащего содержания и текущего ремонта автомобильных дорог общего пользования на территории Лебедянского муниципального района Липецкой области, а именно на 19 км автомобильной дороги «Липецк-Данков» (поворот с. Ольховец) дорожный знак 3.20 «Обгон запрещен» отсутствует, что свидетельствует о нарушении п.п. 6.2.1 и 6.2.4 ГОСТ Р 50597-2017. В связи с чем, истец просит устранить допущенные нарушения, возложить обязанность на ответчика по установке дорожного знака 3.20 «Обгон запрещен» на 19 км автомобильной дороги «Липецк-Данков» (поворот с. Ольховец) в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебное заседание представитель истца не явился, в своем заявлении просил рассмотреть дело в свое отсутствие, исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика ОКУ «Дорожное агентство Липецкой области» по доверенности Шпрыкова Е.В. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что на настоящий момент работы по установке дорожного знака 3.20 «Обгон запрещен» на участке км. 64+430 автомобильной дороги «Липецк-Данков» выполнены.
Представители третьих лиц Управления дорог и транспорта Липецкой области, ОГУП «Липецкдоравтоцентр», ОГИБДД МОМВД России «Лебедянский» в судебное заседание не явились, о дате и месте судебного заседания извещались своевременно и надлежащим образом.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В силу ст. 12 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ к полномочияморганов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе и осуществление регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно ч. 8 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения не могут включаться автомобильные дороги общего пользования федерального значения и их участки.
Постановлением администрации Липецкой области от 23.12.2011 № 456 утверждены критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального значения Липецкой области и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения Липецкой области.
Согласно Раздела XI Перечня к автомобильным дорогам общего пользования регионального значения Липецкой области, проходящим на территории Лебедянского района, относится в том числе и автомобильная дорога Курапово - Савинки (протяженностью 2,90 км).
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утверждены и введены в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26.09.2017 № 1245-ст, устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования (далее - дорог), улиц и дорог городов и сельских поселений (далее - улиц), железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям. Требования настоящего стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Пунктом 6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017 установлено, что дорожи и улицы должны быть обустроены дорожными знаками по ГОСТ 32945, изображения, символы и надписи, фотометрические и колометрические характеристики которых должны соответствовать ГОСТ Р 52290, знаками переменной информации (далее -ЗПИ) - по ГОСТ 32865. Знаки должны быть установлены по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения.
Опоры дорожных знаков на дорогах должны соответствовать требованиям ГОСТ 32948.
Согласно п. 6.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 дорожные знаки и знаки переменной информации не должны иметь дефектов. К таким дефектам относится утрата дорожного знака, то есть отсутствие знака по ГОСТ Р 52289 в соответствии с проектом (схемой) организации дорожного движения, утвержденным в установленном порядке.
В рамках обследования дорог общего пользования регионального значения «Липецк-Данков», проведенного 16 сентября 2020 года ОГИБДД МО МВД России «Лебедянский», были выявлены следующие нарушения: на 19 км автомобильной дороги «Липецк-Данков» (поворот с. Ольховец) дорожный знак 3.20 «Обгон запрещен» отсутствует, что свидетельствует о нарушении п.п. 6.2.1 и 6.2.4 ГОСТ Р 50597-2017. Данные обстоятельства подтверждаются актом выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации движения от 16 сентября 2020 года.
Государственным контрактом № Ф.2019.546110 на выполнение комплекса работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального значения, сооружений на них и мероприятий по безопасности дорожного движения в районах Липецкой области в 2020-2021 годах от 29.11.2019г. обязанности по содержанию автомобильной дороги «Н. Ракитино-прим. к а/д Липецк-Данков» были возложены на областное государственное унитарное предприятие «Липецкдоравтоцентр».
Состав и требуемые виды работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог определенны и утверждены Приказом Минтранса РФ от 16.11.2012 № 402 «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог».
Пунктом 10 раздела IV классификация работ по содержанию автомобильных дорог Приказа Минтранса России от 16.11.2012 № 402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» включает обязанность по установке недостающих дорожных знаков и заделывание ям на дорожном покрытии в перечень работ по содержанию автомобильной дороги.
В соответствии с постановлением администрации Липецкой области от 14.12.2016 № 495 «О создании областного казенного учреждения «Дорожное агентство Липецкой области» полномочиями государственного заказчика на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Липецкой области, в том числе при строительстве, реконструкции, ремонте, капитальном ремонте, содержании и эксплуатации автомобильных дорог регионального и межмуниципального значений Липецкой области государственным заказчиком является областное казенное учреждение «Дорожное агентство Липецкой области».
Таким образом, государственным заказчиком и лицом, обеспечивающим выполнение работ по содержанию указанной дороги является областное казенное учреждение «Дорожное агентство Липецкой области».
Суд, проанализировав представленные доказательства, приходит к выводу, что выявленные нарушения законодательства о безопасности дорожного движения свидетельствуют о ненадлежащем выполнении ОКУ «Дорожное агентство Липецкой области» возложенных на него обязанностей в части установления дорожных знаков и устранения повреждения дорожного покрытия в соответствии с требованиями ГОСТ, следовательно, требования процессуального истца являются правомерными и подлежащими удовлетворению.
Согласно материалам дела и пояснениям представителя ответчика ОКУ «Дорожное агентство Липецкой области» на день вынесения решения работы по установке дорожного знака 3.20 «Обгон запрещен» на участке км 64+430 автомобильной дороги «Липецк-Данков» выполнены, что подтверждается фотоматериалами. Таким образом, решение суда в данной части следует считать исполненным, в исполнение не приводить.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Возложить на Областное казенное учреждение «Дорожное агентство Липецкой области» обязанность по устранению нарушения требований п.п. 6.2.1 и 6.2.4 Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», а именно установить дорожный знак 3.20 «Обгон запрещен» на 19 км автомобильной дороги «Липецк-Данков» (поворот с. Ольховец) в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Считать решение суда о возложении на Областное казенное учреждение «Дорожное агентство Липецкой области» обязанности по устранению нарушения требований п.п. 6.2.1 и 6.2.4 Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», а именно по установке дорожного знака 3.20 «Обгон запрещен» на 19 км автомобильной дороги «Липецк-Данков» (поворот с. Ольховец) исполненным, в исполнение решение суда не приводить.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Советский районный суд г. Липецка в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий С.Г. Калинчева
Мотивированное решение
в соответствии со ст. 108 ГПК РФ
изготовлено 12 января 2021 года.