Дело 2-4439/2014
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Южно-Сахалинский городской суд в составе:
председательствующего - судьи Абиковой Ю.В.,
при секретаре – Ким М.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО3 о признании незаконными бездействия судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по г. Южно-Сахалинску № 1 Управления Федеральной службы судебных приставов России по Сахалинской области, возложении обязанности принять меры к исполнению требований исполнительного документа,
у с т а н о в и л:
Заявитель ФИО3 обратилась в суд с заявлением о признании незаконными бездействия судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по г. Южно-Сахалинску № 1 Управления Федеральной службы судебных приставов России по Сахалинской области, возложении обязанности принять меры к исполнению требований исполнительного документа.
В обоснование требований указано, что Южно-Сахалинским городским судом выдан исполнительный лист о взыскании с ФИО1 в пользу ФИО3 убытков, причиненных в результате дорожно-транспортное происшествие на сумму <данные изъяты>. На основании исполнительного листа ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства. До настоящего времени требования исполнительного документа не исполнены.
В связи с чем, заявитель ФИО3 просит признать незаконными бездействия судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по г. Южно-Сахалинску № 1 Управления Федеральной службы судебных приставов России по Сахалинской области, возложить обязанность принять меры к исполнению требований исполнительного документа.
В дополнениях к заявлению, заявитель указал, что со счета должника были списаны денежные средства, однако взыскателю они не перечислены. Запрос о наличии транспортных средств у должника был сделан спустя более 4 месяцев с момента возбуждения исполнительного производства, что позволило должнику переоформить все транспортные средства на другое лицо. Запрос о месте регистрации должника также сделан спустя более 4 месяцев. Исполнительный документа ДД.ММ.ГГГГ был направлен по несуществующему адресу. Судебный пристав не запрашивал информацию в налоговых органах, пенсионном фонде Росреестре, БТИ, сотовых операторов. Розыскное дело заведено спустя более 5 месяцев и только ДД.ММ.ГГГГ пристав выносит постановление об обращении взыскания на денежные средства, находящиеся в банке. Пристав необоснованно вынесла постановление об ограничении на выезде должника сроком до ДД.ММ.ГГГГ, а затем с ДД.ММ.ГГГГ, что позволило должнику съездить в отпуск.
В связи с чем, заявитель просит признать незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя, выразившиеся:
- в отсутствии запроса во все банки и кредитные учреждения РФ о предоставлении информации об открытых на имя должника счетах;
- в отсутствии запроса в налоговый орган о предоставлении информации в отношении должника о том, зарегистрирован ли он в качестве индивидуального предпринимателя, в каких юридических лицах должник является учредителем, членом и т.п.;
- в отсутствии запроса в Пенсионном фонде РФ, налоговом органе, о том, имеются ли поступления в бюджет за должника (подоходный налог, пенсионные начисления и т.д.) для определения источников дохода должника;
- в не направлении исполнительного документа работодателям должника для исполнения;
- в отсутствии запрета на выезд должника за пределы РФ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
- в отсутствии запроса в органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также в органы БТИ, о предоставлении информации о зарегистрированных на должника правах на недвижимое имущество;
- в отсутствии запроса в адрес операторов сотовой (мобильной) связи о предоставлении информации о зарегистрированных телефонных номерах на имя должника;
- в отсутствии запроса в органы Гостехнадзора и ГИМС о предоставлении информации о зарегистрированных на имя должника самоходной техники и плавающих средств.
Также заявитель просит возложить обязанности на судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по г. Южно-Сахалинску № 1 окончить исполнительное производство № путем:
- запроса во все банки и кредитные учреждения РФ о предоставлении информации об открытых на имя должника счетах;
- запроса в налоговый орган о предоставлении информации в отношении должника о том, зарегистрирован ли он в качестве индивидуального предпринимателя, в каких юридических лицах должник является учредителем, членом и т.п.;
- запроса в Пенсионном фонде РФ, налоговом органе, о том, имеются липоступления в бюджет за должника (подоходный налог, пенсионные начисления и т.д.) для определения источников дохода должника;
- направления исполнительного документа работодателям должника для исполнения;
- запроса в органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также в органы БТИ, о предоставлении информации о зарегистрированных на должника правах на недвижимое имущество;
- запроса в адрес операторов сотовой (мобильной) связи о предоставлении информации о зарегистрированных телефонных номерах на имя должника;
- запроса в органы Гостехнадзора и ГИМС о предоставлении информации о зарегистрированных на имя должника самоходной техники и плавающих средств.
В судебном заседании ФИО3 и её представитель ФИО4 заявленные требования поддержали, настаивали на их удовлетворении.
Судебный пристав-исполнитель ОСП № 1 Управления Федеральной службы судебных приставов России по Сахалинской области, представитель Управления Федеральной службы судебных приставов России по Сахалинской области в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания жалобы извещены надлежащим образом.
Суд, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, проверив законность действий должностного лица, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии со ст. 255 Гражданского процессуального кодекса РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Статьей 249 названного Кодекса, определено, что обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
На основании ч. 1 ст. 441 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием).
В соответствии с ч. 1 ст. 50, ч. 1 ст. 121, ч. 1 ст. 128 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 129-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием) в судебном порядке.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 129-ФЗ «Об исполнительном производстве» Настоящий Федеральный закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц (далее также - граждане), юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (далее также - организации) обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.
В силу статьи 2 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Статьей 4 Федерального закона закреплены Принципы исполнительного производства, к которым относится принцип: 1) законности; 2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; 3) уважения чести и достоинства гражданина; 4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; 5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Согласно ч. 1 ст. 5 Закона принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Частью 2 статьи 5 предусмотрено, что Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (далее - подразделения судебных приставов).
Полномочия судебных приставов-исполнителей определяются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «О судебных приставах» и иными федеральными законами. (часть 3 статьи 5).
Согласно статье 12 Закона исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются, в том числе:
1) исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов;
Частью 1 статьи 21 Закона предусмотрено, что Исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, за исключением исполнительных листов, указанных в частях 2, 4 и 7 настоящей статьи, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу или окончания срока, установленного при предоставлении отсрочки или рассрочки его исполнения.
В соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона Судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Законом (п. 1 ст. 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах") принятие мер по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов возлагается на судебного пристава-исполнителя. В компетенцию названного должностного лица входит совершение любых не противоречащих закону действий, необходимых для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов (п. 17 ч. 1 ст. 64 ФЗ "Об исполнительном производстве").
В силу ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
Частью 1 статьи 64 Закона предусмотрено, что исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия:
1) вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
2) запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки;
3) проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов;
4) давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах;
5) входить в нежилые помещения и хранилища, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов;
6) с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника - без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником;
7) в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение;
8) в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества;
9) привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (далее - оценщик);
10) производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел;
11) запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию;
12) рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве;
13) взыскивать исполнительский сбор;
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 225-ФЗ)
14) обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним (далее - регистрирующий орган), для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;
15) устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации;
16) проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица, а также правильности списания с лицевого счета должника в системе ведения реестра и счетах депо в депозитариях, открытых профессиональным участником рынка ценных бумаг в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - лицевой счет и счет депо), и зачисления на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг по заявлению взыскателя или по собственной инициативе, в том числе по исполнительным документам, предъявленным в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 8, частью 1 статьи 8.1 и частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. При проведении такой проверки организация или иное лицо, указанные в части 1 статьи 8, части 1 статьи 8.1 и части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы;
16.1) производить зачет встречных однородных требований, подтвержденных исполнительными документами о взыскании денежных средств;
17) совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
Таким образом, судебному приставу-исполнителю предоставлено право самостоятельно определять вид исполнительных действий, подлежащих применению в конкретной ситуации.
Как достоверно установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ в адрес ОСП № 1 по городу Южно-Сахалинску поступил исполнительный лист № от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с ФИО1 в пользу ФИО3 <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав-исполнитель ОСП № 1 по г. Южно-Сахалинску Управления Федеральной службы судебных приставов России по Сахалинской области ФИО2 вынесла постановление о возбуждении исполнительного производства №
По настоящее время судебным приставом-исполнителем были произведены следующие действия: вызов на прием должника – ДД.ММ.ГГГГ, ограничение на выезд должника – ДД.ММ.ГГГГ, и ДД.ММ.ГГГГ, обращение взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации, запрос в ГИБДД, запрет регистрационных действий в отношении транспортных средств, запрос о регистрации по месту жительства, направление исполнительного документа по месту работы должника – ДД.ММ.ГГГГ, о розыске должника – ДД.ММ.ГГГГ
Иных действий по исполнительному производству не предпринято, в том числе взыскателю не перечислены денежные средства, списанные со счета должника, отсутствуют запросы в налоговые органы, пенсионный фонд Росреестр, БТИ, сотовым операторам, Гостехнадзор, ГИМС.
Обоснованными являются доводы заявителя о бездействии судебного пристава-исполнителя в части отсутствия запрета на выезд должника в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Как пояснил заявитель в судебном заседании, должник продолжает проживать по адресу, указанному в материалах дела, в период отсутствия запрета на выезд должника в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должник выезжал за пределы РФ.
Таким образом, суд приходит к выводу, что судебным приставом-исполнителем с момента возбуждения исполнительного производства не совершалось исполнительных действий, перечисленных в ст. 64 Закона, связанных с обеспечением исполнения требований исполнительного документа, не применялись меры принудительного исполнения, не принимались все предусмотренные законом меры принудительного исполнения по исполнению решения суда и требований действующего законодательства.
Поскольку целью вышеназванных норм права является охрана интересов взыскателя, истечение двухмесячных сроков, не дает право органам принудительного исполнения продолжать несвоевременно совершать исполнительные действия.
Нарушение предусмотренного законом срока допускается лишь в исключительных случаях, а действия, совершенные судебным приставом исполнителем, либо бездействие могут быть признаны не противоречащими закону при представлении судебным приставом-исполнителем доказательств, свидетельствующих о принятии им в пределах установленного срока исчерпывающих мер по исполнению требований исполнительного документа.
Таким образом, суд приходит к выводу о бездействии должностного лица, выразившегося в не принятии достаточных мер к исполнению исполнительного документа.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, о незаконности допущенного бездействия должностными лицами ОСП № 1 Управления Федеральной службы судебных приставов России по Сахалинской области на протяжении более чем девяти месяцев.
В данном случае очевидно нарушено право заявителя на своевременное исполнение требований исполнительного документа.
В силу ч. 4 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
С учетом установленных по делу обстоятельств, учитывая, что незаконное бездействие судебного пристава-исполнителя повлекло нарушение прав заявителя и не соответствует законодательству, имеются основания для удовлетворения требований заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление ФИО3 о признании незаконными бездействия судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по г. Южно-Сахалинску № 1 Управления Федеральной службы судебных приставов России по Сахалинской области, возложении обязанности принять меры к исполнению требований исполнительного документа - удовлетворить.
Признать незаконными бездействия судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по г. Южно-Сахалинску № 1 Управления Федеральной службы судебных приставов России по Сахалинской области, выразившиеся в непринятии мер по исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе (исполнительное производство № а именно:
- в отсутствии запроса во все банки и кредитные учреждения РФ о предоставлении информации об открытых на имя должника счетах;
- в отсутствии запроса в налоговый орган о предоставлении информации в отношении должника о том, зарегистрирован ли он в качестве индивидуального предпринимателя, в каких юридических лицах должник является учредителем, членом и т.п.;
- в отсутствии запроса в Пенсионный фонд РФ, налоговый орган, о том, имеются ли поступления в бюджет за должника (подоходный налог, пенсионные начисления и т.д.) для определения источников дохода должника;
- в не направлении исполнительного документа работодателям должника для исполнения;
- в отсутствии запрета на выезд должника за пределы РФ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
- в отсутствии запроса в органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также в органы БТИ, о предоставлении информации о зарегистрированных на должника правах на недвижимое имущество;
- в отсутствии запроса в адрес операторов сотовой (мобильной) связи о предоставлении информации о зарегистрированных телефонных номерах на имя должника;
- в отсутствии запроса в органы Гостехнадзора и ГИМС о предоставлении информации о зарегистрированных на имя должника самоходной техники и плавающих средств.
Возложить обязанность на должностных лиц Отдела судебных приставов по г. Южно-Сахалинску № 1 Управления Федеральной службы судебных приставов России по Сахалинской области принять меры по исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе (исполнительное производство № а именно осуществить:
- запрос во все банки и кредитные учреждения РФ о предоставлении информации об открытых на имя должника счетах;
- запрос в налоговый орган о предоставлении информации в отношении должника о том, зарегистрирован ли он в качестве индивидуального предпринимателя, в каких юридических лицах должник является учредителем, членом и т.п.;
- запрос в Пенсионный фонд РФ, налоговый орган, о том, имеются липоступления в бюджет за должника (подоходный налог, пенсионные начисления и т.д.) для определения источников дохода должника;
- направить исполнительный документ работодателю должника для исполнения;
- запрос в органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также в органы БТИ, о предоставлении информации о зарегистрированных на должника правах на недвижимое имущество;
- запрос в адрес операторов сотовой (мобильной) связи о предоставлении информации о зарегистрированных телефонных номерах на имя должника;
- запрос в органы Гостехнадзора и ГИМС о предоставлении информации о зарегистрированных на имя должника самоходной техники и плавающих средств.
- выполнить иные действия, предусмотренные Федеральным законом от 2 октября 2007 года № 129-ФЗ «Об исполнительном производстве» не противоречащие закону, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительного документа.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Ю.В. Абикова
Мотивированное решение изготовлено 22 июля 2014 года.
Председательствующий судья Ю.В. Абикова