Дело № 2-4439/17
Решение
именем Российской Федерации
«01» июня 2017 года город Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Першина А.В.,
при секретаре Журавлевой Я.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации города Благовещенска к специализированному отделу по исполнению особо важных исполнительных документов, Управлению ФССП России по Амурской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Благовещенска обратилась в суд с данным исковым заявлением, в обоснование указав, что решением Благовещенского городского суда от 21 мая 2015 года на администрацию возложена обязанность выполнить работы по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома по ул. Ленина, 148 г. Благовещенска, а именно: системы водоснабжения (горячего, холодного водоснабжения), системы канализации, отопления, электроснабжения, ремонт в подвале (устройство лестницы, пола, восстановление электроосвещения подвала), ремонт фасада, отмостки; асфальтирование проезда к дому, асфальтирование хозяйственной площадки, дорожек (тротуара), произвести устройство водоотведения для удаления поверхностных вод от дома, установить общедомовые приборы учета тепла, воды. 25 марта 2016 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №4403/16/28025-ИП, в соответствии с которым администрации был установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований. 27 апреля 2016 года поступило требование судебного пристава - исполнителя в течение 5 дней провести капитальный ремонт общего имущества собственников помещений жилого дома по ул. Ленина, 148, г. Благовещенска. 24 мая 2016 года администрацией города Благовещенска был направлен судебному приставу ответ о том, что не исполнение решения суда вызвано отсутствием доведенных лимитов бюджетных обязательств, выделение которых находится в исключительной компетенции Благовещенской городской Думы. 06 декабря 2016 года поступило повторное требование судебного пристава - исполнителя в срок до 25.01.2017 года исполнить решение суда, при этом вынесено предупреждение об уголовной ответственности, предусмотренной статьей 315 Уголовного кодекса РФ. 09 декабря 2016 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в связи с неисполнением судебного акта об обязании произвести капитальный ремонт общего имущества собственников помещений многоквартирного жилого дома по адресу г. Благовещенск, ул. Ленина 148. Между тем, в действиях администрации города Благовещенска отсутствует виновное противоправное бездействие в неисполнении решения суда, поскольку с момента возбуждения исполнительного производства органом местного самоуправления предпринимались все меры к исполнению требований исполнительного документа.
На основании изложенного просит суд освободить администрацию города Благовещенска от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству № 4403/16/28025-ИП от 25 марта 2016 года.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом. Суд определил в порядке статьи 167 ГПК РФ рассмотреть дело при данной явке.
В отзыве на исковое заявление от представителя специализированного отдела по исполнению особо важных исполнительных документов выражено несогласие с заявленными требованиями, указано, что на исполнении находится исполнительное производство №4403/16/28025-ИП от 25.03.2016 года, возбужденного на основании исполнительного листа, выданного Благовещенским городским судом Амурской области по делу № 2-91/2015, вступившему в законную силу 25.09.2015 года, с предметом исполнения: Обязать Администрацию г. Благовещенска выполнить работы по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома по ул. Ленина, 148 г. Благовещенска, а именно: системы водоснабжения (горячего, холодного водоснабжения), системы канализации, отопления, электроснабжения, ремонт в подвале (устройство лестницы, пола, восстановление электроосвещения подвала), ремонт фасада, отмостки; асфальтирование проезда к дому, асфальтирование хозяйственной площадки, дорожек (тротуара), произвести устройство водоотведения для удаления поверхностных вод от дома, установить общедомовые приборы учета тепла, воды. 25 марта 2016 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства, копии постановления направлены сторонам исполнительного производства. 11 апреля 2016 года и 24 мая 2016 года судебному приставу-исполнителю поступили ответы о том, что администрация г. Благовещенска в настоящий момент не имеет возможности исполнить решение суда, т.к. отсутствуют лимиты бюджетных обязательств, выделение которых находится в исключительной компетентности Благовещенской городской думы. Сведения об исполнении решения суда судебному приставу-исполнителю не были предоставлены. При таких обстоятельства, судебный пристав-исполнитель, руководствуясь ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве», в связи с неисполнением должником требований исполнительного документа, 06 декабря 2016 года, вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000,00 рублей. Основанием для взыскания исполнительского сбора является неисполнение должником исполнительного документа в установленный срок и не предоставление судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Довод заявителя о том, что вина должника отсутствует по причине отсутствия финансирования не состоятелен, т.к. единственным основанием, при наличии которого судебный пристав-исполнитель не может вынести постановление о взыскании исполнительского сбора, является наличие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных непредотвратимых обстоятельствах, которые препятствуют должнику добровольно исполнить судебное решение. В материалах исполнительного производства такие основания отсутствуют. Администрация г. Благовещенска не предприняла мер к исполнению решения суда, вступившего в законную силу в добровольный срок, установленный судебным приставом-исполнителем.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Вступившим в законную силу решением Благовещенского городского суда от 21 мая 2015 года на администрацию города Благовещенска возложена обязанность выполнить работы по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома по ул. Ленина, 148 г. Благовещенска, а именно: системы водоснабжения (горячего, холодного водоснабжения), системы канализации, отопления, электроснабжения, ремонт в подвале (устройство лестницы, пола, восстановление электроосвещения подвала), ремонт фасада, отмостки; асфальтирование проезда к дому, асфальтирование хозяйственной площадки, дорожек (тротуара), произвести устройство водоотведения для удаления поверхностных вод от дома, установить общедомовые приборы учета тепла, воды.
25 марта 2016 года судебным приставом исполнителем было возбуждено исполнительное производство № 4403/16/28025-ИП.
Должнику предложено в 5-дневный срок со дня получения постановления добровольно исполнить требования, указанные в исполнительном документе. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику было предложено в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя. Кроме того, должник был предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор.
Судом также установлено, что в 5-дневный срок решение суда не исполнено.
06 декабря 2016 года судебным приставом – исполнителем Кальней М.В. в связи с неисполнением должником по исполнительному производству требований исполнительного документа принято постановление о взыскании с администрации города Благовещенска исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Истец просит суд освободить его от взыскания исполнительского сбора, полагая, что в неисполнении решения суда отсутствуют его виновные действия.
Рассматривая заявленные требования по существу, суд отмечает следующее.
Согласно части 11 статьи 30 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112, 116 настоящего Закона.
При этом срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства (часть 12 статьи 30 вышеуказанного Закона).
В соответствии с частью 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).
При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Основания ответственности за нарушение обязательства установлены в статье 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Таким образом, по смыслу приведенных правовых норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.
Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таким обстоятельствам относятся непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство), предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа.
При этом, в названном Постановлении Конституционный Суд Российской Федерации указал, что правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», лица (не субъекты предпринимательской деятельности) могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
В обоснование отсутствия вины в неисполнении требований исполнительного документа орган местного самоуправления ссылается на то, что не исполнение решения суда вызвано отсутствием доведенных лимитов бюджетных обязательств, выделение которых находится в исключительной компетенции Благовещенской городской Думы, а также указано, что перечисленные в решении суда работы, за исключением работ по благоустройству территории, включены в региональную программу «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Амурской области, в 2014 - 2043 годах», утвержденную Постановлением Правительства Амурской области от 23.01.2014 №26.
Организацию проведения работ и отбор подрядных организаций в рамках Региональной программы осуществляет - НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области» в соответствии с Постановлением Правительства Амурской области от 29.08.2014 № 523 «Об утверждении Порядка привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Амурской области». 31 октября 2014 года Фондом был заключен контракт на выполнение работ по капитальному ремонту кровли дома по адресу г. Благовещенск, ул. Ленина, 148 с ООО «Сантехэлектромонтаж». По состоянию на 20 ноября 2015 года ООО «Сантехэлектромонтаж» выполнило работы по капитальному ремонту кровли указанного дома.
Кроме того, управлением ЖКХ города Благовещенска совместно с МУ «Городское управление капитального строительства», которое выполняет функции заказчика-застройщика от имени администрации города Благовещенска, проведены работы по определению стоимости невыполненных видов капитального ремонта многоквартирных домов. По результатам проведенного обследования дома по адресу г. Благовещенск, ул. Ленина, 148 МУ «ГУКС» выполнен сметный расчет стоимости работ по капитальному ремонту фасада, отмостки, и ремонта в подвале на сумму 2 077,997 тысяч рублей. Для выполнения работ благоустройству территории жилого дома с учетом водоотведения, а так же ремонта инженерных сетей требуются дополнительные обследования и разработка проектно-сметной документации, вопрос о выполнении которых будет рассмотрен при формировании бюджета на 2018 год.
Принимая во внимание установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства, суд полагает, что администрацией города Благовещенска предприняты меры для надлежащего исполнения обязательства. Обстоятельств, повлекших невозможность исполнения указанного исполнительного документа по вине должника, которое можно расценивать как бездействие по неисполнению решения суда, судом не установлено.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о возможности освобождения должника – администрации города Благовещенска от взыскания исполнительского сбора в рамках исполнительного производства № 4403/16/28025-ИП.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковое заявление администрации города Благовещенска удовлетворить.
Освободить администрацию города Благовещенска от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя специализированного отдела по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области Кальней М.В. от 06 декабря 2016 года в рамках исполнительного производства № 4403/16/28025-ИП от 25 марта 2016 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение одного месяца.
Председательствующий Першин А.В.