46RS0030-01-2020-011158-33
Дело № 2-443/11-2021 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 января 2021 г. г.Курск
Ленинский районный суд г. Курска в составе:
Председательствующего судьи Шуровой Л.И.
при секретаре Рудской Ю.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в <адрес> (межрайонное) о праве на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Решением Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> (межрайонное) № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, ввиду отсутствия требуемого специального стажа.
Оспаривая решения пенсионного органа, истец обратилась в суд с иском, просила признать за ней право на досрочную страховую пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности с ДД.ММ.ГГГГ, а также просила обязать ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> засчитать в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год в должности руководителя детского кружка во Дворце культуры Курского производственного объединения «Химволокно». Кроме того, просила взыскать с ответчика в ее пользу госпошлину в сумме 300 рублей.
В судебном заседании ФИО1 исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика - Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> (межрайонного) по доверенности ФИО2 в судебном заседании возражал относительно удовлетворения иска по основаниям, изложенным в решении пенсионного органа.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ФИО1 обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Решением Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> (межрайонное) № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, ввиду отсутствия требуемого специального стажа.
Специальный стаж истца подсчитывался по трем вариантам, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ специальный стаж истца составил № года 03 месяца 26 дней. по нормам законодательства, вступившего в силу с ДД.ММ.ГГГГ подтверждено – № года 10 месяцев 13 дней; по нормам законодательства, действовавшего по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ – подтверждено № года 10 месяцев 13 дней.
По первому варианту пенсионным органом не включен в специальный стаж истца период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности руководителя детского кружка во Дворце культуры <данные изъяты>».
Отказывая во включении указанного периода в специальный стаж истца, пенсионный орган указал, что Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, вышеуказанная должность и наименование организации не предусмотрены.
По мнению суда, указанный период обоснованно не включен пенсионным органом в специальный стаж истца.
В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «Страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 25 лет, лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно ч. 8 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
В силу ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
На основании ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Согласно п.п. "м" п. 1 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 г. №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях", применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ "О страховых пенсиях", утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781.
П.п. «в» п. 3 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 г. №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» определено, что для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.1992 г., применяется Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. №1397.
Судом установлено, что истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности руководителя детского кружка во Дворце культуры <данные изъяты>».
Указанное обстоятельство подтверждается записями в трудовой книжке, приказами о приеме и увольнении, ведомостями по начислению заработной платы.
В период работы истца и до 2002 года учреждение в котором истец осуществляла трудовую деятельности именовалось как «Дворец культуры производственного объединения «Химволокно».
Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О создании муниципального учреждения «Городской культурный центр «<данные изъяты>» Дворец культуры реорганизован в муниципальное учреждение «<данные изъяты>», которое в ДД.ММ.ГГГГ году было переименовано в Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Городской культурный центр «<данные изъяты>» (МБУК ГКЦ <данные изъяты>). Учредитель – муниципальное образование «<адрес>».
Как следует из объяснений истца и Устава МБУК «Городской культурный центр «<данные изъяты>» за ДД.ММ.ГГГГ год целями учреждения являлось и является организация досуга и отдыха населения, проведение культурно-досуговых мероприятий: фестивалей, конкурсов, смотров, шоу-программ, выставок, концертов, спектаклей, проведение массовых театрализованных праздников и площадных представлений, концертных программ и народных гуляний, организация досуга различных групп населения, в том числе проведение вечеров отдыха и танцев, дискотек, балов, карнавалов, детских утренников и т.д.
Положения ст.ст.6, 15, 17, 18, 19 и 55 Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Принимая во внимание правовую позицию, изложенную в Постановлении Конституционного суда РФ от 29.01.2004 года №-П в отношении граждан приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
Так, Постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения. Пунктом 6 данного Постановления установлено, что лица, имеющие право на пенсию за выслугу лет согласно настоящему Постановлению, могут обращаться за назначением пенсии в любое время после возникновения права на пенсию, без ограничения каким-либо сроком и независимо от места последней работы.
Согласно п.2 Положения в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в п.1 настоящего Положения, засчитываются, в том числе работа по специальности в техникумах, комвузах, рабфаках, профшколах и совпартшколах, в школах, училищах и на курсах профессионального и профессионального-технического образования, в школах малограмотных и пунктах ликвидации неграмотности и малограмотности, во внешкольных детских учреждениях и в детских комнатах.
Инструктивным письмом Минсоцобеспечения РСФСР от 30.06.1986 года № 1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» определено, что к работе по специальности во внешкольных детских учреждениях относится работа в качестве руководителя или заместителя руководителя этих учреждений, руководителя кружка, тренера-преподавателя и др.
К внешкольным детским учреждениям относятся Дворцы и Дома пионеров, станции юных техников, юных туристов; детско-юношеские клубы моряков с флотилиями и пароходствами; детско-юношеские спортивные школы; детские стадионы, детские парки, пионерские лагеря; вечерние школы музыкального и художественного образования; детские хоровые студии; клубы юных техников; детские дома культуры и комнаты школьника, создаваемые профсоюзными и общественными организациями, и др.
Оценивая цели, направления, характер деятельности учреждения, в котором осуществляла трудовую деятельность истец, суд приходит к выводу о том, что вышеуказанное учреждение, в котором осуществляла трудовую деятельность истец, не может быть рассмотрено судом в качестве внешкольного детского учреждения.
При таком положении работа истца в должности руководителя кружка Дворца культуры производственного объединения «Химволокно» не соответствует Перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному Постановлением Сомина СССР от 17.12.1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства».
При вынесении решения суд учитывает, что Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, равно как и ранее действовавшими Списком профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463, и Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1067, не предусматривается право лиц, осуществлявших педагогическую деятельность, на включение в специальный стаж для назначения пенсии периодов трудовой деятельности в должностях «руководитель коллектива», «балетмейстер», «главный балетмейстер», «старший балетмейстер», равно как не предусматривают названные Списки и работу в соответствующих должностях в культурно-досуговых, а не в образовательных учреждениях.
Доводы истца о том, что работа в должности руководителя кружка, тождественна работе в должности педагога дополнительного образования, не могут являться основанием к удовлетворению заявленных требований по следующим основаниям.
Приказом Министерства образования РФ от 25.01.1993 года № 21 должности руководителей кружкой, секций, студий и других объединений обучающихся переименованы в должности педагога дополнительного образования, которая впервые была включена в Списки, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1067, а позднее – в Списки, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781.
В соответствии с п.2 Постановления Правительства РФ от 11.06.2002 года № 516 право на установление тождества профессий, должностей и организаций, предусмотренных ст.27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», а также Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям, имевшим ранее иные наименования, предоставлено Министерству труда и социального развития РФ по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом РФ.
Постановлением Комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации от 26.12.1994 года № 367 утвержден Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) с датой введения в действие с 01.01.1996 года, в котором наряду с должностью «педагог дополнительного образования» указана должность «руководитель кружка». При этом тождественность указанных должностей Министерство труда и социального развития РФ не устанавливало, переименование в централизованном порядке наименования должностей не является установлением их тождественности.
В данном случае имело место переименование в централизованном порядке профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), содержащихся в ранее принятых нормативных правовых актах.
Вопрос о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может быть решен судом лишь в случае неправильного наименования работодателем должности истца, которая не содержится в нормативных правовых актах.
Доказательств того, что основным видом деятельности руководимого истцом в спорные периоды кружка (коллектива) являлась именно реализация программы, направленной на получение детьми дополнительного образования с последующей сдачей квалифицированных экзаменов и получения свидетельств (аттестатов) о получении данного образования, а не осуществление культурного досуга детей, суду в ходе рассмотрения дела представлено.
При таких обстоятельствах, суд не может согласиться с доводами истца о возможности установления тождества выполняемых ею функций, условий и характера ее деятельности в должности руководителя кружка в должности педагога дополнительного образования и приходит к выводу о том, что в данном случае отсутствовало неверное поименование должности истца ФИО1. В приказах о приеме на работу и увольнении ее должность указана как «руководитель кружка».
Кроме того, должность педагога дополнительного образования впервые была включена в Списки, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1067, а позднее – в Списки, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, следовательно, периоды работы истицы с 1988 года по 1989 год не подлежит зачету в специальный стаж даже при тождественности занимаемых ею в указанный период должностей педагога дополнительного образования.
Суд также не может согласиться с доводами истца о том, что учреждение, в котором осуществлялась работа фактически являлась внешкольным учреждением дополнительного образования. Как следует из представленных в материалы дела доказательств, Дворец культуры ПО «<данные изъяты>» по своему определению является досуговым, культурно-развлекательным, а не образовательным учреждением, что является юридически значимым обстоятельством при разрешении возникшего спора.
При этом, исходя из представленных документов не просматривается работа истца в структурных подразделениях, предусмотренных в п.6 Постановлением Правительства № 781.
При таком положении, требования истца удовлетворению не подлежат.
Согласно ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
В связи с отказом истцу в иске не подлежат взысканию и расходы по оплате госпошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.193-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В иске ФИО1 отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Курский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>