ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-443/13 от 16.12.2013 Куединского районного суда (Пермский край)

  Дело № 2-443/13

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 п.Куеда                                                                                                    16 декабря 2013 г.

 Куединский районный суд Пермского края в составе:

 председательствующего судьи Воробьева С.И.

 с участием представителя истца <представитель истца>

 ответчика <Ответчик>.

 при секретаре Хусаиновой И.Р.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

 Южного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю к ПБОЮЛ <Ответчик> о признании противоправными действий ПБОЮЛ <Ответчик> по включению условий в квитанцию на ремонт, возложении обязанности прекратить противоправные действия и опубликовать вступившее решение суда по данному делу в печатном издании средств массовой информации,

 УСТАНОВИЛ:

 Южный территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ПБОЮЛ <Ответчик> о признании противоправными действий ПБОЮЛ <Ответчик>. по включению условий в квитанцию на ремонт, возложении обязанности прекратить противоправные действия и опубликовать вступившее решение суда по данному делу в печатном издании средств массовой информации. Требования мотивировал следующим. Пунктом 7 ч.4 ст.40 Федерального Закона РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 и ст.46 ГПК РФ, подпунктом 5.18 Положения «О Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. №322, пунктом 8.40 Положения об Управлении Роспотребнадзора по Пермскому краю, утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека № 713 от 09.02.2012 г., согласно Постановления Правительства РФ от 06.04.2004г. №154 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» Федеральная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. На территории Пермского края служба представлена Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю (далее Управление), в состав Управления в соответствии с Положением об Управлении (раздел III п.14) входят территориальные отделы. На территории <адрес>, Управление представлено Южным территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю, положение утверждено Приказом УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю от 04.07.2013г. № 123 (далее ЮТО). В соответствии с п.6.11 раздела III Положения о Южном территориальном отделе предусмотрено право отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю: предъявлять иски в суд в случае нарушения санитарного законодательства, обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей, а также с заявлениями о ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации, импортера) либо о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя за неоднократное или грубое нарушение прав потребителей. П.16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" ( Далее Постановление № 17) «Субъектами обращения в суд по делам по спорам о защите прав потребителей являются: граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства; прокурор; федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, и его территориальные органы, а также иные органы в случаях, установленных законом; органы местного самоуправления; общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), имеющие статус юридического лица». П.20 Постановления № 17 «В соответствии со статьями 45 и 46 ГПК РФ, статьями 44, 45 и 46 Закона о защите прав потребителей суду общей юрисдикции подведомственны дела по искам прокуроров, уполномоченных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов), имеющих статус юридического лица, к изготовителю (продавцу, исполнителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру), поданным в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей». П. 25.Постановления № 17 «Заявления прокурора, уполномоченного органа, органа местного самоуправления, общественного объединения потребителей (их ассоциации, союза), имеющих статус юридического лица, о защите прав неопределенного круга потребителей рассматриваются судом с соблюдением общих правил подсудности, предусмотренных статьей 28 ГПК РФ, - по месту нахождения ответчика». П.53 Постановления № 17 «В случае удовлетворения исков о признании действий (продавца, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и прекращении этих действий суд, исходя из статьи 46 Закона о защите прав потребителей, в резолютивной части решения обязывает ответчика через средства массовой информации или иным способом довести до сведения потребителей решение суда. При этом в случае нарушения, затрагивающего интересы неопределенного круга потребителей, суд вправе направить копию вступившего в законную силу решения суда для обнародования в официальном печатном издании - государственном или муниципальном». В ЮТО Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю из прокуратуры Куединского района поступило обращение гражданина <ФИО1>, в котором гражданин сообщал о нарушении его прав и законных интересов предпринимателем без образования юридического лица <Ответчик> Должностным лицом ЮТО Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю было рассмотрено данное обращение и приложенные к нему документы. ДД.ММ.ГГГГ в отношении ПБОЮЛ <Ответчик>. было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. ДД.ММ.ГГГГ в отношении ПБОЮЛ <Ответчик> был составлен протокол об административном правонарушении по ч.2 ст.14.8 КоАП РФ, Включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя. ДД.ММ.ГГГГ ПБОЮЛ <Ответчик>. был привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ. Как следует из материалов административного дела ПБОЮЛ <Ответчик>. осуществляет деятельность по розничной торговле в магазине «<данные изъяты>» (<адрес>). В данном магазине реализуется электро-бытовая техника. Согласно заявления <ФИО1>, он передал в гарантийный ремонт стиральную машину. Квитанция на ремонт датирована ДД.ММ.ГГГГ годом. <ФИО1> обратился в прокуратуру с жалобой, на нарушение его прав и законных интересов ПБОЮЛ <Ответчик>. ДД.ММ.ГГГГ года. Основанием к обращению послужило, то, что на момент обращения <ФИО1> в прокуратуру с жалобой, ПБОЮЛ <Ответчик> не возвратил покупателю стиральную машину из гарантийного ремонта. Согласно п.7 квитанции, которая выдается сотрудниками <Ответчик> в момент принятия товара на гарантийный ремонт: «Гарантийный ремонт производиться в течении 31 рабочего дня (со дня передачи в АСЦ салоном теле - видео -аудиотехники «<данные изъяты>»). В случае отсутствия комплектующих на складе фирмы в <адрес> АСЦ оставляет за собой право на продление срока ремонта. Если заявленная неисправность имеет периодический характер, датой начала ремонта считается день выявления неисправности в условиях АСЦ». При изучении квитанции было установлено, что условие пункта № 7 в части: «В случае отсутствия комплектующих на складе фирмы в <адрес> АСЦ оставляет за собой право на продление срока ремонта» противоречит ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей», поскольку ущемляют права потребителя по сравнению с правилами, установленными п. 1,3 ст.20 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", согласно которых: «Если срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме соглашением сторон, эти недостатки должны быть устранены изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа. Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать сорок пять дней». В случае, если во время устранения недостатков товара станет очевидным, что они не будут устранены в определенный соглашением сторон срок, стороны могут заключить соглашение о новом сроке устранения недостатков, товара. При этом отсутствие необходимых для устранения недостатков товара запасных частей (деталей, материалов), оборудования или подобные причины не являются основанием для заключения соглашения о таком новом сроке и не освобождают от ответственности за нарушение срока, определенного соглашением сторон первоначально. В ходе административного расследования было также установлено, что данное нарушение прав потребителей носит систематический характер, а данная квитанция на ремонт является неизменным бланком, который заполняется в случае приемки товара на ремонт. Гражданам <ФИО2>, <ФИО3>, <ФИО4>, <ФИО5>, <ФИО6>, <ФИО7> были выданы аналогичные квитанции, содержащие условия о продлении срока ремонта в одностороннем порядке, в случае отсутствия комплектующих. При изучении квитанции было установлено, что ПБОЮЛ <Ответчик> установил срок гарантийного ремонта 31 рабочий день. В соответствии с ч.1 ст.20 Закона РФ «О защите прав потребителей» срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать сорок пять дней. Вопросы исчисления сроков регулируются главой 11 ГК РФ. В соответствии со ст.190 ГК РФ установленный сделкой срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало (ст. 191 ГК РФ). При этом законодатель не указывает, о каких днях идет речь - календарных или рабочих. Из анализа ст.ст. 190, 192 ГК РФ следует, что законодатель связывает сроки именно с календарными периодами. В ст.193 ГК РФ прямо говорится о том, что последний день срока может приходится на нерабочий день, из чего следует, что нерабочие дни (календарные) учитываются при исчислении сроков. Данный вывод подтверждается и тем, что случаи исчисления сроков в рабочих днях оговариваются законодателем отдельно (ст.ст. 60, 884 ГК РФ). Таким образом, во всех случаях, когда закон и договор не содержат специального указания, сроки должны исчисляться именно в календарных днях. Таким образом, если перевести 31 рабочий день в календарные, то получается 43 календарных дня, при условии, что в месяце, когда товар был сдан на гарантийный ремонт, нет праздничных дней, это не буден нарушать установленные законом сроки. Ситуация с «рабочими» днями оборачивается не в пользу потребителя, когда «появляются» праздничные дни, и срок в 31 рабочий день увеличивается на количество праздничных дней и может превышать 45 дней установленных законом, так например если гражданин сдаст товар на гарантийный ремонт ДД.ММ.ГГГГ то датой окончания гарантийного ремонта будет являться ДД.ММ.ГГГГ а это уже 51 календарный день. В связи с чем, считает, что установление срока в «рабочих днях» противоречит нормам действующего законодательства и нарушает законные права и интересы граждан потребителей. В квитанции указан пункт: «Через десять дней с момента извещения клиента и готовность аппарата с последнего взимается плата в размере 10 рублей в сутки». Считает, что данный пункт квитанции противоречит нормам законодательства о защите прав потребителей, по следующим основаниям. Согласно данному условию в квитанции на ремонт, ПБОЮЛ <Ответчик>. обязывает (понуждает) потребителя заключить договор хранения на возмездной основе, что является нарушением ч.2. ст.16 Закона РФ «О защите прав потребителей», запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме». Отсутствует согласие потребителя, т.е. как было установлено во время проверки, данный пункт содержится во всех квитанциях, квитанций без данного пункта нет. Потребителя фактически вынуждают согласиться с данным пунктом, т.к. он содержится в единой квитанции, которая удостоверяет факт сдачи Потребителем товара на проведение экспертизы и гарантийный ремонт. Отказа от данного пункта форма квитанции не предусматривает. Согласно части 3 стать 16 Закона «О защите прав потребителей»: «Продавец (исполнитель) не вправе "без согласия" потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от продавца (исполнителя) возврата уплаченной суммы». Сама формулировка пункта императивна, и не предполагает даже получения согласия от Потребителя на взимание оплаты, т.е. Потребитель ставиться перед фактом о взимании с него денег. Не содержит пункт в себе и информации о форме уведомления Потребителя о готовности товара. Кроме того, квитанция содержит пункт: «Квитанция действительна в течении 4-х месяцев». Тем самым, ПБОЮЛ <Ответчик>. в одностороннем порядке определяет срок хранения: на условиях безвозмездного договора хранения 31 день (срок гарантийного ремонта) и возмездный договор хранения сроком на 3 месяца. Таким образом, потребитель, подписавший данную квитанцию вынужденно соглашается с тем, что по истечении срока указанного в квитанции, у ПБОЮЛ <Ответчик>. появляется право предусмотренное ст. 899 ГК РФ, - «При неисполнении поклажедателем своей обязанности взять обратно вещь, переданную на хранение, в том числе при его уклонении от получения вещи, хранитель вправе, если иное не предусмотрено договором хранения, после письменного предупреждения поклажедателя самостоятельно продать вещь по цене, сложившейся в месте хранения, а если стоимость вещи по оценке превышает сто установленных законом минимальных размеров оплаты труда, продать ее с аукциона в порядке, предусмотренном статьями 447 -449 настоящего Кодекса». Срок в 4 месяца, также является «навязанным» потребителю, поскольку, содержится во всех представленных квитанциях ПБОЮЛ <Ответчик>. Иск Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю в защиту неопределенного круга лиц позволяет осуществить защиту нарушенных прав не конкретного лица, а неперсонифицированного круга лиц, для которого характерна количественная неопределенность. Количественная неопределенность, свойственная для настоящего искового заявления, предполагает, что состав потенциальных истцов не поддается точному установлению не только до начала судебного разбирательства, но и после его окончания, т.е. в решении суда невозможно указать и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из потенциальных истцов. Исходя из ст.46 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", в защиту неопределенного круга потребителей могут быть заявлены лишь требования неимущественного характера, целью которых является признание действий противоправными в отношении всех потребителей (как уже заключивших договор, так и только имеющих намерение заключить договор с данным хозяйствующим субъектом) и прекращение таких действий. В данном случае обращение в суд Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю с исковым заявлением в защиту прав неопределенного круга потребителей подан именно в защиту неопределенного круга лиц, т.к. невозможно установить конкретных потребителей или групп граждан, права которых нарушены или могут быть нарушены противоправными действиями. Предмет исковых требований сводится к защите публичных интересов, а не частных интересов отдельных граждан, поскольку потребительские правоотношения распространяются не только на тех граждан, которые приобрели товар у Ответчика, но и на тех граждан, которые только имеют намерение приобрести у Ответчика товар. Просил признать действия ПБОЮЛ <Ответчик>. по включению в квитанцию на ремонт условий о том, что: «Гарантийный ремонт производиться в течении 31 рабочего дня (со дня передачи в АСЦ салоном теле - видео -аудиотехники «<данные изъяты>»). В случае отсутствия комплектующих на складе фирмы в <адрес> АСЦ оставляет за собой право на продление срока ремонта. Если заявленная неисправность имеет периодический характер, датой начала ремонта считается день выявления неисправности в условиях АСЦ»; «Через десять дней с момента извещения клиента и готовность аппарата с последнего взимается плата в размере 10 рублей в сутки»; «Квитанция действительна в течении 4-х месяцев» противоправными, обязать ПБОЮЛ <Ответчик>. прекратить противоправные действия, выразившиеся во включении в квитанцию на ремонт условий о том, что: «Гарантийный ремонт производиться в течении 31 рабочего дня (со дня передачи в АСЦ салоном теле - видео -аудиотехники «<данные изъяты>»). В случае отсутствия комплектующих на складе фирмы в <адрес> АСЦ оставляет за собой право на продление срока ремонта. Если заявленная неисправность имеет периодический характер, датой начала ремонта считается день выявления неисправности в условиях АСЦ»; «Через десять дней с момента извещения клиента и готовность аппарата с последнего взимается плата в размере 10 рублей в сутки»; «Квитанция действительна в течении 4-х месяцев» и обязать ПБОЮЛ <Ответчик> опубликовать вступившее решение суда по данному делу в любом печатном издании средств массовой информации, которое распространяется на территории <адрес>

 Представитель истца <представитель истца> на исковых требованиях настаивала, уточнила, что просят обязать ответчика опубликовать только резолютивную часть решения суда.

 Ответчик <Ответчик>. иск признал в полном объеме. Пояснил, что заявленный иск признает добровольно без какого-либо принуждения, последствия признания иска и принятия признания иска судом разъяснены и понятны.

 Суд принимает признание иска ответчиком <Ответчик>., поскольку заявленные исковые требования и их признание ответчиком не затрагивают интересы иных лиц.

 Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 Принять признание иска ответчиком <Ответчик>.

 Признать противоправными действия ПБОЮЛ <Ответчик> по включению в квитанцию на ремонт условий о том, что: «Гарантийный ремонт производится в течении 31 рабочего дня (со дня передачи в АСЦ салоном теле - видео -аудиотехники «<данные изъяты>»). В случае отсутствия комплектующих на складе фирмы в <адрес> АСЦ оставляет за собой право на продление срока ремонта. Если заявленная неисправность имеет периодический характер, датой начала ремонта считается день выявления неисправности в условиях АСЦ»; «Через десять дней с момента извещения клиента и готовность аппарата с последнего взимается плата в размере 10 рублей в сутки»; «Квитанция действительна в течении 4-х месяцев».

 Обязать ПБОЮЛ <Ответчик> прекратить противоправные действия по включению в квитанции на ремонт условий о том, что: «Гарантийный ремонт производится в течении 31 рабочего дня (со дня передачи в АСЦ салоном теле - видео -аудиотехники «<данные изъяты>»). В случае отсутствия комплектующих на складе фирмы в <адрес> АСЦ оставляет за собой право на продление срока ремонта. Если заявленная неисправность имеет периодический характер, датой начала ремонта считается день выявления неисправности в условиях АСЦ»; «Через десять дней с момента извещения клиента и готовность аппарата с последнего взимается плата в размере 10 рублей в сутки»; «Квитанция действительна в течении 4-х месяцев» со дня следующего за днем вступления настоящего решения в законную силу.

 Обязать ПБОЮЛ <Ответчик> в срок 10 дней со дня вступления настоящего решения в законную силу опубликовать резолютивную часть решения суда по данному делу в любом печатном издании средств массовой информации, которое распространяется на территории Куединского района Пермского края.

Взыскать с <Ответчик> в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 200 рублей.    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Куединский районный суд в течение месяца с момента вынесения в окончательной форме.

 Судья         С.И.Воробьев

 .

 .

 .

 .

 .

 .

 .

 .

 .

 .

 .

 .

 .

 .

 .

 .

 .

 .

 .

.    .

 .в