ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-443/20 от 15.12.2020 Прионежского районного суда (Республика Карелия)

Дело № 2-443/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 декабря 2020 года город Петрозаводск

Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи: Леккеревой И.С.,

при секретаре: Михалевой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Петрозаводского гарнизона в защиту неопределенного круга лиц к Министерству обороны РФ о возложении обязанности провести процедуру установления приаэродромной территории аэропорта совместного базирования «Петрозаводск»,

установил:

Прокурор Петрозаводского гарнизона обратился с указанным иском в защиту неопределенного круга лиц к Министерству обороны РФ по тем основаниям, что по результатам проведенной прокуратурой проверки исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности полетов государственной авиации в отношении государственного аэропорта совместного базирования «Петрозаводск» было установлено, что эксплуатация аэропорта осуществляется в отсутствие решения об установлении приаэродромной территории аэропорта. В связи с чем истец, ссылаясь на положения Воздушного кодекса РФ, Правил установления Приаэродромной территории, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.12.2017 № 1460, просил признать незаконными действия Министерства обороны РФ по эксплуатации государственного аэропорта совместного базирования «Петрозаводск» в отсутствие утвержденного федеральным органом исполнительной власти об установлении приаэродромной территории; обязать Министерство обороны РФ провести работы по определению границ земельного участка с кадастровым номером в соответствии с требованиями земельного законодательства, а также завершить мероприятия по установлению приаэродромной территории государственного аэропорта совместного базирования «Петрозаводск» в соответствии с постановлением Правительства РФ от 02.12.2017 № 1460 «Об утверждении Правил установления Приаэродромной территории», Правил разрешения разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ и уполномоченными Правительством РФ федеральными органами исполнительной власти при согласовании проекта решения об установлении приаэродромной территории».

В ходе рассмотрения дела истец отказался от требования в части признания незаконными действий Министерства обороны РФ по эксплуатации государственного аэропорта совместного базирования «Петрозаводск» в отсутствие утвержденного федеральным органом исполнительной власти об установлении приаэродромной территории.

В остальной части требования уточнил, окончательно просил обязать Министерство обороны Российской Федерации завершить процедуру установления приаэродромной территории аэропорта в строгом соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 № 1460, в том числе выполнить следующие мероприятия: с учетом особенностей установления приаэродромной территории аэропорта провести межевые и кадастровые работы в отношении земельного участка с кадастровым номером , в ходе которых установить, в том числе, границы территориальных зон (застройки среднеэтажными жилыми домами, резервных территорий жилой застройки, кладбища, резервных территорий для кладбища), являющихся частями земельного участка, в целях разграничения их территорий и внешней границы территории аэропорта для возможности установления границ всех подзон приаэродромной территории аэропорта;

обеспечить внесение соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости, регистрацию прав на земельный участок, получение правоустанавливающих документов в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства;

в течение 15 рабочих дней после завершения подготовки проекта решения об установлении приаэродромной территории аэропорта обеспечить его рассмотрение на предмет соответствия требованиям пунктов 3 и 5 Правил, направление на согласование в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах территории которого полностью или частично расположена приаэродромная территория, в отношении которой подготовлен проект решения (в части соответствия проекта решения, выделения на приаэродромной территории подзон, а также установления в таких подзонах ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности порядку описания местоположения границ приаэродромной территории и порядку выделения на приаэродромной территории подзон, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности), с учетом заключений уполномоченных органов местного самоуправления муниципальных образований, в границах территорий которых полностью или частично расположена приаэродромная территория;

обеспечить согласование проекта решения об установлении приаэродромной территории аэропорта с федеральными органами исполнительной власти, которым разрешено совместное базирование на аэродроме или которые осуществляют совместное использование аэродрома;

после принятия и утверждения решения обеспечить направление его копии в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня вступления в силу решения, в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, а также в органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах территории которых полностью или частично расположена приаэродромная территория.

В судебное заседание истец не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика ФИО1, действующий по доверенности, с требованиями не согласился, считал Министерство обороны РФ не надлежащим ответчиком по делу.

Представители войсковой части 45121 ФИО2, ФИО3, действующие на основании доверенностей с требованиями не согласились, считали, что работа по установлению приаэродромной территории ведется, соответственно, нет оснований для удовлетворения иска.

Представители БУ РК «Аэропор «Петрозаводск» ФИО4, ФИО5, действующие на основании доверенностей, требования прокурора поддержали.

Представитель ФГКУ «Первый отдельный авиационный отряд» ФИО6, действующий по доверенности, исковые требования поддержал.

Другие лица участвующие в деле в судебное заседание своих представителей не направили, извещались надлежащим образом.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.

Исходя из пунктов 1 и 3 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации приаэродромная территория устанавливается решением уполномоченного Правительством Российской Федерации органа исполнительной власти. На приаэродромной территории могут выделяться семь подзон, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности. Первая подзона, в которой запрещается размещать объекты, не предназначенные для организации и обслуживания воздушного движения и воздушных перевозок, обеспечения взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов; вторая подзона, в которой запрещается размещать объекты, не предназначенные для обслуживания пассажиров и обработки багажа, грузов и почты, обслуживания воздушных судов, хранения авиационного топлива и заправки воздушных судов, обеспечения энергоснабжения, а также объекты, не относящиеся к инфраструктуре аэропорта; третья подзона, в которой запрещается размещать объекты, высота которых превышает ограничения, установленные уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти при установлении соответствующей приаэродромной территории; четвертая подзона, в которой запрещается размещать объекты, создающие помехи в работе наземных объектов средств и систем обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи, предназначенных для организации воздушного движения и расположенных вне первой подзоны; пятая подзона, в которой запрещается размещать опасные производственные объекты, функционирование которых может повлиять на безопасность полетов воздушных судов; шестая подзона, в которой запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц; седьмая подзона, в которой ввиду превышения уровня шумового, электромагнитного воздействий, концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе запрещается размещать объекты, виды которых в зависимости от их функционального назначения определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти при установлении соответствующей приаэродромной территории с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, если иное не установлено федеральными законами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 года N 1460 утверждены Правила установления приаэродромной территории, Правила выделения на приаэродромной территории подзон и Правила разрешения разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти при согласовании проекта решения об установлении приаэродромной территории.

Распоряжением Правительства РФ N 1034-р от 10.08.2007 утвержден перечень аэродромов совместного базирования Российской Федерации. Государственный аэродром Петрозаводск (Бесовец), находящийся в ведении Министерства обороны РФ включен в перечень аэродромов совместного базирования РФ, согласно которому помимо авиации Вооруженных Сил РФ совместное базирование разрешено ФСБ России, бюджетному учреждению Республики Карелия "Аэропорт "Петрозаводск", федеральному государственному учреждению "Центральная база авиационной охраны лесов "Авиалесоохрана".

Согласно пункту 2 Правил установления приаэродромной территории, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 декабря 2017 г. N 1460 решение об установлении приаэродромной территории (далее - решение) принимается в отношении аэродромов государственной авиации - Министерством обороны Российской Федерации.

Решение включает: а) текстовое и графическое описания местоположения границ приаэродромной территории и выделенных на ней подзон, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости (границы приаэродромной территории устанавливаются по внешним границам выделяемых на такой территории подзон, при этом границы приаэродромной территории и выделенных на ней подзон могут пересекаться с границами территориальных зон, установленных правилами землепользования и застройки, и границами земельных участков);

б) перечень ограничений использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации (далее - ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности) (п. 3 Правил).

Проект решения подготавливается: оператором аэродрома - в отношении аэродромов, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны". Под оператором аэродрома в настоящих Правилах понимается оператор аэродрома гражданской авиации (для аэродромов гражданской авиации), организация, осуществляющая эксплуатацию аэродрома экспериментальной авиации (для аэродромов экспериментальной авиации), федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится аэродром государственной авиации, или организация, уполномоченная указанным федеральным органом исполнительной власти (для аэродромов государственной авиации) (п. 5 Правил).

В силу пунктов 7,8,9 Правил лицо, осуществляющее подготовку проекта решения в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил, направляет проект решения с прилагаемой пояснительной запиской в целях получения санитарно-эпидемиологического заключения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о соответствии проекта решения требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - санитарно-эпидемиологическое заключение) в соответствующий территориальный орган указанной Службы. Указанный территориальный орган не позднее 30 рабочих дней со дня получения проекта решения выдает разработчику санитарно-эпидемиологическое заключение.

Проект решения с прилагаемой пояснительной запиской и положительным санитарно-эпидемиологическим заключением представляется разработчиком в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на принятие этого решения в соответствии с пунктом 2 настоящих Правил.

Уполномоченный федеральный орган в течение 15 рабочих дней со дня поступления проекта решения с прилагаемой пояснительной запиской рассматривает эти документы и в случае их соответствия требованиям пунктов 3 и 5 настоящих Правил направляет проект решения на согласование в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах территории которого полностью или частично расположена приаэродромная территория, в отношении которой подготовлен проект решения (в части соответствия проекта решения, выделения на приаэродромной территории подзон, а также установления в таких подзонах ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности порядку описания местоположения границ приаэродромной территории и порядку выделения на приаэродромной территории подзон, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности), с учетом заключений уполномоченных органов местного самоуправления муниципальных образований, в границах территорий которых полностью или частично расположена приаэродромная территория.

Указанные заключения должны содержать перечень земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости, в отношении которых устанавливаются ограничения использования и осуществления экономической и иной деятельности, и их кадастровую стоимость.

В случае несоответствия проекта решения и прилагаемой пояснительной записки требованиям пунктов 3 и 5 настоящих Правил указанные документы возвращаются уполномоченным федеральным органом разработчику, который в течение 15 рабочих дней со дня их поступления дорабатывает эти документы и повторно представляет в уполномоченный федеральный орган. Согласование проекта решения или отказ в его согласовании подлежат представлению в уполномоченный федеральный орган в 30-дневный срок со дня поступления проекта решения в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае непредставления согласования проекта решения или непредставления отказа в его согласовании в установленный срок проект решения считается согласованным.

В отношении аэродрома совместного базирования или аэродрома совместного использования решение утверждается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится аэродром, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, которым разрешено совместное базирование на аэродроме или которые осуществляют совместное использование аэродрома. Указанное согласование осуществляется в течение 30 дней со дня получения проекта решения согласующим федеральным органом исполнительной власти (пункты 10,11, 12 Правил).

Уполномоченный федеральный орган, принявший решение, направляет его копию в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня вступления в силу решения, в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, а также в органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах территорий которых полностью или частично расположена приаэродромная территория (п.15 Правил).

Правилами выделения на приаэродромной территории подзон установлено, что на приаэродромной территории могут выделяться семь подзон. Выделение подзон осуществляется: а) первая и вторая подзоны - по внешним границам земельных участков, предоставленных для размещения и эксплуатации зданий, сооружений и оборудования, подлежащих размещению в указанных подзонах, отграничивающим такие земельные участки от земельных участков, предназначенных для иных целей; б) третья подзона - в границах полос воздушных подходов, установленных в соответствии с Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 г. N 138 "Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации"; в) четвертая подзона - по границам зон действия средств радиотехнического обеспечения полетов воздушных судов и авиационной электросвязи, обозначенным в аэронавигационном паспорте аэродрома гражданской авиации, инструкции по производству полетов в районе аэродрома государственной (экспериментальной) авиации; г) пятая подзона - по границам, установленным исходя из требований безопасности полетов и промышленной безопасности опасных производственных объектов с учетом максимального радиуса зон поражения в случаях происшествий техногенного характера на опасных производственных объектах; д) шестая подзона - по границам, установленным на удалении 15 километров от контрольной точки аэродрома; е) седьмая подзона - по границам, установленным согласно расчетам, учитывающим следующие факторы: в части электромагнитного воздействия - границы зон действия средств радиотехнического обеспечения полетов воздушных судов и авиационной электросвязи, обозначенных в аэронавигационном паспорте аэродрома гражданской авиации, или в инструкции по производству полетов в районе аэродрома государственной авиации, или в инструкции по производству полетов в районе аэродрома экспериментальной авиации; в части концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и шумового воздействия - типы используемых воздушных судов, траектории взлета, посадки и маневрирования воздушных судов в районе аэродрома, расписание движения воздушных судов (в дневное и ночное время), рельеф местности и климатологическое описание аэродрома.

Как следует из материалов дела, прокурор, указывая, что ответчиком не обеспечено осуществление мероприятий по установлению приаэродромной территории, соответствующее решение об установлении приаэродромной территории аэродрома Петрозаводск (Бесовец), находящегося в ведении Министерства обороны РФ не принято, приаэродромная территория не установлена, до настоящего времени указанные нарушения, выявленные проверкой, не устранены, в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с настоящим иском к Министерству обороны РФ.

Учитывая, что предельный срок принятия решения об установлении приаэродромной территории, определенный законом до 01.07.2018, наступил, однако ответчиком хотя и принимаются меры по выполнению требований закона об установлении приаэродромной территории аэродрома, что подтверждается материалами дела, но до настоящего времени не обеспечена подготовка проекта решения об установлении приаэродромной территрии, соответствующее решение не принято, приаэродромная территории аэродрома Петрозаводск (Бесовец) не установлена, суд приходит к выводу о том, что принятые ответчиком меры являются недостаточными.

Согласно части 1 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц (часть 2 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Учитывая, что согласно положениям части 5 статьи 4 Федерального закона от 1 июля 2017 года N 135-ФЗ "О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны" установлено, что по истечении трехсот шестидесяти дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона нарушение требований Воздушного кодекса Российской Федерации об установлении приаэродромных территорий и соответствующих ограничений использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности и эксплуатация такого аэродрома признаются нарушением требований безопасности полетов воздушных судов, суд не принимает отказ прокурора от иска в заявленной им части.

По мнению суда, поскольку для принятия решения об установлении приаэродромной территории аэродрома Петрозаводск (Бесовец) исходя из приведенных правых норм необходимо осуществить процедуру подготовки решения об установлении приаэродромной территории, разработать проектную документацию, получить необходимые согласования, с учетом всех особенностей местоположения аэродрома и требований по выделению подзон на приаэродромной территории, суд считает необходимым обязать ответчика в срок не позднее шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить подготовку проекта решения по установлению приаэродромной территории аэродрома Петрозаводск (Бесовец), его согласование и принятие в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 года N 1460 «Об утверждении Правил установления приаэродромной территории, Правил выделения на приаэродромной территории подзон и Правил разрешения разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти при согласовании проекта решения об установлении приаэродромной территории.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования удовлетворить.

Признать незаконной эксплуатацию аэродрома Петрозаводск (Бесовец) в отсутствие установленной приаэродромной территории.

Обязать Министерство обороны Российской Федерации в срок не позднее шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить подготовку проекта решения по установлению приаэродромной территории аэродрома Петрозаводск (Бесовец), его согласование и принятие в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 года N 1460 «Об утверждении Правил установления приаэродромной территории, Правил выделения на приаэродромной территории подзон и Правил разрешения разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти при согласовании проекта решения об установлении приаэродромной территории.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Прионежский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья И.С. Леккерева

Мотивированное решение составлено 22 декабря 2020 года.