ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-443/2016 от 02.11.2016 Завитинского районного суда (Амурская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

От 02 ноября 2016 года г. Завитинск

Завитинский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Щукиной Г.Д.

с участием

истца ФИО1

при секретаре Манько Т.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению

ФИО1 к Государственному казенному учреждению <адрес> - Управлению социальной защиты населения по <адрес> о возложении на ответчика обязанности по осуществлению выплаты компенсации части расходов по уплате процентов по договору ипотечного кредитования от ДД.ММ.ГГГГ,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному казенному учреждению <адрес> - Управлению социальной защиты населения по <адрес> (далее ГКУ АО - УСЗН по <адрес>) о возложении на ответчика обязанности по осуществлению выплаты компенсации части расходов по уплате процентов по договору ипотечного кредитования от ДД.ММ.ГГГГ указывая, что ДД.ММ.ГГГГ между ним с одной стороны и <***> с другой стороны, был заключен кредитный договор , по условиям которого ему был предоставлен ипотечный кредит в размере <***> рублей для приобретения готового жилья – двухкомнатной квартиры общей площадью <***> кв.м расположенной в <адрес>.

После чего, ДД.ММ.ГГГГ им с использованием кредитных денежных средств была приобретена в собственность двухкомнатная квартира общей площадью <***> кв.м расположенная в <адрес>. В ноябре ДД.ММ.ГГГГ года он обратился в ГКУ АО - УСЗН по <адрес> с заявлением о предоставлении ему социальной поддержки в виде компенсации части расходов по уплате процентов по заключенному ипотечному кредиту от ДД.ММ.ГГГГ, которое в соответствии с Положением о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действия (бездействия) застройщиков, утвержденным постановлением Правительства Амурской области от 25 января 2012 года № 26, было принято последним к компенсации части расходов по уплате процентов им кредитному договору, в связи с чем он стал участником подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в <адрес> на 2012-2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечения качественным жильем и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Амурской области на 2012-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 23 сентября 2011 года №617.

В силу п.9 Положения о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действия (бездействия) застройщиков, выплата компенсации части расходов осуществляется ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней после получения денежных средств от Министерства социальной защиты населения Амурской области.

Однако с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года, оказываемая ему социальная поддержка, в виде компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ из-за отсутствия бюджетных ассигнований, выделяемых на данные цели ответчиком, начислялась, но не выплачивалась, в связи с чем за данный период образовалась задолженность в общей сумме <***> рублей <***> копеек.

Поскольку действиями ГКУ АО - УСЗН по <адрес> было нарушено её право на социальную поддержку в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту, просит возложить на ответчика обязанность по выплате ему за счет средств бюджета <адрес> задолженности по данной социальной поддержке в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту от ДД.ММ.ГГГГ, полученному им на приобретение жилья на территории <адрес>, за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в сумме <***> рублей <***> копеек, а также расходов по оплате государственной пошлины в сумме <***> рублей.

Представитель ГКУ АО - УСЗН по <адрес> и <адрес>, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, направив отзыв на исковое заявление ФИО1, в котором, возражая против исковых требований последнего, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, указывая, что механизм предоставления социальных выплат, указанных ФИО1 в исковом заявлении установлен Положением о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, утвержденным постановлением Правительства Амурской области от 25 января 2012 года №26, принятого в рамках реализации подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012-2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечения качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 14 июля 2011 года №617, предусмотревшего, что финансовое обеспечение реализации государственных программ в части расходных обязательств Амурской области осуществляется за счет ассигнований областного бюджета. В соответствии с ч. 2 ст. 179, ст. 69 Бюджетного кодекса РФ, в рамках бюджетных правоотношений любая выплата гражданам может быть осуществлена только в виде бюджетных ассигнований на социальное обеспечение населения, при этом в силу требований ст.ст. 6, 21, 74.1 Бюджетного кодекса РФ и Законов Амурской области от 17.12.2012 года №298-ОЗ «Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов», от 10.12.2014 года №458-ОЗ «Об областном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов», расходы областного бюджета на компенсацию части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, не отнесены к публичным обязательствам, в связи с чем подлежат исполнению в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий год. Бюджетные ассигнования, предусмотренные законами Амурской области об областном бюджете на 2015 и плановый период 2016 и 2017 годов были выделены в полном объеме Министерством социальной защиты населения <адрес> ГКУ АО – УСЗН по городским округам и муниципальным районам области, и законом Амурской области от 14.12.2015 №619-ОЗ «Об областном бюджете на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов» предусмотрено выделение на данные цели 247666 тысяч рублей.

Поскольку ГКУ АО – УСЗН по <адрес> и <адрес> в пределах выделенных ему денежных средств из бюджета <адрес>, с учетом очередности подачи заявлений получателями данной компенсации, произвел выплаты компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действия (бездействия) застройщиков, то исковые требования ФИО1 являются необоснованными.

Представители третьих лиц - Министерства социальной защиты населения <адрес>, Министерства финансов <адрес>, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, причины неявки не сообщили и ходатайств об отложении рассмотрения дела в адрес суда не направили.

При данных обстоятельствах, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд пришел к выводу о возможности рассмотрения данного дела в отсутствие представителя ответчика, представителей третьих лиц.

В судебном заседании истец ФИО1., поддержал свои исковые требования, ссылаясь на доводы указанные в заявлении, а также пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ им был заключен с ОАО «Сбербанк России» кредитный договор на приобретение двухкомнатной квартиры общей площадью <***> кв.м., расположенной в <адрес> Б <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ на денежные средства, полученные по данному кредитному договору им была приобретена в собственность двухкомнатная квартира общей площадью <***> кв.м., расположенная в <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ года в соответствии с Положением о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действия (бездействия) застройщиков, утвержденным постановлением Правительства Амурской области от 25 января 2012 года № 26, он обратился с заявлением в ГКУ АО УСЗН по <адрес> и <адрес> о предоставлении ему социальной поддержки в виде компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору , заключенному для приобретения жилья на территории <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ ГКУ АО УСЗН по <адрес> и <адрес> было принято распоряжение о принятии части его расходов по уплате процентов по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ к компенсации, с предоставлением в последующем ему данной социальной поддержки, начиная с ДД.ММ.ГГГГ. Однако с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время социальная поддержка в виде компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ ответчиком не производится, в связи с чем, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ образовалась задолженность на общую сумму <***> рублей <***> копеек, которая повлекла нарушение ее прав на получение социальной поддержки, предусмотренной данной подпрограммой, поэтому просит обязать ответчика выплатить ему задолженность по социальной поддержке в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <***> рублей <***> копеек

Заслушав истца, изучив материалы дела, и оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 3 ст. 1 Федерального закона «О государственном прогнозировании и программах социального развития Российской Федерации» №115-ФЗ от 20 июля 1995 года (действовавшего до 10 июля 2014 года) Программа социально-экономического развития Российской Федерации - комплексная система целевых ориентиров социально - экономического развития Российской Федерации и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров.

Вместе с тем, согласно ст. 179 Бюджетного Кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 года №145-ФЗ, Государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъекта Российской Федерации, муниципальные программы утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Сроки реализации государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъекта Российской Федерации, муниципальных программ определяются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке.

Порядок принятия решений о разработке государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъекта Российской Федерации, муниципальных программ и формирования и реализации указанных программ устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

Объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных (муниципальных) программ утверждается законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

Таким образом, цели, основные принципы и общий порядок разработки и принятия концепции, прогнозов и программ социально-экономического развития, в том числе целевых программ субъектов Российской Федерации, регламентируются вышеприведенными законодательными актами, а также Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 года №184-ФЗ.

Во исполнение данных федеральных законов постановлением Правительства Амурской области от 07 декабря 2007 года №28 был утвержден Порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации, а также проведения оценки эффективности, в соответствии с которым целевая программа по своей структуре и содержанию должна отражать краткую ее характеристику с указанием целей, задач, основных этапов и сроков их выполнения; программные мероприятия и их технико-экономическое обоснование; механизм реализации целевой программы; ресурсное обеспечение программы; прогноз конечных результатов и индикаторы эффективности реализации целевой программы; организацию управления реализацией программы

В последующем постановлением Правительства Амурской области от 23 сентября 2011 года №617 была утверждена Долгосрочная целевая программа «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015 годы», в состав которой вошла подпрограмма «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012-2013 годы», включившая в перечень основных мероприятий оказание государственной поддержки путем компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действия (бездействия застройщиков, которая определила состав исполнителей и участников подпрограммы, а также механизм ее реализации, установив, что оказание государственной поддержки путем компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действия (бездействия застройщиков, производится государственными казенными учреждениями – управлениями социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам области в соответствии с Положением о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действия (бездействия застройщиков, утверждаемым постановлением Правительства Амурской области.

После чего постановлением Правительства Амурской области от 25 января 2012 года № 26 было утверждено Положение о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, включившее в состав участников данной подпрограммы: граждан, заключивших не ранее 01 июля 2009 года с банком или иной кредитной организацией, ипотечным агентством кредитный договор (договор займа) на сумму не более 2000000 (двух миллионов) рублей на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, в обеспечение обязательств по которому установлена ипотека кредитуемого объекта; граждан, пострадавших от действий (бездействия) застройщиков, заключивших с 1 января 2011 года с банком или иной кредитной организацией, ипотечным агентством кредитный договор (договор займа) на сумму не более 2000000 (двух миллионов) рублей, в обеспечение обязательств по которому установлена ипотека, при условии заключения кредитного договора (договора займа): на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области; на достройку жилья по неисполненному застройщиком договору долевого участия в строительстве жилья на территории Амурской области; на погашение ранее выданного ипотечного кредита (перекредитование), средства которого были направлены на оплату обязательств по неисполненному застройщиком договору долевого участия в строительстве жилья на территории Амурской области (пункт 2 Положения) и определившее, что компенсации подлежат фактические расходы граждан, понесенные за первые 36 месяцев пользования ипотечным кредитом и что размер компенсации за месяц не может превышать сумму уплаченных гражданином процентов по кредитному договору за месяц (пункт 4 Положения), а также установившее, что выплата компенсации, а также расходы на оплату банковских услуг по зачислению средств на счета граждан осуществляются за счет средств областного бюджета, предусмотренных Министерству социальной защиты населения области на текущий год (пункт 10 Положения).

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между <***> с одной стороны, и ФИО1 с другой стороны, был заключен кредитный договор , по условиям которого последнему, был предоставлен ипотечный кредит в размере <***> рублей для приобретения готового жилья – двухкомнатной квартиры общей площадью <***> кв.м., расположенной в <адрес>, сроком на <***> месяцев, под <***> процентов годовых.

В ДД.ММ.ГГГГ года ФИО1 относящийся к гражданам, заключившим не ранее 01 июля 2009 года с банком кредитный договор на сумму не более 2 000 000 рублей на приобретение жилья на территории Амурской области, обратился в ГКУ АО - УСЗН по <адрес> с заявлением о предоставлении ему социальной поддержки в виде компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному им с банком для приобретения готового жилья.

Распоряжением ГКУ АО – УСЗН по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ расходы по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному ФИО1 с <***> были приняты последним к компенсации в части расходов по уплате процентов по данному кредитному договору.

Таким образом, данные обстоятельства свидетельствуют о том, что между сторонами ФИО1 и ГКУ АО - УСЗН по <адрес> возникли правоотношения по оказанию государственной поддержки путем компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, в рамках подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012-2013 годы долгосрочной целевой программы «Обеспечения качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 14 июля 2011 года №617.

В связи с чем, начиная с ДД.ММ.ГГГГФИО1, в порядке предусмотренном Положением о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, утвержденным постановлением Правительства Амурской области 25 января 2012 года №26, оказывалась социальная поддержка путем компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, а с ДД.ММ.ГГГГ года ГКУ АО – УСЗН по <адрес><адрес> начисляло, но не осуществляло выплату последнему данной социальной поддержки (государственной поддержки) в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, в результате чего, согласно справки ГКУ АО - УСЗН по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ образовалась задолженность в общей сумме <***> рублей <***> копеек.

В этот период постановлением Правительства Амурской области от 26 декабря 2012 года №783 (вступившим в силу с 01 января 2013 года), установившим, что гражданам, которые до вступления в силу настоящего постановления в соответствии с постановлением Правительства Амурской области от 25 января 2012 года №26 получали социальную выплату в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам или представили документы для ее получения, указанная социальная выплата предоставляется в том же порядке, установленном до вступления в силу данного постановления(пункт 2 Постановления), были внесены изменения в Положение о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, утвержденное постановлением Правительства Амурской области от 25 января 2012 года №26, включившие в состав участников данной подпрограммы: граждан, являющихся работниками областных государственных или муниципальных учреждений области (по основному месту работы), государственными гражданскими служащими области, муниципальными служащими области, инвалидами I группы, заключивших не ранее 1 июля 2009 года с банком или иной кредитной организацией, ипотечным агентством кредитный договор (договор займа) на сумму не более 2000000 (двух миллионов) рублей на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, в обеспечение обязательств по которому установлена ипотека кредитуемого объекта; граждан, пострадавших от действий (бездействия) застройщиков, заключивших с 1 января 2011 года с банком или иной кредитной организацией, ипотечным агентством кредитный договор (договор займа) на сумму не более 2000000 (двух миллионов) рублей, в обеспечение обязательств по которому установлена ипотека, при условии заключения кредитного договора (договора займа): на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области; на достройку жилья по не исполненному застройщиком договору долевого участия в строительстве жилья на территории Амурской области; на погашение ранее выданного ипотечного кредита (перекредитование), средства которого были направлены на оплату обязательств по не исполненному застройщиком договору долевого участия в строительстве жилья на территории Амурской области (пункт 2 Положения).

Постановлением Правительства Амурской области от 29 июля 2013 года №329 было признано утратившим силу постановление Правительства Амурской области от 7 декабря 2007 г. N 28 "Об утверждении Порядков принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации, а также проведения оценки эффективности" (в редакции постановления Правительства области от 23 сентября 2011 г. N 598); постановлением Правительства Амурской области от 24 октября 2013 года №519 было признано утратившим силу постановление Правительства Амурской области от 14 июля 2011 года№617 «Об утверждении Долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015 годы», в состав которой входила подпрограмма «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012-2013 годы»; а постановлением Правительства Амурской области от 29 декабря 2014 года №754 в связи с принятием государственной программы Амурской области "Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 25 сентября 2013 г. N 446, было признано утратившим силу постановление Правительства Амурской области от 25 января 2012 года № 26 «Об утверждении Положения о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков».

Вместе с тем в данный период был принят Федеральный закон от 28.06.2014 года №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации, определивший, что государственная программа субъекта Российской Федерации - это документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителем и ресурсам и обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития субъекта РФ (п. 32 ст. 3), а также установивший требования к государственным программам.

Постановлением Правительства Амурской области от 29 июля 2013 года №329 был утвержден Порядок принятия решений по разработке государственных программ Амурской области, их формирования и реализации, а также проведения оценки эффективности» в соответствии с которым государственная программа по своей структуре и содержанию должна отражать краткую ее характеристику с указанием координаторов программы, участников программы, целей, задач, перечня подпрограмм, включенных в состав программы, основных этапов и сроков их выполнения; объемов ассигнований областного бюджета государственной программы, ожидаемых результатов, характеристики программных мероприятий, приоритетов государственной политики в сфере реализации программы, сведений об основных мерах правового регулирования, мер финансово-экономического регулирования, ресурсного обеспечения и риска реализации,

Постановлением Правительства Амурской области от 25 сентября 2013 г. N 446, была утверждена Государственная программа Амурской области "Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 - 2020 годы", введенная в действие с 1 января 2014 года, в состав которой была включена подпрограмма «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области», целью которой является развитие ипотечного жилищного кредитования на территории области, формирование рынка доступного арендного жилья и условий для снижения стоимости жилья, а в число основных мероприятий включено направление средств областного бюджета гражданам, по заявлениям которых в установленном порядке до 01 января 2015 года были приняты соответствующие решения, в рамках осуществления мероприятия по выплате компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков.

Учитывая, вышеизложенные положения подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области» государственной программы Амурской области "Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 25 сентября 2013 года №446, суд приходит к убеждению, что данная подпрограмма является правопреемником подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012-2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечения качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 14 июля 2011 года№617 и направлена на выполнение Правительством Амурской области взятых на себя обязательств по оказанию государственной поддержки гражданам, по заявлению которых до 01 января 2015 года были приняты решения о выплате компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков.

В связи с чем, ФИО1 ранее являющийся участником подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012-2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечения качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 14 июля 2011 года№617, с 1 января 2014 года стал участником подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области» государственной программы Амурской области "Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 25 сентября 2013 года №446, и имеет право на получение государственной поддержки в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, которая согласно пункту 2 постановления Правительства Амурской области от 24 декабря 2014 года №784 «О признании утратившими силу постановлений Правительства Амурской области», установившего, что гражданам, по заявлениям которых в порядке, установленном постановлениями Правительства Амурской области, указанными в пункте 1 данного постановления, в число которых входит постановление Правительства Амурской области от 25 января 2012 года № 26 «Об утверждении Положения о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков», до 1 января 2015 года были приняты решения о предоставлении социальных выплат (дополнительных социальных выплат), указанные выплаты производятся в установленном данными постановлениями порядке, должна выплачиваться в порядке, установленном Положением о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков», утвержденным постановлением Правительства Амурской области от 25 января 2012 года № 26.

Поскольку из ст. 179 Бюджетного Кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 года №145-ФЗ, Федерального закона №115-ФЗ от 20 июля 1995 года «О государственном прогнозировании и программах социального развития Российской Федерации» и Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации, а также проведения оценки эффективности", утвержденного постановлением Правительства Амурской области от 7 декабря 2007 г. N 28, а также из Федерального закона от 28.06.2014 года №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и Порядка принятия решений по разработке государственных программ Амурской области, их формирования и реализации, а также проведения оценки эффективности», утвержденного постановлением Правительством Амурской области от 29 июля 2013 года №329 - следует, что состав исполнителей и участников государственной программы определяется и согласовывается еще на стадии разработки и принятия программы, которая после утверждения ее постановлением Правительства субъекта РФ, в силу требований ч. 2 ст. 22 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 года №184-ФЗ, становится обязательной для исполнения в субъекте РФ всеми находящимися на территории субъекта РФ федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления субъекта РФ, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами, в связи с чем в соответствии п. 3.5 Положения о Министерстве социальной защиты населения Амурской области, утвержденного постановлением Губернатора Амурской области от 03 августа 2007 года №459, Министерство социальной защиты населения Амурской области, являясь исполнителем и участником подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012-2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечения качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 14 июля 2011 года№617, и подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области» государственной программы Амурской области "Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 25 сентября 2013 года №446, обязано осуществлять функции получателя средств областного бюджета в пределах бюджетных ассигнований, выделяемых законом о бюджете на соответствующий год, предусмотренных на реализацию возложенных на министерство полномочий и главного распорядителя данных денежных средств, в том числе путем распределения их по подведомственным получателям бюджетных средств - государственным казенным учреждениям – управлениям социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам области, а государственное казенное учреждение – управления социальной защиты населения по <адрес>, находящееся согласно Уставу в ведомственном подчинении Министерства социальной защиты населения Амурской области (п.1.4) и являющееся соисполнителем и участником данных подпрограмм обязано в пределах предоставленных ей Министерством социальной защиты населения Амурской области бюджетных ассигнований, исполнить бюджетные обязательства, по предоставлению социальной поддержки (государственной поддержки) в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков

Согласно приложению №6, утвержденному ст.7 Закона Амурской области от 17.12.2012 года №123-ОЗ «Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов», приложению №8, утвержденному ст. 8 Закона Амурской области от 16.12.2013 года № 298-ОЗ «Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов», приложению №8, утвержденному ст. 8 Закона Амурской области от 10.12.2014 года № 458-ОЗ «Об областном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов», приложению № 10 утвержденному ст. 7 Закона Амурской области от 14.12.2015 года № 619-ОЗ «Об областном бюджете на 2016 год», - на выполнение подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012-2013 годы было выделено главному распорядителю средств областного бюджета – Министерству социальной защиты населения Амурской области, соответственно в 2013 году - 436 977,4 тысяч рублей; в 2014 году - 55 000 тысяч рублей, в 2015 году – 75 509,1 тысяч рублей, в 2016 году - 39950 тысяч рублей, что значительно ниже объемов ассигнований из областного бюджета, предусмотренных подпрограммой «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012-2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечения качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 14 июля 2011 года №617, и подпрограммой «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области» государственной программы Амурской области "Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 25 сентября 2013 года №446, на данные годы, в виде выделения из средств областного бюджета на реализацию данных подпрограмм в 2012 году - 600 640.1 тысяч рублей, 2013 году - 451 589,4 тысяч рублей, 2014 году – 123 645,504 тысяч рублей, 2015 году -88 600, 000 тысяч рублей, 2016 году - 286725,400тысяч рублей.

Вместе с тем, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, в сфере социального регулирования должен соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной и правоприменительной политики, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (постановления от 16 декабря 1997 года № 20-П, от 24 мая 2001 года № 8-П, от 19 июня 2002 года № 11-П, от 23 апреля 2004 года № 9-П, Определение от 04 декабря № 415-О и др.).

Применение данного принципа к официально установленным между гражданином и государством (и не подвергшимся к этому моменту каким – либо изменениям) отношениям по поводу оказания социальной поддержки означает недопустимость произвольного отказа государства от ранее принятых на себя социальных обязательств, в том числе по мотиву недостаточности финансовых средств.

Указанная позиция согласуется и с прецедентной практикой Европейского Суда по правам человека, чье толкование понятия «имущество» (содержащегося в статьей 1 Протокола к Конвенции о защите прав человека и основных свобод) предполагает распространение этого термина на обещанные гражданину со стороны государства меры социальной поддержки и социальные льготы, в том числе право на пенсию, выплаты и помощь в рамках системы социального обеспечения.

Поскольку ГКУ АО – УСЗН по <адрес>, являясь соисполнителем и участником подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012-2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечения качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 14 июля 2011 года №617, а также подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области» государственной программы Амурской области "Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 25 сентября 2013 года №446, включая ФИО1 в участники данных подпрограмм, взяло на себя обязательство по предоставлению последнему за счет средств областного бюджета, выделенных ему на данные цели, в течение первых 36 месяцев пользования ипотечным кредитом, социальной поддержки (государственной поддержки) в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, но начиная с ДД.ММ.ГГГГ года не выполняет в отношении истца взятых на себя обязательств, то суд приходит к выводу, что исковые требования ФИО1 о возложении на ответчика обязанности по осуществлению выплаты компенсации части расходов по уплате процентов по договору ипотечного кредитования от ДД.ММ.ГГГГ, подлежат удовлетворению, как законные и обоснованные.

Доводы представителя ГКУ АО – УСЗН по <адрес> со ссылкой на ст. 6.10 Устава ГКУ АО-УСЗН по <адрес> и <адрес>, о том, что надлежащим ответчиком по данному делу является Министерство социальной защиты населения Амурской области, которое при недостаточности лимитов бюджетных обязательств доведенных до их учреждения, отвечает от их имени по таким обязательствам, не могут быть приняты во внимание, так как спорные отношения между истцом и ответчиком возникли в рамках подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012-2013 годы долгосрочной целевой программы «Обеспечения качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 14 июля 2011 года№617, и подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области» государственной программы Амурской области "Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 25 сентября 2013 года №446, а не в рамках отношений возникающих между учредителем и государственным казенным учреждением.

В соответствии с п. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Учитывая, что спорные правоотношения касаются вопросов защиты права на социальную поддержку (государственную поддержку), которые в гражданско-правовом смысле не являются имущественными, и что при подаче иска истцом была уплачена в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ государственная пошлина в сумме <***> рублей, что подтверждается чеком-ордером от ДД.ММ.ГГГГ, то исковые требований ФИО1 о взыскании с ответчика государственной пошлины в сумме <***> рублей, подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194–199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к Государственному казенному учреждению - Управлению социальной защиты населения по <адрес> о возложении на ответчика обязанности по осуществлению выплаты компенсации части расходов по уплате процентов по договору ипотечного кредитования от ДД.ММ.ГГГГ – удовлетворить.

Обязать Государственное казенное учреждение <адрес> - Управление социальной защиты населения по <адрес> выплатить ФИО1 за счет средств бюджета <адрес> задолженность по социальной поддержке в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в сумме <***> рублей <***> копеек.

Взыскать с Государственного казенного учреждения <адрес> - управления социальной защиты населения по <адрес><адрес> в пользу ФИО1 расходы по оплате государственной пошлины в размере <***> рублей

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Завитинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, то есть со ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий судья Г.Д.Щукина