Дело № 2-443/2023
УИД 75RS0001-02-2022-008691-80
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 февраля 2023 года <...>
Центральный районный суд города Читы в составе:
председательствующего судьи Иванец С.В.,
при секретаре судебного заседания Смолиной Ю.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Ангарска Иркутской области к ОАО «ЧИТАОБЛГАЗ» о понуждении к действиям,
установил:
Прокурор города Ангарска обратился в суд, просит обязать ОАО «ЧИТАОБЛГАЗ» провести категорирование объекта топливно-энергетического комплекса – газонаполнительной станции «Иркутская», расположенной по адресу: <адрес>, 5162 км. ВСЖД, строение 1; составить и утвердить паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса – газонаполнительной станции «Иркутская», расположенной по адресу: <адрес>, 5156 км. ВСЖД, строение 1 в течение трех месяцев после вступления решения суда в законную силу.
В ходе осуществления надзора за исполнением законодательства в сфере безопасности объектов топливно-энергетического комплекса Прокуратурой города Ангарска в ходе осуществления (далее по тексту ТЭК) установлено, что ОАО «ЧИТАОБЛГАЗ» не исполняются требования законодательства в сфере безопасности объектов топливно-энергетического комплекса. Согласно протоколу № 58(3) антитеррористической комиссией в Иркутской области от 23.06.2020 принято решение о необходимости предоставления не позднее 01.10.2021 на согласование председателю антитеррористической комиссией паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса.
Согласно перечню объектов топливно-энергетического комплекса Иркутской области, подлежащих категорированию, утвержденному Губернатором Иркутской области - председателем антитеррористической комиссии в Иркутской области ФИО1, ОАО «ЧИТАОБЛГАЗ» является собственником объекта ТЭК, подлежащего категорированию, а именно газонаполнительной станции «Иркутская», расположенного по адресу: <адрес>, 5162 км ВСЖД, строение 1.
Министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области в адрес ОАО «Читаоблгаз» 16.08.2021 было направлено уведомление о необходимости проведения процедуры категорирования и паспортизации объекта ТЭК - газонаполнительной станции «Иркутская» ОАО «Читаоблгаз», расположенного по адресу: <адрес>, 5162 км ВСЖД, строение 1.
Согласно письму антитеррористической комиссии в Иркутской области от 08.12.2021 в прокуратуру Иркутской области решение, принятое на заседании антитеррористической комиссии в Иркутской области от 30.06.2021 об обязании представить паспорт в адрес председателя антитеррористической комиссии Иркутской области на согласование в срок до 01.12.2021, ответчиком не исполнено.
Соответственно, в нарушение ч. 1 ст. 5 Закона о безопасности объектов ТЭК категория опасности объекту - газонаполнительная станция «Иркутская» ОАО «Читаоблгаз», расположенная по адресу: Иркутская обл., Ангарский р-н, 5162 км ВСЖД, строение 1, не присвоена.
Прокурором приняты меры к понуждению ответчика в досудебном порядке устранить допущенные нарушения: 27.12.2021 в адрес генерального директора ОАО «Читаоблгаз» внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере безопасности объектов ТЭК.
Согласно ответу на представление АО «Читаоблгаз» принимаются меры к устранению допущенных нарушений. Вместе с тем, как следует из информации Управления Росгвардии по Иркутской области до настоящего времени в их адрес ОАО «Читаоблгаз» с заявлением о проведении категорирования не обращалось.
В судебном заседании помощник прокурора Центрального района города Читы – Пешкова А.Б., действуя по поручению прокурора города Ангарска Иркутской области, просила удовлетворить заявленные требования.
Ответчики – ООО «Алтай-Эко», АО «Читаоблгаз» извещались о месте и времени рассмотрения дела, в суд своих представителей не направили. С согласия представителя истца дело рассмотрено в порядке заочного производства.
Исследовав письменные материалы дела, оценив в совокупности с действующим законодательством, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» (далее - Закон о безопасности объектов ТЭК), настоящий Федеральный закон устанавливает организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации, за исключением объектов атомной энергетики, в целях предотвращения актов незаконного вмешательства, определяет полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере, а также права, обязанности и ответственность субъектов топливно-энергетического комплекса.
В силу части 1 статьи 5 Закона о безопасности объектов ТЭК для установления дифференцированных требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса с учетом степени потенциальной опасности совершения акта незаконного вмешательства и его возможных социально-экономических последствий проводится категорирование объектов.
Согласно части 4 статьи 5 Закона о безопасности объектов ТЭК, порядок работы и состав комиссии по категорированию, исходные данные для проведения категорирования объекта, порядок и сроки его проведения, а также критерии категорирования объектов топливно-энергетического комплекса устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пунктов 5, 6 Положения об исходных данных для проведения категорирования объекта топливно-энергетического комплекса, порядке его проведения и критериях категорирования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 № 459 (далее - Положение), для проведения категорирования объектов уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует перечень объектов, подлежащих категорированию. Перечень объектов, подлежащих категорированию, рассматривается на заседании антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации и утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Согласно пункту 7 указанного Положения уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 5 дней со дня утверждения перечня объектов, подлежащих категорированию, направляет субъектам топливно-энергетического комплекса уведомление о включении объекта в этот перечень с указанием сроков проведения категорирования объекта.
В соответствии с пунктом 8 Положения для проведения категорирования объекта решением субъекта топливно-энергетического комплекса создается комиссия по категорированию объекта (далее - комиссия), в состав которой включаются: а) представители Министерства энергетики Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления (по согласованию); б) руководитель субъекта топливно-энергетического комплекса; в) работники объекта, являющиеся специалистами в области основного технологического оборудования, технологической (промышленной) и пожарной безопасности, контроля за опасными веществами и материалами, учета опасных веществ и материалов, а также в области инженерно-технических средств охраны и защиты информации; г) представители режимно-секретного отдела и подразделения безопасности (в случае их наличия); д) представители структурного подразделения (работники) по гражданской обороне объекта, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны.
Согласно пункту 18 Положения по результатам работы комиссия присваивает категорию опасности обследуемому объекту в зависимости от степени его потенциальной опасности или подтверждает (изменяет) категорию опасности объекта в случаях, предусмотренных Правилами актуализации паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 № 460.
В силу части 1 статьи 8 Закона о безопасности объектов ТЭК субъекты топливно-энергетического комплекса, владеющие на праве собственности или ином законном основании объектами топливно-энергетического комплекса, составляют паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса по форме и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о безопасности объектов ТЭК паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса составляется на основании результатов его категорирования в зависимости от степени потенциальной опасности совершения акта незаконного вмешательства и его возможных социально-экономических последствий, а также на основании оценки системы физической защиты объекта топливно-энергетического комплекса при угрозах совершения актов незаконного вмешательства согласно требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 8 Закона о безопасности объектов ТЭК паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса утверждается руководителем субъекта топливно-энергетического комплекса, владеющего на праве собственности или ином законном основании объектом, после согласования с председателем органа, сформированного в субъекте Российской Федерации по решению Президента Российской Федерации в целях обеспечения координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений в соответствии с Федеральным законом от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», или уполномоченным им лицом.
Согласно протоколу № 58(3) антитеррористической комиссией в Иркутской области от 23.06.2020 принято решение о необходимости предоставления не позднее 01.10.2021 на согласование председателю антитеррористической комиссией паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса.
Согласно перечню объектов топливно-энергетического комплекса Иркутской области, подлежащих категорированию, утвержденному Губернатором Иркутской области - председателем антитеррористической комиссии в Иркутской области ФИО1, ОАО «ЧИТАОБЛГАЗ» на момент обращения в суд прокурора города Ангарска являлось собственником объекта ТЭК, подлежащего категорированию, а именно газонаполнительной станции «Иркутская», расположенного по адресу: <адрес>, 5162 км ВСЖД, строение 1.
Министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области в адрес ОАО «Читаоблгаз» 16.08.2021 направлено уведомление о необходимости проведения процедуры категорирования и паспортизации объекта ТЭК - газонаполнительной станции «Иркутская» ОАО «Читаоблгаз», расположенного по адресу: <адрес>, 5162 км ВСЖД, строение 1.
Согласно письму антитеррористической комиссии в Иркутской области от 08.12.2021 в прокуратуру Иркутской области решение, принятое на заседании антитеррористической комиссии в Иркутской области от 30.06.2021 об обязании представить паспорт в адрес председателя антитеррористической комиссии Иркутской области на согласование в срок до 01.12.2021, ответчиком не исполнено.
В настоящее время объекты ТЭК категория опасности объекты - газонаполнительная станция «Иркутская», расположенная по адресу: <адрес>, 5162 км ВСЖД, строение 1 ОАО «Читаоблгаз» проданы ООО «Алтай ЭКО», что подтверждается договором купли-продажи недвижимого имущества, являющегося предметом залога от ДД.ММ.ГГГГ и выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.
Соответственно, в нарушение ч. 1 ст. 5 Закона о безопасности объектов ТЭК категория опасности объекту - газонаполнительная станция «Иркутская» ООО «Алтай ЭКО», расположенная по адресу: <адрес>, 5162 км ВСЖД, строение 1, не присвоена.
Обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, является одной из основных задач противодействия терроризму.
Вследствие невыполнения требований законодательства, регулирующего антитеррористическую защищенность объектов ТЭК, непринятия надлежащих мер по устранению выявленных нарушений на протяжении длительного промежутка времени, жизнь и здоровье жителей Ангарского городского округа в случае наступления чрезвычайных ситуаций могут быть подвергнуты опасности, а неустранение выявленных в ходе проверки нарушений могут привести к серьезным неблагоприятным последствиям.
Принимая во внимание изложенное, требования прокурора города Ангарска подлежат удовлетворению к ООО «Алтай ЭКО».
руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
обязать ООО «Алтай ЭКО» (ОГРН <***>, ИНН <***>, расположенное по адресу: 658057, Российская Федерация, <адрес>, зд.63) провести категорирование объекта топливно-энергетического комплекса – газонаполнительной станции «Иркутская», расположенной по адресу: <адрес>, 5162 км. ВСЖД, строение 1; составить и утвердить паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса – газонаполнительной станции «Иркутская», расположенной по адресу: <адрес>, 5156 км. ВСЖД, строение 1 в течение трех месяцев после вступления решения суда в законную силу
Ответчики вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения, заочное решение суда ими может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления.
Решение изготовлено 14.02.2023.
Судья С.В. Иванец