ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-443/21 от 25.05.2021 Сасовского районного суда (Рязанская область)

Дело № 2-443/21

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Сасово Рязанской области 25 мая 2021 года

Сасовский районный суд Рязанской области в составе:

председательствующего судьи Мошкина О.А.,

при секретаре Михалевой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства имущественных и земельных отношений Московской области к ФИО1 о взыскании платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Министерство имущественных и земельных отношений Московской области обратилось в суд с исковым заявлением к ФИО1, в котором просить взыскать с ответчика плату за изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером в сумме 103759,62 руб.

В обоснование истец указал, что в соответствии с уведомлением Управления Росреестра по Московской области от ДД.ММ.ГГГГ изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, находящегося в собственности ФИО1, расположенного по адресу: <адрес>, с «под жилую застройку» на «для индивидуального жилищного строительства».

В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, расположенного в границах субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, в границах Московской области и находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, принимается на основании заявления этого лица при условии внесения им платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, определяемой в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, нормативным правовым актом Московской области, с учетом разницы между кадастровой стоимостью земельного участка с установленным на дату подачи указанного заявления видом разрешенного использования и кадастровой стоимостью земельного участка с измененным видом разрешенного использования.

Порядок внесения платы за изменение вида разрешенного использования земельных участков, расположенных на территории Московской области, установлен ст. 5.1 Закона Московской области от 7 июня 1996 г. N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" (принят решением Московской областной Думы 29 мая 1996 г. N 9/92) (с изменениями и дополнениями).

В соответствии п. 19. ст. 5.1 Закона Московской области от 7 июня 1996 г. N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка подлежит зачислению в бюджет Московской области по нормативу сто процентов.

Министерство имущественных и земельных отношений Московской области на основании Порядка определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 31.12.2013 № 1190/57, осуществило расчет платы за изменение ВРИ и направило собственнику земельного участка ФИО1 уведомление от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 103759,62 руб.

ФИО1 не произвела оплату за изменение вида разрешенного использования земельного участка в установленный срок. Отправленную Министерством имущественных и земельных отношений Московской области претензию с требованием о внесении оплаты за изменение вида разрешенного использования земельного участка оставила без внимания.

Истец Министерство имущественных и земельных отношений Московской области о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, в своем заявлении просит рассмотреть дело в его отсутствие, требования поддерживает.

Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщила, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просила, в связи с чем, на основании ст.233 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.

Исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, расположенного в границах субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, в границах Московской области и находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, принимается на основании заявления этого лица при условии внесения им платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, определяемой в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, нормативным правовым актом Московской области, с учетом разницы между кадастровой стоимостью земельного участка с установленным на дату подачи указанного заявления видом разрешенного использования и кадастровой стоимостью земельного участка с измененным видом разрешенного использования.

В соответствии со ст. 5.1 Закона Московской области от 7 июня 1996 г. N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" решение о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об одновременном установлении или об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, принимается Правительством Московской области при условии внесения физическим лицом или юридическим лицом, являющимся собственником земельного участка, платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка. ( часть 1 в ред. от 18.02.2020); разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка, находящегося в собственности физического лица или юридического лица, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, предоставляется органом, уполномоченным на предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, на основании заявления собственника земельного участка при условии внесения физическим лицом или юридическим лицом, являющимся собственником земельного участка, платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с полученным разрешением.( часть 5 в ред. от 18.02.2020); плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, в соответствии с правилами землепользования и застройки подлежит внесению физическим лицом или юридическим лицом, являющимся собственником земельного участка, в полном объеме в срок, установленный частью 16 настоящей статьи ( часть 9 в ред. от 23.06.2020); в случае невнесения собственником земельного участка платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с правилами землепользования и застройки в срок, установленный частью 16 настоящей статьи, уполномоченный орган Московской области обеспечивает взыскание платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка в судебном порядке ( часть 10 в ред. Закона Московской области от 23.06.2020 N 125/2020-ОЗ); размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с правилами землепользования и застройки определяется с учетом разницы между кадастровой стоимостью земельного участка с установленным видом разрешенного использования земельного участка на день подачи заявления собственника земельного участка о внесении в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений и кадастровой стоимостью земельного участка с видом разрешенного использования, измененным на основании правил землепользования и застройки, и наличия (отсутствия) утвержденных проекта планировки территории, проекта межевания территории, градостроительного плана земельного участка. Порядок определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка устанавливается Правительством Московской области ( часть 12). Уведомление о размере платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка направляется уполномоченным органом Московской области собственнику земельного участка по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по почтовому адресу, указанному в заявлении об изменении вида разрешенного использования земельного участка, либо, в случае отсутствия указанного адреса, по почтовому адресу собственника земельного участка, указанному в Едином государственном реестре недвижимости Уведомление о размере платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка направляется уполномоченным органом Московской области собственнику земельного участка по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по почтовому адресу, указанному в заявлении об изменении вида разрешенного использования земельного участка, либо, в случае отсутствия указанного адреса, по почтовому адресу собственника земельного участка, указанному в Едином государственном реестре недвижимости ( часть 15 в ред. Закона Московской области от 23.06.2020 N 125/2020-ОЗ) Собственник земельного участка считается уведомленным о размере платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка со дня получения уведомления о размере платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка или со дня возврата уполномоченному органу Московской области заказного письма (часть 15). Собственник земельного участка обязан внести плату за изменение вида разрешенного использования земельного участка в тридцатидневный срок со дня получения уведомления, за исключением случая, предусмотренного частью 17 настоящей статьи (часть 16). Плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка подлежит зачислению в бюджет Московской области по нормативу сто процентов (часть 19).

Порядком определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 31.12.2013 № 1190/57 установлено, что 3. Размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка определяется Министерством имущественных отношений Московской области с учетом разницы между кадастровой стоимостью земельного участка с установленным на день подачи заявления собственника земельного участка видом разрешенного использования и кадастровой стоимостью земельного участка с измененным видом разрешенного использования по формуле: Рп = С х ((КС2 - КС1) + У), где Рп - размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка; С - ставка для расчета платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка; У - разница между кадастровыми стоимостями земельного участка во всех случаях изменения вида разрешенного использования начиная с 1 января 2014 г., исчисляется по каждому случаю изменения вида разрешенного использования земельного участка отдельно; КС1 - кадастровая стоимость земельного участка на дату обращения об изменении вида разрешенного использования земельного участка, в том числе в соответствии с правилами землепользования и застройки, о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка; КС2 - кадастровая стоимость земельного участка с измененным в установленном порядке видом разрешенного использования земельного участка; Sзстр - площадь застройки, применяемая в расчете в соответствии с градостроительным планом земельного участка; Sзу - площадь земельного участка; КЭ - коэффициент этажности, применяемый в расчете платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка в зависимости от этажности зданий, расположенных в границах земельного участка, в соответствии с приложением N 3 к настоящему порядку( п.3). Кадастровые стоимости земельного участка определяются на основании сведений, предоставляемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости по запросу Министерства имущественных отношений Московской области. (п.4). Значения ставки для расчета платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка (С) устанавливаются в процентах в соответствии с приложением N 1 к настоящему Порядку, для случаев изменения вида разрешенного использования земельных участков до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков.( п.5.1). В случае если при изменении вида разрешенного использования земельного участка согласно приложениям N 1 и N 2 к настоящему Порядку значения КС1 и КС2 равнозначны, размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка устанавливается в размере 10 процентов от значения КС2(п.6).

В судебном заседании установлено, что ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес> «под жилую застройку».Кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила 1037596,16 руб.

В первом полугодии <данные изъяты> года Управлением Росреестра по Московской области внесены изменения в сведения о виде разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, с «под жилую застройку» на «для индивидуального жилищного строительства». В результате кадастровая стоимость земельного участка не изменилась и составила 1037596,16 руб.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика истцом было направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости внесения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка на сумму 103759,62 руб. Уведомление возвратилось в адрес истца ДД.ММ.ГГГГ. В адрес ответчика истцом ДД.ММ.ГГГГ направлялась претензия от ДД.ММ.ГГГГ. Претензия возвратилась в адрес истца ДД.ММ.ГГГГ.

Плата в размере 103759,62 руб. в бюджет Московской области ответчиком ФИО1 не внесена.

Указанные обстоятельства подтверждаются: выпиской из единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ; выпиской из ЕГРН о кадастровой стоимости недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ; выпиской из ЕГРН о кадастровой стоимости недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ; уведомлением Управления Росреестра по Московской области от ДД.ММ.ГГГГ; уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ; претензией от ДД.ММ.ГГГГ; сведениями почтового идентификатора ; расчетом платы который проверен судом и признан обоснованным.

С учетом того, что вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес> изменен, то в соответствии ч. 9, 12 ст. 5.1 Закона Московской области от 7 июня 1996 г. N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" (принят решением Московской областной Думы 29 мая 1996 г. N 9/92) (с изменениями и дополнениями), плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, в соответствии с правилами землепользования и застройки подлежит внесению физическим лицом или юридическим лицом, являющимся собственником земельного участка, в полном объеме.

Из буквального толкования ст. 5.1 Закона Московской области от 7 июня 1996 г. N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" (принят решением Московской областной Думы 29 мая 1996 г. N 9/92) (с изменениями и дополнениями) следует, что плата взимается при изменении ВРИ не только на основании решения органа местного самоуправления муниципального образования об изменении ВРИ земельного участка (ч. 3 ст. 5.1 Закона N 23/69-ОЗ); но и на основании Правил землепользования и застройки (ч. 9, 12 ст. 5.1 Закона N 23/96-ОЗ).

Ответчиком ФИО1 не представлено доказательств внесения платы в бюджет Московской области за изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером .

Исходя из установленных в судебном заседании обстоятельств, с учетом вышеприведенных норм права, суд считает, что с ответчика в пользу истца подлежит взысканию плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером в размере 103759,62 руб.

При обращении в суд с настоящим исковым заявлением Министерство имущественных и земельных отношений Московской области освобождено от уплаты государственной пошлины в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ.

Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, то государственная пошлина уплачивается ответчиком при удовлетворении исковых требований, исходя из той суммы, которую должен был уплатить истец, если бы он не был освобожден от уплаты государственной пошлины.

Исходя из установленных в судебном заседании обстоятельств и во взаимосвязи с указанными нормами права суд считает, что с ответчика ФИО1 в доход местного бюджета надлежит взыскать государственную пошлину в размере 3275,19 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 233-235 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Министерства имущественных и земельных отношений Московской области удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 в пользу Министерства имущественных и земельных отношений Московской области плату за изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером в размере 103759 рублей 62 коп.

Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 3275 рублей 19 коп.

Решение может быть обжаловано в Рязанский областной суд через Сасовский районный суд в течении месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: судья О.А.Мошкин