ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4440/16 от 29.08.2016 Куйбышевского районного суда г. Омска (Омская область)

РЕШЕНИЕ 2-4440/2016

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Куйбышевский районный суд г. Омска 29.08.2016 года

В составе председательствующего судьи Мосоловой И.А.

При секретаре Давыдовой О.И.

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к АО «Омск РТС», 3-е лицо ООО «Жилищник 9» о защите прав потребителя, суд

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с исковыми требованиями к АО «Омск РТС» о защите прав потребителя. В обоснование требований указал, что в период с 23-го по 25-е число каждого месяца АО «Омск РТС» обязывают сдавать отчет о потреблении тепловой энергии и горячей воды всем собственникам помещений многоквартирного жилого <адрес> в <адрес> за ежемесячный расчетный период путем снятия показаний с общедомовых приборов учета. Считает, что указанная обязанность возложена на ответчика в силу закона, а именно главой 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 201 года .

Приборы учета тепловой энергии и горячей воды в подвале <адрес> были установлены и приятны в эксплуатацию на узле тепловой энергии в соответствии с проектно-сметной документацией, согласованной со специалистами сектора учета тепловой энергии ответчика на базе теплосчетчика КМ-5-4-40. Указанный счетчик согласно паспорту не комплектовался преобразователем интерфейса RS485 и RS 232, прибором АПИ -4, адаптером перефирии АП-5, адаптером LonWorks, модемом, интегратором сети, компьютером и принтером, поэтому на существующем узле учета тепловой энергии <адрес> физически невозможно получить с электронной памяти прибора посуточные и почасовые распечатки параметров теплоносителя. Такие переносные аппараты, приборы и кабели имеет в своей эксплуатации и имеет обученных специалистов сектор учета тепловой энергии ответчика.

Истец просит обязать ответчика снимать необходимые показания с общедомовых приборов учета тепловой энергии и горячей воды в период с 23-го по 25-е числа каждого расчетного месяца с использованием их приборов и оборудования для коммерческого расчета потребителей многоквартирного <адрес> в <адрес>. Доступ в подвал специалистам АО «Омск РТС» для снятия показаний с общедомовых приборов учета тепловой энергии и горячей воды, гарантирует по первому требованию.

В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования, ссылается на пункты 2.1., 2.2, 2.3 паспорта теплосчетчика КМ-5-4, указывает на то, что предоставление информации в форме «индикация на алфавитно-цифровом дисплее», и в форме «выходной цифровой электрический сигнал по интерфейсу RS-485», это два равнозначных, независимых друг от друга варианта снятия показаний с общедомового прибора учета тепловой энергии. Просит признать неправомерным отказ ответчика о принятии заполненных рукописным способом табло прибора КМ-5-4 на специальном бланке показания для коммерческого расчета за потребленные коммунальные ресурсы собственниками помещений <адрес> в отчетных периодах.

Истец ФИО1 в судебном заседании поддержал исковые требования с учетом уточнения. Пояснил, что снятие показаний с приборов учета в том виде, в каком требует ответчик, является необходимым для расчета платы за потребленную энергию. Поскольку информация необходима ответчику, он готов оказывать ее ежемесячно за определенную плату. Считает, что АО «ОМСКРТС» должно оплачивать ему предоставление такой информации, поскольку законодательством установлено, что эта услуга является платной. Также не согласен с тем, что управляющая компания будет снимать показания с прибора учета за счет денежных средств предназначенных на содержание жилья.

Представитель ответчика АО «ОМСКРТС» ФИО2 в судебном заседании не признала исковые требования в полном объеме. Предоставила отзыв на иск из которого следует, что многоквартирный <адрес> в <адрес> оборудован узлом учета тепловой энергии, теплоносителя, в состав которого входит теплосчетчик КМ-5-4. Указанная модель регистрирует приведенные выше параметры и позволяет различными способами осуществлять вывод данной информации на различные носители. В Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 определено, что в плату за коммунальную услугу по отоплению, произведенную с использованием приборов учета, не включаются расходы на содержание и ремонт такого оборудования. Данный вид расходов подлежит включению в плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме. В соответствии с «размером платы на 2016 год на содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирных домах, имеющих все виды благоустройства, не оборудованных лифтом и мусоропроводом» в содержание общего имущества многоквартирного <адрес> в <адрес> (п. 2 Размер платы), входит обслуживание общедомового прибора учета тепловой энергии (п. 2.2.1 Размер платы). Указанный размер платы согласован генеральным директором обслуживающей организации ООО «Жилищник 9» ФИО3, и утвержден представителем собственников жилья многоквартирного <адрес> в <адрес> –ФИО1 Обязанность по снятию показаний общедомового прибора учета в соответствии с требованиями Правил и Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Правительством РФ от 13.08.2006 г. № 491, возлагается на обслуживающие или эксплуатирующие организации, т.к. эксплуатация общедомового прибора учета является составным элементом содержания общего имущества многоквартирного дома. Обслуживающей организацией в отношении многоквартирного <адрес> в <адрес>, является ООО «Жилищник 9». АО «Омск РТС» не осуществляет эксплуатацию общедомового прибора учета, и не является организацией, ответственной за снятие показаний общедомового прибора учета. Просит отказать в удовлетворении иска в полном объеме.

Представитель 3-го лица ООО «Жилищник 9» ФИО4 в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, при этом указала, что в перечень услуг, предоставляемых за плату собственникам многоквартирного дома входит, в том числе и снятие показаний с общедомовых приборов учета. Ранее ФИО1 управляющей компанией передавались денежные средства для оплаты данной услуги, выполняемой третьими лицами.

Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований последующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Многоквартирный <адрес> в <адрес> оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии.

В соответствии со ст. 161 ЖК РФ собственниками помещении в многоквартирном <адрес> в <адрес> был выбран способ управления –управление управляющей организацией –ООО «Жилищник 9», и заключен договор на управление многоквартирным домом в соответствии с которым собственники помещений за плату передали функции по управлению многоквартирным домом.

В соответствии с информацией, размещенной на официальном сайте ООО «Жилищник 9» между собственниками помещений многоквартирного <адрес> в <адрес>, заключен договор управления от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно пп. «и», «к» п. 11 Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (ред. от 09.07.2016) "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).

Обязанность по снятию показаний общедомовых приборов учета в соответствии с требованиями Правил предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 и Правил содержания общего имущества возлагается на обслуживающие или эксплуатирующие организации, т.к. эксплуатация общедомовых приборов учета является составным элементом содержания общего имущества многоквартирного дома.

В силу ст.39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

На основании п. 16 Правил № 354 на собственников многоквартирного дома возложены обязанности по содержанию общего имущества, которые реализуются через выбранный способ управления, в частности, путем заключения договора управления с управляющей компанией, либо члена в ТСЖ.

Таким образом, АО «Омск РТС» не осуществляет эксплуатацию общедомовых приборов учета и не является организацией, ответственной за снятие показаний общедомовых приборов учета.

Правилами № 354 определено, что плату за коммунальную услугу по отоплению, произведенную с использованием приборов учета, не включаются расходы на содержание и ремонт такого оборудования. Данный вид расходов подлежит включению в плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

Порядок организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя регламентирован Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 г. № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя».

Согласно п. 17 Правил № 1034, эксплуатация проборов учета неразрывно связана с процедурой регулярного снятия показаний и использование их для коммерческого учета тепловой энергии.

В соответствии с ч. 6 ст. 9 Федерального закона № 190-ФЗ «О теплоснабжении», под эксплуатацией приборов учета понимается, в том числе снятие показаний приборов учета и их передача, поверка, ремонт и замена приборов учета.

Указанное требование со стороны потребителей тепловой энергии теплоносителя регламентировано п. 23 Правил № 1034, сбор сведений о показаниях приборов учета, о количестве постановлений (полученной, транспортной) тепловой энергии, теплоносителя, количестве тепловой энергии в составе поданной (полученной, транспортируемой) горячей воды, количестве и продолжительности нарушений, возникающих в работе приборов учета, и иных сведений, предусмотренных технической документацией, отображающихся приборами учета, а также снятие показаний приборов учета ( в том числе с использованием телеметрических систем –систем дистанционного снятия показаний) осуществляются потребителем или тепловой организацией, если иное не предусмотрено договором с теплоснабжающей организацией.

Согласно п. 7 Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной приказом Минстроя России от 17.03.2014 г. № 99/пр. «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя», приборный метод осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя –метод, при котором величины всех параметров, необходимые для осуществления коммерческого учета, получены путем измерений (регистрации). Пунктом 4 Правил № 1034 предусмотрено, что коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя организуется в целях: осуществления расчетов между теплоснабжающими, теплосетевыми организациями и потребителями тепловой энергии; контроля за тепловыми и гидравлическими режимами работы систем теплоснабжения и теплопотребляющих установок; контроля за рациональным использованием тепловой энергии, теплоносителя; документирования параметров теплоносителя - массы (объема), температуры и давления.

В целях обеспечения вышеуказанных требований в соответствии с п.п. 94, 95 Правил № 1034 коммерческому учету тепловой энергии, теплоносителя подлежат количество тепловой энергии, используемой в том числе в целях горячего водоснабжения, масса (объем) теплоносителя, а также значения показателей качества тепловой энергии при ее отпуске, передаче и потреблении. В целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя и контроля качества теплоснабжения осуществляется измерение: времени работы приборов узла учета в штатном и нештатном режимах; давления в подающем и обратном трубопроводах; температуры теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах (температура обратной воды в соответствии с температурным графиком); расхода теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах; расхода теплоносителя в системе отопления и горячего водоснабжения, в том числе максимального часового расхода; расхода теплоносителя, израсходованного на подпитку системы теплоснабжения, при наличии подпиточного трубопровода.

Предоставленные ФИО1 отчетные справки не отвечают вышеуказанным требования и не содержат сведения, позволяющие осуществлять контроль за тепловыми и гидравлическими режимами работы систем теплоснабжения и теплопотребления, значениями показателей качества тепловой энергии при ее передаче и потреблении.

Многоквартирный <адрес> в <адрес> оборудован узлом учета тепловой энергии, теплоносителя, в состав которого входит теплосчетчик КМ-5-4. Указанная модель регистрирует приведенные выше параметры и позволяет различными способами осуществлять вывод данной информации на различные носители.

Довод ФИО1 об отсутствии физической возможности получить данные с электронной памяти приборов учета указанной информации являются несостоятельными и не подтверждаются руководством по эксплуатации вышеуказанного теплосчетчика.

Истец просит признать неправомерным отказ ответчика о принятии заполненных рукописным способом табло прибора КМ-5-4 на специальном бланке показания для коммерческого расчета за потребленные коммунальные ресурсы собственниками помещений <адрес> в отчетных периодах.

Суд с указанными требованиями согласиться не может, поскольку изготовленные истцом информационные справки не соответствуют требованиям законодательства.

Согласно п. 2.1. паспорта теплосчетчика электрического КМ-5 от 2005 года, в состав теплосчетчика входят модуль КМ (или модуль КМ с модулем ППС), блок питания (или два блока питания) или блок бесперебойного питания, один или два компонента ПТ для измерения разности температур (подобранная пара преобразователей сопротивлений платиновых), руководство по эксплуатации, паспорт. По заказу теплосчетчик может комплектоваться дополнительным ПРИ, дополнительным ПТ для измерения температуры или дополнительным комплектом ПТ для измерения разности температур теплоносителя, одним, двумя, тремя или четырьмя преобразователями давления (ПД) с унифицированным входным сигналом постоянного тока -4-20 мА, 0-20 или 0-5 мА, термопреобразователем сопротивления для измерения температуры наружного воздуха, преобразователем интерфейса RS-485 в RS-232, адаптером перефирии АП-5, адаптером толкового /частного выхода АТЧРВ-2, устройством переноса данных УПД, интегратором сети ИС, модемом.

Теплосчетчики соответствуют степени защиты IP65 по ГОСТ 14254-96 (п. 2.2 паспорта).

Теплосчетчики обеспечивают представление информации в следующей форме: индикация на алфавитно-цифровом дисплее, выходной цифровой электрический сигнал по интерфейсу RS-485.

Порядок организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя регламентирован Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 г. № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя».

Согласно п.17 Правил № 1034 эксплуатация приборов учета неразрывно связана с процедурой регулярного снятия показаний и использование их для коммерческого учета тепловой энергии.

В соответствии с ч. 6 ст. 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ (ред. от 01.05.2016) "О теплоснабжении" под эксплуатацией приборов учета понимается, в том числе снятие показаний приборов учета и их передача, поверка, ремонт и замена приборов учета.

В соответствии с п. 23 Правил № 1034, сбор сведений показаний приборов учета, о количестве поставленной (полученной) тепловой энергии, количестве и продолжительности нарушений, возникающих при работе учета, и иных сведений, а также снятие показаний приборов учета осуществляется потребителем.

На основании п. 7 Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной приказом Минстроя России от 17.03.2014 г. № 99/пр. «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя», приборный метод осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя –метод, при котором величины всех параметров, необходимые для осуществления коммерческого учета, получены путем измерений (регистрации).

Нормы п. 4 Правил № 1034 предусмотрены, что коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя организуется в целях: осуществления расчетов между теплоснабжающими, теплосетевыми организациями и потребителями тепловой энергии; контроля за тепловыми и гидравлическими режимами работы систем теплоснабжения и теплопотребляющих установок; контроля за рациональным использованием тепловой энергии, теплоносителя; документирования параметров теплоносителя - массы (объема), температуры и давления.

В целях обеспечения вышеуказанных требований в соответствии с п. 94 Правил № 1034, средствами измерений подлежат регистрации количества тепловой энергии, используемой в том числе в целях горячего водоснабжения, масса (объем) теплоносителя, а также значения показателей качества тепловой энергии при ее отпуске, передаче и потреблении. В целях коммерческого учета тепловой энергии теплоносителя и контроля качества теплоснабжения осуществляется измерение: времени работы узла в штатном и нештатном режимах; давления в подающем и обратном трубопроводах; температуры теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах (температура обратной воды в соответствии с температурным графиком); расхода теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах; расхода теплоносителя в системе отопления и горячего водоснабжения, в том числе максимального часового расхода; расхода теплоносителя, израсходованного на подпитку системы теплоснабжения, при наличии подпиточного трубопровода.

Согласно п. 97 Правил № 1034, в открытых и закрытых системах теплоснабжения на узле учета тепловой энергии и теплоносителя с помощью прибора (приборов) должна определяться, в том числе, и такая величина как среднечасовое и среднесуточное значение температуры теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах узла учета.

Среднечасовые и среднесуточные значения параметров теплоносителя определяются на основании показаний приборов, регистрирующих параметров теплоносителя (п. 101 Правил № 1034).

Предложенный истцом вариант снятия показаний «показания, записанные от руки с табло прибора КМ-5-4 на специальном бланке», не соответствует требованиям действующего законодательства, т.к. предоставляемые потребителем отчетные справки должны отвечать вышеуказанным требованиям и содержать сведения, позволяющие осуществлять контроль за тепловыми и гидравлическими режимами работы систем теплоснабжения и теплопотребления, значениями показателей качества тепловой энергии при ее передаче и потреблении и др.

Многоквартирный <адрес> в <адрес> оборудован узлом учета тепловой энергии, теплоносителя, в состав которого входит теплосчетчик КМ-5-4. Указанная модель регистрирует приведенные выше параметры и позволяет различными способами осуществлять вывод данной информации на различные носители.

В Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 определено, что в плату за коммунальную услугу по отоплению, произведенную с использованием приборов учета, не включаются расходы на содержание и ремонт такого оборудования.

Данный вид расходов подлежит включению в плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с «размером платы на 2016 год на содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирных домах, имеющих все виды благоустройства, не оборудованных лифтом и мусоропроводом» в содержание общего имущества многоквартирного <адрес> в <адрес> (п. 2 Размер платы), входит обслуживание общедомового прибора учета тепловой энергии (п. 2.2.1 Размер платы).

Указанный размер платы согласован генеральный директором обслуживающей организации ООО «УК Жилищник 9» ФИО3, и утвержден представителем собственников жилья многоквартирного <адрес> в <адрес> –ФИО1

Обязанность по снятию показаний общедомового прибора учета в соответствии с требованиями Правил № 354 и Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Правительством РФ от 13.08.2006 г. № 491, возлагается на обслуживающие или эксплуатирующие организации, т.к. эксплуатация общедомового прибора учета является составным элементом содержания общего имущества многоквартирного дома.

Обслуживающей организацией в отношении многоквартирного <адрес> в <адрес>, является ООО «УК Жилищник 9».

Таким образом, АО «Омск РТС» не осуществляет эксплуатацию общедомового прибора учета, и не является организацией, ответственной за снятие показаний общедомового прибора учета.

По вышеприведенным основаниям, судом отклоняются доводы истца о том, что за определенную плату он готов оказывать АО «ОмскРТС» услугу по снятию необходимой информации с общедомового прибора учета. В судебном заседании установлено, что ранее ФИО1 за плату снимал показания с общедомового прибора учета, денежные средства выплачивались ему обслуживающей организацией из средств оплаченных собственниками и пользователями на содержание жилья. Однако, в настоящее время истец считает, что плату должно производить АО «ОмскРТС». Данные доводы основаны на неправильном толковании закона.

Ссылка ФИО1 на пункт 6 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" где указано, что коммерческий учет поставляемых потребителям тепловой энергии (мощности), теплоносителя может быть организован как теплоснабжающими организациями, так и потребителями тепловой энергии, не является основанием для удовлетворения иска, поскольку материалами дела подтверждено, что в спорных отношениях коммерческий учет осуществляется потребителем тепловой энергии, который в соответствии с указанной нормой Закона N 190-ФЗ должен осуществлять эксплуатацию приборов учета, в том числе снятие показаний приборов учета и передачу их заказчикам данной услуги, поверку, ремонт и замену приборов учета (подпункт 2 пункта 6 статьи 19 Закона N 190-ФЗ).

Следовательно, истец обязан принять все меры, для исполнения договора с управляющей организацией и обеспечить ей доступ к прибору учета для снятия показаний и передаче их ответчику в таком виде, как это предусмотрено законодательством, а не перекладывать обязанность по снятию показаний прибора учета на ресурсоснабжающую организацию.

На основании изложенного исковое заявление ФИО1 к АО «ОмскРТС» о защите прав потребителя удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1к АО «ОмскРТС» о защите прав потребителя оставить без удовлетворения в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Омский облсуд через Куйбышевский районный суд г.Омска в течение месяца.

решение вступило в законную силу 09.11.0216