ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4442 от 27.07.2010 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

                                                                                    Сыктывкарский городской суд Республики Коми                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Сыктывкарский городской суд Республики Коми — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-4442/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующей судьи Огневой С.Б.,

при секретаре Шустовой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 27 июля 2010 года гражданское дело по иску ФИО1 к Сыктывкарскому межрайонному филиалу ГУП РК «Республиканское бюро технической инвентаризации» о возложении обязанности по внесению изменений в технический паспорт, произведению перерасчета инвентаризационной стоимости домовладения, взыскании компенсации морального вреда,

Установил:

ФИО1 как законный представитель несовершеннолетних А. и Ю. обратился в суд с иском к Сыктывкарскому межрайонному филиалу ГУП РК «РБТИ» о перерасчете инвентаризационной стоимости домовладения по состоянию на 01.01.2008г. и 01.01.2009г. в соответствии с письмом ГУП РК «РБТИ» №... от 18.01.2010г., обязании привести в соответствие с действительностью первичный вариант технического паспорта на домовладение, с учетом рекомендаций вышестоящей организации и результатами последнего проведенного обследования.

В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования, просил внести изменения в технический паспорт, выданный 15.01.2010г. взамен технического паспорта, выданного 14.01.2003 г., в соответствии с результатами последнего проведенного обследования (30.01.2010г.), произвести перерасчет инвентаризационной стоимости домовладения по состоянию на 01.01.2008г. и 01.01.2009г. в соответствии с результатами последнего (30.01.2010г.) обследования (измененный ценностной коэффициент основного здания) и в соответствии с методикой расчета, проведенного в письме №... от 18.01.2010г. ГУП РК «РБТИ» .

08.07.2010 г. истец дополнил иск требованием о взыскании компенсации морального вреда в сумме 5 000 руб.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: ИФНС РК по г. Сыктывкару, ГУП РК «РБТИ».

В судебном заседании истец на удовлетворении заявленных требований настаивал, указал, что его не устраивает форма технического паспорта, выданного 27.01.2010 г., которая не содержит данных по техническому описанию и расчету инвентаризационной стоимости, поддержал изложенные письменно доводы.

Представитель ответчика ФИО2 исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях. Указала, что перерасчет инвентаризационной стоимости домовладения по состоянию на 01.01.2008 г. и 01.01.2009 г. в соответствии с письмом ГУП РК «РБТИ» от 18.01.2010 г. №... Сыктывкарским филиалом БТИ выполнен, данные сведения направлены в ИФНС по г. Сыктывкару, которой истцу выплачена разница в налоге. Технический паспорт по состоянию на 27.01.2010 г. истцу составлен по результатам технической инвентаризации изменений характеристик объекта капитального строительства по утвержденной действующим законодательством форме технического паспорта на индивидуальный жилой дом. В настоящее время гражданам выдается утвержденная форма кадастрового паспорта без приложений технического описания и процента износа, которые хранятся в инвентарном деле объекта в органах БТИ и выдаются по заявлению гражданина, данные сведения не являются закрытыми. Все имеющиеся у истца технические паспорта действующие, ни один документ не утратил силу. В техническом паспорте от 27.01.2010 г. указаны данные, отражающие изменения характеристик объекта капитального строительства на соответствующую дату комиссионного обследования.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица ИФНС РК по г.Сыктывкару, ФИО3, извещенных о времени и месте судебного заседания.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению, учитывая следующее.

Согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 07.06.2010г. собственниками д. ... по ул. ... г. Сыктывкара является А. и Ю..

По данным государственного технического учета по адресу: Республика Коми, г. Сыктыв­кар, ул. ..., д. ... числится индивидуальный жилой дом со следующими техническими характеристиками: первичная техническая инвентаризация - 30.12.2002 г., текущая инвентаризация - 01.03.2004 г., комиссионное обследование на основании письма от 24.11.2009 г. ФИО1 -27.01.2010 г.: год постройки - 2002 г., общая площадь - 278,6 кв.м; жилая площадь - 160,4 кв.м; этажность - 4 этажа, в т.ч. мансардный этаж; материал стен - кирпич, обшит сайдингом; перегородки - гипсокартон, кирпичные; перекрытия - железобетонные плиты; крыша - профжелезо; оконные проемы - стеклопакеты; отделка - гипсокартон, обои. Благоустройство: водопровод, канализация, отопление, ванная, газоснабжение, электроснабжение.

Постановлением Верховного Совета РСФСР от 09.12.1991 № 2004-1 «О порядке введения в действие Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» дано указание Правительству РФ обеспечить проведение оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности.

Во исполнение указанного постановления Правительством РФ принято распоряжение № 469-р от 12.03.1992, согласно которому оценка строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, поручена местным бюро технической инвентаризации, Минстрою России предписано в месячный срок утвердить порядок оценки.

Приказом № 87 от 04.04.1992 Министерством архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ утвержден Порядок оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности.

Согласно пункту 3.2 названного Порядка определение инвентаризационной стоимости строений и сооружений для целей налогообложения осуществляется по восстановительной стоимости, уменьшенной на величину стоимостного выражения физического износа на момент оценки.

Определение восстановительной стоимости строений и сооружений производится по сборникам укрупненных показателей восстановительной стоимости с ее последующим перерасчетом в уровень цен 1991 года по индексам и коэффициентам, введенным постановлениями и письмами Госстроя СССР, а затем в уровень цен года оценки, по коэффициентам, утверждаемым органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Для расчета указанных коэффициентов рекомендовано использовать соотношения показателей, отражающих динамику изменения стоимости продукции в строительстве и стройиндустрии.

На основании требований Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» и вышеуказанного Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, Главой Республики Коми принято распоряжение № 380-р от 13.04.1998 г. в целях исчисления налога на имущество физических лиц и в соответствии с Указом Главы Республики Коми от 21 ноября 1994 г. № 221 «Об оценке объектов недвижимости, находящихся в собственности граждан, и учете плательщиков налога на имущество физических лиц».

В 2008 г. ГУП РК «РБТИ» массово перешел на автоматизированную систему учета объектов капитального строительства посредством Программы «АС-АРХИВ-БТИ», с целью передачи сведений в налоговый орган об инвентаризационной стоимости объектов, находящихся в собственности физических лиц.

В связи с чем, инвентаризационная стоимость домовладения (д.... по ул. ...) на 01.01.2008 г. составила - 1 203 175 руб. (расчет произведен на основании сборника норм для оценки строений, принадлежащих гражданам городской местности Коми АССР, утвержденного. Министерством финансов РСФСР, Управлением Госстраха по Коми АССР (Коэффициент- 2x9,04).

21.10.2008 г. № 285 Правительством РК принято Постановление «О коэффициенте пересчета восстановительной стоимости строений и сооружений», где установлен коэффициент 20 к уровню цен 1991 года, в соответствии с которым произведен массовый перерасчет инвентаризационной стоимости.

Инвентаризационная стоимость домовладения (д.38 по ул. ...) на 01.01.2009 г. составила - 2 661 920 руб. При инвентаризационной оценке строений в 2009 году ответчиком применен коэффициент, установленный постановлением Правительства РК «О коэффициенте пересчета восстановительной стоимости строений и сооружений» от 21.10.2008 г. № 285 в размере 20.

17.09.2009 г. ФИО1 обратился в Сыктывкарский межрайонный филиал ГУП РК «РБТИ».

В результате уточнения инвентаризационной стоимости была выявлена техническая ошибка (при переносе из бумажного носителя в электронный - объем мансардного этажа учтен не верно). Результаты уточнения привели к уменьшению инвентаризационной стоимости домовладения.

Из материалов дела следует, что уточненные сведения Письмами от 29.09.2009 г. и 16.11.2009 г. предоставлены в налоговый орган и истцу, где инвентаризационная стоимость домовладения на 01.01.2008 г. составила - 972 247 руб. л.д. 52, 53, 55 оборот), по состоянию на 01.01.2009 г. составила - 2 150 989 руб. .

По обращению ФИО1 24.11.2009 г. были пересмотрены, уточнены и внесены в инвентарное дело ценностные и повышающие коэффициенты, уточнение которых не требовало проведения технической инвентаризации объекта (уточнен повышающий коэффициент на отопление по жилому дому - 3,62; уточнена стоимость измерителя за горячее водоснабжение - 42,13 ).

Внесенные изменения привели к уменьшению инвентаризационной стоимости домовладения и она составила: на 01.01.2008г. - 486 427 руб., на 2009 г. – 1 076 161 руб. Указанные данные отражены в техническом паспорте на домовладение от 15.01.2010 г.

Требование ФИО1 о пересмотре ценностного коэффициента (2,27 - согласно сборника норм для оценки строений, принадлежащих гражданам городской местности Коми АССР, утв. Министерством финансов РСФСР, Управлением Госстраха по Коми АССР) на межкомнатные перегородки, привело к необходимости проведения комиссионного обследования 27.01.2010 г., в результате которого выявлено наличие межкомнатных перегородок в гипсокартоновом исполнении. Результаты отражены в техническом паспорте от 27.01.2010 г. на индивидуальный жилой дом.

Таким образом, по д. ... по ул. ... г. Сыктывкара были произведены: первичная техническая инвентаризация домовладения – 30.12.2002 г., текущая инвентаризация – 01.03.2004 г., комиссионное обследование на основании письма от 24.11.2009 г. ФИО1 – 27.01.2010 г.

Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 17.08.2006 № 244 утверждена форма технического паспорта объекта индивидуального жилищного строительства.

Технический паспорт по состоянию на 27.01.2010 г. ФИО1 составлен в соответствии с указанным Приказом (приложение №... «технический паспорт на жилой дом).

Истец стал правообладателем трех технических паспортов, составленных в разные периоды проведения технической документации.

В соответствии с п. 7 Положения о государственном учете жилищного фонда в РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 № 1301, БТИ осуществляют: техническую инвентаризацию и паспортизацию жилищного фонда; контроль технического состояния жилых строений и жилых помещений; оценку и переоценку жилых строений и жилых помещений, в том числе для целей налогообложения.

При оформлении технических паспортов на объекты недвижимости жилищного фонда организации технического учета и технической инвентаризации руководствуются Инструкцией о проведении учета жилищного фонда РФ, утвержденной Приказом Минземстроя РФ от 04.08.1998 № 37.

Из положений п. п. 3.43, 3.46, 3.47 данной Инструкции следует, что основой для текущей инвентаризации зданий служат данные обследования зданий и данные сплошного обхода, результаты которых вносятся в абрисы, поэтажные планы и технические паспорта. Изменения в зданиях устанавливаются путем сравнения старых данных, отраженных в планах и технических паспортах, с действительным состоянием объектов путем обследования последних на месте инвентаризаторами.

15.01.2010 г. органом БТИ были внесены текущие изменения в части инвентаризационной стоимости (переоценка) в технический паспорт от 01.03.2004 г. л.д. 22), что указано в гл. IX Отметки об обследованиях л.д. 30) без выезда на объект.

27.01.2010 г. инвентаризаторами проведена техническая инвентаризация действительного состояния объекта путем его обследования на месте и по результатам обследования составлен технический паспорт по состоянию на 27.01.2010 г. на индивидуальный жилой дом л.д. 31).

При таких обстоятельствах, требование истца о внесении изменений в технический паспорт, выданный 14.01.2003 г. в соответствии с результатами последнего проведенного обследования в январе 2010 г. удовлетворению не подлежит.

Требование истца о произведении перерасчета инвентаризационной стоимости домовладения по состоянию на 01.01.2008 г. и 01.01.2009 г. в соответствии с результатами последнего обследования и методикой расчета, приведенного в письме ГУП РК «РБТИ» №... от 18.01.2010 г., также не подлежит удовлетворению, учитывая следующее.

Наряду с Приказом № 87 от 4 апреля 1992 года Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации вопросы определения инвентаризационной стоимости объектов регулируют следующие нормативные правовые акты.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 4 декабря 2000 г. № 921 «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства» сведения об объектах учета, полученные от организаций (органов) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации объектов капитального строительства, являются основой для осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведения государственного статистического учета, определения размера налога на имущество, ведения земельного, градостроительного кадастров, а также реестра федерального имущества.

Приказом Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам «Об утверждении порядка представления уполномоченными организациями технической инвентаризации в налоговые органы сведений об объектах недвижимого имущества» от 28 февраля 2001 г. № 36/БГ-3-08/67 был утвержден порядок представления уполномоченными организациями технической инвентаризации в налоговые органы сведений об объектах недвижимого имущества. В соответствии с п. 3 Приказа сведения об инвентаризационной стоимости объектов налогообложения заполняются на основании данных технических паспортов.

В соответствии с п. 7 Постановления Правительства РФ от 4 декабря 2000 г. № 921 «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства» по результатам первичной технической инвентаризации на каждый объект учета оформляется технический паспорт, форма которого и состав включаемых в него сведений устанавливаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.

Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 17.08.2006 № 244 утверждены форма технического паспорта объекта индивидуального жилищного строительства и Порядок его оформления организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества, где прямо установлены правила расчета инвентаризационной стоимости, и в том числе, правила применения индекса пересчета новой стоимости в текущий уровень цен.

Таким образом, инвентаризационная стоимость может быть определена только органами технической инвентаризации по правилам установленным федеральным законодательством.

Согласно Инструкции МНС РФ от 02.11.1999 № 54 налог исчисляется налоговым органом по месту нахождения объектов налогообложения. Налог исчисляется на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.

В соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.

Из материалов дела следует, что 27.02.2009 г. Сыктывкарский межрайонный филиал ГУП РК «РБТИ» предоставил в ИФНС по г. Сыктывкару сведения для исчисления налогов.

ГУП РК «РБТИ» письмом 18.01.2010 г. были внесены исправления в инвентаризационную стоимость строений д. ... по ул. ....

Сыктывкарским филиалом ГУП РК «РБТИ» были направлены в ИФНС по г. Сыктывкару уточненные сведения об инвентаризационной стоимости домовладения по адресу: г. Сыктывкар, ул. ..., д. ... по состоянию на 01.01.2009 г. - 29.09.2009 г.; сведения об инвентаризационной стоимости по состоянию на 01.01.2008 г. направлены 16.11.2009 г., что подтверждается сопроводительными письмами и справками об объекте недвижимого имущества, являющегося объектом обложения.

Органы БТИ осуществляют в целях государственного учета жилищного фонда: техническую инвентаризацию жилищного фонда; оценку и переоценку жилых строений и жилых помещений, в том числе для целей налогообложения; информационное и консультационное обслуживание и иную деятельность, связанную с государственным учетом жилищного фонда.

Судом установлено, что инвентаризационная стоимость домовладения по адресу: г. Сыктывкар, ул. ..., д. ... по состоянию на 01.01.2009 г. и на 01.01.2008 г. органами технической инвентаризации определена по правилам, установленным федеральным законодательством, и не может быть пересчитана.

Исходя из норм действующего законодательства, инвентаризационная стоимость жилых строений может быть определена исключительно органами технической инвентаризации по правилам установленным федеральным законодательством.

Учитывая, что исковые требования истца оставлены без удовлетворения, взыскание компенсации морального вреда производно от заявленных требований, и удовлетворению не подлежит, как и возмещение судебных расходов по оплате государственной пошлины.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Сыктывкарскому межрайонному филиалу ГУП РК «Республиканское бюро технической инвентаризации» о возложении обязанности по внесению изменений в технический паспорт от 15.01.2010 г., произведению перерасчета инвентаризационной стоимости домовладения по состоянию на 01.01.2008 г. и 01.01.2009 г., взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение 10 дней с момента составления мотивированного решения.

Председательствующий судья Огнева С.Б.