Дело № 2-4443/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 декабря 2013 года г. Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия
в составе: председательствующего судьи Крысиной З.В.,
при секретаре Февралевой Р.А.,
с участием представителя истца ФИО1 – адвоката Фадеевой Н.Н., действующей на основании ордера,
представителя ответчика Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия - ФИО2, действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству социальной защиты населения Республики Мордовия о признании отказа в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения незаконным, возложении обязанности выдать свидетельство на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Республики Мордовия о признании отказа в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения незаконным, возложении обязанности выдать свидетельство на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
В обоснование иска указал, что он является участником Великой Отечественной войны и на основании пункта 7 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей- инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденных постановлением Правительства Республики Мордовия от 24 апреля 2006 года № 155 в октябре 2013 года подал в Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия заявление о предоставлении социальной выплаты на строительство или приобретение жилья, приложив к нему необходимые документы. Однако Министерством социальной защиты населения Республики Мордовия письмом от 23.10.2013 года № 10/2566-Г ему было отказано в предоставлении социальной выплаты.
В письме сообщалось, что он не имеет права на обеспечение жильем путем получения социальной выплаты, так как Министерством регионального развития Российской Федерации от 20.05.2010 года № 20847-ВТ/07 даны разъяснения, что в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», право на обеспечение жильем имеют инвалиды и участники Великой Отечественной войны, находившиеся в период ведения боевых операций по защите Отечества в составе действующей армии в период с 22.06.1941 г. по 03.09.1945 г., а он принимал участие в боевых действиях в Венгрии в период с октября 1956 г. по январь 1957 г.
По его мнению, такое понимание категории лиц, относящихся к участникам Великой Отечественной войны, на которых распространяется действие Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», не основано на действии Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах", является результатом произвольного толкования действующего законодательства, дано вне понятия социальной справедливости, вне учета ратных заслуг граждан по защите Отечества, которые юридически признаны государством.
Он имеет право на меры социальной поддержки в соответствии со статьей 15 Федерального закона "О ветеранах". Право на льготы, установленные статьей 15 Федерального закона "О ветеранах" указано и в удостоверении ветерана Великой Отечественной войны №, выданном ГУ «Соцзащита по Лямбирскому району Республики Мордовия» от 15 апреля 2009 года.
Просил суд признать незаконным отказ Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия в выдаче ФИО1 свидетельства на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья, обязать Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия выдать участнику Великой Отечественной войны ФИО1 свидетельство на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья.
В судебное заседание истец ФИО1 не явился, по неизвестной суду причине, о времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, представил суду заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебном заседании представитель истца ФИО1 – адвокат Фадеева Н.Н исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
В судебном заседании представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия ФИО2 исковые требования не признал, просил иск оставить без удовлетворения.
Суд, исследовав и оценив в совокупности доказательства по делу, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ФИО1 принимал участие в боевых действиях (Венгерские события) в период с октября 1956 года по январь 1957 года, что подтверждается справкой Отдела Военного комиссариата Республики Мордовия по Ромодановскому и Лямбирскому районам № 106 от 22.03.2013г. (л.д.8).
Постановлением Главы Администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия от 21.05.13 г. №564 ФИО1 принят на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с помощью мер государственной поддержки в строительстве или приобретении жилья как ветеран боевых действий.
ФИО1 обратился в комиссию по рассмотрению вопросов, связанных с предоставлением социальной выплаты на приобретение или строительство жилья отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий, с заявлением о выдаче ему свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение жилья.
Письмом № 10-2566-Г от 23 октября 2013 года за подписью заместителя Министра социальной защиты населения Республики Мордовия ФИО7 сообщено, что право на обеспечение жильем путем получения социальной выплаты на строительство или приобретение жилья, он не имеет, поскольку в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», право на обеспечение жильем имеют инвалиды и участники Великой Отечественной войны, находившиеся в период ведения боевых операций по защите Отечества в составе действующей армии в период с 22 июля 1941 года по 03 сентября 1945 года.
Суд считает, что указанное бездействие Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия, выразившееся в отказе в предоставлении ФИО1 мер государственной поддержки на приобретение жилья, изложенное в письме № 10-2566-Г от 23 октября 2013 года, является незаконным.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
Согласно пункту 1 и подпункту 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан:
инвалидов Великой Отечественной войны;
участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период.
В соответствии с подпунктом «а» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (далее - период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.
К ветеранам Великой Отечественной войны относятся:
1) участники Великой Отечественной войны:
а) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР.
К числу иных боевых операций по защите Отечества, участие в которых является основанием получения статуса участника Великой Отечественной войны, согласно разделу I Приложения к Федеральному закону «О ветеранах» относятся, в том числе, боевые действия в Венгрии, имевшие место в 1956 году.
Как следует из материалов дела, в период с октября 1956 года по январь 1957 года ФИО1 участвовал в боевых действиях в Венгрии (Венгерские события) (л.д.8).
Таким образом, ФИО1 относится к военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, входивших в состав действующей армии в период боевых операций по защите Отечества, следовательно, в силу подпункта «а» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» является ветераном Великой Отечественной войны.
В связи с этим довод ответчика о том, что истец, не подлежит обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», является несостоятельным.
В соответствии с пунктом 6 статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» форма предоставления мер социальной поддержки определяется нормативно-правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 24 апреля 2006 года № 155 «О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий» установлено, что формой обеспечения жильем граждан, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьей 23.2 Федерального закона «О ветеранах» и статьей 28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» является предоставление им социальных выплат на строительство или приобретение жилья.
В соответствии с пунктами 3, 4 и 5 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденного Постановлением Правительства Республики Мордовия от 24 апреля 2006 года №155, функции, связанные с проведением мероприятий по предоставлению социальных выплат, осуществляются Министерством социальной защиты населения Республики Мордовия. Правом на получение социальной выплаты обладают участники Великой Отечественной войны, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий. Социальная выплата предоставляется гражданину за счет средств, поступивших в республиканский бюджет Республики Мордовия в виде субвенции из федерального бюджета, путем выдачи свидетельства на получение социальных выплат.
Поскольку в ходе судебного разбирательства было установлено, что ФИО1 отнесён к категории участников Великой Отечественной войны, он имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, суд считает, что исковые требования ФИО1 являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истицей требований и по указанным ею основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования ФИО1 к Министерству социальной защиты населения Республики Мордовия удовлетворить.
Признать отказ Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия в выдаче ФИО1 свидетельства на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья, выраженное в письме от 10-2566 –Г от 23.10.2013 г. незаконным.
Обязать Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия выдать участнику Великой Отечественной войны ФИО1 свидетельство на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий З.В. Крысина
а