ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4445/2021 от 28.01.2022 Псковского городского суда (Псковская область)

УИД 60RS0001-01-2020-008800-49

Производство по делу № 2-480/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 января 2022 года город Псков

Псковский городской суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Лугиной Р. Н.,

при секретаре судебного заседания Волковой Ю.В.,

с участием прокурора Пузанской Е.А.,

с участием истца Сергий Н.В.,

представителя ответчика Степановой И.П.,

третьего лица Кабанова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сергий Н.В. к Комитету по региональному контролю и надзору Псковской области о восстановлении на государственной гражданской службе,

У С Т А Н О В И Л:

Сергий Н.В. обратилась в суд с иском, уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ), к Комитету по региональному контролю и надзору Псковской области (далее – Комитет), указав в обоснование, что работала в Государственном комитете по строительному и жилищному надзору Псковской области в качестве консультанта инспекции государственного жилищного надзора. На основании Указа губернатора Псковской области от 30.04.2019 № 37-УГ Государственный комитет по строительному и жилищному надзору Псковской области упразднен, его полномочия переданы к Комитету по региональному контролю и надзору Псковской области. В этот период истец находилась в отпуске по уходу за ребенком, предоставленном ей с ***2018. Все сотрудники Государственного комитета по строительному и жилищному надзору Псковской области были переведены в Комитет по региональному контролю и надзору Псковской области без изменения функциональных обязанностей, в том числе принятый на должность истца временно, на период нахождения её в отпуске по уходу, временный сотрудник. Приказом Государственного комитета по строительству и жилищному надзору Псковской области от ***2020 с истцом прекращен служебный контракт по пункту 8.3 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в связи с упразднением государственного органа. Считая состоявшееся увольнение незаконным по мотиву нарушения процедуры увольнения, выразившейся в том, что ей не были предложены должности в Комитете по региональному контролю и надзору Псковской области, просила восстановить в должности консультанта инспекции государственного жилищного надзора Государственного комитета по строительному и жилищному надзору Псковской области с ***2020.

Представитель ответчика Степанова И.П. возражала против удовлетворения иска, мотивировав позицию законностью увольнения истца, с соблюдением установленного законом порядка увольнения. При увольнении с государственной гражданской службы Комитетом, как истцу было предложено семь вакантных должностей в органах исполнительной власти Псковской области, из которых она выбрала две должности. По результатам собеседования в Управлении общественных проектов и молодежной политики Администрации Псковской области ей в трудоустройстве было отказано; в Комитете по финансам Псковской области на выбранную истцом должность был объявлен конкурс, на участие в котором она не подала документы. Также указала, что Комитет не является правопреемником Государственного комитета по строительному и жилищному надзору, который ***2020 исключен из Единого государственного реестра юридических лиц в связи с ликвидацией, а потому оснований для восстановления истца в Комитете, где она не работала, не имеется.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрация Псковской области.

Представитель третьего лица Кабанов А.А. полагал иск не подлежащим удовлетворению, ссылаясь на то, что Комитет не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку не является правопреемником Государственного комитета по строительству и жилищному надзору Псковской области. На основании Указа Губернатора Псковской области от 30.04.2019 №37-УГ Государственный комитет по строительству и жилищному надзору Псковской области ликвидирован, *** исключен из ЕГРЮЛ. Поскольку ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам, то законные основания для восстановления Сергий Н.В. на работе в органе государственной власти, в котором она никогда не была трудоустроена, отсутствуют

Участвующий в деле прокурор Пузанская Е.А. полагала иск подлежащим удовлетворению.

Оценив доводы лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, изучив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, ***2017 истец принята на государственную гражданскую службы, замещала "должность" (т. 1 л.д.7-11).

На основании приказа председателя Государственного комитета по строительному и жилищному надзору от ***2018 № истцу предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, с 15.12.2018 по 01.01.2020 (т. 2 л.д. 87).

Указом губернатора Псковской области от 30.04.2019 №37-УГ «О внесении изменений в структуру органов исполнительной власти Псковской области и структуру Аппарата Администрации Псковской области» Государственный комитет по строительному и жилищному надзору Администрации Псковской области ликвидирован, его полномочия переданы вновь созданному Комитету по региональному контролю и надзору Псковской области (т. 1 л.д. 12-14).

Ввиду ликвидации Государственного комитета по строительному и жилищному надзору Администрации Псковской области на основании приказа от ***2019 № истец уволена по пункту 8.3 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в связи с упразднением государственного органа; выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания по замещаемой должности государственной гражданской службы.

Не согласившись с увольнением, истец обжаловала действия представителя нанимателя в суд.

Решением Псковского городского суда от ***2020 по гражданскому делу № исковые требования Сергий Н.В. к Комитету по региональному контролю и надзору Псковской области, Государственному комитету по строительному и жилищному надзору Администрации Псковской области о признании незаконным приказа от ***.2019 года № об увольнении и восстановлении на государственной гражданской службе удовлетворены, она восстановлена в занимаемой должности (т 1 л.д. 28-31).

Апелляционном определением судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от ***2020 решение Псковского городского суда от ***2020 по гражданскому делу № оставлено без изменения, жалоба Комитета по региональному контролю и надзору Псковской области, председателя ликвидационной комиссии Комитета по строительству и жилищному надзору Псковской области – без удовлетворения (т. л.д. 32-36).

Приказом председателя ликвидационной комиссии Государственного комитета по строительному и жилищному надзору Псковской области от ***.2020 истец восстановлена в должности консультанта инспекции государственного жилищного надзора Комитета по строительному и жилищному надзору Администрации Псковской области (т. 1 л.д. 74).

Этим же днем, ***2020, председателем ликвидационной комиссии Государственного комитета по строительному и жилищному надзору Псковской области истцу направлено сообщение (предупреждение) о предстоящем увольнении в связи с упразднением государственного органа (т. 1 л.д. 72-73).

***2020 председатель ликвидационной комиссии Государственного комитета по строительному и жилищному надзору Администрации Псковской области направил председателю Комитета по региональному контролю и надзору Псковской области, которому переданы полномочия ликвидируемого органа, письмо с просьбой организовать предложение Сергий Н.В. вакантных должностей гражданской службы с учетом категории и группы ранее замещаемой ею должности, уровня квалификации, специальности, направления подготовки (т. 1 л.д.70-71).

Письмом Комитета по региональному контролю и надзору Псковской области от ***2020 истцу сообщено об отсутствии в Комитете вакантных должностей, в связи с чем, на основании информации, полученной от органов государственной власти области и с помощью единой информационной системы управления кадровым составом государственной гражданской службы РФ, истцу предложены для рассмотрения вакантные должности государственной гражданской службы в г. Пскове (т. 1 л.д. 66-67,68-69).

Из предложенных семи вакантных должностей государственной гражданской службы истец выбрала две вакансии: консультант Комитета по финансам Псковской области и ведущий специалист отдела общественных проектов Управления общественных проектов и молодежной политики Администрации Псковской области (л.д. 67), в связи с чем в указанные органы были направлены письма с просьбами рассмотреть возможность её трудоустройства (т. 1 л.д.57-58, 62-63).

По итогам собеседования, кандидатура истца на должность ведущего специалиста отдела мониторинга региональных проектов Управления проектной деятельности Администрации Псковской области, отклонена, о чем сообщено председателю Комитета письмом от ***2020 (т. 1 л.д. 60-61).

Согласно письму Комитета по финансам Псковской области от ***2020 №, рассмотрение кандидатуры истца, претендовавшей на замещение вакантной должности консультанта по кадрам при руководстве в Комитете по финансам Псковской области, не представилось возможным, т. к. приказом от ***2020 № объявлен конкурс на замещение указанной должности, истцу предложено участвовать в конкурсе на общих условиях (т. 1 л.д. 64).

В связи с указанным, поскольку иных вакантных должностей не имелось, приказом председателя ликвидационной Государственного комитета по строительству и жилищному надзору Псковской области от ***2020 № 3 истец уволена с государственной гражданской службы по пункту 8.3 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в связи с упразднением государственного органа (т. 1 л.д. 55).

Истец обжаловала увольнение в суд.

Решением Псковского городского суда от ***2021 по гражданском уделу № Сергий Н.В. отказано в иске, увольнение признано законным (т. 1 л.д. 83-90).

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от ***2021 указанное решение Псковского городского суда от ***2021 оставлено в силе, апелляционная жалоба Сергей Н.В. – без удовлетворения (т. 1 л.д. 136-145).

Определением судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от ***2021 решение Псковского городского суда от ***2021 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от ***.2021 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции (т. 1 л.д. 164-173).

Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 79-ФЗ).

Принципами государственной гражданской службы Российской Федерации, установленных статьей 4 Федерального закона N 79-ФЗ, в том числе, являются принципы равного доступа граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего; стабильности гражданской службы (пункты 3, 5 статьи 4 Федерального закона № 79-ФЗ).

Согласно пункту 8.3 части 1 статьи 37 Федерального закона N 79-ФЗ служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае упразднения государственного органа.

В соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона N 79-ФЗ при упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом уровня его квалификации, специальности, направления подготовки, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки; уровня его профессионального образования, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего области и виду профессиональной служебной деятельности по предоставляемой должности гражданской службы.

О предстоящем увольнении в связи с упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (часть 2 статьи 31 Федерального закона N 79-ФЗ).

На основании пункта 5 статьи 31 Федерального закона № 79-ФЗ представитель нанимателя государственного органа, которому переданы функции, упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня, его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанном государственном органе может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 Федерального закона № 79-ФЗ (часть 6 статьи 31 Федерального закона N 79-ФЗ).

Аналогичные нормы предусмотрены в Законе Псковской области от 05.12.2005 № 491-ОЗ «О государственной гражданской службе Псковской области»

Соотнося действия ответчика с приведенными нормоположениями, суд находит состоявшееся увольнение истца не законным.

Как следует из установленных по спору обстоятельств, при увольнении истцу не были предложены должности во вновь созданном Комитете по региональному контролю и надзору Псковской области.

В частности, согласно Указу губернатора Псковской области от 30.04.2019 №37-УГ «О внесении изменений в структуру органов исполнительной власти Псковской области и структуру Аппарата Администрации Псковской области» Государственному комитету по строительному и жилищному надзору Администрации Псковской области ликвидирован, его полномочия переданы вновь созданному Комитету по региональному контролю и надзору Псковской области (т. 1 л.д. 12-14).

Исходя из положений статьи 61 Гражданского кодекса РФ, ликвидация любой организации предполагает прекращение ее полномочий без перехода принадлежащих ей прав и обязанностей в порядке правопреемства, что влечет расторжение трудового договора с работником и не возлагает на работодателя (ликвидируемую организацию) обязанность по принятию мер к трудоустройству работников.

В случае ликвидации государственного органа государственным гражданским служащим, в отличие от лиц, работающих по трудовому договору, пунктом 3 статьи 53 Федерального закона № 79-ФЗ предоставлена дополнительная гарантия продолжения государственно-служебных отношений в виде права на замещение иной должности гражданской службы при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 31 Федерального закона № 79-ФЗ в другом органе государственной власти, в том числе в том государственном органе, которому полностью или частично переданы функции ликвидируемого государственного органа.

Таким образом, исходя из указанного, при увольнении истца в связи с ликвидацией Государственного комитета по строительному и жилищному надзору ей должны были предложить должности как во вновь созданном Комитете по региональному контролю и надзору Псковской области, так и в других органах исполнительной власти, в которых имелись вакансии.

Однако в нарушение требований Федерального закона № 79-ФЗ ни ликвидационной комиссией Государственного комитета по строительному и жилищному надзору, ни ответчиком, истцу не были предложены должности государственной гражданской службы в Комитете по региональному контролю и надзору Псковской области, которому переданы функции упраздненного органа исполнительной власти.

Согласно Положению о Государственном комитете Псковской области по строительному и жилищному надзору, утвержденному постановлением Администрации Псковской области от ***2013 № , данный комитет осуществлял государственно-властные полномочия исполнительно-распорядительного характера, в том числе в области регионального жилищного надзора (т. 2 л.д. 53-55).

Данные полномочия перешли к вновь созданному Комитету по региональному контролю и надзору Псковской области, что следует из Положения, утвержденного постановлением Администрации Псковской области от ***2019 № (т. 2 л.д. 5-7).

Истец занимала должность "должность" надзору. Согласно должностному регламенту в её обязанности входило проведение проверок с целью предупреждения, выявления и пресечения нарушения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований жилищного законодательства (т. 2 л.д. 69-73).

Проведение (организация и участие) контрольных проверок в области жилищного надзора предусмотрено должностным регламентом консультанта управления государственного жилищного надзора Комитета по региональному контролю и надзору Псковской области (т. 2 л.д. 142-144).

Из представленных в материалах дела уведомлений о прекращении служебного контракта в связи с ликвидацией Государственного комитета Псковской области по строительному и жилищному надзору и предложений о замещении государственной гражданской службы области следует, что сотрудникам комитета К.А.., В.Д.., А.М., замещавшим такую же как и истец должность консультанта инспекции государственного жилищного надзора в упраздняемом комитете, были предложены должности "должность" государственного жилищного надзора во вновь созданном Комитете по региональному контролю и надзору. При этом, несмотря на то, что К.А. была принята временно на должность, занимаемую истцом, на период её нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ***.2018, на основании приказа от ***2018 № К.А. была предложена аналогичная по функциональным обязанностям должность во вновь созданном Комитете. Однако истцу эта должность не была предложена. В то же время, как следует из содержания письма (предложения) о замещении должности от ***.2019 А.М.., которая, также как и К.А.., была принята временно на должность "должность" на период нахождения основного работника М.Ж. в отпуске по уходу за ребенком, должность консультанта во вновь созданном Комитете была предложена временно, до выхода М.Ж. из отпуска по уходу за ребенком (т. 2 л.д. 124, 126-141).

Ранее занимаемая истцом должность по выходу из отпуска по уходу за ребенком ей не была предложена.

Из указанного усматривается, что при одинаковых условиях увольнения, связанных с упразднением органа исполнительной власти, представитель нанимателя в отношении служащих, занимавших равнозначные должности государственной гражданской службы, при равных условиях отдал предпочтение одним служащим перед другими в отсутствии на то законных оснований.

Таким образом, исходя из установленных по спору обстоятельств, следует, что в период проведения мероприятий по увольнению государственных служащих из Государственного комитета по строительному и жилищному надзору Администрации Псковской области в связи с его ликвидацией (упразднением) представителем нанимателя Сергий Н.В. не были предложены должности, соответствующие категории и группе замещаемой ею должности гражданской службы во вновь созданном Комитете по региональному контролю и надзору Псковской области, которому переданы полномочия ликвидируемого органа исполнительной власти Псковской области.

Между тем, такое поведение представителя нанимателя не соответствует установленному пунктом «с» статьи 25 Международного пакта от 16.12.1966 «О гражданских и политических правах», согласно которому каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений право допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе, который также закреплен в статье 32 Конституции Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, состоявшееся увольнение истца нельзя признать законным, поскольку, по убеждению суда, ответчиком допущено фундаментальное нарушение трудовых прав истца, нарушены принципы равного доступа к гражданской службе и равным условиям ее прохождения, стабильности гражданской службы.

В то же время социальная направленность политики Российской Федерации, призванная признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека как высшую ценность (статьи 2 и 7 Конституции РФ), предопределяет необходимость установления гарантий реализации прав граждан в сфере труда, к числу которых Конституция РФ - в силу того, что стабильная занятость является непременным условием обеспечения достойной жизни и свободного развития человека, - относит право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на защиту от безработицы (части 1 и 3 статьи 37).

В связи с указанным суд приходит к выводу о законности требований Сергий Н.В. и восстановлении её на государственной гражданской службы Псковской области в должности "должность" Комитета по строительному и жилищному надзору Псковской области с ***.2020 (дня, следующего после последнего дня работы истца, 16.09.2020).

Приходя к такому выводу, суд учитывает и то обстоятельство, что ***.2020 Комитета по строительному и жилищному надзору Псковской области исключен из Единого государственного реестра юридических лиц (т. 2 л.д. 65).

Однако данное обстоятельство, по мнению суда, в данном случае не является основанием для отказа истцу в восстановлении её нарушенного права.

Действительно, исходя из положений статьи 61 Гражданского кодекса РФ, ликвидация организации предполагает прекращение ее полномочий без перехода принадлежащих ей прав и обязанностей в порядке правопреемства, что влечет расторжение трудового договора с работником и не возлагает на работодателя (ликвидируемую организацию) обязанность по принятию мер к трудоустройству работников.

Однако, в случае ликвидации государственного органа государственным гражданскому служащему в отличие от лица, работающего по трудовому договору, пунктом 1 статьи 31 Федерального закона № 79-ФЗ предоставлена дополнительная гарантия продолжения государственно-служебных отношений, согласно которой ему может быть предоставлено право на замещение иной должности гражданской службы в другом органе государственной власти, в том числе в том государственном органе, которому полностью или частично переданы функции ликвидируемого государственного органа.

Поскольку ликвидируемый государственный орган уже не может выступать в качестве нанимателя, предлагающего какие-либо вакантные должности гражданской службы, это право должен реализовать государственный орган, которому переданы полномочия ликвидированного государственного органа.

Таким образом, ответчик, как орган исполнительной власти, которому переданы функции ликвидированного (упраздненного) Комитета по строительному и жилищному надзору Псковской области, обязан устранить правовые последствия незаконного увольнения Сергей Н.В. путем отмены приказа председателя ликвидационной комиссии Комитета по строительному и жилищному надзору Псковской области от ***.2020 № об её увольнении с должности консультанта инспекции жилищного надзора Комитета по строительному и жилищному надзору Псковской области и обеспечения исполнения в отношении истца установленной Федеральным законом № 79-ФЗ, Законом Псковской области от 05.12.2005 № 491-ОЗ «О государственной гражданской службе Псковской области» процедуры увольнения с государственной гражданской службы Псковской области.

В силу указанного доводы стороны истца и третьего лица суд не принимает во внимание, находя их не основанными на нормах права, регулирующих спорные правоотношения.

По правилам статьи 396 Трудового кодекса РФ, статьи 211 ГПК РФ решение о восстановлении на работе подлежит немедленному исполнению.

Руководствуясь статьями 194, 198, 199 Гражданского процессуального кодекса РФ суд

Р Е Ш И Л:

Иск Сергий Н.В. удовлетворить.

Восстановить Сергий Н.В. в должности консультанта инспекции жилищного надзора Комитета по строительному и жилищному надзору Псковской области с 17.09.2020.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Р. Н. Лугина

Мотивированное решение составлено 04.02.2022.