Дело № 2-4446/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 декабря 2018 года
Свердловский районный суд г. Костромы
в составе председательствующего судьи И.А. Шабаровой,
при секретаре Н.А. Приказчиковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Костромского областного общественного экологического движения «Во имя жизни» к ООО «ЭКОТЕХНОМЕНЕДЖМЕНТ ПОЛИГОН» о предоставлении документации,
УСТАНОВИЛ:
Костромское областное общественное экологическое движение «Во имя жизни» (далее по тексту сокращенное наименование – Экодвижение «Во имя жизни») обратилось в суд с иском к ООО «ЭКОТЕХНОМЕНЕДЖМЕНТ ПОЛИГОН» (далее по тексту сокращенное наименование – ООО «ЭТМ ПОЛИГОН»), в котором просит обязать ООО «ЭТМ ПОЛИГОН» (№) в течение трех дней с момента вступления решения суда в законную силу предоставить Экодвижению «Во имя жизни» (№) документацию, подлежащую экологической экспертизе, в объеме, установленном в пункте 1 ст. 14 ФЗ от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», в отношении планируемого к строительству на территории Кузьмищенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области, на земельном участке с кадастровым номером: №, объекта – полигона захоронения твердых коммунальных отходов.
Заявленное требование обосновано тем, что на основании распоряжения губернатора Костромской области от <дата>№-р администрацией Кузьмищенского сельского поселения Костромского района Костромской области <дата> за № с ООО «ЭТМ ПОЛИГОН» заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером: №, с разрешенным использованием - для проектно-изыскательских работ, размещения промышленных объектов, размещения промышленного комплекса (центра) по обращению с отходами производства и потребления, расположенного в районе д. Меденниково Костромского района Костромской области. Между администрацией Костромской области и ООО «ЭТМ ПОЛИГОН» <дата> заключено инвестиционное соглашение, предметом которого являются отношения сторон при реализации инвестором на территории Костромского муниципального района Костромской области инвестиционного проекта по строительству полигона захоронения твердых коммунальных отходов мощностью до 150 тысяч тонн в год (с площадкой компостирования). <дата> в администрацию Костромского района Костромской области поступило заявление генерального директора ООО «ЭТМ Полигон» ФИО1 об организации общественных слушаний по вопросу «О рассмотрении проекта материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной деятельности по строительству объекта «Полигона захоронения твердых коммунальных отходов». Общественные слушания по данному вопросу были организованы администрацией района и состоялись <дата>. На основании заявления Экодвижения «Во имя жизни» от <дата> главой Костромского муниципального района Костромской области <дата> произведена регистрация заявления о проведении общественной экологической экспертизы проектной документации, в том числе ОВОС, на строительство объекта: «Полигон захоронения коммунальных отходов» у д. Медениково Костромского района Костромской области. Проект на строительство разработан ООО «ЭкоТехноМенеджментГрупп». В целях реализации прав, установленных в ст. 22 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», Экодвижение «Во имя жизни»<дата> за № обратилось в письменной форме в адрес генерального директора ООО «ЭТМ ПОЛИГОН» о предоставлении документации, подлежащей государственной экологической экспертизе. <дата> данное письмо общественной организации получено ООО «ЭТМ ПОЛИГОН». В связи с бездействием ООО «ЭТМ ПОЛИГОН» по исполнению ч.З ст.22 и п.1 ст.14 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» Экодвижение «Во имя жизни» обратилось с жалобой в Костромскую межрайонную природоохранную прокуратуру. По результатам проверки природоохранным прокурором <дата> в адрес генерального директора ООО «ЭТМ ПОЛИГОН» внесено представление об устранении нарушений Закона. Однако, до настоящего времени нарушения, отраженные в представлении прокурора, ООО «ЭТМ ПОЛИГОН» не устранены, документация, подлежащая государственной экологической экспертизе Экодвижению «Во имя жизни» для проведения общественной экологической экспертизы не предоставлена. <дата> Экодвижением «Во имя жизни» повторно в адрес генерального директора ООО «ЭТМ ПОЛИГОН» направлено письмо с просьбой предоставить на общественную экологическую экспертизу проектную документацию, которая находится в распоряжении межрегионального Управления Росприроднадзора по Костромской и Ярославской областям и в отношении которой начата государственная экологическая экспертиза. Однако, ООО «ЭТМ ПОЛИГОН» до настоящего времени требование Закона не исполнено. В силу ч.2 ст.25 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу после утверждения его федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органом государственной власти субъекта Российской Федерации. При проведении государственной экологической экспертизы заключение общественной экологической экспертизы учитывается в случае, если общественная экологическая экспертиза была проведена в отношении того же объекта до дня окончания срока проведения государственной экологической экспертизы (ч.2.1 ст.25 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»). При подготовке заключения государственной экологической экспертизы экспертной комиссией государственной экологической экспертизы и при принятии решения о реализации объекта государственной экологической экспертизы должны рассматриваться материалы, направленные в экспертную комиссию государственной экологической экспертизы и отражающие общественное мнение (ч.2 ст. 19 Федерального закона от 23.1 1.1995 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»). В соответствии с ч.4 ст. 14 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» срок проведения государственной экологической экспертизы не должен превышать три месяца и может быть продлен на один месяц по заявлению заказчика, если иное не предусмотрено федеральным законом. Согласно информации, размещенной 09.08.2018 на сайте Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ярославской и Костромской областям экспертная комиссия, утвержденная приказом руководителя Межрегионального управления от 07.08.2018 г. № 140, приступает к работе по рассмотрению указанных материалов 13.08.2018 г. Срок проведения государственной экологической экспертизы - 60 дней. Учитывая срок проведения государственной экологической экспертизы, а также положения ст.25 Федерального закона от 23.1 1.1995 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», бездействие ООО «ЭТМ ПОЛИГОН» препятствует проведению общественной экологической экспертизы, учету ее результатов до окончания проведения государственной экологической экспертизы, что недопустимо, поскольку нарушает Закон и делает невозможным реализацию конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду. Экодвижением «Во имя жизни» еще в мае 2018 (за 2 месяца до поступления документов на государственную экологическую экспертизу) предприняты попытки получить проектную документацию для проведения общественной экологической экспертизы. Нарушение ООО «ЭТМ ПОЛИГОН» Закона, выразившееся в не предоставлении Экодвижению «Во имя жизни» соответствующей документации для проведения общественной экологической экспертизы, делает невозможным её проведение, утверждение в установленном порядке заключения такой экспертизы и влечет невозможность учёта общественного мнения по вопросу планируемого к строительству объекта.
В судебном заседании представитель истца – сопредседатель Экодвижения «Во имя жизни» ФИО3 поддержала заявленное требование по основаниям, изложенным в исковом заявлении и в отзыве на возражения ООО «ЭТМ ПОЛИГОН» на исковое заявление (л.д. 61-68 т.2). В нарушение ч.3 ст.22 и п.1 ст.14 Федерального закона «Об экологической экспертизе» ООО «ЭТМ ПОЛИГОН» сообщает о готовности предоставить истцу для проведения общественной экологической экспертизы доступ только к проектной документации объекта, тогда как перечень документов, являющихся обязательными для предоставления на общественную экспертизу шире. Законом не предусмотрено право заказчика на создание условий получения общественной организацией документации, подлежащей экологической экспертизе, отличных от условий работы с такой документацией экспертов, проводящих государственную экологическую экспертизу. Изъявление заказчиком государственной экологической экспертизы своего намерения о предоставлении доступа общественной организации к некомплектной документации не может свидетельствовать о соблюдении ООО «ЭТМ ПОЛИГОН» законодательства об экологической экспертизе. До настоящего времени ответчиком документация не предоставлена для проведения общественной экологической экспертизы. Получение отрицательного заключения государственной экологической экспертизы, которое может быть оспорено в судебном порядке ООО «ЭТМ ПОЛИГОН» или Администрацией Костромской области, не препятствует проведению общественной экологической экспертизы. Этот проект не может быть реализован на этом месте, но он может быть доработан и реализован в другом месте.
В судебном заседании представители ответчика ООО «ЭТМ ПОЛИГОН»: генеральный директор ООО «ЭТМ ПОЛИГОН» ФИО4 и представитель по доверенности ФИО5 заявленные исковые требования не признали по следующим основаниям. ООО «ЭТМ ПОЛИГОН» неоднократно (исх. № от <дата>, № от <дата>, № от <дата>) электронной почтой и почтовыми направлениями сообщало КОЭД «Во имя жизни» о готовности предоставить доступ к проектной документации «Полигон захоронения твердых коммунальных отходов» (расположенного на территории Кузьмищенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области). <дата> сопредседатель КОЭД «Во имя жизни» ФИО3 (председатель экспертной комиссии согласно уведомлению главы Костромского муниципального района) прибыла по юридическому адресу ООО «ЭТМ ПОЛИГОН» и ей была продемонстрирована проектная документация «Полигон захоронения твердых коммунальных отходов», для проведение экологической экспертизы, в объеме, установленном в пункте 1 статьи 14 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", сообщено о готовности ООО «ЭТМ ПОЛИГОН» предоставить к ней доступ в рамках действующего законодательства при условии обеспечения конфиденциальности информации и предоставления надлежащим образом оформленного уведомления о проведении общественной экологической экспертизы с корректным наименованием объекта экспертизы. В нарушение положения абзаца 7 части 5 ст. 16 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" ФИО3 (председатель экспертной комиссии) не собиралась обеспечивать конфиденциальность сведений, представленных на экологическую экспертизу, поскольку пришла с представителем информационного сайта 7X7 ФИО6 (журналист). ФИО3 при посещении ООО «ЭТМ ПОЛОГОН» сопровождало еще одно лицо (женщина), она не представилась и в экспертную комиссию не входит. Данный факт подтверждается видеоматериалами с камер видеонаблюдения на территории и в административном здании, где ООО «ЭТМ ПОЛИГОН» арендует помещение. При таких обстоятельствах ООО «ЭТМ ПОЛИГОН» не может быть уверено в сохранности материалов и конфиденциальности сведений, представленных на общественную экологическую экспертизу. Несмотря на это, 03.09.2018 ООО «ЭТМ ПОЛИГОН» направило письмо о готовности предоставить доступ к проектной документации. Представление природоохранной прокуратуры было рассмотрено 06.09.2018 в 10.00 в здании прокуратуры по адресу: <...>. При рассмотрении присутствовали: пом. прокурора Петрулевич А.Л., ВРИО прокурора Чураков Д.Б. В прокуратуру пришли сотрудники КОЭД «Во имя жизни» (ФИО3, ФИО7). ВРИО прокурора провел совещание с их участием. Генеральному директору ООО «ЭТМ ПОЛИГОН» вручили под роспись уведомление о регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы (№4 от 06.09.2018), в котором содержалось корректное наименование объекта экологической экспертизы. На совещании генеральный директор ООО «ЭТМ ПОЛИГОН» сказал, что проектная документация будет представлена по адресу нахождения юридического лица: <...>, без выноса за пределы территории. ВРИО прокурора пояснил, что законных норм принудить общество к направлению проекта именно в адрес КОЭД «Во имя жизни» нет. 10.10.2018 ООО «ЭТМ ПОЛИГОН» сообщило сопредседателю КОЭД «Во имя жизни» ФИО3 о готовности предоставить проектную документацию по месту нахождения ООО «ЭТМ ПОЛИГОН» по адресу: <...>, с ежедневным составлением акта приема-передачи и ознакомлением с материалами в рабочие дни с понедельника по пятницу с 9.00 до 17.00. В удовлетворении иска просили отказать, т.к. истцом не доказано нарушение своих прав. Кроме того, в связи с получением отрицательного заключения государственной экспертизы и невозможностью реализации проекта в прежнем виде, теперь нет необходимости в проведении общественной экологической экспертизы. Стоимость проектной документации составляет 10000000 рублей, ответчик несет ответственность за сохранность этой документации. Общественная организация КОЭД «Во имя жизни» в лице её председателя готова гарантировать сохранность проектной документации, но в случае её утраты или утечки информации, составляющей коммерческую тайну, КОЭД «Во имя жизни» не сможет возместить ООО «ЭТМ ПОЛИГОН» убытки. Готовы предоставить истцу проектную документациею, за исключением документов, содержащих технологические решения, для ознакомления под контролем ООО «ЭТМ ПОЛИГОН».
Третье лицо Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ярославской и Костромской областям, извещенное надлежащим образом о месте и времени слушания дела, направило в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Межрегионального управления.
Третьи лица Администрация Костромского района Костромской области, Администрация Кузьмищенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области, извещенные надлежащим образом о месте и времени слушания дела, своих представителей в судебное заседание не направили, о причине неявки суду не сообщили.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона "Об экологической экспертизе" от 23.11.1995 N 174-ФЗ экологическая экспертиза - это установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду. Экологическая экспертиза основывается на принципе, в том числе гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения (ст. 3 указанного закона).
В статьях 11, 21 Федерального закона "Об экологической экспертизе" определены объекты, в отношении которых проводятся государственная и общественная экологические экспертизы.
Общественная экологическая экспертиза может проводиться в отношении объектов, указанных в статьях 11 и 12 настоящего Федерального закона, за исключением объектов экологической экспертизы, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну (ст.21 Закона).
В соответствии с требованиями п.7.2 статьи 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе" объектом государственной экологической экспертизы является проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I-V класса опасности.
Согласно пунктам 1, 2, 3 ст.22 Федерального закона "Об экологической экспертизе" общественная экологическая экспертиза проводится до проведения государственной экологической экспертизы или одновременно с ней (п.1). Общественная экологическая экспертиза может проводиться независимо от проведения государственной экологической экспертизы тех же объектов экологической экспертизы (п.2). Общественные организации (объединения), осуществляющие общественную экологическую экспертизу в установленном настоящим Федеральным законом порядке, имеют право: получать от заказчика документацию, подлежащую экологической экспертизе, в объеме, установленном в пункте 1 статьи 14 настоящего Федерального закона; знакомиться с нормативно-технической документацией, устанавливающей требования к проведению государственной экологической экспертизы (п.3). На экспертов, привлекаемых для проведения общественной экологической экспертизы, при осуществлении ими экологической экспертизы распространяются требования, предусмотренные в пункте 2 и абзацах втором, третьем, пятом, седьмом пункта 5 статьи 16 настоящего Федерального закона (п.4).
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона "Об экологической экспертизе" документация, направляемая на государственную экологическую экспертизу должна содержать материалы оценки воздействия на окружающую среду, а также материалы обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления.
Статья 23 указанного Закона предусматривает, что общественная экологическая экспертиза осуществляется при условии государственной регистрации заявления общественных организаций (объединений) о ее проведении (п.1). В заявлении общественных организаций (объединений) о проведении общественной экологической экспертизы должны быть приведены наименование, юридический адрес и адрес (место нахождения), характер предусмотренной уставом деятельности, сведения о составе экспертной комиссии общественной экологической экспертизы, сведения об объекте общественной экологической экспертизы, сроки проведения общественной экологической экспертизы. (п.3). Общественные организации (объединения), организующие общественную экологическую экспертизу, обязаны известить население о начале и результатах ее проведения (п.4).
В силу ст. 25 вышеуказанного Федерального закона заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу после утверждения его федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органом государственной власти субъекта Российской Федерации (п.2). При проведении государственной экологической экспертизы заключение общественной экологической экспертизы учитывается в случае, если общественная экологическая экспертиза была проведена в отношении того же объекта до дня окончания срока проведения государственной экологической экспертизы (п.2.1).
Согласно п.7 ст. 18 Федерального закона «Об экологической экспертизе» в случае отрицательного заключения государственной экологической экспертизы заказчик вправе представить материалы на повторную государственную экологическую экспертизу при условии их переработки с учетом замечаний, изложенных в данном отрицательном заключении.
Заключения государственной экологической экспертизы могут быть оспорены в судебном порядке (п. 8 ст. 18 Федерального закона "Об экологической экспертизе").
При рассмотрении дела судом установлено, что Костромское областное общественное экологическое движение «Во имя жизни», действующее на основании Устава, утвержденного общим собранием от <дата>, для достижения уставных целей и задач имеет право проводить общественные экологические экспертизы, общественные слушания и осуществлять экологическое консультирование ( п.3.1 Устава).
Распоряжением губернатора Костромской области от <дата>№-р установлено, что полигон захоронения твердых коммунальных отходов, предполагаемый к строительству ООО «ЭТМ ФИО2» (далее объект), соответствует критериям, установленным к размещению объектов коммунально-бытового назначения в соответствии с Законом Костромской области от 12.07.2016 № 122-ЗКО «Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых допускается предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов»; 2) объект предполагается к размещению на части земельного участка с кадастровым номером №, расположенного на территории Кузьмищенского сельского поселения Костромского муниципального района в кадастровом квартале №, находящегося в собственности администрации Кузьмищенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области. Площадь испрашиваемой части земельного участка -344398 кв.м (л.д.229 т.1).
<дата> между администрацией Кузьмищенского сельского поселения Костромского района Костромской области и ООО «ЭТМ ПОЛИГОН» заключен договор аренды земельного участка за № на право аренды земельного участка площадью 344398 кв.м, кадастровый №, находящийся по адресу (имеющий адресные ориентиры): ориентир д.Медениково. Участок находится примерно в 2 км от ориентира по направлению на юго-восток. Почтовый адрес ориентира: Костромская область, Костромской район. Разрешенное использование земельного участка: для проектно-изыскательских работ, размещения промышленных объектов, размещения промышленного комплекса (центра) по обращению с отходами производства и потребления. Цель предоставления земельного участка: для использования в целях строительства и эксплуатации объектов обращения с отходами производства и потребления. Договор заключен сроком на 49 лет и вступает в силу с даты его государственной регистрации в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области. (л.д.204-208 т.1).
<дата> между администрацией Костромской области и ООО «ЭТМ Полигон» («Инвестор») заключено инвестиционное соглашение, предметом которого являются отношения сторон при реализации инвестором на территории Костромского муниципального района Костромской области инвестиционного проекта «Строительство полигона захоронения твердых коммунальных отходов», мощностью до 150 тысяч тонн в год (с площадкой компостирования). (л.д. 215-222 т.1).
<дата> администрацией Костромского района Костромской области проведены общественные слушания по вопросу «О рассмотрении проекта материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной деятельности по строительству объекта «Полигона захоронения твердых коммунальных отходов».
На основании заявления Экодвижения «Во имя жизни» от <дата> главой Костромского муниципального района Костромской области подписано уведомление от <дата>№ о регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы проектной документации, в том числе ОВОС, на строительство объекта: «Полигон захоронения коммунальных отходов» у д. <адрес>. Проект на строительство разработан ООО «ЭкоТехноМенеджментГрупп». Экспертная комиссия в составе: председатель комиссии: ФИО3, горный инженер-гидрогеолог, эколог, члены комиссии: ФИО8, инженер-строитель –зам.председателя комиссии, ФИО9, кандидат биологических наук, ФИО10 – кандидат химических наук, кафедра химии КГУ, ФИО11, гидрогеолог. Срок проведения общественной экологической экспертизы: 14 дней со дня получения проектной документации от предприятия ООО «ЭкоТехноМенеджмент Полигон».
<дата> сопредседатель КОЭД «Во имя жизни» ФИО3 направила в адрес генерального директора ООО «ЭТМ Полигон» письмо, в котором уведомляет о регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы (уведомление прилагается) и на основании п.1 ст.14 ФЗ «Об экологической экспертизе» просит предоставить проектную документацию по объекту строительства «Полигон захоронения твердых коммунальных отходов» у д. Медениково, в полном объеме и в соответствии с материалами, выданными заказчиком на проведение государственной экологической экспертизы. Данное письмо получено адресатом ООО «ЭТМ Полигон» <дата>, но оставлено без ответа (л.д.67, 68, 69, 149, 150 т.1).
В связи с тем, что по состоянию на <дата> документы на проведение общественной экологической экспертизы ООО «ЭТМ Полигон» не представлены, прокурором Костромской межрайонной природоохранной прокуратуры вынесено представление от <дата>№ в адрес генерального директора ООО «ЭТМ Полигон» ФИО4, от которого прокурор потребовал безотлагательно рассмотреть настоящее представление и принять конкретные меры к устранению выявленных нарушений закона, причин и условий, им способствующих (л.д.70-72 т.1).
<дата> генеральный директор ООО «ЭТМ Полигон» ФИО4 направил сопредседателю экодвижения ФИО3 ответ о том, что с целью решения вопросов, связанных с проведением общественной экологической экспертизы проектной документации объекта «Полигон захоронения твердых коммунальных отходов», предлагают провести рабочую встречу, дату, время и место согласовать в рабочем порядке.
Согласно информации, размещенной <дата> на сайте Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ярославской и Костромской областям, экспертная комиссия, утвержденная приказом руководителя Межрегионального управления от <дата>№, приступает к работе по рассмотрению проектной документации«Полигон захоронения твердых коммунальных отходов» (расположенного на территории Кузьмищенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области) <дата>, срок проведения государственной экологической экспертизы - 60 дней.
Письмом от <дата> сопредседатель КОЭД «Во имя жизни» ФИО3 повторно просит предоставить запрашиваемую документацию, подлежащую экологической экспертизе, в срок не позднее <дата> (л.д.91 т.1).
В ответ на вышеуказанное письмо генеральный директор ООО «ЭТМ Полигон» ФИО4 сообщает о готовности предоставить доступ к проектной документации объекта «Полигон захоронения твердых коммунальных отходов» после предоставления зарегистрированного в установленном законодательством порядке уведомления о проведении общественной экологической экспертизы с корректным наименованием объекта экологической экспертизы при условии отсутствия нарушений действующего законодательства (л.д. 92 т.1).
<дата> сопредседатель экодвижения ФИО3 направила генеральному директору ООО «ЭТМ Полигон» ФИО4 уведомление от <дата>№ о регистрации главой Костромского муниципального района Костромской области заявления о проведении общественной экологической экспертизы проектной документации «Полигон захоронения твердых коммунальных отходов», и запрос о предоставлении данной проектной документации до <дата> в том же порядке и объеме, как для проведения государственной (л.д.159,160 т.1).
<дата> КОЭД «Во имя жизни» в лице сопредседателя экодвижения ФИО3 обратилось в суд с исковым заявлением, обоснованным тем, что ответчик ООО «ЭТМ ПОЛИГОН» не предоставляет общественной организации КОЭД «Во имя жизни» проектную документацию объекта, подлежащего государственной экологической экспертизе, в объеме, установленном п.1 ст.14 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», для проведения общественной экологической экспертизы.
<дата> исх. № генеральный директор ООО «ЭТМ Полигон» ФИО4 сообщает о готовности предоставить проектную документацию объекта «Полигон захоронения твердых коммунальных отходов» в объеме, установленном в пункте 1 ст. 14 ФЗ от <дата> № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе». Предоставление проектной документации будет осуществляться по месту нахождения общества с ежедневным составлением акта приёма-передачи по адресу: <адрес>. Ознакомление с материалами возможно в рабочие дни с понедельника по пятницу с 9.00 до 17.00.
Представитель истца ФИО3 указывала при рассмотрении дела в суде на невозможность членов экспертной комиссии общественной экологической экспертизы (на общественных началах работающих в КОЭД «Во имя жизни») знакомиться с проектной документацией в указанное ответчиком время и месте, т.к. они в это время работают, а заниматься проведением общественной экологической экспертизы могут только в свободное от основной работы время. Условия, выдвигаемые ответчиком, существенно нарушают права экспертов общественной организации.Ответчик предлагает ознакомление и проведение общественной экологической экспертизы на условиях,отличающихся от условий работы с проектной документацией экспертов, проводящих государственную экологическую экспертизу. Изъявление ответчиком намерения о предоставлении доступа общественной организации к некомплектной документации не свидетельствует о соблюдении ООО «ЭТМ ПОЛИГОН» законодательства об экологической экспертизе.
Представители ответчика в ходе судебного разбирательства дела не оспаривали право КОЭД «Во имя жизни» на проведение общественной экологической экспертизы в отношении объекта «Полигон захоронения твердых коммунальных отходов» (расположенного на территории Кузьмищенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области). При этом поясняли, что готовы предоставить истцу проектную документацию, за исключением документов, содержащих технологические решения, для ознакомления под контролем ООО «ЭТМ Полигон», поскольку данная информация составляет коммерческую тайну.
В силу ст. 6 Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" на документах, предоставляемых указанным в частях 1 и 3 настоящей статьи органам и содержащих информацию, составляющую коммерческую тайну, должен быть нанесен гриф "Коммерческая тайна" с указанием ее обладателя (для юридических лиц - полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).
Исковые требования КОЭД «Во имя жизни» о предоставлении необходимой документации для проведения общественной экологической экспертизы основаны на законе и предъявлены в надлежащем порядке на основании статей 14, 21, 22, 27 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе".
При этом не являются основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований доводы представителей ответчика о том, что в связи с отрицательным заключением государственной экспертизы нет необходимости проводить общественную экологическую экспертизу, поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 22 Закона «Об экологической экспертизе» общественная экологическая экспертиза может проводиться независимо от проведения государственной экологической экспертизы тех же объектов. Утверждение результатов государственной экологической экспертизы не препятствует проведению общественной экологической экспертизы тех же объектов.
Кроме того, в силу положений Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне", Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", постановления Правительства РСФСР от 05.12.1991 N 35 "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну", режим коммерческой тайны не может быть распространен на документацию по объекту «Полигон захоронения твердых коммунальных отходов», связанному с размещением и обезвреживанием отходов I-V класса опасности, что относится к факторам, оказывающим негативное воздействие на безопасность граждан и населения в целом ввиду создания угрозы загрязнения окружающей среды.
Поскольку ответчиком нарушено право общественной организаций КОЭД «Во имя жизни» наорганизацию и проведение общественной экологической экспертизы, т.е. право осуществлять виды деятельности, предусмотренные Уставом, а также действующим законодательством РФ, исковые требования КОЭД «Во имя жизни» подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Костромского областного общественного экологического движения «Во имя жизни» к ООО «ЭКОТЕХНОМЕНЕДЖМЕНТ ПОЛИГОН» о предоставлении документации удовлетворить,
Обязать ООО «ЭКОТЕХНОМЕНЕДЖМЕНТ ПОЛИГОН» (№) в течение трех дней с момента вступления решения суда в законную силу предоставить Костромскому областному общественному экологическому движению «Во имя жизни» (№) документацию, подлежащую экологической экспертизе, в объеме, установленном в пункте 1 ст. 14 ФЗ от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», в отношении планируемого к строительству на территории Кузьмищенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области на земельном участке с кадастровым номером: №, объекта «Полигон захоронения твердых коммунальных отходов».
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы путем принесения апелляционной жалобы в течение 1 месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.
Судья И.А. Шабарова