№ 2-4446/2021
03RS0004-01-2021-005433-83
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 ноября 2021 года город Уфа
Ленинский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Хусаинова А.Ф.,
при секретаре судебного заседания Кугубаевой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного казенного учреждения «Центр занятости населения города Уфы» в лице филиала ГКУ ЦЗН г. Уфы по Ленинскому району к Черноивану А. В. о взыскании пособия по безработице,
УСТАНОВИЛ:
Государственное казенное учреждение «Центр занятости населения города Уфы» в лице филиала ГКУ ЦЗН г. Уфы по Ленинскому району обратилось в суд с иском к ответчику Черноивану А.В. о взыскании пособия по безработице.
Обосновывая исковые требования следующим.
ДД.ММ.ГГГГ гражданин Черноиван А.В. (далее «ответчик») обратился в Филиал государственного казенного учреждения Центр занятости населения <адрес> (далее именуемый «Филиал») в целях содействия в поиске работы. ДД.ММ.ГГГГ ответчик был зарегистрирован в Филиале в качестве безработного. Данный факт подтверждается приказом №/20380 от ДД.ММ.ГГГГ. При регистрации (признании) гражданина в качестве безработного ему были назначены выплаты в виде пособия по безработице. ДД.ММ.ГГГГ в ходе проверки документов ответчика было обнаружено и установлено, что ответчик является налогоплательщиком налога на профессиональный доход и зарегистрирован в налоговом органе в качестве налогоплательщика в отношении которого применяется специальный налоговый режим. Таким образом, граждан, являющимися налогоплательщиком налога на профессиональный доход признаются лица осуществляющие предпринимательскую деятельность без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Считают, что налогоплательщик налога на профессиональный доход не может быть зарегистрирован в Центре занятости и получать пособие по безработице. Налогоплательщиком по данному налоговому режиму является граждане, которые осуществляют деятельность в целях получения дохода не требующие регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, при отсутствии работодателя и без использования наемных работников по трудовым договорам. Налогоплательщики налога на профессиональный доход подпадают под данный критерий и соответственно признаются физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность. Граждане, которые уведомили налоговые органы об осуществлении деятельности по оказанию услуг физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд, относятся к занятым гражданам, так как понятие "занятые граждане" включает понятие "самозанятые", поскольку последнее определяет только то, что такие граждане наряду с гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, самостоятельно обеспечивают себя работой. Считают, что занятые граждане не могут быть признаны безработными и зарегистрированы в данном качестве. Ответчик не мог состоять на учете в качестве безработного, так как являлся налогоплательщиком налога на профессиональный доход по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Невозможность быть безработным исключает ответчика в получении им пособия по безработице. Получения пособия по безработице законодательство связывает признания гражданина безработных путем регистрации его в центрах занятости в качестве безработного. Ответчик незаконно был зарегистрирован в качестве безработного и неправомерно получал пособие по безработице с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГ<адрес> размер выплат составляет 52379 (Пятьдесят две тысячи триста семьдесят девять) рублей 92 копеек. Полагают, что незаконно полученное пособие должно быть возвращено. Сумма возврата составляет 52379 (Пятьдесят две тысячи триста семьдесят девять) рублей 92 копеек. Просят взыскать с Черноивана А. В. в пользу государственного казенного учреждения Центр занятости населения <адрес> неосновательное обогащение в размере 52379 (Пятьдесят две тысячи триста семьдесят девять) рублей 92 копеек.
Согласно п.1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" Применять специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" (далее также - специальный налоговый режим) вправе физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, местом ведения деятельности которых является территория любого из субъектов Российской Федерации, включенных в эксперимент и указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.
Данная норма закона признает, что налогоплательщик, применяющий данный налоговый режим, должен осуществлять и уже осуществляет деятельность.
П.6 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" - Физические лица при применении специального налогового режима вправе вести виды деятельности, доходы от которых облагаются налогом на профессиональный доход, без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, за исключением видов деятельности, ведение которых требует обязательной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с федеральными законами, регулирующими ведение соответствующих видов деятельности, а пункт 7 ст. 2 данного закона определяет, что профессиональный доход - доход физических лиц от деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам, а также доход от использования имущества.
Таким образом, налогоплательщиком по данному налоговому режиму является граждане, которые осуществляют деятельность в целях получения дохода не требующие регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, при отсутствии работодателя и без использования наемных работников по трудовым договорам.
Согласно п.1 ст.3 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" - безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
Одним из критериев признания гражданина безработным является отсутствие у него заработка. Налогоплательщик, являющийся плательщиком налога на профессиональный доход осуществляет деятельность по получению дохода, т.е. заработка и не может быть признан безработным.
Налогоплательщики налога на профессиональный доход - это физические лица осуществляющие деятельность по получению прибыли без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Ст. 2 ГК РФ определяет понятие предпринимательской деятельности как самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Налогоплательщики налога на профессиональный доход подпадают под данный критерий и соответственно признаются физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность.
Ч.1 ст. 23 ГК РФ предусматривает, что в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности законом могут быть предусмотрены условия осуществления гражданами такой деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя
Таким образом, граждан, являющимися налогоплательщиком налога на профессиональный доход признаются лица осуществляющие предпринимательскую деятельность без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
В целях легализации приносящей доход деятельности физических лиц - самозанятых граждан принят Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход", согласно которому в ряде субъектов Российской Федерации физические лица при применении специального налогового режима вправе вести виды деятельности, доходы от которых облагаются налогом на профессиональный доход, без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, за исключением видов деятельности, ведение которых требует обязательной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с федеральными законами, регулирующими ведение соответствующих видов деятельности.
В соответствии со статьей 83 Налогового кодекса Российской Федерации постановка на учет (снятие с учета) физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем и оказывающего без привлечения наемных работников услуги физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд, в указанном качестве осуществляется налоговым органом по месту жительства (месту пребывания - при отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации) этого физического лица на основании представляемого им в любой налоговый орган по своему выбору уведомления об осуществлении (о прекращении) деятельности по оказанию услуг физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд (далее - уведомление налоговых органов).
Таким образом, граждане, которые уведомили налоговые органы об осуществлении деятельности по оказанию услуг физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд, относятся к занятым гражданам, так как понятие "занятые граждане" включает понятие "самозанятые", поскольку последнее определяет только то, что такие граждане наряду с гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, самостоятельно обеспечивают себя работой.
Занятые граждане не могут быть признаны безработными и зарегистрированы в данном качестве.
Судом установлено, что Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГЧерноиван А.В. был зарегистрирован в Филиале государственного казенного учреждения Центр занятости населения <адрес> в качестве безработного.
При регистрации (признании) гражданина в качестве безработного ответчику на основании приказов № от ДД.ММ.ГГГГ; № от ДД.ММ.ГГГГ были назначены выплаты в виде пособия по безработице.
В ДД.ММ.ГГГГ в ходе проверки документов ответчика было обнаружено и установлено, что Черноиван А.В. ответчик является налогоплательщиком налога на профессиональный доход и зарегистрирован в налоговом органе в качестве налогоплательщика в отношении которого применяется специальный налоговый режим.
В связи с попыткой получения либо получения пособия по безработице обманным путем, на основании Приказа №Д1036/20380 от ДД.ММ.ГГГГ снят с регистрационного учета в целях поиска подходящей работы в качестве (безработного).
О чем в адрес ответчика направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ№.
Также адрес ответчика направлена претензия № от ДД.ММ.ГГГГ с указанием реквизитов, в которой предложено вернуть незаконно полученную сумму пособий по безработице в размере 52 379 руб. 92 коп.
Ответчиком претензия оставлена без внимания.
Таким образом, за период нахождения ответчика на учете в ГКУ ЦЗН <адрес> в статусе безработного ему было выплачено пособий на сумму 52 379 руб. 92 коп.
Ответчик незаконно был зарегистрирован в качестве безработного и неправомерно получал пособие по безработице с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг.
Таким образом, суд приходит к выводу, что ответчик не мог состоять на учете в качестве безработного, так как являлся налогоплательщиком налога на профессиональный доход по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Невозможность быть безработным исключает ответчика в получении им пособия по безработице. Получения пособия по безработице законодательство связывает признания гражданина безработных путем регистрации его в центрах занятости в качестве безработного.
В соответствии с п. 1 ст. 31 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"- пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.
Закон предусматривает выплаты пособий по безработице гражданам, признанным в установленном порядке безработным. В случае с ответчиком выплаты пособий по безработице не должны были производиться в силу того, что ответчик не мог быть признан и зарегистрирован в качестве безработного. На период обращения ответчика в Филиал за содействием в трудоустройстве ответчик был занятым и согласно закону в качестве безработного не мог быть зарегистрирован.
При постановке на учёт ответчика была нарушена норма Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О занятости населения в Российской Федерации», не допускающая регистрацию ответчика в качестве безработного. Данное обстоятельство стало возможным в виду сокрытии ответчиком от Филиала факта своей занятости.
В соответствии со ст. 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрены судебные расходы, состоящие из госпошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
На основании ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход бюджета городского округа город Уфа подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1 860 руб., 31 коп. от уплаты которой истец освобожден.
Таким образом, суд считает исковые требования Государственного казенного учреждения «Центр занятости населения города Уфы» в лице филиала ГКУ ЦЗН г. Уфы по Ленинскому району к Черноивану А. В. о взыскании пособия по безработице, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.12, 194-198, 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Государственного казенного учреждения «Центр занятости населения города Уфы» в лице филиала ГКУ ЦЗН г. Уфы по Ленинскому району к Черноивана А. В. о взыскании пособия по безработице, удовлетворить.
Взыскать с Черноивана А. В. в пользу Государственного казенного учреждения Центр занятости населения города Уфы неосновательное обогащение в размере 52 379 (пятьдесят две тысячи триста семьдесят девять) руб. 40 копеек.
Взыскать с Черноивана А. В. государственную пошлину в доход бюджета городского округа город Уфа в размере 1771 руб., 40 коп.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Председательствующий А.Ф. Хусаинов