Дело № 2-444\12
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«11» мая 2012г. судья Советского районного суда г. Владивостока Приморского края Н.А. Огурцова НА.
при секретаре Яркове С.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае к Департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, Иванченко Максиму Викторовичу, Управлению лесным хозяйством Приморского края о признании распоряжения незаконным, признании договора аренды земельного участка недействительным, признании права собственности, истребовании земельного участка из незаконного владения
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) в Приморском крае обратилось в суд с названным иском, указав, что 02.12.2011 истцу из сообщения Прокуратуры Приморского края от 22.11.2011 <данные изъяты> стало известно о нарушениях земельного и лесного законодательства РФ в связи с предоставлением гражданам земельных участков в аренду, расположенных на территории лесного фонда Владивостокского лесничества в квартале 40 Седанского участкового лесничества.
Так, распоряжением Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее – Департамент) от 11.08.2011 <данные изъяты> ответчику Иванченко М.В. был предоставлен участок с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м., местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка – жилого дома по адресу: г.Владивосток, <данные изъяты> в аренду сроком на 49 лет для ведения дачного хозяйства. На основании распоряжения между Департаментом и Иванченко М.В. заключен договор аренды земельного участка от 12.08.2011 <данные изъяты>.
Истец полагает, что поскольку спорный земельный участок находится на территории лесного фонда Седанского участкового лесничества, он входит в состав земель лесного фонда Российской Федерации и по целевому назначению принадлежит к землям особо охраняемых природных территорий, имеющих природоохранное назначение, то есть в силу закона отнесен к федеральной собственности и не мог быть предоставлен Иванченко М.В. в аренду для ведения дачного хозяйства.
Ссылаясь на осуществление Территориальным управлением Росимущества в Приморском крае функции по управлению федеральным имуществом, истец просит признать незаконным распоряжение Департамента от 11.08.2011 <данные изъяты> о предоставлении Иванченко М.В. спорного земельного участка в аренду сроком на 49 лет для ведения дачного хозяйства; признать недействительным договор аренды земельного участка от 12.08.2011 <данные изъяты>, заключенный между Департаментом и Иванченко М.В.; признать право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 1127 кв.м.; истребовать спорный земельный участком из незаконного владения Иванченко М.В. путем передачи истцу по акту приема-передачи.
В судебном заседании представитель Территориального управления Росимущества в Приморском крае по доверенности Попова Н.Г. требования поддержала по доводам искового заявления.
Представитель Департамента земельных отношений, ГСН и КДС Приморского края по доверенности Елькина В.Е. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала, ссылаясь на то, что решением Первореченского районного суда г. Владивостока вопрос об отнесении участка к Лесному фонду рассматривался и данным решением суда было установлено, что отказ Департамента в предоставлении Иванченко М.В. земельного участка был признан незаконным. Истец не является надлежащим истцом в силу их Положения, не предоставлено доказательств отнесения спорного земельного участка к лесному фонду. На момент издания распоряжения Департаментом и заключения договора аренды у Департамента не было оснований для отказа в предоставлении земельного участка.
Представитель ответчика Иванченко М.В. по доверенности Кучма О.В. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что оспариваемый истцом договор аренды земельного участка по соглашению сторон будет расторгнут, вынесено решение Первореченским районным судом о предоставлении спорного земельного участка в собственность, решение вступило в законную силу. Кроме того, Кучма О.В. полагал, что истцом не представлено доказательств наличия федеральной собственности на спорный объект недвижимости, наличия лесного фонда в границах населенного пункта Владивосток. Ссылки истца на то, что территория Седанского лесничества является собственностью Российской Федерации, по мнению Кучма О.В., несостоятельны, поскольку противоречат лесному законодательству. Материалы лесоустройства 1965 года, представленные истцом, утратили юридическую силу 01.01.2009, кроме того, лесоустроительные материалы действуют не более 10 лет. После 1965 года лесоустройство 40 квартала Седанского лесничества в установленном порядке не проводилось, а оригинал лесного планшета содержит следы подчисток, совершенных после этой даты. Полномочия по утверждению лесоустроительной документации и лесных регламентов на территории г.Владивостока с 2007 года закреплены за органом местного самоуправления - администрацией г.Владивостока. Спорный участок располагается на территории, выделенной в 1999 году ТИЗ «Седанка 98» Администрацией г.Владивостока постановлением <данные изъяты> от 14.04.1999. Ссылка истца на отсутствие изъятий из лесного фонда с 1965 года не соответствуют действительности. Указал, что вся территория г. Владивостока с 2001 года в силу ст. 83 ЗК РФ отнесена к землям населенных пунктов. Истец не является надлежащим, так как их права Иванченко М.В. не нарушает.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления лесным хозяйством Приморского края Подосенов А.С. в судебном заседании просил исковые требования удовлетворить, указав, что все лесные кварталы Седанского участкового лесничества являются лесными участками с целевым назначением защитные эксплуатационные леса.
Выслушав объяснения участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, давая оценку всем имеющимся доказательствам по делу в их совокупности, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.
Вступившим в законную силу решением Первореченского районного суда г. Владивостока от 04.08.2011г. удовлетворены требования Иванченко М.В. о признании незаконным решения Департамента от <данные изъяты> <данные изъяты> об отказе в предоставлении Иванченко М.В. в аренду для целей не связанных со строительством – для ведения дачного хозяйства земельного участка площадью 1127 кв.м по адресу г. Владивосток в районе <данные изъяты> на том основании, что земельный участок расположен в границах территориальной зоны Ж-1 ( зона застройки индивидуальными жилыми домами), к которой отнесены территории с видами разрешённого использования в том числе садоводства и ведения дачного хозяйства. На Департамент возложена обязанность в течение 14 суток с момента вступления решения суда в законную силу принять в соответствии с действующим законодательством решение по заявлению Иванченко М.В. о предоставлении в аренду на 49 лет земельного участка, расположенного в г. Владивостоке в районе <данные изъяты> для использования в целях дачного хозяйства.(л.д.65-68)
Решением суда признаны несостоятельными доводы Департамента о нахождении спорного земельного участка на территории лесного фонда.
В силу ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Как следует из материалов гражданского дела, во исполнение указанного решения суда распоряжением Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края от 11.08.2011 <данные изъяты> Иванченко М.В. был предоставлен земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 1127 кв.м., местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир жилой дом, участок находится примерно в 257 м от ориентира по направлению на северо-запад, почтовый адрес ориентира г. Владивостока, <данные изъяты>, в аренду сроком на 49 лет для ведения дачного хозяйства (л.д. 14-15).
На основании указанного распоряжения между Департаментом и Иванченко М.В. заключен договор аренды спорного земельного участка от 12.08.2011 <данные изъяты> на срок с 11.08.2011 до 10.08.2060 (л.д. 16-19).
Как установлено в судебном заседании, на спорном участке Иванченко М.В. возведено сооружение – водозаборная скважина, назначение нежилое, на которое в установленном порядке 27.10.2011 зарегистрировано право собственности Иванченко М.В., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <данные изъяты> от 27.10.2011 ( л.д.71)
В силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Оценивая представленные сторонами и третьим лицом доказательства, суд приходит к выводу, что Управлением Росимущества в Приморском крае не представлено достоверных и допустимых доказательств, подтверждающих доводы истца как о принадлежности земельного участка к защитным лесам, так и о его вхождении в состав земель лесного фонда Российской Федерации.
Из кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> следует, что земельный участок расположен в пределах территории относящейся к категории – земли населенных пунктов ( л.д.20-21)
Согласно части 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 12.12.2011) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с п.21 (1) ст. 7 Закона Приморского края от 29.12.2003 № 90-КЗ «О регулировании земельных отношений в Приморском крае» с 01.02.2007 органы исполнительной власти Приморского края в области регулирования земельных отношений обладают полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в границах административного центра Приморского края.
В силу п.2.5.5 Положения о Департаменте земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 25.09.2009 № 263-па, Департамент распоряжается земельными участками, находящимися в собственности Приморского края, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Таким образом, полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, относятся к исключительной компетенции Департамента земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого участия Приморского края, в связи с чем оспариваемое истцом распоряжение было издано Департаментом в пределах своей компетенции, без нарушений действующего земельного и лесного законодательства.
Согласно пунктам 4.2, 4.3 Положения о теруправлении Росимущества в Приморском крае управление осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации в установленном порядке по вопросам, относящимся к компетенции Территориального управления; осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Кроме того, в соответствии со ст. ст. 3 и 4 ГПК РФ право на обращение в суд за защитой своих прав, свобод и законных интересов предоставлено заинтересованному лицу. В качестве заинтересованных лиц, которые могут обратиться в суд, выступают лица, права и законные интересы которых нарушены. При обращении в суд лицо должно представить доказательства того, что его права или законные интересы нарушены.
По мнению суда, обращение Росимущества в суд с данным иском не преследует предусмотренной законом цели защиты нарушенного права, не представлено доказательств нарушения их прав Иванченко М.В.
Требования истца о признании права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок не основано на законе и противоречит основанию иска, а, именно, что спорный участок является лесным участком в составе земель лесного фонда, который в силу закона отнесён к федеральной собственности. Более того, суд приходит к выводу, что обращение Росимущества в Приморском крае не преследует предусмотренной законом цели защиты нарушенного права, поскольку федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом в области лесных отношений, является Рослесхоз, который с исковыми требования в суд не обращался.
С учетом установленных обстоятельств и полномочий истца, суд не находит оснований для признания незаконным распоряжения Департамента земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края <данные изъяты> о предоставлении Иванченко М.В. земельного участка с кадастровым номером 25:28:050055:433, а также для признания недействительным заключенного на его основании договора аренды.
Представленный Управлением лесным хозяйством Приморского края проект организации и развития лесного хозяйства Приморского управления лесами, содержащий графическое приложение - планшет № 3 Владивостокский лесхоз, Седанкинское лесничество, датирован 1992-1993г.г. (л.д.172). Из этого же планшета сделана выкопировка на л.д.12.
Между тем, согласно п. 4 ст. 87 Лесного кодекса РФ лесохозяйственный регламент составляется на срок до десяти лет. Таким образом, перечисленные лесоустроительные материалы, являются не действующими.
Лесохозяйственный регламент Владивостокского лесничества, утвержденный начальником Управления лесным хозяйством Приморского края 29.12.2009г., представленный суду представителем Управления Росимущества, не содержит каких-либо графических материалов, либо описания лесных участков.
Лесной план субъекта Российской Федерации Приморского края, составленный и утвержденный в соответствии с требованиями ст. 86 Лесного кодекса РФ, с приложением карты с обозначением границ Седанкинского участкового лесничества, суду не представлен.
Между тем, в материалах дела имеется распоряжение Администрации Приморского края от 22.04.1993г. <данные изъяты>-р «Об изъятии у землепользователей земельных участков и отводе их предприятиям и организациям для строительства и других надобностей», согласно которому из земель Владивостокского лесхоза изъято 11 га лесов первой группы с передачей Товариществу с ограниченной ответственностью «Строитель-92» под индивидуальное жилищное строительство (л.д. 73-78).
При таких обстоятельствах исковые требования Территориального управления Росимущества в Приморском крае нельзя признать обоснованными.
Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае в исковых требованиях к Департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, Иванченко Максиму Викторовичу, Управлению лесным хозяйством Приморского края о признании распоряжения незаконным, признании договора аренды земельного участка недействительным, признании права собственности, истребовании земельного участка из незаконного владения – отказать.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Советский районный суд г. Владивостока в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 15 мая 2012г.
Судья Огурцова Н.А.