ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-444/16 от 15.02.2016 Сызранского городского суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

15 февраля 2016 года г.Сызрань

Судья Сызранского городского суда Самарской области Непопалов Г.Г.,

при секретаре Анцуповой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-444/16 по иску Медникова ФИО9 к Администрации городского округа Сызрань об оспаривании решения,

У С Т А Н О В И Л :

Медников А.М. обратился в Сызранский городской суд с вышеуказанным иском к ответчику, мотивируя тем, что жилой дом расположенный по адресу: г.Сызрань, <адрес>, принадлежит на праве общей собственности: истцу – 1/3 доля в праве, и Медниковой Л.П. – 2/3 доли в праве. Данный жилой дом расположен на земельном участке площадью 628 кв.м. с кадастровым № *** по тому же адресу. В связи с этим, <дата> истец обратился через МБУ г.о. Сызрань «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» с заявлением на имя Главы Администрации г.о. Сызрань о предоставлении названного выше земельного участка в его собственность без проведения торгов за плату. Однако, <дата> Медниковым А.М. было получено постановление Администрации г.о. Сызрань от <дата>№ ***, в котором ему отказано в предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в собственность за плату на основании п. 24 ст. 39.16 ЗК РФ и пп. 23 п. 2.14 Административного регламента Министерства строительства Самарской области по предоставлению государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отдельным категориям физических и юридических лиц без проведения торгов», т.е. в связи с тем, что границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». С данным решением истец не согласен, поскольку при подаче указанного выше заявления им были представлены все необходимые документы, в том числе копии межевого и градостроительного плана земельного участка. Согласно межевому плану от <дата> границы земельного участка с кадастровым № ***, расположенного по адресу: г.Сызрань, <адрес>, уточнены, испрашиваемый земельный участок соответствует градостроительным нормам, расположен вне границ территорий общего пользования, границы смежных земельных участков не нарушены, факта самовольного захвата земель не выявлено. Местоположение границ земельного участка уточнено и согласованно с представителем Администрации г.о. Сызрань – начальником земельного отдела КИО Администрации г.о. Сызрань Уваевой Н.В. Таким образом, у ответчика имелись полные и достоверные сведения о том, что границы указанного выше земельного участка уточнены, в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». При таких обстоятельствах, Медников А.М. полагает, что постановление Администрации г.о. Сызрань от <дата>№ *** об отказе в предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, истцу и Медниковой Л.П. в собственность за плату является незаконным и подлежит отмене. На основании изложенного, истец просит суд: постановление Администрации г.о. Сызрань от <дата>№ *** об отказе в предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, Медникову А.М. и Медниковой Л.П. в собственность за плату признать незаконным и отменить; а также обязать ответчика оказать государственную (муниципальную) услугу по предоставлению Медникову А.М. земельного участка с кадастровым № ***, расположенного по адресу: г.Сызрань, <адрес>, государственная собственность на который не разграничена, в собственность за плату.

В судебном заседании Медников А.М. и его представитель по заявлению Королев Е.В. иск поддержали, сославшись на доводы, изложенные выше.

Представитель Администрации г.о. Сызрань Калинина Е.А. иск не признала, пояснила, что <дата> Медниковы Л.П. и А.М. обратились через МБУ г.о. Сызрань «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» с заявлением о предоставлении им земельного участка с кадастровым № ***, расположенного по адресу: г.Сызрань, <адрес>, в собственность без проведения торгов за плату. Однако, при подготовке документов было установлено, что граница указанного выше земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, а также пересекает границы земельных участков с кадастровыми №№ *** и № ***. В соответствии с п. 24 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Принимая во внимание, что на момент обращения Медниковых Л.П. и А.М. с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов за плату границы указанного выше земельного участка не были установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства и подлежали уточнению в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», Администрацией г.о. Сызрань обоснованно и на законных основаниях вынесено постановление от <дата>№ *** об отказе в предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в собственность истца за плату. По сведениям Государственного кадастра недвижимости границы спорного земельного участка до настоящего времени не уточнены в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», а потому предусмотренные законом основания для понуждения Администрации г.о. Сызрань оказать государственную (муниципальную) услугу по предоставлению Медникову А.М. земельного участка с кадастровым № ***, расположенного по адресу: г.Сызрань, <адрес>, государственная собственность на который не разграничена, в собственность за плату отсутствуют.

Привлеченная судом в качестве 3-его лица Медникова Л.П. в письменном заявлении просит суд рассмотреть дело без ее участия, исковые требования поддерживает.

Представитель привлеченного судом в качестве 3-его лица КИО Администрации г.о. Сызрань Кириенко Е.В. иск не признала, пояснила, что в соответствии с Законом Самарской области от 29 декабря 2014 года № 134-ГД «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области, определении полномочий органов государственной власти Самарской области по предметам ведения субъектов Российской Федерации, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области и внесении изменения в статью 1 Закона Самарской области «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области» КИО Администрации г.о. Сызрань осуществляет отдельные государственные полномочия в сфере земельных отношений в части распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа Сызрань.

<дата> Медниковы Л.П. и А.М. обратились в уполномоченный орган с заявлениями о предоставлении им земельного участка с кадастровым № ***, расположенного по адресу: г.Сызрань, <адрес>, в собственность без проведения торгов за плату, на основании пп. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ. При этом, согласно п. 15 кадастрового паспорта указанного выше земельного участка граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, граница земельного участка пересекает границы земельных участков с кадастровыми №№ *** и 63:08:0102039:54.

В соответствии с п. 24 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Вместе с тем, согласно ст.ст. 21 и 22 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ заявление о кадастровом учете и необходимые для кадастрового учета – межевой план представляются в орган кадастрового учета непосредственно либо через многофункциональный центр заявителем или его представителем лично либо направляются в орган кадастрового учета посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении. Заявление представляется в орган кадастрового учета или многофункциональный центр по месту расположения объекта недвижимости в пределах кадастрового округа. В силу ст. 23 названного выше Федерального закона постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета. Следовательно, приложенные к заявлению Медниковых Л.П. и А.М. межевой и градостроительные планы земельного участка были поданы ими в орган (Администрацию г.о. Сызрань), не уполномоченный на учет объектов недвижимости и ведение государственного кадастра недвижимости.

Приказом Министерства строительства Самарской области от 30 июня 2015 года № 262-п утвержден Административный регламент Министерства строительства Самарской области по предоставлению государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отдельным категориям физических и юридических лиц без проведения торгов».

Согласно п. 2.1 Административного регламента в состав государственной услуги: предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отдельным категориям физических и юридических лиц без проведения торгов, входит подуслуга по принятию решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Данная подуслуга предоставляется в случае, если земельный участок, запрашиваемый заявителем для предоставления, предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

В соответствии с п. 2.6 Административного регламента для получения государственной услуги в части предварительного согласования предоставления земельного участка заявитель самостоятельно должен представить заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка по форме согласно Приложению № *** к Административному регламенту с приложением документов, указанных в п. 2.6 Административного регламента. Порядок и сроки предоставления государственной услуги в части предварительного согласования земельного участка, равно как и государственной услуги по предоставлению земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, установлен названным выше Административным регламентом и не является одной и той же государственной услугой.

С учетом изложенного, Администрацией г.о. Сызрань обоснованно и на законных основаниях вынесено постановление от <дата>№ *** об отказе в предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в собственность Медниковых Л.П. и А.М. за плату. В случае обращения названных выше лиц с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка по форме согласно Приложению № *** Административного регламента, будут проведены работы по предоставлению государственной услуги в порядке и сроки, установленные Административным регламентом.

Представитель привлеченного судом в качестве 3-его лица Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, об уважительных причинах неявки суд не уведомил, об отложении судебного заседания не просил, в связи с чем суд определил рассмотреть дело без его участия.

Заслушав объяснения истца и его представителя, представителей ответчика и 3-его лица, проверив дело, суд полагает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пп. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.

В силу ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам (далее – неделимый земельный участок), или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора…

Согласно п. 24 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Вместе с тем, приказом Министерства строительства Самарской области от 30 июня 2015 года № 262-п утвержден Административный регламент Министерства строительства Самарской области по предоставлению государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отдельным категориям физических и юридических лиц без проведения торгов».

В соответствии с п. 2.1 Административного регламента в состав государственной услуги – предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отдельным категориям физических и юридических лиц без проведения торгов, входят следующие подуслуги:

предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность путем продажи без проведения торгов;…

В случае, если земельный участок, запрашиваемый заявителем для предоставления, предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», в рамках указанной государственной услуги, если иное не предусмотрено настоящим Административным регламентом для отдельных категорий заявителей, в состав указанной государственной услуги входит подуслуга по принятию решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

В силу п. 2.6 Административного регламента для получения государственной услуги в части предварительного согласования предоставления земельного участка заявитель самостоятельно представляет в уполномоченный орган по месту нахождения земельного участка или в МФЦ следующие документы:

1) заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка (далее также – заявление о предварительном согласовании) по форме согласно Приложению № *** к Административному регламенту;…

Согласно пп. 23 п. 2.14 Административного регламента основанием для отказа в предоставлении государственной услуги в части предоставления земельного участка является: границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Судом установлено, что жилой дом расположенный по адресу: г.Сызрань, <адрес>, принадлежит на праве общей собственности: Медникову А.М. – 1/3 доля в праве, и Медниковой Л.П. – 2/3 доли в праве, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от <дата>, выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от <дата>№ ***, а также объяснениями сторон по делу в судебном заседании.

Судом также установлено, что указанный выше жилой дом расположен на земельном участке площадью 628 кв.м. с кадастровым № ***, расположенном по адресу: г.Сызрань, <адрес>.

При этом, из кадастровых паспортов земельного участка от <дата>№ *** и от <дата>№ *** усматривается, что граница указанного выше земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлена и пересекает границы земельных участков с кадастровыми №№ *** и № ***.

<дата> истец обратился через МБУ г.о. Сызрань «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» в КИО Администрации г.о. Сызрань с заявлением о предоставлении ему в собственность земельного участка площадью 628 кв.м. с кадастровым № ***, расположенного по адресу: г.Сызрань, <адрес>, без проведения торгов за плату.

Однако, постановлением Администрации г.о. Сызрань от <дата>№ *** Медникову А.М. отказано в предоставлении указанного выше земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в собственность за плату на основании п. 24 ст. 39.16 ЗК РФ и пп. 23 п. 2.14 Административного регламента Министерства строительства Самарской области по предоставлению государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отдельным категориям физических и юридических лиц без проведения торгов», в связи с тем, что границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Указанные выше обстоятельства подтверждаются постановлением Администрации г.о. Сызрань от <дата>№ ***, распиской о приеме документов для предоставления услуги от <дата>, заявлениями Медниковых Л.П. и А.М. от <дата>, сообщениями Медниковых Л.П. и А.М. от <дата>, кадастровыми паспортами земельного участка от <дата>№ *** и от <дата>№ ***, а также объяснениями сторон по делу в судебном заседании.

При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым иск Медникова А.М. к Администрации г.о. Сызрань об оспаривании решения оставить без удовлетворения, поскольку в судебном заседании установлено, что, как на момент обращения истца к ответчику с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 628 кв.м. с кадастровым № ***, расположенного по адресу: г.Сызрань, <адрес>, без проведения торгов за плату, так и в настоящее время, граница указанного выше земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлена и пересекает границы земельных участков с кадастровыми №№ *** и № ***.е. границы данного земельного участка подлежат уточнению в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», а потому, в силу приведенных выше положений закона, Администрацией г.о. Сызрань было законно и обоснованно отказано Медникову А.М. в предоставлении указанного выше земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в собственность за плату, в связи с чем предусмотренные законом основания для удовлетворения настоящего иска отсутствуют.

Доводы Медникова А.М. и его представителя по заявлению Королева Е.В. о том, что вместе с заявлением о предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведении торгов от <дата> истцом были представлены в Администрацию г.о. Сызрань межевой и градостроительные планы земельного участка, в связи с чем у ответчика имелись полные и достоверные сведения о том, что границы указанного выше земельного участка уточнены в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», суд полагает несостоятельными, поскольку они опровергаются приведенными выше доказательствами, в частности кадастровыми паспортами земельного участка от <дата>№ *** и от <дата>№ ***, из которых следует, что как на момент обращения истца к ответчику с названным выше заявлением, так и в настоящее время, граница спорного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлена и пересекает границы земельных участков с кадастровыми №№ *** и № ***, т.е. границы данного земельного участка подлежат уточнению в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

В соответствии с п. 1 ст. 3 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее – орган кадастрового учета), следовательно, Администрация г.о. Сызрань не является органом кадастрового учета и не обладает какими-либо полномочиями в области кадастрового учета, в связи с чем предоставление истцом ответчику межевого и градостроительного планов земельного участка не влечет правовых последствий в виде уточнения границ спорого земельного участка в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и возникновения у Администрации г.о. Сызрань обязанности предоставить Медникову А.М. спорный земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, в собственность за плату.

По смыслу приведенных выше положений Земельного кодекса РФ, Административного регламента Министерства строительства Самарской области по предоставлению государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отдельным категориям физических и юридических лиц без проведения торгов», утвержденного приказом Министерства строительства Самарской области от <дата>№ ***-п, а также ст.ст. 21-23 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в целях уточнения границ спорного земельного участка в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» для последующего решения вопроса о предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в собственность за плату, Медникову А.М. следовало обратиться в Администрацию г.о. Сызрань с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка по форме согласно Приложению № *** Административного регламента, а после получения предварительного согласования обратиться в орган кадастрового учета для уточнения границ земельного участка, куда представить имеющиеся у него межевой и градостроительный планы земельного участка, однако, истцом этого сделано не было.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Медникова ФИО10 к Администрации городского округа Сызрань об оспаривании решения оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Непопалов Г.Г.