ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-444/18 от 13.07.2018 Балахтинского районного суда (Красноярский край)

Дело № 2-444/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 июля 2018 года п. Балахта

Балахтинский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Алексейцева И.И.,

с участием помощника прокурора Балахтинского района Красноярского края Леончук А.А.,

истца Брацук Т.В.,

представителя ответчика – КГБУСО «Балахтинский дом-интернат» - Воробьевой Т.Г.,

при секретаре Николаевой Н.Н.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску прокурора Балахтинского района Красноярского края в интересах Брацук ФИО6 к КГБУСО «Балахтинский дом-интернат» о взыскании заработной платы,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Балахтинского района Красноярского края обратился в суд в интересах Брацук Т.В. с исковыми требованиями к КГБУСО «Балахтинский дом-интернат» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы с марта 2017 года по март 2018 года в размере 26 489,90 руб., мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Балахтинского района проведена проверка соблюдения требований трудового законодательства в части выполнения работодателями законодательства об оплате труда. В соответствии с трудовым договором от 31.12.2014 г. , заключенного между КГБУСО «Балахтинский дом-интернат» и Брацук Т.В., установлены компенсационные выплаты в виде процентной надбавки за стаж работы в местностях края с климатическими условиями в размере 30%. Начисление Брацук Т.В. 30% за работу в местности с особыми климатическими условиями, 30% за стаж работы в особых климатических условиях должно производиться сверх минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом в сумме 7 500 руб. (до 01.07.2017 г., 7800 руб. (до 01.01.2018 г.) и 9489 руб. (с 01.01.2018 г.), то есть 7500 руб. *30%*2(до 01.07.2017 г.)=12 000 руб., 7800 руб. *30%*2(до 01.01.2018 г.)=12 480 руб., 9489 руб. *30%*2(с 01.01.2018 г.)=15 182,4 руб. Анализ расчетно-платежных документов КГБУСО «Балахтинский дом-интернат» позволяет сделать вывод, что заработная плата Брацук Т.В. начислялась и выплачивалась не в полном объеме. Размер заработной платы должен рассчитываться истцу следующим образом: за период январь-июнь 2017 г.: 7500 руб. *30%*2=12 000 руб.; в июле-декабре 2017 г. - 7800 руб. *30%*2=12 480 руб., в январе-феврале 2018 г. - 9489 руб. *30%*2=15 182,4 руб. По результатам проверки произведен расчет недоначисленной заработной платы, исходя из которого можно установить, что с учетом уплаты НДФЛ Брацук Т.В. за период с марта 2017 г. по март 2018 г. невыплачено 26 489,90 руб., в связи с чем, истец обратился в суд с заявленными требованиями

В судебном заседании помощник прокурора Балахтинского района Красноярского края Леончук А.А. исковые требования поддержал в полном размере, по основаниям указанным в заявлении.

Истец Брацук Т.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в заявлении.

Представитель ответчика – КГБУСО «Балахтинский дом-интернат» - Воробьева Т.Г., действующая на основании приказа от 15.08.2002 г., в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась.

Выслушав помощника прокурора Балахтинского района Красноярского края Леончук А.А., истца Брацук Т.В., представителя ответчика Воробьеву Т.Г., исследовав материалы гражданского дела, суд находит исковые требования прокурора Балахтинского района подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (часть 2 статьи 7); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (часть 3 статьи 37).

По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.

При этом согласно ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (статья 7).

Из ч. 1 ст. 133 ТК РФ следует, что Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

В соответствии с ч. 3 ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Согласно ч. 2 ст. 146 ТК РФ оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, производится в повышенном размере.

Статьей 315 ТК РФ установлено, что оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

В соответствии со ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Из положений ст. 317 ТК РФ следует, что лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 настоящего Кодекса для установления размера районного коэффициента и порядка его применения. Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.

В силу статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные в.ыплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых г. климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, без включения районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы, будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, и размер минимальной заработной платы не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации).

В силу ст. 135 ТК Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Срок для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, составляет один год со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении (ч. 2 ст. 392 ТК РФ). Данное правило вступило в силу с 03.10.2016 (пп. "а" п. 4 ст. 2 ФЗ N 272-ФЗ).

В судебном заседании установлено, что Брацук Т.В. на основании трудового договора от 31.12.2014 г. трудоустроена в КГБУСО «Балахтинский дом-интернат для граждан пожилого возраста и инвалидов» на должность повара на 1 ставку (приказ -к 15.08.2013 г.).

Как следует из справки о заработной плате КГБУСО «Балахтинский дом-интернат для граждан пожилого возраста и инвалидов» Брацук Т.В. работает на 1 ставку, истцу начислено и выплачено в марте 2017 г. – 9 912,34 руб., в апреле 2017 г. – 10 592 руб.. в мае 2017 г. – 10 249,97 руб., в июне 2017 г. – 16 428,22 руб. отпускные, в июле 2017 г. – 6 837,16 руб., в августе 2017 г – 8 197,28 руб., в сентябре 2017 г. – 12 419,17 руб. (2606,16 руб. оплата больничного листа), в октябре 2017 г. – 9937,81 руб. (4886,55 руб. оплата больничного листа), в ноябре 2017 г. – 9882,57 руб., в декабре 2017 г. – 10846,98 руб. (1628,85 руб. оплата больничного листа), в январе 2018 г. – 10651,50 руб., в феврале 2018г. – 11016 руб., в марте 2018 г. – 10660,87 руб.

Однако выплата истице заработной платы в указанном размере является нарушением федерального законодательства, а именно ч.ч. 1, 3 ст. 133 ТК РФ, согласно которым Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Действующим законодательством предусмотрено, что при установлении системы оплаты труда в Красноярском крае неблагоприятные условия, связанные с работой в имеющихся условиях должны быть компенсированы районным коэффициентом и надбавкой к заработной плате, которая не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Постановлением администрации Красноярского края от 21.08.1992 г. №311-П «Об установлении районного коэффициента к заработной плате» установлен единый районный коэффициент 1,30 (вместо действующего 1,20) к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов.

Процентная надбавка в южных районах Красноярского края, согласно Постановления СОВМИНА СССР, ВЦСПС от 24.09.1989 г. №794 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края» введена в размере 10 процентов по истечении первого года работы, с увеличением на 10 процентов за каждые последующие два года работы, но не свыше 30 процентов заработка.

В нарушение указанных норм размер заработной платы истца, работающей в Красноярском крае, необоснованно занижен, без учета компенсационных выплат (надбавки и районный коэффициент) ниже минимального размера оплаты труда.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (в редакции Федерального закона от 28.12.2017г. N 421-ФЗ) минимальный размер оплаты труда с 1 января 2018 года установлен в сумме 9 489 рублей в месяц, с 01.07.2017г. (в редакции ФЗ от 19.12.2016 N 460-ФЗ) 7 800 рублей в месяц, с 01.07.2016г. (в редакции ФЗ от 02.06.2016 N 164-ФЗ) 7500 рублей в месяц.

Таким образом, размер заработной платы истца за 1 ставку с учетом компенсационных надбавок районного коэффициента и процентной надбавки не может быть в период с 01.01.2017г. по 30.06.2017г. менее 12 000 рублей в месяц, исходя из следующего расчета: 7 500 рублей + 30%+ 30%, с 01.07.2017г. по 01.01.2018г. не может быть менее 12 480 рублей в месяц, исходя из следующего расчета: 7800 руб. + 30%+ 30%, с 01.01.2018 г. по 31.03.2018 г. не может быть менее 15 182 рублей 40 копеек в месяц, исходя из следующего расчета: 9489 рублей + 30%+ 30%.

Следовательно, разница между размером минимальной заработной платы, подлежащей выплате Брацук Т.В. с учетом компенсационных выплат и фактически выплаченными суммами заработной платы за период март 2017 г. – март 2018 г. подлежит доплате, а именно: за март 2017 г. с учетом 147,3 отработанных рабочих часов из 157,4 (норма рабочих часов в марте 2017 г.) должен составлять (12000 руб./157,4х147,3= 11 229,98 руб.) – 9 912,34 руб. = 1 317,64 руб., за апрель 2017 г. (12 000 руб. – 10 592 руб.) = 1408 руб., за май 2017 г. с учетом 139,35 отработанных рабочих часов из 144 (норма рабочих часов в мае 2017 г.) должен составлять (12000 руб./144х139,35= 11 612,49 руб.) – (10 249,97 руб. – 184,32 руб. праздничные – 110,59 руб. районный и северный коэффициенты за праздничные дни = 9 955,06 руб.) = 1 657,43 руб., за июль 2017 г. с учетом 97,6 отработанных рабочих часов из 151,2 (норма рабочих часов в июле 2017 г.) должен составлять (12 480 руб./151,2х97,6= 8 055,87 руб.) – 6 837,16 руб. = 1 218,71 руб., за август 2017 г. с учетом 128,16 отработанных рабочих часов из 165,6 (норма рабочих часов в августе 2017 г.) должен составлять (12 480 руб./165,6х128,16= 9 658,43 руб.) – 8197,28 руб. = 1 461,15 руб., за сентябрь 2017 г. с учетом 140,08 отработанных рабочих часов из 151,2 (норма рабочих часов в сентябре 2017 г.) должен составлять (12 480 руб./151,2х140,08= 11 562,15 руб.) – (12419,17 руб. – 2 606,16 руб. оплата больничного листа = 9 813,01 руб.) = 1 749,14 руб., за октябрь 2017 г. с учетом 75,54 отработанных рабочих часов из 158,4 (норма рабочих часов в октябре 2017 г.) должен составлять (12 480 руб./158,4х75,4= 5 940,60 руб.) – (9 937,81 руб. – 4886,55 руб. оплата больничного листа = 5051,26 руб.) = 889,34 руб., за ноябрь 2017 г. с учетом 140,14 отработанных рабочих часов из 150,2 (норма рабочих часов в ноябре 2017 г.) должен составлять (12 480 руб./150,2х140,14 = 11 644,12 руб.) – (9 882,57 руб. – 190,4 руб. праздничные – 114,24 руб. районный и северный коэффициенты за праздничные дни = 9 577,93 руб.) = 2 066,19 руб., за декабрь 2017 г. с учетом 117 отработанных рабочих часов из 151,2 (норма рабочих часов в декабре 2017 г.) должен составлять (12 480 руб./151,2х117= 9 657,14 руб.) – (10 846,98 руб. – 1 628,85 руб. оплата больничного листа = 9 218,13 руб.) = 439,01 руб., за январь 2018 г. с учетом 118,35 отработанных рабочих часов из 122,4 (норма рабочих часов в январе 2018 г.) должен составлять (15 182,40 руб./122,4х118,35 = 14 680,04 руб.) – 10 651,5 руб. = 4 028,54 руб., за февраль 2018 г. (15 182,40 руб. – 11016 руб.) = 4166,40 руб., за март 2018 г. с учетом 138,39 отработанных рабочих часов из 143 (норма рабочих часов в марте 2018 г.) должен составлять (15 182,40 руб./143х138,39 = 14 692,95 руб.) – 10 660,87 руб. = 4 032,08 руб.

Допущенные нарушения закона КГБУСО «Балахтинский дом-интернат для граждан пожилого возраста и инвалидов» влекут нарушения прав Брацук Т.В. на благоприятные условия труда, равенство прав и возможностей, прав на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц КГБУСО «Балахтинский дом-интернат для граждан пожилого возраста и инвалидов» является действующим учреждением.

Учитывая, что истец освобожден от уплаты государственной пошлины, суд взыскивает с ответчика государственную пошлину пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований в размере 931 руб. 65 коп.

На основании изложенного ируководствуясь ст., ст. 194 –198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Балахтинского района Красноярского края в интересах Брацук Т.В. к КГБУСО «Балахтинский дом-интернат для граждан пожилого возраста и инвалидов» о взыскании заработной платы удовлетворить.

Взыскать с Краевого государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Балахтинский дом-интернат для граждан пожилого возраста и инвалидов» в пользу Брацук ФИО7 недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с марта 2017 года по март 2018 года, в размере 24 433 рублей 63 копеек.

Взыскать с Краевого государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Балахтинский дом-интернат для граждан пожилого возраста и инвалидов» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 931 рубль 65 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца с подачей жалобы через Балахтинский районный суд Красноярского края.

Председательствующий: