Дело № 2-444/2020
УИД 42RS0037-01-2020-000238-27
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«18» марта 2020 года г.Юрга Кемеровской области
Юргинский городской суд Кемеровской области
в составе:
Председательствующего судьи Корытникова А.Н.,
при секретаре Мамекиной Я.А.,
с участием:
истца Тарабыкиной И.С.,
представителя ответчика Солдатовой Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тарабыкиной И.С. к Администрации города Юрги Кемеровской области о понуждении к предоставлению благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда,
УСТАНОВИЛ:
Тарабыкиной И.С. обратилась в суд с иском к Администрации города Юрги Кемеровской области о понуждении к предоставлению благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилищного фонда (л.д. 4-8).
Требования мотивированы тем, что она является из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Законом Кемеровской области от 27.12.2012 № 134-03 « Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Она была включена в список детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, по состоянию на 15.07.2019 года порядковый номер в списке- № 191
Право собственности на какие-либо объекты недвижимого имущества у неё отсутствуют, собственного жилья не имеет. По настоящее время жилым помещением Администрация ей не обеспечила, в связи с чем нарушены её права и законные интересы.
Просит суд обязать Администрацию г. Юрги предоставить Тарабыкиной И.С., *** года рождения, изолированное благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 13 кв.м., пригодное для постоянного проживания, юридически и фактически свободное, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам по договору найма специализированного жилого помещения, расположенное в черте муниципального образования «Юргинский городской округ», а также взыскать судебные расходы, в размере: 5100 рублей, из них - 300 руб. государственная пошлина, 1 800 руб. оплата за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, 3000 руб. за составление искового заявления
В судебном заседании истец Тарабыкиной И.С. поддержала исковые требования в полном объеме, просила их удовлетворить, не возражала против установления ответчику срока для добровольного исполнения судебного решения до 01 декабря 20120 года.
Представитель ответчика Администрации г. Юрги Кемеровской области Солдатова Т.И., действующая на основании доверенности (л.д. 25), возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что по состоянию на 04.03.2020 номер очереди Тарабыкиной И.С. № 165. Полномочия по обеспечению жилым помещением данной категории лиц передано на исполнение органа местного самоуправления, однако достаточное финансирование отсутствует. Администрация г.Юрги не имеет возможности за счет собственных средств финансировать мероприятия по обеспечению всех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями. Просит, в случае удовлетворения иска, установить срок для добровольного исполнения судебного решения до 01 декабря 2020 года.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Тарабыкиной И.С. в полном объеме исходя из следующего.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ст. 38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Из ч.3 ст.11 Жилищного кодекса РФ следует, что защита жилищных прав осуществляется путем признания жилищного права, а также восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения.
Ст. 1 Федерального закона РФ от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей имеют в соответствии с указанным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В силу п.4 ч.1 ст. 148 Семейного кодекса РФ дети, находящиеся под опекой имеют право на сохранение права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
На основании ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. п. 1, 3 и п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз. 1 настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
На основании п.6 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта РФ (в том числе по вопросу обеспечения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) на основании законов субъекта РФ и в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления.
П. 9 ст. 2 Закона Кемеровской области от 14 ноября 2005 года № 124-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями Кемеровской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Законом Кемеровской области «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии со ст. 1 Закона Кемеровской области от 27 декабря 2012 года № 134-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» настоящим законом устанавливается порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Согласно п. 1 ст. 5 Закона Кемеровской области от 27 декабря 2012 года № 134-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» гражданам, указанным в ст.1 указанного Закона и включенным в список, жилые помещения предоставляются на основании решения уполномоченного органа по договорам найма специализированных жилых помещений. При принятии решения о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения уполномоченный орган делает запрос документов, указанных в п.5 ст.3 настоящего Закона, для исключения обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии права на предоставление жилого помещения.
По договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение должно предоставляться ребенку-сироте и ребенку, оставшемуся без попечения родителей на территории муниципального образования, по которому тот состоит в списке. Предоставление жилого помещения осуществляется из специализированного жилого фонда Кемеровской области в соответствии с Законом Кемеровской области «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Кемеровской области» либо из специализированного жилищного фонда соответствующего муниципального образования - в случае наделения законом Кемеровской области органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Договор найма специализированного жилого помещения заключается между ребенком-сиротой (или ребенком, оставшимся без попечения родителей) и уполномоченным органом, осуществляющим управление соответствующим жилищным фондом (п. 3-5 ст. 5 Закона Кемеровской области от 27 декабря 2012 года № 134-ОЗ).
Судом установлено, что родителями Тарабыкиной И.С., *** года рождения, являются: мать- Кирьякова Е.Н., отец- Тарабыкин С.Н. (л.д. 39).
Заочным решением Юргинского городского суда Кемеровской области от 03.10.206 Кирьякова Е.Н. лишена родительских прав в отношении дочери Тарабыкиной И.С.*** года рождения (л.д.30-31).
Решением Юргинского городского суда Кемеровской области от 16.01.2013 года Тарабыкин С.Г. лишен родительских прав в отношении дочери Тарабыкиной И.С., *** года рождения (л.д.32-33).
Таким образом, Тарабыкина И.С. имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Согласно адресной справке от *** Тарабыкина И.С. с *** зарегистрирована по адресу: *** (л.д.14).
Из ответа администрации г.Юрги Кемеровской области от 17 июля 2019 года установлено, что Постановлением Администрации города Юрги от ****** Тарабыкина И.С. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений.. По состоянию на 17 июля 2019 года её порядковый номер очередности 191. (л.д.63).
Из уведомления Росреестра об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений от *** видно, что у Тарабыкиной И.С. отсутствуют принадлежащие ей на праве собственности объекты недвижимости – жилые помещения (л.д.12-13).
Согласно справки от ******, выданной ПТОУ «Юргинский техникум машиностроения и информационных технологий» Тарабыкина И.С. обучается в указанном учреждении по очной форме обучения.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Тарабыкина И.С. имеет право на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Поскольку Тарабыкина И.С. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечена жилым помещением, внесен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, достигла восемнадцатилетнего возраста; получила дипломы о среднем профессиональном образовании, то в соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», истец должен быть обеспечен жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения без очередности, поскольку из анализа приведенных норм права следует, что законодатель возлагает обязанность предоставления лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения, при соблюдении иных условий установленных в п.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», именно с достижением ребенком, оставшимся без попечения родителей, 18 лет, в то время как указание на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения в порядке очередности по списку в законе отсутствует.
Учитывая, что в настоящее время Тарабыкина И.С. жилое помещение как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не предоставлено; она состоит на учете, как нуждающаяся в получении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, то ей должно быть предоставлено жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
Доводы ответчика об отсутствии финансирования на предоставление жилых помещений и свободных жилых помещений в муниципальном жилищном фонде, несостоятельны, поскольку данные обстоятельства не исключают ответственность органов местного самоуправления по предоставлению жилья данной категории граждан. Обеспечение жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий.
Непосредственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью, в том числе по договорам найма специализированного жилого помещения, возлагается п. 9 ст. 2 Закона Кемеровской области от 14 ноября 2005 года № 124-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на органы исполнительной власти по месту жительства этих детей.
В соответствии с ч.7 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются детям, оставшимся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Согласно ст.673 Гражданского кодекса РФ объектом договора найма жилого помещения может быть изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания (квартира, часть квартиры или жилого дома).
На основании ч.2 ст.50 Жилищного кодекса РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма по г.Юрге в виде 13 кв.м. общей площади на 1 человека утверждена постановлением Юргинского городского совета народных депутатов от 17 августа 2005 года № 43 «Об учетной норме площади для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях и норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» (в ред. от 27 октября 2010 года).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Тарабыкина И.С. на основании статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и ст. 15 ч.2 ЖК РФ, должно быть предоставлено по договору найма специализированного жилого помещения изолированное, благоустроенное жилое помещение, общей площадью не ниже установленных социальных норм, расположенное в черте города Юрга Кемеровской области – 13 кв.м., отвечающее техническим и санитарным требованиям, пригодное для заселения и проживания, обязанность, по предоставлению которого должна быть возложена на орган местного самоуправления - Администрацию города Юрги Кемеровской области.
Из материалов дела видно, что *** года ответчиком заключен муниципальный контракт на приобретение в муниципальную собственность 16 однокомнатных квартир путем участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома. Срок окончания исполнения контракта застройщиком декабрь 2020 года (л.д.41-80).
Исходя из принципа разумности и справедливости, а также нуждаемости истца в жилом помещении, объема действия ответчика по исполнению настоящего решения и мнения истца, суд полагает разумным установить на основании ст. 206 ГПК РФ для добровольного совершения ответчиком действий по предоставлению жилого помещения срок до 01 декабря 2020 года.
Согласно ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии со ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся расходы на оплату услуг представителей, другие признанные судом необходимыми расходы.
В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
В соответствии с ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Судом установлено, что при обращении в суд истицей оплачена государственная пошлина в размере 300 рублей (л.д.9), а также понесены издержки в размере 1800 руб. - за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (л.д.16), 3000 руб. - за составление искового заявления (л.д.15). Относительно судебных расходов истицы ответчик возражений не представил. Данные расходы суд признает необходимыми, отвечающими требованиям разумности и справедливости, и подлежащими взысканию с ответчика в пользу истицы.
С учетом изложенного иск Тарабыкиной И.С. удовлетворен в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Тарабыкиной И.С. к Администрации города Юрги Кемеровской области о понуждении к предоставлению благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда – удовлетворить в полном объеме.
Обязать Администрацию города Юрги Кемеровской области предоставить Тарабыкиной И.С., *** года рождения, изолированное благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 13 кв.м., пригодное для постоянного проживания, юридически и фактически свободное, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам по договору найма специализированного жилого помещения, расположенное в черте муниципального образования «Юргинского городской округ».
Установить срок для добровольного исполнения решения в части предоставления жилого помещения до 01 декабря 2020 года.
Взыскать с Администрации города Юрги Кемеровской области в пользу Тарабыкиной И.С. судебные расходы на оплату услуг представителя по составлению искового заявления 3000 рублей, платы за предоставление сведений из Единого государственного реестра недвижимости 1800 рублей и оплату государственной пошлины в размере 300 рублей, а всего в сумме 5100 (пять тысяч сто) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме с подачей жалобы через Юргинский городской суд Кемеровской области.
Председательствующий: А.Н. Корытников
Мотивированное решение суда составлено 25 марта 2020 года.