ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-444/2021 от 15.04.2021 Красноярского районного суда (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«15» апреля 2021 года с. Красный Яр

Красноярский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Ключниковой И.А.,

при секретаре Карташовой Ю.А.,

с участием представителя истца по доверенности ФИО4,

представителя ответчика по доверенности ФИО5,

представителя третьего лица Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры ФИО6,

представителя третьего лица ОАО «Красноярское РТП» ФИО7,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации муниципального района Красноярский Самарской области к ФИО2 о взыскании ущерба, причиненного окружающей среде,

УСТАНОВИЛ:

Администрация муниципального района Красноярский Самарской области обратилась в Красноярский районный суд Самарской области с настоящим исковым заявлением.

Свои требования истец мотивирует тем, что в адрес Администрации муниципального района Красноярский Самарской области поступило письмо от 14.09.2020 от Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры, из которого следует, что в конце марта 2018 года на территории земельного участка с кадастровым номером: , расположенного по адресу: <адрес> произошло загрязнение почвы нефтепродуктами.?

В указанный период времени собственником земельного участка являлся ФИО2, что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.

ДД.ММ.ГГГГ Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой совместно со специалистом Управления Росприроднадзора по Самарской области, лабораторией ГБУ СО «Природоохранный центр» и оперуполномоченным отдела УФСБ России по Самарской области в г.Отрадном осуществлен выезд на вышеуказанный земельный участок в ходе которого отобраны пробы почвы.

По результатам исследования почвы в соответствии с экспертным заключением от ДД.ММ.ГГГГ ГБУ СО «Природоохранный центр», содержание нефтепродуктов в пробе превышено в 119,9 раз относительно фоновой пробы (протокол от ДД.ММ.ГГГГ результатов анализа содержания нефтепродуктов и фенола в почве). В результате чего допущено загрязнение почвы отходами II класса опасности - нефтепродуктами на площади 1614,3 м2.

Вред, причиненный почве как объекту охраны окружающей среды в результате загрязнения, составил 6 295 770 (шесть миллионов двести девяносто пять тысяч семьсот семьдесят) рублей, что подтверждается заключением об исчислении размера вреда.

На основании изложенного, просят суд взыскать с ФИО2 в бюджет муниципального района Красноярский Самарской области вред, причиненный почве как объекту охраны окружающей среды в результате загрязнения, в размере 6 295 770 (шесть миллионов двести девяносто пять тысяч семьсот семьдесят) рублей.

Представитель Администрации муниципального района Красноярский Самарской области по доверенности ФИО4 заявленные требования поддержала в полном объеме, просила суд их удовлетворить.

Представитель ответчика ФИО2 по доверенности ФИО5 в судебном заседании исковые требования не признал в полном объеме, просил в иске отказать, о чем предоставил письменный отзыв.

Представитель третьего лица Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры ФИО6 в судебном заседании показал, что при выезде на место на спорный земельный участок инспектором Росприроднадзора при помощи GPS навигатора была выставлена точка места их нахождения, которая показывала, что они находятся именно на земельном участке по адресу: <адрес>Н, принадлежащего на праве собственности ФИО2 Считает требования Администрации м.р.Красноярский Самарской области подлежащими удовлетворению.

Представитель третьего лица ОАО «Красноярское РТП» ФИО7 в судебном заседании показал, что с 2017 года является директором ОАО «Красноярское РТП», которое располагается рядом с земельным участком по адресу: <адрес>, принадлежащим на праве собственности ФИО2 На данном земельном участке имеется строение, с которого начался пожар, перекинувшийся на цистерны. Цистерны, трубы расположены только на участке ФИО2 Представители ФИО2 с его разрешения резали цистерны и трубы и после этого ночью случился пожар, после чего и произошло загрязнение почвы. Также показал, что сам лично видел место загрязнения и оно располагается точно на участке ФИО2 Он видел людей, которые занимались на спорном участке резкой цистерн и они ему пояснили, что находятся на участке с разрешения собственника ФИО2 Они с представителем соседней организации вызвали по этому поводу полицию, которые им пояснили, что это люди ФИО2 и пусть они занимаются демонтажем цистерн.

Допрошенная в судебном заседании в качестве специалиста ФИО8 показала, что работает ведущим инженером в ГБУ Самарской области «Природоохранный центр». В их организацию поступило письмо Межрайонной природоохранной прокуратуры о подготовке экспертного заключения с выездом их на место загрязнения. Они выехали на место загрязнения по адресу: <адрес> лично присутствовала при выезде и видело место загрязнения почвы. Само место загрязнения отгорожено обваловкой, в центре которого находится вязкая жидкость с характерным запахом углеводорода. Ими была составлена схема расположения 3-х пробных площадок и отобрано 6 проб почвы, по две пробы с каждой площадки. Уже в лаборатории экспертом были проведены исследования и установлено загрязнение почвы нефтепродуктами. По результатам исследований подготовлено экспертное заключение с исчислением размера причиненного вреда.

Выслушав стороны, допросив специалиста, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу, что исковые требования Администрации муниципального района Красноярский Самарской области к ФИО2 о взыскании ущерба, причиненного окружающей среде подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 42 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со статьей 75 Закона об охране окружающей среды за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.

Согласно пункту 1 статьи 77 Закона об охране окружающей среды юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

В пункте 34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" разъяснено, что вред, причиненный окружающей среде, а также здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме (пункт 1 статьи 77, пункт 1 статьи 79 Закона об охране окружающей среды).

В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны помимо прочего использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, а также не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ) разъяснено, что основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях (статьи 1, 77 Закона об охране окружающей среды) (пункт 6).

В судебном заседании установлено, что в адрес Администрации муниципального района Красноярский Самарской области поступило письмо от ДД.ММ.ГГГГ от Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры, из которого следует, что в конце марта 2018 года на территории земельного участка с кадастровым номером: , расположенного по адресу: <адрес>Н произошло загрязнение почвы нефтепродуктами.?

В указанный период времени собственником земельного участка являлся ФИО2, что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (л.д.5-6).

ДД.ММ.ГГГГ Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой совместно со специалистом Управления Росприроднадзора по Самарской области, лабораторией ГБУ СО «Природоохранный центр» и оперуполномоченным отдела УФСБ России по Самарской области в г.Отрадном осуществлен выезд на вышеуказанный земельный участок в ходе которого отобраны пробы почвы (л.д.7).

Из пояснений ведущего инженера ГБУ Самарской области «Природоохранный центр» ФИО8, данных в судебном заседании следует, что при поступлении письма из Межрайонной природоохранной прокуратуры о подготовке экспертного заключения они выехали на место загрязнения по адресу: <адрес> место загрязнения отгорожено обваловкой, в центре которого находится вязкая жидкость с характерным запахом углеводорода. Ими была составлена схема расположения 3-х пробных площадок и отобрано 6 проб почвы, по две пробы с каждой площадки. Уже в лаборатории экспертом были проведены исследования и установлено загрязнение почвы нефтепродуктами. По результатам исследований подготовлено экспертное заключение с исчислением размера причиненного вреда.

По результатам исследования почвы в соответствии с экспертным заключением от ДД.ММ.ГГГГ ГБУ СО «Природоохранный центр», содержание нефтепродуктов в пробе превышено в 119,9 раз относительно фоновой пробы (протокол от ДД.ММ.ГГГГ результатов анализа содержания нефтепродуктов и фенола в почве). В результате чего допущено загрязнение почвы отходами II класса опасности - нефтепродуктами на площади 1614,3 м2 (л.д.8-9).

Вред, причиненный почве как объекту охраны окружающей среды в результате загрязнения, составил 6 295 770 (шесть миллионов двести девяносто пять тысяч семьсот семьдесят) рублей, что подтверждается заключением об исчислении размера вреда (л.д.10).

ДД.ММ.ГГГГ ОГЭБ и ПК ОМВД России по Красноярскому району вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, в котором установлено, что на земельном участке с кадастровым номером расположенном по адресу: <адрес>Н ДД.ММ.ГГГГ произошел пожар, в результате которого полностью сгорело расположенное на участке здание, при этом остались цистерны с углеводородным сырьем. В конце марта 2018 года на территории данного земельного участка приехала бригада в составе пяти человек, которая при помощи резаков разрезала находившиеся там цистерны, в результате чего произошло загрязнение почвы нефтепродуктами.

Согласно абзацам 2,4,17,18 и 34 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.

Компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия существования жизни на Земле.

Загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

Загрязняющее вещество - вещество или смесь веществ и микроорганизмов, которые в количестве и (или) концентрациях, превышающих установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы, оказывают негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье человека.

Вред окружающей среде - негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.

Ст. 4 Закона № 7-ФЗ установлено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

Согласно п.п.1 и 3 ст. 77 Закона № 7-ФЗ юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов, природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ).

В соответствии со ст. 1 Закона № 89-ФЗ отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Законом № 89-ФЗ.

Статьей 51 Закона № 7-ФЗ предусмотрено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Данной статьей запрещен сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В силу ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе на основе следующих принципов: охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.

Частью 1 статьи 78 Закона № 7-ФЗ установлено, что компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

В соответствии с абз. 1 п. 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (статья 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 78 Закона № 7-ФЗ). Выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец.

В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" разъяснено, что нахождение земельного участка в собственности лица, деятельность которого привела к загрязнению или иной порче земельного участка, само по себе не может служить основанием для освобождения этого лица от обязанности привести земельный участок в первоначальное состояние и возместить вред, причиненный окружающей среде (статья 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 77 Закона об охране окружающей среды) (пункт 5).

Основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях (статьи 1, 77 Закона № 7-ФЗ) (пункт 6).

ФИО2, являясь собственником земельного участка по адресу: <адрес>Н на котором произошло загрязнение почвы нефтепродуктами, не обеспечил его нормальное содержание и использование по целевому назначению и допустил загрязнение нефтепродуктами.

Доводы представителя ответчика о неустановлении вреда от действий ФИО2 не могут быть приняты судом во внимание, поскольку по смыслу приведенных выше норм материального права и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации сам факт загрязнения почвы нефтепродуктами предполагает причинение вреда почве как сложному объекту окружающей среды, включающему множество взаимодействующих между собой компонентов, в том числе воздуха, воды, живых организмов, бактерий, а значит, в любом случае нарушает естественные плодородные и иные свойства почвы.

В соответствии с ч. 22 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации платежи по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, а также платежи, уплачиваемые при добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов.

Таким образом, требования истца суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Администрации муниципального района Красноярский Самарской области к ФИО2 о взыскании ущерба, причиненного окружающей среде – удовлетворить.

Взыскать с ФИО2ДД.ММ.ГГГГ года рождения в бюджет муниципального района Красноярский Самарской области вред, причиненный почве как объекту охраны окружающей среды в результате загрязнения, в размере 6 295 770 (шесть миллионов двести девяносто пять тысяч семьсот семьдесят) рублей.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Красноярский районный суд Самарской области в течении месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья И.А. Ключникова