Дело № 2-444/2022
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Новокузнецк 27 апреля 2022 года
Новоильинский районы суд г. Новокузнецка Кемеровской области в составе судьи Шлыковой О.А.,
при секретаре судебного заседания Ананьиной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления социальной защиты населения администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа к К.Д.Д. о взыскании денежной выплаты.
УСТАНОВИЛ:
Управление социальной защиты населения администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа обратилось в суд с иском к К.Д.Д. о взыскании денежной выплаты.
Требования мотивированы тем, чтоК.Д.Д. на основании заявления от 26.04.2021 и представленных документов была предоставлена государственная социальная помощь в виде денежной выплаты на основании социального контракта на реализацию мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности. Комиссией по принятию решений о предоставлении государственной социальной помощи принято решение и отражено в протоколах от 30.04.2021, 18.05.2021 о предоставлении К.Д.Д. государственной социальной помощи в виде денежной выплаты, составлена программа социальной адаптации, заключен социальный контракт 19.05.2021, назначены ответственные по разработке программы социальной адаптации, принято решение. Государственная социальная помощь в размере 250000 рублей выплачена 01.06.2021 на счет К.Д.Д., открытый в ПАО «Сбербанк России». Согласно программе социальной адаптации и социальному контракту, предоставленные денежные средства ответчик должен был направить на государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя, аренду помещения, приобретение основных средств и материально-производственных запасов. В соответствии с подпунктом «в» подпункта 2.3.3 социального контракта в период действия контракта с 19.05.2021 по 30.09.2021 ответчик был обязан предоставить в управление социальной защиты населения копии договоров на приобретение основных средств, материально-производственных запасов, имущественных обязательств, копии платежных документов, подтверждающих выполнение мероприятий программы социальной адаптации.В соответствии с подпунктами 5.8.2 и 5.8.2.3 Порядка, ответчик был обязан в целях осуществления контроля за выполнением им мероприятий программы социальной адаптации и обязательств, предусмотренных социальным контрактом, в сроки, установленные программой социальной адаптации, но не позднее срока действия социального контракта, представить в управление социальной защиты населения копии договоров на приобретение основных средств, материально-производственных запасов, имущественных обязательств (не более 15 процентовденежной выплаты, предусмотренной подпунктом «а» подпункта 6.1.2 Порядка), необходимых для осуществления предпринимательской деятельности, копии счетов, копии счетов-фактур, товарный или кассовый чек с указанием наименования товара, платежное поручение с пометкой «Исполнено», банковские выписки о перечислении денежных средств и иные документы (копии документов), подтверждающие приобретение указанных средств, материально-производственных запасов, имущественных обязательств, а также иные документы (копии документов), подтверждающие выполнение мероприятий программы социальной адаптации. В соответствии с подпунктами 5.8.9, 5.8.10, 5.8.10.2 Порядка, управление социальной защиты населения, в качестве уполномоченного органа осуществляет контроль за выполнением гражданином обязательств, предусмотренных социальным контрактом.По результатам контроля составлены заключения от 21.06.2021, 19.07.2021, 17.08.2021 о реализации гражданином мероприятий программы социальной адаптации, по форме согласно приложению № 11 к Порядку и акт от 01.10.2021 о выполнении гражданином обязательств, предусмотренных социальным контрактом, по форме согласно приложению № 12 к Порядку.Заключениями и актом установлено частичное выполнение обязательств со стороны ответчика.Ответчик выполнил пункты 1, 2 плана мероприятий программы: представил бизнес план, получил свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (дата регистрации 18.06.2021).Ответчик не выполнил пункты 3, 4, 5 плана мероприятий программы, не предоставил документы, подтверждающие расходы полученной государственной социальной помощи.В нарушение подпункта 2.3.3 «в» социального контракта, программы социальной адаптации, подпунктов 5.8.2 и 5.8.2.3 Порядка ответчик в период действия социального контракта (согласно программе социальной адаптации в течение 2 месяцев, со дня заключения контракта) не предоставил копии договоров на приобретение основных средств, материально-производственных запасов, имущественных обязательств (не более 15 процентов денежной выплаты, предусмотренной подпунктом «а» подпункта 6.1.2 Порядка), необходимых для осуществления предпринимательской деятельности, копии счетов, копии счетов-фактур, товарный или кассовый чек с указанием наименования товара, платежное поручение с пометкой «Исполнено», банковские выписки о перечислении денежных средств и иные документы (копии документов), подтверждающие приобретение указанных средств, материально-производственных запасов, имущественных обязательств, а также иные документы (копии документов), подтверждающие выполнение мероприятий программы социальной адаптации. Подпунктами 6.5.7 «д», 6.5.8, 6.5.9 Порядка выявление в ходе контроля за выполнением гражданином обязательств, предусмотренных социальным контрактом нецелевого использования денежных средств, излишне выплаченные гражданину денежные средства возмещаются гражданином добровольно или на основании решения суда. Ответчику было направлено письмо от 15.10.2021 № 2587 о предоставлении документов, подтверждающих использование государственной социальной помощи в размере 250000 рублей на цели, предусмотренные социальным контрактом. До настоящего времени платежные документы в управление социальной защиты населения не представлены.
Просит взыскать с К.Д.Д. в пользу Управления социальной защиты населения администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа с учетом уточненных исковых требований денежные средства в размере 231 692 руб. 90 коп.
Представитель истца - Управления социальной защиты населения администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа, извещенныйо времени и месте судебного заседания, в суд не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, о чем предоставил заявление.
Ответчик К.Д.Д., извещенный надлежащим образом о дате и времени судебного заседания, в суд не явился, об уважительной причине неявки суду не сообщила, не просила рассмотреть дело в свое отсутствие.
На основании ч.4 ст.167 ГПК РФ, суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещённого о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии с ч.1 ст. 233 ГПК РФ, в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства. О рассмотрении дела в таком порядке суд выносит определение.
Суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в порядке заочного производства.
Исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 12 Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи"оказание государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах:денежные выплаты (социальные пособия, субсидии и другие выплаты);натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).
Закон Кемеровской области от 08.12.2005 N 140-ОЗ (ред. от 03.11.2020) "О государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам" на основании статьи 5 Федерального закона "О государственной социальной помощи" определяет размер, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, место жительства или место пребывания которых находится на территории Кемеровской области
Согласно ст.2-1 Закона Кемеровской области от 08.12.2005 N 140-ОЗ (ред. от 03.11.2020) "О государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам" в Кемеровской области - Кузбассе оказание государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах:денежные выплаты (социальное пособие, денежная выплата на основании социального контракта);натуральная помощь (обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет).
Согласно ст.3 Закона Кемеровской области от 08.12.2005 N 140-ОЗ (ред. от 03.11.2020) "О государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам" размеры социального пособия и денежной выплаты на основании социального контракта устанавливаются высшим исполнительным органом государственной власти Кемеровской области - Кузбасса.
В соответствии с Федеральным законом от 17.07.99 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Законом Кемеровской области от 08.12.2005 N 140-ОЗ "О государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам" постановлением Правительства Кемеровской области от 09.12.2020 г. № 734 "Об утверждении условий и порядка предоставления, а также установления размеров государственной социальной помощи, утверждении Порядка проведения мониторинга оказания государственной социальной помощи в виде денежной выплаты на основании социального контракта" утверждены условия и порядок предоставления, а также установления размеров государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в виде денежной выплаты на основании социального контракта (далее Порядок).
Согласно п. 1.4 Условий и порядка предоставления, а также установления размеров государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в виде денежной выплаты на основании социального контракта (далее Порядок) государственная социальная помощь назначается малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, заключившим социальный контракт на реализацию следующих мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации: поиск работы; осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (самозанятости) или ведение крестьянского (фермерского) хозяйства (далее также - предпринимательская деятельность), ведение личного подсобного хозяйства.
Согласно п. 5.8.2, п. 5.8.2.3 Порядка гражданин в целях осуществления контроля за выполнением им мероприятий программы социальной адаптации и обязательств, предусмотренных социальным контрактом, заключенным на реализацию мероприятия, указанного в подпункте 1.4.2 настоящего Порядка, в сроки, установленные программой социальной адаптации, но не позднее срока действия социального контракта, представляет в уполномоченный орган: Копии договоров на приобретение основных средств, материально-производственных запасов, имущественных обязательств (не более 15 процентов денежной выплаты, предусмотренной подпунктом "а" подпункта 6.1.2 настоящего Порядка), необходимых для осуществления предпринимательской деятельности, копии счетов, копии счетов-фактур, товарный или кассовый чек с указанием наименования товара, платежное поручение с пометкой "Исполнено", банковские выписки о перечислении денежных средств и иные документы (копии документов), подтверждающие приобретение указанных средств, материально-производственных запасов, имущественных обязательств, а также иные документы (копии документов), подтверждающие выполнение мероприятий программы социальной адаптации.
Согласно п. 5.8.9 Порядка члены комиссии, ответственные за реализацию мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, при необходимости вправе проводить дополнительные проверки достоверности и полноты сведений, содержащихся в документах, представленных гражданином в соответствии с подпунктами 5.8.1 - 5.8.4 настоящего Порядка, путем выезда по месту реализации мероприятий программы социальной адаптации с предварительным уведомлением гражданина о дате и времени проведения указанных проверок.
На основании документов, предусмотренных подпунктами 5.8.1 - 5.8.4, подпунктом 5.8.8 настоящего Порядка, а также по результатам проведенной дополнительной проверки в соответствии с абзацем первым настоящего подпункта, члены комиссии, ответственные за реализацию мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, ежемесячно подготавливают и подписывают заключение о реализации гражданином мероприятий программы социальной адаптации по форме согласно приложению N 11 к настоящему Порядку. В указанном заключении членами комиссии при необходимости указываются предложения о возможности дальнейшей реализации мероприятий программы социальной адаптации, а также о возможности продления срока выполнения мероприятий программы социальной адаптации и (или) срока действия социального контракта в соответствии с подпунктом 5.5.2 настоящего Порядка.
Согласно п. 5.8.10.2 Порядка уполномоченным органом или комиссией в соответствии с подпунктом 5.8.10.1 настоящего Порядка результаты контроля за выполнением гражданином обязательств, предусмотренных социальным контрактом, оформляются актом о выполнении гражданином обязательств, предусмотренных социальным контрактом.
В судебном заседании установлено, что 26.04.2021 г. К.Д.Д. обратился в Управление социальной защиты населения администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа с заявлением о предоставлении государственной социальной помощи в виде денежной выплаты на основании социального контракта в соответствии с Федеральным законом от 17.07.99 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Законом Кемеровской области от 08.12.2005 N 140-ОЗ "О государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам" и предоставил не6обходимый пакет документов.
В заявлении указано, что социальная помощь необходима для реализации мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности (самозанятости).
Решением начальника Управления социальной защиты населения администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа К.Д.Д. на основании социального контракта № 5 от 19.05.2021 г. назначена единовременная денежная выплата в размере 250 000 руб. (л.д. 19).
Государственная социальная помощь в размере 250 000 рублей выплачена К.Д.Д. 01.06.2021 на его счет, открытый в ПАО «Сбербанк России» (л.д.11).
Согласно п.п. 2.3 –2.33Социального контракта от 19.05.2021 г., заключенного Управлением социальной защиты населения администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа и К.Д.Д., гражданин обязан встать на учет в налоговом органе по субъекту РФ в качестве индивидуального предпринимателя; приобрести в период действия настоящего социального контракта основные средства, материально-производственные запасы, принять имущественные обязательства, необходимые для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности. Представить в Уполномоченный орган непосредственно или посредством почтовой связи в целях осуществления контроля за выполнением гражданином мероприятий программы социальной адаптации и обязательств, предусмотренных социальным контрактом, в сроки, установленные программой социальной адаптации: выписку из ЕГРИП; документы, подтверждающие факт расходования средств на государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя; копии договоров на приобретение основных средств, материально-производственных запасов, имущественных обязательств, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности, копии счетов-фактур, товарный или кассовый чек с указанием наименования товара, платежное поручение с пометкой «Исполнено», банковские выписки о перечислении денежных средств и иные документы, подтверждающие приобретение указанных средств, а также документы, подтверждающие выполнение мероприятий программы социальной адаптацию.
В рамках реализации социального контракта была составлена программа социальной адаптации и план мероприятий программы: п.1 составление и утверждение бизнес-плана, п.2 получение свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, п.3 осуществление поиска и аренды помещения, п.4 приобретение основных средств и материально-технических запасов, п.5 ежемесячное информирование УСЗН о выполненных мероприятиях, п.6 иные мероприятия (л.д.26-27).
Управлением социальной защиты населения администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа, как уполномоченным органом, был осуществлен контроль за выполнением гражданином К.Д.Д. обязательств, предусмотренных социальным контрактом, по результатам которого были составлены заключения от 21.06.2021 г., 19.07.2021, 17.08.2021, согласно которым К.Д.Д. частично выполнены обязательства программа социальной адаптации. К.Д.Д. в УСЗН предоставлен бизнес-план, свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Однако, ответчиком не были выполнены пункты 3,4,5 программы, не были предоставлены документы, подтверждающие целевое расходование полученной социальной помощи в размере 250 000 руб.
Истец 15.10.2021 г. направил ответчику требование о предоставлении отчетной документации о целевом расходовании социальной помощи в размере 250 000 руб. (л.д.37).
В связи с тем, что указанные документы К.Д.Д. не были представлены, истец обратился в суд с настоящим иском.
Согласно п.2.1 ст.10 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" Орган социальной защиты населения в одностороннем порядке может прекратить оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае невыполнения ее получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, или в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 4 Закона Кемеровской области от 08.12.2005 N 140-ОЗ "О государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам" Финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Закона, в том числе расходов по доставке социального пособия и расходов по доставке денежной выплаты на основании социального контракта, осуществляется за счет средств областного бюджета.
Согласно ст.38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно ст.306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Согласно пп. д п. 6.5.7 Порядка суммы денежных выплат, излишне выплаченные гражданину, не могут быть с него взысканы, за исключением следующих случаев: выявления в ходе контроля за выполнением гражданином обязательств, предусмотренных социальным контрактом, проводимого в соответствии с пунктом 5.8 настоящего Порядка, нецелевого использования денежных выплат.
Согласно п. 6.5.9.1 Порядка Возмещение излишне выплаченных гражданину денежных средств производится на основании решения уполномоченного органа (при подаче гражданином заявления о возмещении излишне выплаченных денежных средств) или на основании решения суда о взыскании излишне выплаченных денежных средств (при отказе гражданина от добровольного возмещения излишне выплаченных денежных средств).
Согласно п. 2.1.8 Социального контракта уполномоченный орган обязан взыскать излишне выплаченные денежные средства в том числе, в случае выявления в ходе контроля за выполнением гражданином обязательств, предусмотренных социальным контрактом, нецелевого использования денежных средств.
В ходе рассмотрения дела истцом в суд были предоставлены платежные документы, подтверждающие приобретение К.Д.Д. материально-производственных средств по социальному контракту на сумму 18 307, 10 руб. (л.д.65-69), в связи с чем, истец уменьшил сумму исковых требований и просил взыскать с ответчика К.Д.Д. средства социальной помощи, предоставленные на основании социального контракта, в размере 231 692, 90 руб. (250 000-18 307,10).
Таким образом, судом установлено, что ответчиком не подтверждено и не представлено доказательств целевого расходования им предоставленной социальной помощи на сумму 231 692, 90 руб. (250 000-18 307,10) на цели социального контракта, в связи с чем, суд считает исковые требования Управления социальной защиты населения администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа о взыскании с К.Д.Д. денежных средств в размере 231 692,90 руб. законными и обоснованными.
Согласно ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Учитывая, что при подаче искового заявления истец был освобождён от уплаты государственной пошлины, суд считает необходимым в соответствии с п.1 ч. 1 ст.333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, с учётом удовлетворенных исковых требований в размере 231 692, 90 рублей, взыскать с К.Д.Д. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 5 517 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 233-235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Управления социальной защиты населения администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа к К.Д.Д. о взыскании денежной выплаты удовлетворить.
Взыскать с К.Д.Д., ..... года рождения уроженца ..... в пользу Управления социальной защиты населения администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа денежные средства в размере 231 692 (двести тридцать одна тысяча шестьсот девяносто два) рубля 90 копеек.
Взыскать с К.Д.Д. государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 5 517 (пять тысяч пятьсот семнадцать) рублей.
Ответчик вправе подать в Новоильинский районный суд г.Новокузнецка, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья: (подпись) О.А. Шлыкова
Мотивированное решение изготовлено 29.04.2022.
Судья: (подпись) О.А. Шлыкова
Копия верна. Судья: О.А. Шлыков
Подлинный документ подшит в деле №2-444/2022 42RS0011-01-2021-005127-43 Новоильинского районного суда г.Новокузнецка Кемеровской области.