УИД 61RS0043-01-2022-000533-30
Дело № 2-444/2022
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
«27» июля 2022 года г. Морозовск г. Морозовск
Морозовский районный суд Ростовской области в составе: председательствующего судьи Писаренко В.В., секретаря судебного заседания Ярошенко В.А., с участием помощника прокурора Морозовского района Сбродова В.И., представителя администрации Морозовского городского поселения ФИО1, представителей МКУ «Управление городского хозяйства и строительства» ФИО2, ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело, по исковому заявлению прокурора Морозовского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Морозовского городского поселения Морозовского района Ростовской области, МКУ «Управление городского хозяйства и строительства», третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РО, Министерство Жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области «Об обязании осуществить строительство сетей водоснабжения и водоотведения, обеспечении постановки на кадастровый учет сетей водоснабжения и водоотведения»,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Морозовского района обратился в Морозовский районный суд с иском к Администрации Морозовского городского поселения Морозовского района Ростовской области и МКУ «Управление городского хозяйства и строительства», которым просит обязать ответчиков осуществить строительство сетей водоснабжения и водоотведения на восьми улицах г. Морозовска. Исковые требования мотивированы тем, что ответчиками не предпринимаются меры к обеспечению жителей <данные изъяты> водоснабжением и водоотведением, тогда как в 2015 году администрацией Морозовского городского поселения выполнен проект планировки и межевания приоритетной территории жилищного строительства муниципального образования «Морозовское городское поселение» площадью 40 га., предусматривающий размещение 353 земельных участка под индивидуальную жилищную усадебную застройку. В 2022 году межбюджетный трансферт на строительство сетей водоснабжения и сетей водоотведения снят, за счет средств местного бюджета строительство сетей не представляется возможным, установить сроки реализации мероприятий по строительству не представляется возможным, что и послужило основанием для обращения в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц.
К участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечено Министерство Жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области.
В судебном заседании помощник прокурора Сбродов В.И. исковые требования поддержал, по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель Администрации Морозовского городского поселения ФИО1 в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала, повторив доводы представленного письменных возражений, согласно которому, строительство сетей водоснабжения и водоотведения запланировано поселением в два этапа: в 2022 году по <адрес> и <адрес>, в 2023 году по <адрес> и <адрес>. Муниципальное образование в настоящее время не имеет собственных доходов на строительство сетей, так как в соответствии с Областным законом Ростовской области «Об областном бюджете на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов» межбюджетный трансферт на строительство был снят. Строительные работы перенесены соответственно на 2023 и 2024 годы. Полагает, что удовлетворение исковых требований приведет к нарушению требований Бюджетного кодекса РФ, ст. 52 Ф.З «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ограничению прав органа местного самоуправления в самостоятельном решении вопросов местного значения. Представители МКУ «Управление городского хозяйства и строительства» ФИО2 и ФИО3 в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражали, по доводам, изложенным в письменном мотивированном отзыве, указали, что строительство сетей планировалось проводить в два этапа, в 2022 году по <адрес> и <адрес>, в 2023 по <адрес> и <адрес>. В связи с сокращением софинансирования, строительство перенесли на один год. Посколькубюджетные ассигнования не заложены в смете МКУ «УГХиС», обязательства по строительству сетей водоснабжения и водоотведения у МКУ «УГХиС» не возникли. Отсутствуют доказательства невозможности использования жителями спорных улиц, на которых находится всего 23 домовладения, имеющихся сетей водоснабжения и водоотведения. Круг лиц, в интересах которых заявлен настоящий иск, не является неопределенным.
Представитель Министерства Жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области ФИО4 письменным отзывом просил дело рассмотреть в его отсутствие, указав, что средства областного бюджета для администрации Морозовского района на реализацию объектов по строительству сетей водоснабжения и сетей канализации по <адрес> выделены 16.12.2022 Областным законом «Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» № 635-ЗС в сумме 115 815,0 тыс. рублей, в том числе: на 2022 год - 59 378,5 тыс. рублей и на 2023 год - 56 436,5 тыс. рублей. В связи с сокращением расходов областного бюджета Областным законом № 678-ЗС «О внесении изменений в Областной закон «Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» от 24.03.2022 уменьшены бюджетные ассигнования на 2022 год в сумме 59 378,5 тыс. рублей по строительству сетей водоснабжения и сетей канализации по <адрес>. В 2022 году Морозовским городским поселением получены положительные заключения экспертизы по корректировке проектной документации по строительству сетей водоснабжения и сетей канализации <адрес> и <адрес>. Исходя из возможностей областного бюджета, предложения по выделению средств на реализацию объектов направлены в министерство финансов Ростовской области для их рассмотрения и включения в проект Областного закона об областном бюджете на период 2023-2025 годов в сумме 128 940,5 тыс. рублей, в том числе: на 2023 год (<адрес> и <адрес>) - 70 608,8 тыс. рублей и на 2023 год (<адрес> и <адрес>) - 58 331,7 тыс. рублей.
Суд, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, изучив представленные доказательства, пришел к следующему.
Частью 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится, в том числе, организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Судом установлено, в 2015 году Администрацией Морозовского городского поселения выполнен Проект планировки и межевания приоритетной территории жилищного строительства площадью 40 га., в соответствии с которым запланировано предоставить под индивидуальную жилищную усадебную застройку 353 земельных участка по <адрес>. В настоящее время застроено 10 земельных участков, что составляет 3,5% от общего количества земельных участков, предоставленных под ИЖС.
Для обеспечения необходимой инженерной инфраструктурой (строительство сетей газоснабжения, водоснабжение, водоотведение) в 2018 году Администрацией Морозовского городского поселения разработана проектно-сметная документация на строительство газопровода по объекту: «Строительство разводящих газовых сетей по <адрес>, Полевая и строительство подводящего газопровода по <адрес>» и получено положительное заключение государственной экспертизы от 12.12.2018 №61-1-1-3-007181-2018.
В 2019 году Администрацией Морозовского городского поселения разработана проектно-сметная документация на строительство сетей водоснабжения и канализации по 4-м улицам: <адрес>.
По утверждению ответчиков строительство сетей водоснабжения и канализации по указанным улицам разбито на два этапа: в 2022 году по <адрес> и <адрес>, в 2023 году по <адрес> и <адрес>.
В соответствии с Областным законом от 16.12.2021 №635-ЗС «Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» в рамках подпрограммы «Создание условий для обеспечения бесперебойности и роста качества жилищно-коммунальных услуг на территории Ростовской области» министерством жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области в конце 2021 года был предоставлен межбюджетный трансферт на 2022 год - 52 993,9 тыс. рублей для строительства сетей водоснабжения и сетей канализации по <адрес> и на 2023год - 52 993,9 тыс. рублей для строительства сетей водоснабжения и сетей канализации по <адрес>
В связи с удорожанием строительно-монтажных работ, Администрацией Морозовского городского поселения по требованию министерства ЖКХ Ростовской области, проведена актуализация раздела ПСД по объектам строительства сетей водоснабжения и сетей канализации по <адрес>.
По сведениям ответчиков, стоимость строительства сетей водоснабжения и сетей канализации по <адрес> составляет - 59 378,6 тыс. рублей, из них за счет средств областной бюджет - 55 756,4 тыс. рублей, бюджета Морозовского городского поселения - 3 622,2 тыс. рублей.
В 2022 году, в соответствии с Областным законом Ростовской области от 24.03.2022 №678-ЗС «Об областном бюджете на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов» межбюджетный трансферт на строительство сетей водоснабжения и сетей канализации по <адрес> был снят.
Возражения ответчиков против иска основываются на том, что финансирование строительства сетей водоснабжения и сетей канализации по <адрес> составит 56 436,5 тыс. рублей, из них за счет областного бюджета - 52 993,9 тыс. рублей, бюджета городского поселения - 3 442,6 тыс. рублей., на разработку ПСД остальных улиц - <адрес> более 56,7 млн. рублей, стоимость строительных работ примерно 115,8 млн. руб.
По информации администрации Морозовского района от 14.04.2022 исх. №85/2451, по <адрес> планируется предоставление 85 земельных участков многодетным семьям.
По состоянию на 01.04.2022 на данной территории предоставлено 76 земельных участков многодетным семьям. Также, планируется устранить очередность многодетных детей путем предоставления земельных участков на вышеуказанной территории.
Задача государства по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем была обозначена в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг". Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 постановлено Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
Согласно подпункту 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 9 ноября 2017 года N 2516-О "По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.
В рамках реализации предоставленных полномочий администрацией Морозовского городского поселения создано МКУ «Управление городского хозяйства и строительства», предметом деятельности которого является организация в границах Морозовского городского поселения водоснабжения населения и водоотведения (п. 2.2.1 Устава учреждения).
Администрацией Морозовского городского поселения и МКУ «Управление городского хозяйства и строительства» деятельность по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем в части строительства сетей водоснабжения и сетей водоотведения по <адрес> осуществляется не должным образом, что противоречит положениям п. 1 ч. 1 ст. 3, п. 1 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и нарушает права жителей Морозовского городского поселения, круг которых в настоящее время не определен.
Обстоятельства дела свидетельствует о непринятии ответчиками в течение разумного срока должных мер для обеспечения отведенной под индивидуальное строительство территории сетями водоснабжения и водоотведения.
Статья 45 ГПК РФ наделяет прокурора правом обратиться в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Применение меры прокурорского реагирования в виде обращения в суд, с иском обязать ответчиков осуществить строительство сетей водоснабжения и водоотведения по <адрес> в срок до 31.12.2023 года, в сложившейся ситуации, учитывая ценность защищаемых прав, является оправданным.
Разрешая требования о возложении на администрацию Морозовского городского поселения обязанности постановки на государственный кадастровый учет сетей водоснабжения и водоотведения, суд пришел к следующему.
В силу ч. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Водопроводные сети прочно связаны с землей и их перемещение невозможно без несоразмерного ущерба их назначению, в связи с чем они являются объектами недвижимого имущества.
На основании ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Федеральный закон от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» регулирует деятельность по осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на имущество. Так, ст. 41 указанного закона регулирует вопросы осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав при образовании объекта недвижимости; ст. 46 закреплены особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении единого недвижимого комплекса.
По убеждению суда, требования прокурора о постановке на государственный кадастровый учет сетей водоснабжения и водоотведения, строительство которых еще не осуществлено, являются преждевременными.
В отсутствие доказательств, что ответчик допускает бездействие по вопросу кадастрового учета объектов недвижимого имущества, оснований для удовлетворения иска в данной части, суд не усматривает.
При таких обстоятельствах, суд находит заявленные исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Морозовского района - удовлетворить частично.
Обязать администрацию Морозовского городского поселения и МКУ «Управление городского хозяйства и строительства» осуществить строительство сетей водоснабжения и водоотведения по <адрес>, в срок до 31.12.2023.
В остальной части иска - отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд, через Морозовский районный суд, в апелляционном порядке в течение месяца
Решение изготовлено 28 июля 2022 года.
Председательствующий: