ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-444/2022 от 31.05.2022 Синарского районного суда г. Каменск-Уральского (Свердловская область)

Дело № 2-444/2022

УИД 66RS0012-01-2022-000197-34

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Каменск-Уральский 31 мая 2022 года

Синарский районный суд города Каменска-Уральского Свердловской области в составе: председательствующего судьи Земской Л.К., при ведении протокола секретарем судебного заседания Воробьевой А.С., помощником судьи Дзюба О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации Каменск-Уральского городского округа, Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о признании права на получение государственного жилищного сертификата,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1 обратился в суд с иском к Администрации Каменск-Уральского городского округа (далее также Администрация городского округа), Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (далее также Министерство) о признании права на получение государственного жилищного сертификата.

Исковые требования уточнял, с учетом уточнения иска в его обоснование указал, что относится к категории граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих общую продолжительность стажа работы там не менее 15 календарных лет, и не имеющих жилья в других регионах России или нуждающихся в улучшении жилищных условий и не получивших субсидии на эти цели. Начиная с 2003 года он состоял на учете в Администрации городского округа с целью предоставления субсидии на приобретение жилья составом семьи один человек. Постановлением Администрации городского округа от 11.11.2021 № 874 он был исключен из состава участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», поскольку по мнению ответчиков отсутствуют документы, подтверждающие сведения о его регистрации в районах Крайнего Севера в период с 26.07.1983 по 25.03.1994, а также он получил денежную компенсацию в связи с выездом за предела Тенькинского района Магаданской области. Полагает указанное постановление незаконным, нарушающим его права на обеспечение жилым помещением, поскольку он фактически в спорный период проживал в районах Крайнего Севера, работал на производствах данного региона, в связи с чем ему в том числе была назначена в льготном порядке пенсия по старости. При выезде за пределы Тенькинского района Магаданской области ему не выплачивалась жилищная субсидия, была выплачена только денежная компенсация, имеющая иное назначение (за сданное жилье).

С учетом изложенного, уточнив заявленные исковые требования, ФИО1 предъявлены к Администрации Каменск-Уральского городского округа, Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области следующие исковые требования: признать за ФИО1 право на получение государственного жилищного сертификата как участника ведомственной целевой программы по категории «граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»; установить факт проживания истца в районах Крайнего Севера в период с 26.07.1983 по 25.03.1994; восстановить ФИО1 в Списке граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 01.01.1992, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, по Свердловской области, утвержденного Министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области от 08.02.2021, по дате первоначальной постановки на учет 30.10.2003; включить истца в состав участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», по категории: граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 01.01.1992, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, по муниципальному образованию Каменск-Уральский городской округ Свердловской области; включить истца в сводный список граждан – получателей государственных жилищных сертификатов на 2022 год по категории «Граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 01.01.1992»; обязать министерство предоставить в 2022 году ФИО1 государственный жилищный сертификат по категории «Граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 01.01.1992», составом семьи один человек, исходя из норматива общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты 33 кв.м.

В состоявшихся по делу судебных заседаниях истец ФИО1 и его представитель ФИО2, действующая на основании нотариальной доверенности от 12.01.2022 сроком действия три года, настаивали на удовлетворении исковых требований по приведенным в иске с учетом его уточнений доводам и основаниям.

Представители ответчика Администрации Каменск-Уральского городского округа Александрова Ю.А., действующая на основании доверенности от 27.04.2021 сроком действия три года, ФИО3, действующая на основании доверенности от 18.03.2021 сроком действия три года, в судебных заседаниях и представленном в материалы дела письменном отзыве просили отказать в удовлетворении исковых требований ФИО1 Указали, что не представлено доказательств регистрации истца в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в течение необходимого времени, а также ранее им была получена выплата аналогичного назначения, что лишает ФИО1 права на получение социальной выплаты на приобретение жилья.

Представитель ответчика Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области ФИО4, действующая на основании доверенности от 03.12.2021 сроком действии по 31.12.2022, в судебное заседание не явилась, направила в материал дела письменный отзыв, в котором просила отказать в удовлетворении иска по доводам, аналогичным приведенным представителями Администрации городского округа, а также просила рассмотреть дело в свое отсутствие.

С учетом положений ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) судом вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав доводы явившихся участников судебного разбирательства, исследовав с совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам:

Статья 40 Конституции Российской Федерации устанавливает: Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Порядок реализации закрепленных в ст.40 Конституции Российской Федерации прав определяется законодателем в специальных законах и подзаконных актах, определяющих категории подлежащих обеспечению жильем за счет средств бюджета граждан, условия и порядок реализации соответствующих прав гражданина.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее Федеральный закон № 125-ФЗ) в действующей редакции право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют: инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет; инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) не позднее 1 января 1992 года и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.

Для целей указанного Федерального закона не обеспеченными жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, признаются граждане при соблюдении следующих требований:

гражданин, выезжающий из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и (или) члены его семьи не являются собственниками жилых помещений, расположенных за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, либо являются собственниками жилых помещений, расположенных за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, при условии обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления в соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;

гражданин, выехавший из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 года, и (или) члены его семьи:

не являются нанимателями жилых помещений, расположенных за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя такого жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений, расположенных за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, или членами семьи собственника такого жилого помещения;

являются нанимателями таких жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя такого жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками таких жилых помещений или членами семьи собственника такого жилого помещения при условии обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления в соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;

гражданин, выезжающий (выехавший не ранее 1 января 1992 года) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и (или) члены его семьи не получали в установленном порядке иных предусмотренных законодательством Российской Федерации мер государственной поддержки в виде предоставления:

жилого помещения, расположенного за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в собственность (за исключением жилых помещений, переданных в соответствии с Законом Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации") или по договору социального найма;

бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения, расположенного за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;

земельного участка, расположенного за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, для строительства жилого дома.

Очередность предоставления жилищных субсидий установлена статьей 2 Федерального закона № 125-ФЗ, в соответствии с которой пенсионеры отнесены ко второй очереди.

Право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом, которым является именной документ, подтверждающий право гражданина на получение жилищной субсидии и выдаваемый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (что следует из ст.4 Федерального закона № 125-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее – Правила № 153).

Согласно п.п. «з» п. 5 Правил № 153 право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в порядке, установленном указанными Правилами, имеют граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".

Основания для отказа в признании гражданина участником ведомственной целевой программы указаны в пункте 22 Правил № 153, согласно которого ими являются: а) несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 настоящих Правил; б) непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 19 настоящих Правил; в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; г) реализация ранее права на улучшение жилищных условий или обеспечение жилым помещением с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставленных за счет средств федерального бюджета.

Порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" либо право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (далее соответственно именуются - социальные выплаты, граждане, имеющие право на получение социальных выплат для приобретения жилья), установлен в Положении о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 № 879 (далее – Положение).

В частности случаи снятия граждан с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья установлены в п. 21 указанного Положения.

В соответствии с п.п. «и» п. 21 Положения граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии со статьей 1 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" либо со статьей 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;".

Судом установлено, и следует из материалов гражданского дела, что истец ФИО1, (дата) года рождения, является пенсионером по старости с 21.05.2001, о чем представлен дубликат пенсионного удостоверения, выданный 08.07.2005 УПФР в городе Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области.

Согласно сведениям, поступившим в Администрацию городского округа из УПФР в городе Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области письмом от 29.07.2021, общая продолжительность стажа работы ФИО1 в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях по состоянию на 21.05.2001 (на дату назначения страховой пенсии по старости) - 18 лет 01 месяц 01 день, по состоянию на 26.11.2002 (на дату выезда с территории Магаданской области) составляет - 19 лет 05 месяцев 15 дней.

ФИО1 не имеет жилых помещений на праве собственности, что подтверждают представленные справки СОГУП «Каменск-Уральское городское Бюро технической инвентаризации и регистрации недвижимости» от 16.12.2002, МУП «Тенькажилкоммунэнерго» от 04.11.2002, Филиала СОГУП «БТИ Каменского района» от 14.01.2003, письма Администрации Тенькинского района Магаданской области от 08.10.2013, Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области от 12.08.2021, выписки из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости от 31.07.2021, 02.08.2021, 10.08.2021.

Указанные обстоятельства сторонами в ходе рассмотрения гражданского дела не оспаривались.

Как следует из объяснений лиц, участвующих в деле, представленных письменных доказательств, ФИО1 составом семьи 1 человек состоит в Администрации Каменск-Уральского городского округа на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий на основании постановления главы города Каменска-Уральского от 13.02.2003 № 269 «О принятии на учет для получения жилой площади, внесений изменений в список очередности и исключения граждан из списков очередности».

На основании заявления на получение субсидии на строительство или приобретения жилья от 30.10.2003 ФИО1 был включен в Единый список граждан, состоящих на учете выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 года, постоянно проживающих в Свердловской области и имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья по дате подачи заявления, группа очередников – Пенсионеры.

20.06.2011 года ФИО1 подано заявление на включение в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы в соответствии с подпунктом «з» пункта 5 Правил № 153.

Решением городской комиссии по обеспечению реализации Федеральной подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» в МО город Каменск-Уральский от 26.07.2011 ФИО1 включен в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, и список граждан, изъявивших желание получить сертификат в 2012 году, о чем свидетельствует соответствующий протокол.

Заявлением от 04.06.2020 года ФИО1 подтвердил свое желание участвовать в 2021 году в ведомственной целевой программе «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» по категории «граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 01 января 1992 года».

Постановлением Администрации города Каменска-Уральского от 29.06.2020 № 480 ФИО1 включен в список граждан – участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», по категории «граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 01 января 1992 года».

В списке граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 01 января 1992 года, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья по муниципальному образованию Каменск-Уральский городской округ Свердловской области, утвержденном и.о. главы Каменск-Уральского городского округа 28.01.2021 года, ФИО1 значился под номером 2.

В списке граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 01 января 1992 года, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья по Свердловской области, утвержденном Министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области от 08.02.2021 года, ФИО1 значился под номером 5.

Приказом Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области от 15.07.2021 № 410-П ФИО1 включен в Сводный список граждан - получателей государственных жилищных сертификатов в 2021 году по категории «Граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 01 января 1992 года», о чем Администрация городского округа была уведомлена письмом от 15.07.2021, в соответствии с которым в период с 9 по 30.08.2021 необходимо было представить в Министерство укомплектованное учетное дело ФИО1 в соответствии с пунктами 5, 19, 20, 20(1), 24, 44, 44(1), 44(2) Правил, о чем ФИО1 был уведомлен письмом Администрации городского округа от 09.08.2021.

Заявление о выдаче государственного жилищного сертификата подано ФИО1 09.08.2021.

Администрацией городского округа в Министерство было представлено учетное дело ФИО1, о чем свидетельствуют письма главы Каменск-Уральского городского округа от 17.08.2021.

Письмом Министерства от 24.08.2021 учетное дело ФИО1 возвращено в Администрацию городского округа без оформления сертификата на доработку в срок до 08.09.2021, в части для предоставления документов, подтверждающих проживание ФИО1 в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в период с 26.07.1983 по 25.03.1994, и документов, содержащих сведения о времени нахождения на пенсии по старости.

Письмом от 31.08.2021 УПФР в городе Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области представлена справка о нахождении на пенсии ФИО1

Сведения о регистрации ФИО1 в спорный период на запросы Администрации городского округа предоставлены в установленный срок не были. В связи с чем, письмом от 07.09.2021 Администрация городского округа уведомила Министерство о невозможности представить доработанное учетное дело ФИО1

Помимо этого, несмотря на предоставление ранее информации о том, что субсидия на приобретение (строительство) жилья ФИО1 при выезде из районов Крайнего Севера не предоставлялась (справка Гастелловской поселковой администрации Администрации Тенькинского района Магаданской области от 05.11.2002, письмо Администрации Тенькинского района Магаданской области от 08.10.2013), в ходе работ по доработке учетного дела истца в Администрацию городского округа поступило письмо Администрации Тенькинского городского округа от 27.09.2021, из которого следовало, что согласно постановлению главы Тенькинского района от 04.07.2003 № 266 «О выплате дотации гражданам, выезжающим за пределы Тенькинского района и освобождающим жилую площадь» ФИО1 получил дотацию в связи с выездом за пределы Тенькинского района, как лицо, изъявившее желание решать жилищную проблему самостоятельно.

Документы, подтверждающие сведения о регистрации ФИО1 в период с 26.07.1983 по 25.03.1994 в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, получена не была, указано об отсутствии такой информации.

11.11.2021 Администрацией городского округа было принято постановление № 874 «Об исключении ФИО1 из состава участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг», государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» и списка граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 01 января 1992 года, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, по муниципальному образованию Каменск-Уральский городской округ Свердловской области», со ссылками на положения ст. 1 Федерального закона № 125-ФЗ, п.п. «и» п. 21 Положения, п.п. «а» п. 22 Правил. О принятии названого постановления истец был уведомлен письмом Администрации городского округа от 16.11.2021.

Как следует из приведенных выше обстоятельств, объяснений сторон в судебных заседаниях и представленных в материалы дела письменных отзывов, предметом спора является проживание ФИО1 в период с 26.07.1983 по 25.03.1994 в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (поскольку не представлены сведения о его регистрации в названный период), а также то обстоятельство, обеспечивался ли ранее истец за счет средств бюджета соответствующими выплатами на приобретение жилого помещения в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям. Наличие иных оснований для участия ФИО1 в ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг», государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» и нахождения в списке граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 01 января 1992 года, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, стороной ответчика не опровергалось.

Исследовав в совокупности и оценив по правилам ст.67 ГПК РФ представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что несмотря на отсутствие данных о регистрации истца по месту жительства (пребывания) факт проживания ФИО1 в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в период с 26.07.1983 по 25.03.1994 подтвержден в ходе рассмотрения гражданского дела следующими доказательствами.

Об изложенном помимо объяснений самого ФИО1 в судебном заседании свидетельствуют также представленные в материалы гражданского дела сведения о том, что ФИО1 работал в период с 19.03.1979 по 21.07.1983 на Магаданской области, с 30.08.1983 по 12.07.1984 в Тресте на территории пос. Омчак Тенькинского района Магаданской области, с 10.05.1984 по 10.12.1990 на , с 10.12.1990 по 21.12.1992 – в , с 22.12.1992 по 01.04.1996 в «Оринт» Тенькинского (копия трудовой книжки истца, личные карточки работника, архивные справки Архивного отдела Администрации Тенькинского от (дата), 16.03.2022, вышеуказанные сообщения УПФР в городе Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области), проживал по адресу , с 25.03.1990 по 12.02.2003 (, 10.07.2006), состоял на воинском учете в Тенькинском РВК Магаданской области в том числе в период с 26.07.1983 по 26.04.1984, далее поставлен на воинский учет в 08.05.1984 (копия военного билета, сообщение Территориальной администрации поселка Омчак Администрации Тенькинского городского округа Магаданской области от 12.04.2022).

Как обоснованно указано представителем истца, работа в указанный период времени учтена для включения в стаж ФИО1 в льготном исчислении, как работа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, для назначения пенсии по старости, что также подтверждает проживание истца в период с 26.07.1983 по 25.03.1994 на соответствующей территории.

Однако подтверждение проживания ФИО1 в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в период с 26.07.1983 по 25.03.1994 не влечет удовлетворение его исковых требований по следующим причинам.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, требование о предоставлении такой выплаты, как безвозмездная жилищная субсидия, непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает. В силу чего федеральный законодатель, закрепляя право граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии и определяя условия его возникновения, а также порядок реализации данного права, вправе, как это следует из статей 37 (часть 3), 40 и 71 (пункты "в", "е", "з") Конституции Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, в том числе бюджетные средства, которые могут быть выделены для решения проблемы переселения, предусмотреть и специальные правила действия таких правовых норм во времени и по кругу лиц, что нельзя расценивать как нарушение конституционных прав граждан (Определения от 19 октября 2010 г. № 1333-О-О; от 14 июля 2011 г. № 902-О-О; от 29 сентября 2011 г. № 1097-О-О; от 25 января 2012 г. № 83-О-О и др.).

Согласно ч.1 ст.1 Федерального закона № 125-ФЗ одним из требований, которому должен соответствовать гражданин, выезжающий из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, при определении его права на получение жилищной субсидии, является то, что ранее он не получал в установленном порядке иных предусмотренных законодательством Российской Федерации мер государственной поддержки в виде предоставления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения, расположенного за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Вопрос о праве граждан, получивших компенсацию за освобождаемое жилье при выезде из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, законодательством не урегулирован.

В статье 7 Федерального закона от 17.08.1996 № 116-ФЗ "О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями в 1996 году", действовавшем до 01.01.2005, содержалось положение о том, что граждане, получившие жилищные субсидии по настоящему Федеральному закону, теряют право на получение денежной компенсации за освобождаемое жилье по месту сдачи жилища.

Совокупное толкование приведенных правовых норм позволяет суду согласиться с правовой позицией стороны ответчика, согласно которой в случае, если гражданину в целях переселения из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей ранее была предоставлена субсидия (единовременная социальная выплата) на приобретение (строительство) жилого помещения в рамках федеральных законов за счет средств федерального бюджета или региональных программ за счет бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, то такому гражданину в рамках Федерального закона № 125-ФЗ жилищная субсидия не предоставляется. В случае получения лицами, выезжающими из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, компенсации за освобождаемое жилье по месту сдачи жилища они утрачивают право на получение жилищной субсидии.

Аналогичные разъяснения приведены в письмах ФКУ "Объединенная дирекция" Минстроя России от 01.03.2019 № АБ/01-01-359, от 29.11.2019 № АБ/01-01-2449, с указанием, что денежная компенсация, полученная гражданами за освобождаемое жилье, как правило, позволяла приобрести в тот момент жилое помещение в населенных пунктах, имеющих более благоприятные природно-климатические условия за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Вопросы распределения средств федерального бюджета, направляемых на предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в климатически благоприятные регионы; размер предоставляемых гражданам жилищных субсидий, а также условия и порядок их предоставления, регулировались Федеральным законом от 17.08.1996 № 116-ФЗ "О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями в 1996 году", который утратил силу с 01.01.2005 в связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ.

Как следует из представленных в материалы дела письменных доказательств в целях оказания помощи гражданам Российской Федерации, нуждающимся и имеющим право на получения жилищной субсидии согласно Федерального закона от 17.08.1996 № 116-ФЗ, Тенькинским районным собранием представителей 12.12.1997 было принято решение № 15 «Об утверждении Положения «О предоставлении жилищных субсидий гражданам Тенькинского района, выезжающим за пределы Магаданской области». Право на прием и рассмотрение заявлений таких граждан делегировано сельпосадминстрациям (п.2 указанного решения).

В соответствии с п.п.2,3 Положения о предоставлении безвозмездной жилищной субсидии на строительство или приобретение жилья гражданам Тенькинского района, выезжающим за пределы Магаданской области, утв. Решением Тенькинским районным собранием представителей от 12.12.1997 № 15, безвозмездная жилищная субсидия на строительство или приобретение жилья предоставляется гражданам Тенькинского , проработавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 10 лет и выезжающим из Магаданской области, а также не имеющим жилья в других регионах и состоящим в соответствии с законодательством РФ на учете по предоставлению жилищной субсидии в сельпосадминистрациях. Субсидия предоставляется за счет средств федерального бюджета в пределах предусмотренных объемов лицам, подтвердившим возможность оплаты из собственных или привлеченных средств недостающую (сверх выделенной субсидии) часть стоимости приобретения или строительства жилья.

Как следует из содержания п.п.7,8 названного Положения размер субсидии зависит от состава семьи, которой она предоставляется, одиноко проживающему гражданину – 33 кв.м. общей площади. Размер субсидии определяется с учетом коэффициента исходя из стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Граждане, получившие жилищные субсидии по настоявшему Положению, теряют право на получение денежной компенсации за освобождаемое жилье по месту сдачи (п.12 Положения).

До принятия указанного Решения Президиумом Тенькинского районного Совета народных депутатов от 24.05.1991 № 39 и от 10.06.1991 № 40 были утверждены временное Положение «О выплате дотаций и компенсаций гражданам, выезжающим за предела Тенькинского района и освобождающим жилую площадь в домах местных Советов», а также внесены изменения в него. Указанное Положение согласно его п.1 определяло временный порядок выплаты компенсации или дотации для обустройства гражданам, выезжающим за пределы района и освобождающим жилую площадь.

Анализ содержания указанных решение и положения позволяет разграничить понятия дотации и компенсации как выплаты соответственно за сдачу жилого помещения (дотации) и за непредоставление жилого помещения (компенсация).

Постановлением Главы Тенькинского района Магаданской области от 11.10.2002 № 417 утверждено Положение «О порядке выплаты денежных средств, выделенных для переселения граждан, фактически проживающих в п. им. Гастелло по состоянию на 01.10.2002 г.».

Указанное Положение «О порядке выплаты денежных средств, выделенных для переселения граждан, фактически проживающих в п. им. Гастелло по состоянию на 01.10.2002 г.» согласно его п.2 предусматривает выплату гражданам, изъявившим желание решать жилищную проблему самостоятельно, фиксированной стоимости жилья и стоимости перевозки домашних вещей.

На основании п.2 постановления Главы Тенькинского района Магаданской области от 11.10.2002 № 417 размер выплаты гражданам, изъявившим решать жилищную проблему самостоятельно, определяется исходя из состава семьи (на одиноко проживающего – 33 кв.м.)., и стоимости 1 кв.м. общей площади жилья для расчета компенсации в размере 1 500 руб. Тем самым выплата гражданину, имеющему состав семьи один человек, должна составить 49 500 руб.

Согласно протокола заседания комиссии по жилищным субсидиям для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера от 15.06.2002 № 5 ФИО1 был поставлен на учет граждан, подавших заявление и имеющих право на получение жилищных субсидий согласно решения Тенькинского районного Собрания представителей № 15 от 12.12.1997 «Об утверждении Положения «О предоставлении жилищных субсидий гражданам Тенькинского района, выезжающим за пределы Магаданской области».

Как следует из предоставленного по запросу суда в копии постановления главы Тенькинского района от 04.07.2003 № 266 «О выплате дотации гражданам, выезжающим за предела Тенькинского района и освобождающим жилую площадь», сообщения Комитета по управлению имуществом Администрации Тенькинского района Магаданской области от 23.09.2021, ФИО1 в 2003 году выехал за пределы Тенькинского района Магаданской области, сдал жилое помещение по адресу и получил денежную компенсацию в сумме 49 500 руб. (по сути это 1 500 руб. * 33 кв.м.), как лицо, изъявившее решать жилищную проблему самостоятельно. Размер компенсации истцу определен со ссылкой на постановление Главы Тенькинского района от 11.10.2002 № 417.

Сам истец ФИО1 пояснил в судебном заседании 16.05.2022, что он получил безналично сумму как он помнит в размере 50 000 руб. для приобретения жилья за пределами Магаданской области для переселения, сумма была определена с учетом состава его семьи (одиноко проживающий), при этом расходы на перевозку личных вещей контейнером ему оплатили дополнительно при предоставлении подтверждающих эти расходы документов, также возможно ему были оплачены авиабилеты (точно не помнит).

Изложенное свидетельствует о том, что ФИО1 при выезде из районов Крайнего Севера была выплачена за счет бюджетных средств денежная компенсация именно для приобретения жилого помещения за пределами Магаданской области, размер которой был рассчитан исходя из действовавших нормативных актов органов местного самоуправления с учетом состава его семьи. Действия ФИО1 по получению указанной компенсации, предоставлению необходимых документов для ее получения подтверждают наличие волеизъявления на тот момент истца на такой способ решения вопроса об обеспечении его жилым помещением. То обстоятельство, что иных документов по выплате компенсации (пакета предоставленных для ее выплаты документов, договора о взаимных обязательствах и т.п.) за истечением длительного периода времени не сохранилось, не опровергает указанные выводы. Некорректное указание в своих сообщениях наименования произведенной выплаты органами местного самоуправления Тенькинского городского округа Магаданской области (не компенсация, а дотация), не изменяет целевое назначение выплаты, определяемое исходя из содержания п.1.1 постановления Главы Тенькинского района от 04.07.2003 № 266.

Тем самым поскольку в 2003 году, в период до признания утратившим силу Федерального закона от 17.08.1996 № 116-ФЗ, ФИО1 получил за счет средств бюджета компенсации на приобретение жилого помещения, основания для предоставления ему мер социальной поддержки на приобретение жилого помещения (жилищной субсидии) в рамках Федерального закона № 125-ФЗ не имеется.

При изложенных обстоятельствах заявленные к Администрации городского округа, Министерству требования иска ФИО1 к удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12,194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования ФИО1 к Администрации Каменск-Уральского городского округа, Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о признании права на получение государственного жилищного сертификата оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Синарский районный суд г.Каменска-Уральского.

Судья: Земская Л.К.

Мотивированное решение изготовлено 07.06.2022.