ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4450/2021 от 24.09.2021 Кировского районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2-4450/2021

УИД 55RS0001-01-2021-006249-83

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Кировский районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Крутиковой А.А., с участием помощников судьи Дорошкевич А.Н., Сливенко А.В., при секретаре Киркач В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске 24 сентября 2021 года гражданское дело по иску АНО ДПО «Омский АСК ДОСААФ России к РО ДОСААФ России по Омской области о признании незаконным и недействительными приказов, актов финансово-хозяйственной деятельности,

УСТАНОВИЛ:

АНО ДПО «Омский АСК ДОСААФ России обратилось в Кировский районный суд с исковым заявлением к РО ДОСААФ России по о признании незаконным и недействительными приказов, актов финансово-хозяйственной деятельности, указав в обоснование иска, что Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Омский авиационно-спортивный клуб Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» (АНО ДПО «Омский АСК ДОСААФ России») учреждена двумя Учредителями: ДОСААФ России - учредитель-1 и Региональное отделение ДОСААФ России - учредитель-2. ДД.ММ.ГГГГ исполняющий обязанности председателя регионального отделения ДОСААФ России ФИО10 издал приказ «О проведении внеплановой проверки финансово-хозяйственной деятельности АНО ДПО «Омский аэроклуб ДОСААФ России» за 2019 год», а ДД.ММ.ГГГГ приказ «О продлении сроков проведения проверки и периода проверки финансово-хозяйственной деятельности, установленных приказом «О создании комиссии» от 25.08.2020». Указанные приказы полагает незаконными и изданными за пределами полномочий исполняющего обязанности председателя регионального отделения ДОСААФ России ФИО10 Порядок управления деятельностью авиационных организаций ДОСААФ России регламентирован приказом Председателя ДОСААФ России от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке управления авиационными организациями ДОСААФ России». В соответствии с п. 1 Приказа, управление деятельностью некоммерческих организаций осуществляется учредителями в порядке, установленном ее уставом, утвержденным учредителями. Согласно п. 7.2 Устава АНО ДПО «Омский АСК ДОСААФ России», проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности организации проводятся по решению общего собрания учредителей не реже одного раза в год. Численный и персональный состав комиссии, формируемой из представителей учредителей, утверждается общим собранием учредителей. Согласно п. 3.2 приказа ДОСААФ России , председатели региональных отделений ДОСААФ России осуществляют руководство деятельностью авиационных организаций по направлениям: контроль финансово-хозяйственной деятельности (по согласованию с Центральной контрольно-ревизионной комиссией ДОСААФ России). Внеплановая проверка, проведенная согласно приказам от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, с ЦКРК ДОСААФ России не согласована, общего собрания учредителей для назначения ревизии и членов комиссии не проводилось, следовательно, незаконна, а издание приказов за № и 31 совершено за рамками полномочий и.о. председателя регионального отделения ДОСААФ России . Кроме того, «Омский аэроклуб ДОСААФ России в составе регионального отделения ДОСААФ России отсутствует. Авиационная организация ДОСААФ называется - Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Омский авиационно-спортивный клуб Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» (АНО ДПО «Омский АСК ДОСААФ России»). Приказы о проведении проверки изданы в отношении несуществующей организации.

Для производства проверки создана комиссия в составе председателя КРК ФИО2, членов комиссии: главного бухгалтера РО ДОСААФ России ФИО4 и главного бухгалтера ПОУ «Калачинская АШ ДОСААФ России» Черных Т.Н. Согласно п. 7 Инструкции об организации и проведении комплексной проверки организации Общероссийской общественно-государственной организации «ДОСААФ России», осуществляющей свою деятельность на правах юридического лица, утвержденной ЦКРК ДОСААФ России ДД.ММ.ГГГГ (с учетом изменений от ДД.ММ.ГГГГ, протокол ), продолжительность проверки не должна превышать 15 суток, однако согласно приказу исполняющего обязанности председателя регионального отделения ДОСААФ ФИО11, комиссия должна завершить работу ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в срок, в два раза превышающий нормативный, да ещё и продлена приказом от ДД.ММ.ГГГГ.

Приказы исполняющего обязанности председателя регионального отделения ДОСААФ России ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, в части определения сроков проведения проверки, также незаконны. Вопросы, подлежащие изучению и разрешению комиссией, определяются приказом Председателя ДОСААФ России от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке управления авиационными организациями ДОСААФ России». Пункт 16 Инструкции о составлении каждым членом комиссии плана-графика, согласованного с руководителем структурного подразделения (в данном случае - директором АНО ДПО «Омский авиационно-спортивный клуб ДОСААФ России» ФИО13); пункт 17 Инструкции, регламентирующий обязанности членов комиссии в период проверки, пункт 21 Инструкции о предоставлении членами комиссии докладов непосредственно на месте прочерки, и т.п. при проведении проверки членами комиссии не исполнялись.

Из текста акта проверки без номера и даты следует, что оценивая имущественный комплекс АНО ДПО «Омский авиационно-спортивный клуб ДОСААФ России», комиссия указывает, что согласно Акта технического состояния от ДД.ММ.ГГГГ в наличии 16 парашютных систем «ЮНИОР» и 22 парашютов 3-5 серии 2, принадлежащих ФИО12 и предлагает заключить договоры на пользование парашютно- десантным имуществом. Однако акт технического состояния не является инвентаризационной ведомостью и не определяет количество парашютных систем находящихся в собственности (владении) АНО ДПО «Омский авиационно-спортивный клуб ДОСААФ России». Исследованный ревизором акт технического состояния составлен на парашютные системы, предполагавшиеся к применению в АНО ДПО Омский авиационно-спортивный клуб ДОСААФ России» в ближайшие месяцы. В акт включены парашюты и парашютные системы, переданные им по договору безвозмездного пользования ФИО12 Рекомендация о необходимости заключения договора на пользование парашютными системами выходит за рамки компетенции комиссии в силу требований п. 3.3 приказа Председателя ДОСААФ России от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке управления авиационными организациями ДОСААФ России».

В разделе 2 Акта «Ревизия кассовых операций», комиссия по результатам проверки указывает, что директор АНО ДПО «Омский авиационно-спортивный клуб ДОСААФ России» ФИО13 в проверяемый период исполнял обязанности кассира, однако приказа о вменении себе этих обязанностей не издал. В кассовой книге нет отчетов (чеков) по соответственно нет возможности проверить реальную картину дохода по кассовой книге. Отсутствие данных документов ведет к сокрытию доходов. Отсутствует учет бланков строгой отчетности - «Подарочных сертификатов». При этом автор «Акта...» указывает, что «учет кассовых операций ведется с применением программного обеспечения» и контрольно-кассовой техники «Меркурий-130Ф», зарегистрированной в МИФНС России по ФЦОД. Указанное оборудование имеет встроенный неотключаемый запрограммированный изготовителем фискальный накопитель, который формирует итоговые сведения о суммах расчетов, указанных в кассовых чеках (бланках строгой отчетности) и кассовых чеках коррекции (бланках строгой отчетности коррекции), для формируемых отчетов о закрытии смены, отчета о закрытии фискального накопителя и отчетов о текущем состоянии расчетов.

В соответствии с п. 5.15.2 Устава АНО ДПО «Омский авиационно-спортивный клуб ДОСААФ России», директор действует от имени организации без доверенности. Согласно п. 5.15.10 Устава, директор распределяет обязанности между работниками. Согласно Указания ЦБ РФ -у от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами.. .» п. 4 кассовые операции могут проводиться руководителем. Издания дополнительных приказов не требуется.

В разделе «Ревизия расчетов по оплате труда» автор Акта указывает, что на 2019 год имеется штатное расписание, разработанное и утвержденное директором. Штатное расписание не согласовано с и.о. председателя Регионального отделения ДОСААФ России по , отсутствуют приказы о приеме на работу. Имеются трудовые договоры с ФИО14, ФИО15, ФИО16, однако в трудовых договорах не прописаны должностные обязанности согласно п. 46-51 РПП. Должностные инструкции имеются, подпись сотрудников об ознакомлении 9 отсутствует. Положение по заработной плате ДОСААФ России на 2019 года отсутствует, Положение об оплате труда на 2020 год утверждено приказом директора, согласование с РО ДОСААФ России отсутствует. В соответствии с п. 1.1.3 Приказа Председателя ДОСААФ России от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке управления авиационными организациями ДОСААФ России» единоличным исполнительным органом авиационной организации является должностное лицо (руководитель), которое осуществляет текущее руководство в соответствии с определенными Уставом организации целями и видами деятельности, на основании заключенного трудового договора с работодателем и приказа работодателя о назначении конкретного ?лица, руководителем авиационной организации. Согласно п. 5.15.13 Устава, директор утверждает Положение об оплате труда и. материальном стимулировании работников Организации в соответствии с нормативными актами ДОСААФ России об оплате труда. Согласно п. 5.15.14 Устава, директор разрабатывает и утверждает штатное расписание Организации в пределах утвержденного общим собранием учредителей фонда оплаты труда организации. Каких-либо дополнительных согласований с Региональной организацией в этих вопросах не требуется. П. 46-51 РПП, на которые ссылается автор Акта проверки финансово-хозяйственной деятельности, это руководство по парашютной подготовке авиации ДОСААФ России, утвержденное приказом Председателя ДОСААФ России от ДД.ММ.ГГГГ. Исполнение правил парашютной подготовки авиации ДОСААФ России не может входить в интересы комиссии регионального отделения ДОСААФ России по проверке финансово-хозяйственной деятельности. Контроль за исполнением указанных правил находится за пределами ее компетенции.

В разделе «Ревизия расчетов по оплате труда» Акта внеплановой проверки комиссия ссылается на заведомо ложные сведения об отсутствии приказов о приеме на работу, отсутствие подписей сотрудников об ознакомлении с должностными инструкциями и т.д. Имеется замечание об отсутствии в трудовых договорах должностных обязанностей согласно п. 46-51 РПП. Рекомендации комиссии не основаны на законе, поскольку согласования штатного расписания и условий оплаты труда с РО ДОСААФ России не требуется (п.п. 5.15.14, 5.15.13 Устава ДПО «Омский авиационно-спортивный клуб ДОСААФ России»). Согласно п. 3.3 приказа Председателя ДОСААФ России от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке управления авиационными организациями ДОСААФ России», региональным отделениям ДОСААФ запрещено вмешиваться в управленческую деятельность руководителя авиационной организации по вопросам производства полетов и парашютных прыжков, порядка использования воздушного пространства, порядка допуска авиационного персонала к исполнению должностных обязанностей и пр.

Раздел «Финансово-хозяйственная деятельность» Акта б/н и б/д внеплановой проверки...» полностью посвящен организации парашютных прыжков и их соответствия РПП, а также исчислению «предполагаемого фактического дохода». «Предполагаемый фактический доход исчислялся как возможное количество взлетов арендованного самолета, помноженное на максимально возможную загрузку парашютистами, помноженное на стоимость услуги «прыжок с парашютом». В результате перемножения двух предполагаемых величин комиссия выявила недостачу в размере 638,1 тысяч рублей, исчислила размер дополнительных выплат в пользу регионального отделения, указала, что «в 2019 году доход АСК; отражала кассовым методом, что является нарушением п. 6 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина РФ от ДД.ММ.ГГГГн». В соответствии с п. 1 приказа Минфина России от ДД.ММ.ГГГГн (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99» (Зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ), настоящее Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о доходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации. Применительно к настоящему Положению, некоммерческие организации (кроме государственных (муниципальных) учреждений) признают доходы от предпринимательской и иной деятельности. Согласно п. 6 цитируемого Положения, выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности (с учетом положений пункта 3 настоящего Положения). Никаких отступлений от правил бухгалтерского учета Акт не описывает, а ссылка на цитируемый выше п. 6 Положения неуместен, поскольку никак не соотносится к документально установленным фактам. Согласно п. 40 Инструкции об организации и проведении комплексной проверки организации Общероссийской общественно-государственной организации «ДОСААФ России», осуществляющей свою деятельность на правах юридического лица, утвержденной ЦКРК ДОСААФ России ДД.ММ.ГГГГ (с учетом изменений от ДД.ММ.ГГГГ, протокол ), в Акте комплексной проверки (отчете) не попускаются выводы, предположения, факты, не подтвержденные соответствующими документами.

Таким образом, комиссия, созданная приказом исполняющего обязанности председателя регионального отделения ДОСААФ России в нарушение порядка организации проверок, установленного приказом Председателя ДОСААФ России от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке управления авиационными организациями ДОСААФ России», нарушила Инструкцию об организации и проведении комплексной проверки организации Общероссийской общественно-государственной организации «ДОСААФ России» Осуществляющей свою деятельность на правах юридического лица, утвержденную ЦКРК ДОСААФ России ДД.ММ.ГГГГ (с учетом изменений от ДД.ММ.ГГГГ, протокол ), неоднократно нарушила порядок-производства проверок, начиная с трехкратного превышения сроков проверок, завершая недопустимыми предположениями о возможных нарушениях учета и предложениями внести изменения в имеющиеся трудовые договоры с работниками, руководствуясь правилами парашютной подготовки.

Полагает приказ исполняющего обязанности председателя Регионального отделения ДОСААФ России ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ о проведении внеплановой проверки финансово-хозяйственной деятельности АНО ДПО «Омский аэроклуб ДОСААФ России» за 2019 год и приказ от ДД.ММ.ГГГГ «О продлении сроков проведения проверки и периода проверки финансово-хозяйственной деятельности, установленных приказом «О создании комиссии» 27 от ДД.ММ.ГГГГ.» совершенным с нарушением закона и подлежащим отмене.

Также, полагает акт внеплановой проверки уставной, финансовой и хозяйственной деятельности Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Омский авиационно-спортивный клуб Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» без номера и даты, проведенный ФИО2, ФИО4, Черных Т.Н., совершенным с нарушением закона и недействительным.

На основании изложенного, истец просил приказы исполняющего обязанности председателя Регионального отделения ДОСААФ России ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении внеплановой проверки финансово-хозяйственной деятельности АНО ДПО «Омский аэроклуб ДОСААФ России» за 2019 год» и от ДД.ММ.ГГГГ «О продлении сроков проведения проверки и периода проверки финансово-хозяйственной деятельности, установленных приказом «О создании комиссии» от ДД.ММ.ГГГГ.» признать совершенным с нарушением закона и отменить; кроме того, акт внеплановой проверки уставной, финансовой и Хозяйственной деятельности Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Омский авиационно-спортивный клуб Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» без номера и даты, совершенный ФИО2, ФИО4, ФИО3 признать недействительным.

В ходе производства по делу судом участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены - ДОСААФ России, ФИО4, ФИО3, ФИО2.

В судебном заседании представитель истца АНО ДПО «Омский авиационно-спортивный клуб ДОСААФ России» Кириченов Н.А., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просил требования удовлетворить.

Представитель АНО ДПО «Омский авиационно-спортивный клуб ДОСААФ России» ФИО13, являющийся директором данной организации, в судебном заседании просил удовлетворить исковые требования в полном объеме, настаивая на их обоснованности.

Представитель ответчика БУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» – ФИО18, действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, полагая их необоснованными.

Третьи лица – ДОСААФ России, ФИО4, Черных Т.Н., ФИО2 в судебное заседание не явились, представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В силу ст. 167 ГПК РФ, суд вправе рассмотреть дело в отсутствии кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания.

Выслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В соответствии со ст. 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (ст. 56 ГПК РФ).

В силу ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

В судебном заседании установлено, что Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Омский авиационно-спортивный клуб Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» (АНО ДПО «Омский АСК ДОСААФ России») зарегистрирована в качестве некоммерческой организации при создании ДД.ММ.ГГГГ, запись о некоммерческой организации внесена в ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 121).

Общим собранием учредителей (протокол от ДД.ММ.ГГГГ) утвержден Устав АНО ДПО «Омский АСК ДОСААФ России» (л.д. 147-156).

Согласно п. 1.1 Устава, АНО ДПО «Омский АСК ДОСААФ России» является унитарной некоммерческой организацией, не имеющей членства, созданной на основе имущественных взносов ее учредителей в целях предоставления услуг в сферах образования и содействия укреплению обороноспособности, национальной безопасности.

В соответствии с п. 1.3 Устава, учредителями АНО ДПО «Омский АСК ДОСААФ России» являются: Общероссийская общественно-государственная организация «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России», являющаяся правопреемником Общероссийской общественно-государственной организации «Российская оборонная спортивно-техническая организация – РОСТО (ДОСААФ)», Всесоюзного добровольного общества содействия армии и флоту (ДОСААФ СССР) на территории Российской Федерации (учредитель-1); Региональное отделение Общероссийской общественно-государственной организации Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» (учредитель-2).

ДД.ММ.ГГГГ исполняющим обязанности председателя Регионального отделения ДОСААФ России ФИО10 издан приказ «О создании комиссии», которым постановлено создать комиссию в составе председателя – председателя КРК ФИО2, членов комиссии – главного бухгалтера РО ДОСААФ России ФИО4, главного бухгалтера ПОУ Калачинский АШ ДОСААФ России ФИО3 Т.Н.; работу комиссии оформить соответствующим актом, акт предоставить ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 85).

Данным приказом также постановлено провести на основании служебной записки главного бухгалтера ФИО4 внеплановую проверку финансово-хозяйственной деятельности за 2019 год совместно с контрольно-ревизионной комиссией в АНО ДПО Омский аэроклуб ДОСААФ России».

ДД.ММ.ГГГГ исполняющим обязанности председателя Регионального отделения ДОСААФ России ФИО10 издан приказ «О продлении сроков проведения проверки и периода проверки финансово-хозяйственной деятельности, установленных приказом «О создании комиссии» от ДД.ММ.ГГГГ.» (л.д. 86).

Как следует из представленных доказательств, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ председателем КРК РО ДОСААФ России ФИО2 и членами комиссии ФИО4, Черных Т.Н. проведена внеплановая проверка уставной, финансовой и хозяйственной деятельности АНО ДПО «Омский АСК ДОСААФ России» на основании вышеназванного приказа от ДД.ММ.ГГГГ.

В результате проведения проверки составлен акт, в котором указано, что проверкой был охвачен период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ответственными лицами за финансово-хозяйственную деятельность в проверяемом периоде являлись – директор Флегентов В.М. и главный бухгалтер ФИО20 (л.д. 11-17). Из содержания данного акта следует, что в рамках проверки проводились мероприятия по проверке имущественного комплекса, ревизия кассовых операций, ревизия операций по расчетным и другим счетам в банке, ревизия операций с подотчетными лицами, ревизия расчетов по оплате труда. В результате проверки установлено, что:

отсутствуют акты приема-передачи парашютов, договоры аренды данного имущества; все расходы по техническому обслуживанию несет АСК; нет основания, для использования данного имущества; рекомендация: заключить договоры на пользование парашютно-десантного имущества;

при проверке «Подарочных сертификатов» были выявлены 4 шт. без номерных знаков; учет сертификатов не ведется, достоверность проверить не удалось; инвентаризацию бланков строгой отчетности «Подарочных сертификатов», их учет, хранение, списание и их целевое использование проверить не представляется возможным, т.к. учет полностью отсутствует; рекомендации: приказ о вменении обязанностей кассира привести документы в соответствии с Указаниями Банка России от ДД.ММ.ГГГГ-У (ред. от ДД.ММ.ГГГГ);

суммы по выпискам банка соответствуют приложенным к ним документам;

первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена этих альбомах, должна содержать обязательные реквизиты; в противне случае, первичные документы, не отвечающие требованиям ФЗ РФ ДД.ММ.ГГГГ № 402-ФЗ, к бухгалтерскому учету приниматься не должны; рекомендации: обратить внимание на оформление первичных документов;

в трудовых договорах не прописаны должностные обязанности согласно п. 46-51 РПП; должностные инструкции имеются, подписи сотрудников об ознакомлении – отсутствует; должностные оклады, указанные в штатном расписании, не соответствуют окладам в заключенных трудовых договорах; Положение по заработной плате ДОСААФ России на 2019 г. отсутствует; Положение об оплате труда на 2020 г. утверждено приказом от ДД.ММ.ГГГГ директором АНО ДПО «Омский АСК ДОСААФ России», отсутствует согласование с РО ДОСААФ России ; рекомендации: привести в порядок штатное расписание и положение об оплате труда, согласовать с РО ДОСААФ России , утвердить приказом Правила внутреннего трудового распорядка, привести в соответствие табеля рабочего времени, оклады в трудовых договорах привести в соответствии со штатным расписанием, заключить к трудовым договорам доп.соглашения с изменениями в п. 2 согласно п. 46-51 РПП и п. 4.1;

страховые полиса не оформлялись, парашютисты допускались к прыжкам без страховки от несчастного случая. Вывод: бухгалтерская отчетность за 1 квартал 2019 г. отсутствует; за представленный отчетный период 2019 г. полное несоответствие ведения бухгалтерского учета; документы, представленные на проверку, не соответствуют требованиям РПП-2010; выявленная недостача в ходе проверки составляет 638,1 тысяч рублей. Рекомендовано: взыскать с ФИО13 выявленную недостачу, запретить директору АСК исполнять обязанности главного бухгалтера и кассира, в связи с отсутствием необходимого образования; доначислить отчисления выше стоящей организации за 201 Восстановить бухгалтерский учет за ДД.ММ.ГГГГ; получить объяснения с ФИО13 по каждому разделу акта, ненадлежащие отношение к деятельности АСК как руководителя.

По мнению истца, указанные выше Приказы №, 31 от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно, являются незаконными и изданными ФИО11 за пределами его полномочий, равно, как и является незаконным акт внеплановой проверки уставной, финансовой и хозяйственной деятельности АНО ДПО Омский аэроклуб ДОСААФ России».

Согласно ч. 1 ст. 123.24 ГК РФ, автономной некоммерческой организацией признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности.

Аналогичные положения содержит ч. 1 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГN 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", согласно которой, автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, созданная в целях предоставления услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных сферах. Автономная некоммерческая организация может быть создана в результате ее учреждения гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов.

В соответствии с ч. 1 ст. 123.5 ГК РФ, управление деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, установленном ее уставом, утвержденным ее учредителями.

В силу положений ч. 3 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГN 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", надзор за деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, предусмотренном ее учредительными документами.

Одним из учредительных документов некоммерческой организации является устав, утвержденный учредителями (участниками, собственником имущества) для общественной организации (объединения), фонда, некоммерческого партнерства, автономной некоммерческой организации, частного или бюджетного учреждения (абз. 1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГN 7-ФЗ).

Согласно ч. 3 ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГN 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель), который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации.

В соответствии с п. 1.8 Устава АНО ДПО «Омский АСК ДОСААФ России» (далее – Устав), в своей деятельности Организация руководствуется Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Воздушным кодексом РФ, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», иными нормативно-правовыми актам РФ, Уставом ДОСААФ России, настоящим Уставом, нормативными (локальными) актами Организации.

ДД.ММ.ГГГГ Общероссийской общественно-государственной организацией «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» издан приказ «О порядке управления авиационными организациями ДОСААФ России» (л.д. 136-144), в соответствии с п. 1 которого, управление деятельностью некоммерческих организаций осуществляется учредителями в порядке, установленном ее уставом, утвержденным учредителями.

В п. 5.1, 5.2, 5.3 Устава АНО ДПО «Омский АСК ДОСААФ России» приведено, что высшим органом управления Организацией является Общее собрание учредителей. Право на участие в работе Общего собрания учредителей осуществляется Учредителями. Очередное Общее собрание учредителей собирается не рже одного раза в год. Внеочередное Общее собрание учредителей проводится в случаях, если проведения такого собрания требуют интересы Организации и созывается директором Организации, по требованию одного из Учредителей, либо по инициативе директора Организации. Директор Организации назначает дату проведения Общего собрания учредителей и не позднее, чем за 14 рабочих дней до даты заседания извещает об этом Учредителей с предоставлением им вопросов повестки дня. Общее собрание учредителей правомочно принимать решения по любым вопросам деятельности Организации.

Согласно п. 6.11 Устава, Организация ведет бухгалтерский учет, предоставляет бухгалтерскую и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Организация представляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, Общему собранию учредителей, а также иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом.

В соответствии с разделом 7 Устава, контроль и анализ финансовой и хозяйственной деятельности Организации осуществляет Общее собрание учредителей непосредственно Учредителя в рамках надзора за деятельностью Организации (п. 7.1).

Проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности Организации проводятся по решению Общего собрания учредителей не ранее одного раза в год. Численный и персональный состав комиссии, формируемой из представителей учредителей, утверждается Общим собранием учредителей (п. 7.2).

Общее собрание учредителей в соответствии с решением о проведении проверки (ревизии) вправе для проведения проверки (ревизии) привлекать специалистов в соответствующих областях права, экономики, финансов, бухгалтерского учета, управления, экономической безопасности и других, а также специализированные организации (п. 7.3).

Обще собрание учредителей имеет право осуществлять проверку (ревизию) финансово-хозяйственной деятельности Организации, без предварительного уведомления директора Организации (п. 7.4).

К компетенции лиц, уполномоченных настоящим Уставом на проведение проверки (ревизии) Организации, относится: подтверждение достоверности данных, содержащихся в годовом отчете, бухгалтерском балансе Организации; анализ финансового состояния Организации, выявление резервов улучшения финансового состояния Организации и выработка рекомендаций для управления Организацией; проверка (ревизия) финансовой бухгалтерской и иной документации Организации, связанной с осуществлением Организацией финансово-хозяйственной деятельности, на предмет ее соответствия законодательству Российской Федерации, настоящему Уставу; проверка выполнения ранее выданных предписаний по устранению нарушений недостатков, выявленных предыдущими проверками (ревизиями); осуществление иных действий (мероприятий), связанных с проверкой финансово-хозяйственной деятельности Организации (п. 7.5).

Отчет об итогах проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности выносится на утверждение Общего собрания учредителей (п. 7.6).

Согласно п. 3.2 вышеупомянутого Приказа ДОСААФ России от ДД.ММ.ГГГГ, председатели региональных отделений ДОСААФ России осуществляют руководство деятельностью авиационных организаций по направлениям: контроль финансово-хозяйственной деятельности (по согласованию с Центральной контрольно-ревизионной комиссией ДОСААФ России).

В обоснование незаконности спорных приказов, а также акта проверки, представители истца ссылались на то обстоятельство, что внеплановая проверка, проведенная на основании приказов от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, с Центральной контрольно-ревизионной комиссией ДОСААФ России не согласована, общего собрания учредителей для назначения ревизии и членов комиссии не проводилось.

Согласно ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Применительно к положениям приведенных норм закона, учитывая, что Уставом АНО ДПО «Омский АСК ДОСААФ России», а также Приказом от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке управления авиационными организациями ДОСААФ России» предусмотрены определенные требования к организации проведения проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности АНО ДПО «Омский АСК ДОСААФ России», которая, согласно п. 7.3 Устава, должна проводиться по решению общего собрания учредителей, а также, в силу п. 3.2 Приказа от ДД.ММ.ГГГГ, по согласованию с Центральной контрольно-ревизионной комиссией ДОСААФ России, стороной ответчика в подтверждение соблюдения требований и порядка проведения в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ спорной внеплановой проверки, надлежало представить соответствующие доказательства.

Между тем, каких-либо доказательств данного обстоятельства в материалы дела вопреки положениям ст. 56 ГПК РФ, ответчиком в материалы дела не представлено, при том, что представитель РО ДОСААФ России по принимал участие в судебных заседания при рассмотрении настоящего гражданского дела.

Кроме того, суд отмечает, что согласно п. 3.1 исследованного выше Приказа от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке управления авиационными организациями ДОСААФ России», председатели региональных отделений ДОСААФ России, в отношении авиационных организаций, базирующихся в пределах субъекта РФ, организуют работу комплексных комиссий по инвентаризации имущества авиационных организаций и проверки данных бухгалтерской отчетности (п. 3.1).

В п. 3.3 Приказа определено, что региональным отделениям ДОСААФ России запрещено вмешиваться в управленческую деятельность руководителя авиационной организации по вопросам, в том числе, производства полетов и парашютных прыжков, порядка использования воздушного пространства, порядка допуска авиационного персонала к исполнению должностных обязанностей.

Как указывалось выше и следует из содержания оспариваемого акта, в рамках внеплановой проверки были проведены мероприятия по проверке имущественного комплекса, а также ревизии кассовых операций, операций по расчетным и другим счетам в банке, операций с подотчетными лицами, и расчетов по оплате труда.

Очевидно, что осуществленной в отношении АНО ДПО «Омский АСК ДОСААФ России» внеплановой проверкой установлены рекомендации по всем перечисленным выше сферам финансово-хозяйственной деятельности АНО ДПО «Омский АСК ДОСААФ России», в том числе, адресованные непосредственно директору данной организации, тем самым, фактически затронута управленческая деятельность руководителя авиационной организации, деятельность по ведению бухгалтерской отчетности.

Также, из раздела спорного акта «Ревизия расчетов по оплате труда» усматривается участие председателя КРК РО ДОСААФ России и членов комиссии в составе главного бухгалтера РО ДОСААФ России и главного бухгалтера ПОУ Калачинский АШ ДОСААФ России , в проверке законности трудовых правоотношений с парашютными инструкторами, правоотношений в рамках заключения с парашютистами договоров страхования. Усматривается также оценка комиссией соблюдения порядка допуска парашютистов к прыжкам, их соответствия РПП, тогда как согласно п. 3.3 Приказа , региональным отделениям ДОСААФ России запрещено вмешиваться в управленческую деятельность руководителя авиационной организации по вопросам, в том числе, производства полетов и парашютных прыжков, порядка использования воздушного пространства, порядка допуска авиационного персонала к исполнению должностных обязанностей.

Более того, суд учитывает, что в соответствии с п. 1.1.3 Приказа от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке управления авиационными организациями ДОСААФ России», единоличным исполнительным органом авиационной организации является должностное лицо (руководитель), которое осуществляет текущее руководство в соответствии с определенными Уставом организации целями и видами деятельности, на основании заключенного трудового договора с работодателем и приказа работодателя о назначении конкретного ?лица, руководителем авиационной организации.

Согласно п. 5.15.13 Устава АНО ДПО «Омский АСК ДОСААФ России», директор утверждает Положение об оплате труда и. материальном стимулировании работников Организации в соответствии с нормативными актами ДОСААФ России об оплате труда.

В п. 5.15.14 Устава предусмотрено, что директор разрабатывает и утверждает штатное расписание Организации в пределах утвержденного общим собранием учредителей фонда оплаты труда организации.

Таким образом, вышеназванным Уставом определена компетенция директора АНО ДПО «Омский АСК ДОСААФ России» по организации и оплате труда, при этом, каких-либо положений относительно согласования при принятии решений по соответствующим вопросам с региональной организацией, Устав АНО ДПО «Омский АСК ДОСААФ России» не содержит, равно, как и не предусматривает возможности осуществления председателем региональной организации контроля за соблюдением законности осуществляемой АНО ДПО «Омский АСК ДОСААФ России» деятельности по организации и оплате труда.

Приказом -рк от ДД.ММ.ГГГГ председателя Общероссийской общественно-государственной организации «ДОСААФ России» А. Колмакова, на ФИО11 возложено исполнение обязанностей по должности председателя Регионального отделения ДОСААФ России на срок с ДД.ММ.ГГГГ до назначения председателя (л.д. 161).

Как указывалось выше, спорная проверка была проведена комиссией, созданной на основании приказов от ДД.ММ.ГГГГ «О создании комиссии» и «О продлении сроков проведения проверки и периода проверки финансово-хозяйственной деятельности, установленных приказом «О создании комиссии» от ДД.ММ.ГГГГ.», изданных исполняющим обязанности председателя регионального отделения ДОСААФ России ФИО10

Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, принимая во внимание установленные судом обстоятельства, суд полагает приказы «О создании комиссии» и «О продлении сроков проведения проверки и периода проверки финансово-хозяйственной деятельности, установленных приказом «О создании комиссии» от ДД.ММ.ГГГГ.» изданными исполняющим обязанности председателя Регионального отделения ДОСААФ России ФИО10 за пределами его полномочий.

Также, суд считает, что установленным факт проведения председателем КРК РО ДОСААФ России ФИО2 и членами комиссии в составе главного бухгалтера РО ДОСААФ России ФИО4 и главного бухгалтера ПОУ Калачинский АШ ДОСААФ России Черных Т.Н. в период с ДД.ММ.ГГГГ по 26..10.2020 внеплановой проверки уставной, финансовой и хозяйственной деятельности АНО ДПО «Омский АСК ДОСААФ России», с допущением существенных нарушений положений, как Устава АНО ДПО «Омский АСК ДОСААФ России», так и изданного ДОСААФ России Приказа от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке управления авиационными организациями ДОСААФ России», учитывая, что согласно п. 1.8 Устава, АНО ДПО «Омский АСК ДОСААФ России» в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Воздушным кодексом РФ, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», иными нормативно-правовыми актам РФ, Уставом ДОСААФ России, настоящим Уставом, нормативными (локальными) актами Организации.

Доказательств, опровергающих приведенные установленные судом обстоятельства, материалы настоящего гражданского дела не содержат.

Применительно к изложенному, суд считает обоснованными, в связи с чем, подлежащими удовлетворению требования истца о признании незаконными и подлежащими отмене приказы исполняющего обязанности председателя Регионального отделения ДОСААФ России по ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, а также о признании недействительным акт внеплановой проверки уставной, финансовой и Хозяйственной деятельности Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Омский авиационно-спортивный клуб Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» без номера и даты, совершенный ФИО2, ФИО4, Черных Т.Н.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требованияАНО ДПО «Омский АСК ДОСААФ России удовлетворить.

Признать незаконными и отменить приказы исполняющего обязанности председателя Регионального отделения ДОСААФ России по ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении внеплановой проверки финансово-хозяйственной деятельности АНО ДПО «Омский аэроклуб ДОСААФ России» за 2019 год» и от ДД.ММ.ГГГГ «О продлении сроков проведения проверки и периода проверки финансово-хозяйственной деятельности, установленных приказом «О создании комиссии от 25.08.2020».

Признать недействительным акт внеплановой проверки уставной, финансовой и хозяйственной деятельности Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Омский авиационно-спортивный клуб Общероссийской общественно-государственной организации «добровольной общество содействия армии, авиации и флоту России, совершенный ФИО2, ФИО4, ФИО3.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Кировский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

СудьяА.А. Крутикова

Решение изготовлено в окончательной форме «01» октября 2021 года.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.