Дело № 2-4451/ 2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Пермь 6 ноября 2015 г.
Индустриальный районный суд г. Перми в составе:
федерального судьи Запара М.А.,
при секретаре Лучниковой Н.В.,
с участием ФИО1 и его представителя по устному ходатайству ФИО1, представителя ГКУ ЦЗН города Перми Пермского края ФИО2 ФИО3 по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ГКУ ЦЗН города Перми Пермского края, отделу ГКУ ЦЗН города Перми Пермского края по Индустриальному району г. Перми о признании причины неявки для перерегистрации уважительной, отмене приказа о приостановке выплаты пособия по безработице,
установил:
ФИО1 обратился в суд с заявлением об отмене приказа ГКУ «Центр занятости населения города Перми Пермского края» по Индустриальному району г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ. №/В/06 о приостановке выплаты пособия по безработице, указав следующее.
Согласно приказа от ДД.ММ.ГГГГ. № ФИО1 приостановлена выплата пособия по безработице, в связи с нарушением условий и сроков перерегистрации в качестве безработного. Решением комиссии Индустриального ОЗН от ДД.ММ.ГГГГ. приказ оставлен в силе. ФИО1 считает обжалуемое решение незаконным и подлежащим отмене в силу следующего. С февраля 2015г. он состоит на учете в качестве безработного, с этого времени специалистом отдела ему предложено менее пяти вариантов подходящей работы. В связи с этим, в целях трудоустройства он вынужден предпринимать усилия к самостоятельному поиску работы, вместо того, чтобы ожидать содействия в поиске работы со стороны центра занятости. В рамках действий по самостоятельному поиску работы, он подавал документы на участие в конкурсе на включение в кадровый резерв Администрации губернатора Самарской области. Проведение конкурсной процедуры было назначено на 13.08.2015г. Указанная дата совпадала с датой, когда ФИО1 надлежало явиться в отдел центра занятости для прохождения перерегистрации. То есть, срок перерегистрации был нарушен ФИО1 по уважительной причине, в связи с участием в конкурсе в целях трудоустройства. Перед отъездом ФИО1 обращался к специалисту центра занятости, чтобы уточнить, возможна ли перерегистрация ранее установленной даты и получил ответ, что она невозможна. После возвращения в Пермь он направил в отдел центра занятости заявление с просьбой отменить решение о приостановке выплаты пособия с приложением документов (приглашение на конкурс, билеты), подтверждающих уважительность его отсутствия, однако, несмотря на это решение было оставлено без изменения.
Согласно ч.3 ст.35 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в РФ», определения Конституционного суда РФ от 27.05.2010г. № 698-О-О, п.13 Правил регистрации безработных граждан, посещение учреждения службы занятости безработным необходимо для его перерегистрации. в целях получения пособия по безработице так же, как и целей для оказания ему содействия в поиске работы. Поэтому неявка безработного в установленный срок без уважительных причин, являющаяся основанием для приостановления выплаты пособия, должна свидетельствовать о незаинтересованности безработного в поиске работы. При этом, норма о приостановлении выплаты пособия носит диспозитивный характер, она не обязывает учреждение службы занятости приостанавливать выплату, а предоставляет ему такое право с учетом поведения безработного в конкретной ситуации. Утвержденный Приказом Минтруда России от 15.01.2013г. №10н перечень документов, подтверждающих наличие уважительных причин неявки в государственные учреждения службы занятости населения граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, и безработных граждан не является исчерпывающим и предполагает возможность установления факта наличия уважительной причины неявки в судебном порядке. Неявка ФИО1 для перерегистрации была обусловлена осуществлением им действий, направленных на поиск работы. Таким образом, причина неявки является уважительной, поэтому основания для приостановления выплаты пособия по безработице отсутствуют.
На основании изожженного, ФИО1 просит признать причину его неявки в Индустриальный районный отдел ГКУ «ЦЗН г.Перми» для перерегистрации в качестве безработного 13.08.2015г. уважительной. Отменить приказ Индустриального районного отдела ГКУ «ЦЗН г.Перми» от ДД.ММ.ГГГГ. № о приостановке выплаты пособия по безработице.
ФИО1 и его представитель в судебном заседании настаивают на удовлетворении заявленных требований, по изложенным в иске основаниям.
Представитель ГКУ ЦЗН г.Перми Пермского края в судебном заседании возражает против удовлетворения иска по доводам, изложенным в письменном отзыве на иск, в соответствии с которым ФИО1, был извещен о дате очередной перерегистрации, однако, на перерегистрацию в Индустриальный отдел ГКУ ЦЗН г.Перми Пермского края ДД.ММ.ГГГГ., не явился. В результате нарушения ФИО1, срока перерегистрации в качестве безработного ему была приостановлена выплата пособия по безработице на основании приказа от 13.08.2015г. № 148/В/06. ФИО1 обратился в Индустриальный отдел ГКУ ЦЗН г.Перми Пермского края только ДД.ММ.ГГГГ., написал заявление об отмене приостановки выплаты пособия, представил информационное сообщение о дате и месте заседания конкурсной комиссии Администрации Губернатора Самарской области по рассмотрению кандидатур на включение в кадровый резерв Администрации Губернатора Самарской области и билеты на общественный транспорт. Представленные ФИО1 документы не подтверждают факт его участия в конкурсе по рассмотрению кандидатур на включение в кадровый резерв Администрации Губернатора Самарской области. Перечень документов, подтверждающих наличие уважительных причин неявки в государственные учреждения службы занятости населения граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, и безработных граждан, является исчерпывающим. Представленные ФИО1 документы не предусмотрены данным перечнем, поэтому решение о приостановке выплаты пособия по безработице является правомерным.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п.1,2 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации. Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.
Установлено, что ФИО1 обратился в Индустриальный отдел ГКУ ЦЗН г.Перми Пермского края ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п.1 ст. 31 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными.
В соответствии с п.6 ст. 31 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц.
Приказом от <данные изъяты>. № ГКУ ЦЗН г.Перми Пермского края, на основании представленных документов, ФИО1 был признан безработным и ему было назначено пособие по безработице.
ФИО1 была назначена дата посещения ГКУ ЦЗН для прохождения им очередной перерегистрации на 13.08.2015г.
О дате очередной перерегистрации ФИО1 был извещен, о чем свидетельствует его подпись в листе посещений гражданином ГКУ ЦЗН (л.д.22).
На перерегистрацию в Индустриальный отдел ГКУ ЦЗН г.Перми Пермского края 13.08.2015г. ФИО1 не явился.
Пунктом 1 ст. 35 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» предусмотрено, что выплата пособия по безработице может быть прекращена, приостановлена или его размер может быть сокращен органами службы занятости.
Пунктом 6 ст.31 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» предусмотрено, что выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до трех месяцев в случае нарушения безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного. Приостановка выплаты пособия по безработице производится со дня, следующего за днем последней явки безработного на перерегистрацию.
В силу п. 3 ст. 35 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до трех месяцев в случае нарушения безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного. Приостановка выплаты пособия по безработице производится со дня, следующего за днем последней явки безработного на перерегистрацию.
Согласно приказа отдела ГКУ ЦЗН города Перми Пермского края по Индустриальному району г. Перми о приостановке выплаты пособия по безработице от ДД.ММ.ГГГГ. №/№, ФИО1 была приостановлена выплата пособия по безработице на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 обратился в Индустриальный отдел ГКУ ЦЗН с заявлением, указав, что ДД.ММ.ГГГГ не явился на отметку в центр занятости по уважительной причине, в связи с участием в конкурсе на включение в кадровый резерв Администрации губернатора Самарской области. В заявлении просил не приостанавливать выплату пособия (л.д.19).
Одновременно с заявлением ФИО1 предоставил письмо Управления кадровой политики и государственных наград и копию железнодорожных билетов.Согласно п.14 Постановления Правительства РФ от 07.09.2012г. № 891 «О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы», безработные граждане, не явившиеся в установленные государственными учреждениями службы занятости населения сроки посещения для подбора подходящей работы, могут предъявить документы, подтверждающие наличие уважительных причин неявки.
Приказ Минтруда России от 15.01.2013 N 10н "Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие уважительных причин неявки в государственные учреждения службы занятости населения граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, и безработных граждан" содержит перечень документов, подтверждающих наличие уважительных причин неявки в государственные учреждения службы занятости населения граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, и безработных граждан:
1. Листок нетрудоспособности.
2. Документы, подтверждающие период прохождения медицинского освидетельствования при призыве на военную службу, военных сборов или участия в мероприятиях, связанных с подготовкой к военной службе.
3. Документы, подтверждающие период участия в осуществлении правосудия в качестве присяжного или арбитражного заседателя.
4. Документы, подтверждающие вызов в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуры, суд или налоговый орган в качестве свидетеля, потерпевшего, эксперта, специалиста, переводчика или понятого.
5. Документы, подтверждающие факты пожара, аварий систем водоснабжения, отопления и чрезвычайных, непредотвратимых обстоятельств (пожар, наводнение, ураган, землетрясение), препятствующие явке гражданина в государственное учреждение службы занятости населения.
6. Документы, подтверждающие факты противоправных действий третьих лиц, препятствующие явке гражданина в государственное учреждение службы занятости населения.
7. Документы, подтверждающие смерть близких родственников (свидетельство о смерти и документы, подтверждающие родство).
8. Документы, подтверждающие выезд из места постоянного проживания в связи с обучением в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по очно-заочной и заочной формам обучения.
9. Решение суда по заявлению гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, или безработного гражданина об установлении факта наличия уважительной причины неявки в государственное учреждение службы занятости населения.
Таким образом, перечень документов, подтверждающих наличие уважительных причин неявки в государственные учреждения службы занятости населения граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, и безработных граждан, предполагает такое доказательство уважительности причины неявки на перерегистрацию в государственное учреждение службы занятости населения, как решение суда по заявлению гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, или безработного гражданина об установлении факта наличия уважительной причины неявки в государственное учреждение службы занятости населения.
Судом установлено, что в рамках действий по самостоятельному поиску работы, ФИО1 подавал документы для участия в конкурсе на включение в кадровый резерв для замещения должности государственной гражданской службы- консультант управления кадровой политики и государственных наград Администрации Губернатора Самарской области.
Согласно письма управления кадровой политики и государственных наград Администрации Губернатора Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ., направленного в адрес ФИО1, сообщено, что заседание конкурсной комиссии Администрации Губернатора Самарской области по рассмотрению кандидатур на включение в кадровый резерв Администрации Губернатора Самарской области, состоится ДД.ММ.ГГГГ. в 10.00 час. в здании Правительства Самарской области по адресу: <адрес>, то есть указанная дата совпадала с датой, когда ФИО1 надлежало явиться в отдел центра занятости для прохождения перерегистрации.
Перед отъездом ФИО1 обращался к специалисту центра занятости, чтобы уточнить, возможна ли перерегистрация ранее установленной даты и получил ответ, что она невозможна, указанные обстоятельства представителями отдела ГКУ ЦЗН города Перми Пермского края по Индустриальному району г. Перми не оспариваются.
Согласно письма Администрации Губернатора Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 на заседании конкурсной комиссии Администрации Губернатора Самарской области, которое состоялось 13.08.2015г., присутствовал лично. Из письма Администрации Губернатора Самарской области отрешением конкурсной комиссии Администрации Губернатора Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ. (протокол от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО1 не рекомендован к включению в кадровый резерв Администрации Губернатора Самарской области.
То есть, срок перерегистрации был нарушен ФИО1 по уважительной причине, в связи с участием в конкурсе в целях трудоустройства.
Согласно определение Конституционного Суда РФ от 27.05.2010 N 698-О-О, Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, определенными в ее статье 7 (часть 1), предусматривает установление государственных гарантий реализации гражданами конституционных прав на труд, охрану труда и здоровья, социальную защиту от безработицы (статья 7, часть 2; статья 37, часть 3; статья 39, часть 2). В силу указанных положений Конституции Российской Федерации правовые основания обеспечения социальной защиты от безработицы, круг лиц, на которых она распространяется, условия и порядок ее предоставления закрепляются законом.
Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", как следует из его преамбулы, определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения и устанавливает гарантии государства по реализации гражданами Российской Федерации права на защиту от безработицы, закрепленного в статье 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
Федеральный законодатель, реализуя предоставленные ему полномочия, определил в названном Законе порядок признания гражданина безработным, условия получения им пособия по безработице, а также основания приостановления или прекращения его выплаты, учитывая при этом, что целевое назначение данной меры социальной поддержки безработных граждан состоит в предоставлении им временного источника средств к существованию на разумный период, необходимый для поиска подходящей работы, в сокращении периода безработицы, в стимулировании безработного к активному поиску работы и предотвращении необоснованных отказов от нее (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24 ноября 2005 года N 421-О). При этом пособие по безработице выплачивается при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки (пункт 6 статьи 31 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").
Приостановление выплаты пособия по безработице в случае нарушения гражданином без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного, свидетельствующего, как правило, о незаинтересованности данного лица в поиске работы, направлено на обеспечение баланса между публичными и частными интересами.
Решение органа службы занятости о признании конкретной причины нарушения гражданином сроков его перерегистрации в качестве безработного неуважительной и, как следствие, приостановлении выплаты пособия по безработице может быть проверено в судебном порядке, осуществляя судебную проверку и разрешая конкретное дело, суд оценивает всю совокупность конкретных обстоятельств дела, в том числе причины неявки гражданина для прохождения перерегистрации в качестве безработного, предшествующее исполнение им данной обязанности, его действия по поиску работы и др.
Таким образом, исследовав имеющиеся доказательства по делу, в соответствии с нормами действующего законодательства, суд приходит к выводу, что совокупность исследованных по делу доказательств свидетельствует об уважительности причин неявки ФИО1 в отдел ГКУ ЦЗН города Перми Пермского края по Индустриальному району г. Перми для перерегистрации в качестве безработного ДД.ММ.ГГГГ, так как в указанный период времени, 13.08.2015г., ФИО1 находился на заседании конкурсной комиссии Администрации Губернатора Самарской области, что свидетельствует о совершении им действий по самостоятельному поиску работы, то есть о его заинтересованности в поиске работы.
Учитывая изложенное, суд считает возможным признать причину неявки ФИО1 в отдел ГКУ ЦЗН города Перми Пермского края по Индустриальному району г. Перми для перерегистрации в качестве безработного ДД.ММ.ГГГГ уважительной, признать приказ отдела ГКУ ЦЗН города Перми Пермского края по Индустриальному району г. Перми № от ДД.ММ.ГГГГ о приостановке выплаты пособия по безработице незаконным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
решил:
Признать причину неявки ФИО1 в отдел ГКУ ЦЗН города Перми Пермского края по Индустриальному району г. Перми для перерегистрации в качестве безработного ДД.ММ.ГГГГ уважительной.
Признать приказ отдела ГКУ ЦЗН города Перми Пермского края по Индустриальному району г. Перми № от ДД.ММ.ГГГГ о приостановке выплаты пособия по безработице незаконным.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд г. Перми в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме.
Федеральный судья М.А. Запара