Дело № 2-4451/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Якутск 01 июня 2017 года
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Цыкуновой В.П., при секретаре Архиповой О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Департамента по лесным отношениям Республики Саха (Якутия) к ФИО1, ФИО2 о возмещении вреда, причиненного лесам вследствие лесных пожаров,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчикам, мотивируя тем, что ____ 2016 года в 11 часов 55 минут в ___ Маганского участкового лесничества обнаружен лесной пожар. Регистрационный номер пожара № Площадь пожара ___ га земель лесного фонда, из них покрытая лесом территория ___ га, не покрытая лесом – ___ га. Тушение пожара осуществлялось силами ГБУ РС(Я) «Якутская база авиационной охраны лесов». Тушение пожара завершено ____ 2016 г. в 14 часов 25 минут. Ущерб лесам (деревья, уничтоженные пожаром) отсутствует. Затраты ГБУ РС(Я) «Якутская база авиационной охраны лесов» по тушению лесного пожара составили ___ руб. Постановлением № о назначении административного наказания от ____ 2016 г. ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ. Постановление вступило в законную силу. Постановлением № о назначении административного наказания от ____ 2016 г. ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ. При этом, установлено, что лесной пожар № возник ____.2016 г. на местности ___ в ___ Маганского участкового лесничества в результате выжигания сухой травы ФИО2, ФИО1 Истец просит взыскать солидарно с ответчиков в пользу Департамента по лесным отношениям Республики Саха (Якутия) вред лесам вследствие лесного пожара (затрат по тушению лесного пожара) в размере ___. для последующего перечисления в федеральный бюджет.
В судебном заседании представитель истца ФИО3 (по доверенности) исковые требования поддержал, ссылаясь на те же доводы.
В судебном заседании ответчик ФИО2 и его представитель ФИО4, действующий на основании доверенности иск не признали, поддержали письменный отзыв. Считают, что Департамент по лесным отношениям РС(Я) не вправе требовать от ответчиков возмещения расходов на тушение пожара. Исковое заявление подано ненадлежащим истцом. В заявлении не указана сумма ущерба, причиненного самим лесам, нет расчета ущерба, причиненного самим лесам, деревьям, полям, насаждениям, окружающей среде, который может посчитан в конкретном денежном плане. При этом обращают внимание, что ФИО1, ФИО2 уже были наказаны за свои действия, приведшие к пожару, а за одно и тоже правонарушение гражданам накладывается лишь одно наказание. Истец в своем иске ссылается на постановления об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ, в соответствии с которой ответчики уже оплатили административный штраф. Таким образом, иск Департамента по лесным отношениям РС(Я) к ответчикам о взыскании суммы противоречит требованиям законодательства, поскольку является иском не о взыскании вреда, причиненного самим лесам, а является требованием о возмещении расходов юридического лица, понесенных им при прямом исполнении своих обязанностей. Просили в иске отказать.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен судом о времени и месте рассмотрения дела по адресу места регистрации. В соответствии с требованиями статей 113, 118 ГПК РФ судом были приняты все возможные меры для извещения ответчика. В силу ст. 118 ГПК РФ суд считает ответчика извещенным о времени и месте судебного заседания. При таких обстоятельствах и учитывая право стороны истца на своевременное рассмотрение гражданского дела в разумные сроки, суд рассмотрел дело в отсутствие ответчика.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что лесной пожар ___ от ____.2016 в ___ Маганского участкового лесничества Якутского лесничества произошел в результате выжигания сухой травы ФИО2, ФИО1 Данные обстоятельства подтверждаются административными материалами. Вступившим в законную постановлением руководителя отдела федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах Департамента по лесным отношениям РС(Я) от ____ 2016 г. ФИО2 признан виновным в нарушении, предусмотренных ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере ___ руб.. Вступившим в законную постановлением руководителя отдела федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах Департамента по лесным отношениям РС(Я) от ____ 2016 г. ФИО1 признан виновным в нарушении, предусмотренных ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере ___ руб.. Ущерб лесам (деревья, уничтоженные пожаром) отсутствует.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров.
В соответствии с ч. 3 ст. 53 Лесного кодекса РФ правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417, предусмотрено, что настоящие Правила устанавливают единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
В силу статьи 100 Лесного кодекса РФ лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.
Согласно статье 77 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
В соответствии с п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 05.11.1998 г. № 14 «О практике применения суда законодательства об ответственности за экологические правонарушения» определено, вред, причиненный нарушением экологического законодательства, в соответствии со ст. 1064 ГК РФ и ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» подлежит возмещению виновным лицом в полном объеме независимо от того, причинен ли вред в результате умышленных действий (бездействий) или по неосторожности.
В соответствии с пунктом 1 Методики исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ____ 2007 года №, данной Методикой определяется размер вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, и представляющего собой ущерб и упущенную выгоду.
Пунктом 3 Методики установлено, что при причинении вреда лесам вследствие лесных пожаров, возникших в результате поджога или небрежного обращения с огнем, в состав ущерба включаются расходы, связанные с приведением соответствующей территории в состояние, пригодное для дальнейшего использования, а также расходы связанные с тушением лесных пожаров.
Согласно статье 53.4 Лесного кодекса РФ тушение лесных пожаров включает в себя: обследование лесного пожара с использованием наземных, авиационных или космических средств в целях уточнения вида и интенсивности лесного пожара, его границ, направления его движения, выявления возможных границ его распространения и локализации, источников противопожарного водоснабжения, подъездов к ним и к месту лесного пожара, а также других особенностей, определяющих тактику тушения лесного пожара; доставку людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара и обратно; локализацию лесного пожара; ликвидацию лесного пожара; наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание; предотвращение возобновления лесного пожара.
Таким образом, в силу норм лесного законодательства все вышеперечисленные мероприятия учитываются при учете затрат по тушению лесных пожаров.
ГБУ РС(Я) «Якутская база авиационной охраны лесов» является специализированным государственным учреждением по тушению лесных пожаров, и подведомственен Департаменту по лесным отношениям РС(Я), которому переданы федеральные полномочия по тушению лесных пожаров на землях лесного фонда.
Тушение указанного лесного пожара осуществлены силами ГБУ РС(Я) «Якутская база авиационной охраны лесов». Состав затрат, включаемых в расходы на тушение лесных пожаров, порядок их формирования и учета для исполнителей работ разъяснены письмом Федерального агентства лесного хозяйства от 10.11.2009 №АС-05-54/7018 «О рекомендациях по порядку формирования и учета затрат на тушение лесных пожаров за счет субвенций их федерального бюджета, предоставляемых на осуществление органами исполнительной власти субъектов РФ переданных отдельных полномочий РФ в области лесных отношений.
Пунктом 3 указа Президента Республики Саха (Якутия) от 15.03.2011 №522 «О Департаменте по лесным отношениям Республики Саха (Якутия)» установлено, что Департамент по лесным отношениям Республики Саха (Якутия) является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия), осуществляющим полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, переданные Республике Саха (Якутия).
Доводы ответчика об отсутствии у истца оснований требовать возмещения расходов на тушение пожара не обоснованны, поскольку согласно правовому смыслу п. 2 Постановления Правительства РС(Я) от 05.05.2008 № 179 (ред. от 27.08.2015 г.) «Об утверждении Порядка финансирования средств, выделяемых за счет субвенций из федерального бюджета на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений» главным распорядителем бюджетных средств по подразделу «Лесное хозяйство» является Департамент по лесным отношениям Республики Саха (Якутия).
В силу п. 3 указанного Постановления, средства, предусмотренные в государственном бюджете Республики Саха (Якутия) по подразделу «Лесное хозяйство», в Департамент по лесным отношениям Республики Саха (Якутия) перечисляются на осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров.
Таким образом, Департамент по лесным отношениям Республики Саха (Якутия) являясь распорядителем финансовых средств, имеет право на обращение в суд с иском о взыскании ущерба лесам, причиненного пожаром, включая расходы на тушение пожара.
Состав затрат, включаемых в расходы на тушение лесных пожаров, порядок их формирования и учета для исполнителей работ разъяснены письмом Федерального агентства лесного хозяйства от 10.11.2009 № АС-05-54/7018 «О рекомендациях по порядку формирования и учета затрат на тушение лесных пожаров за счет субвенций из федерального бюджета, предоставляемых на осуществление органами исполнительной власти субъектов РФ переданных отдельных полномочий РФ в области лесных отношений».
Согласно разделу III Порядка, финансирование расходов по тушению лесных пожаров на землях лесного фонда в субъектах Российской Федерации, которым передано исполнение отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений в соответствии со статьей 83 ЛК РФ, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета. К видам расходов, финансируемых за счет субвенций, предоставляемых на осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия по тушению лесных пожаров на землях лесного фонда, в числе прочих, относятся расходы на оплату труда, налоги и обязательные платежи, начисляемые на фонд оплаты труда, материальные расходы (расходы на ГСМ, расходы на организацию питания лиц, работающих на тушении лесного пожара), транспортные расходы (эксплуатация воздушных судов), прочие текущие расходы (оплата услуг физических и юридических лиц, привлеченных по договорам гражданско-правового характера на тушеные лесных пожаров).
Согласно разделу V Порядка, расходы по тушению каждого пожара сводятся и отражаются в Справке о затратах на тушение конкретного лесного пожара.
Ущерб от пожара составил ___ рублей. Данные расходы подтверждаются прилагаемыми учетными документами: расчетной ведомостью оплаты труда, табелями учета рабочего времени, ведомостью налета на пожар ___, производственным заданием №, расчетно-платежными ведомостями, приказами №, №, табелями учета рабочего времени, счетом фактурой № от ____.2016 г., актом № от ____.2016 г., заявкой на полет № от ____.2016 г. со списками пассажиров, справками о массе багажа и груза, отчетом о выполнении заявки на полет от ____.2016 г., бортовыми журналами летчика-наблюдателя от ____.2016 г., актом № о выполненных работах по авиационному обслуживанию от ____.2016 г., сведениями о контракте об оказании авиационных услуг, актом о списании материальных запасов № от ____.2016 г., путевым листом № микроавтобуса ______, пояснительной запиской к путевому листу, актом и списании материальных запасов № от ____.2016 г., путевым листом автобуса ___, ведомостью учета выдачи ГСМ, чеком о приобретении ГСМ от ____.2016 г., приказами №, №, №, авансовым отчетом № от ____.2016 г., приказом №.
При таких обстоятельствах, исковые требования о возмещении ущерба подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчиков солидарно подлежит взысканию государственная пошлина, от которой истец был освобожден, пропорционально удовлетворенной части исковых требований в размере 4924,44 рублей в доход местного бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать солидарно с ФИО1, ФИО2 в пользу Департамента по лесным отношениям Республики Саха (Якутия) затраты по тушению лесного пожара в размере ___ рублей для последующего перечисления в федеральный бюджет.
Взыскать солидарно с ФИО1, ФИО2 государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 4 924,44 рублей
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: ___
___