ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4453/10 от 18.11.2010 Братского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 ноября 2010 года

Братский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Орловой О. В.

при секретаре Шишкиной О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4453/2010 по иску ФИО1, ФИО2 к ФИО3 о признании договора купли - продажи жилого помещения недействительным, применении последствий недействительности ничтожной сделки, признании права собственности на жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Истцы ФИО1, ФИО2 обратились в суд с иском к ответчику ФИО3, в котором просят признать договор купли - продажи жилого помещения, расположенного по адресу: ..., заключенный между АООТ СФ «Братскгорстрой» и ФИО3 недействительным; применить последствия недействительности ничтожной сделки: погасить в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о государственной регистрации вышеуказанного договора купли-продажи и погасить в Едином государственном реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о государственной регистрации права собственности на спорное жилое помещение; признать за ними право собственности на спорное жилое помещение по 1/2 доли за каждым.

В обоснование своих требований истцы указали, что 09 июня 1995 года, согласно ордеру № 1224 мать истцов - ННН была вселена с членами своей семьи: ФИО2, ... года рождения - сыном; ФИО1, ... года рождения - сыном, в жилое помещение по адресу: ... Данная комната была выдана с целью улучшения жилищных условий. ... года ННН умерла. Факт смерти подтверждается свидетельством о смерти серии ..., выданным ... года отделом по г. Братску (Центральный АО) Управления службы ЗАГС Иркутской области. Согласно поквартирной карточке в жилом помещении по адресу: ... зарегистрированы: ФИО2 и ФИО1 Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 20.05.2010 года АООТ СФ «Братскгорстрой» было зарегистрировано 25.12.2002 года. Общежитие, расположенное по адресу: ..., в котором они проживают, было включено в перечень приватизируемого имущества акционерного общества открытого типа Строительная Фирма «Братскгорстрой» неправомерно. Включение жилого дома в состав приватизируемого имущества государственного и муниципального предприятия в нарушение действующего законодательства не может влиять на жилищные права граждан, вселившихся и проживавших в данных жилых помещениях на правах найма, в том числе и на право бесплатной передачи жилья в собственность граждан. В составе частного жилищного фонда АООТ СФ «Братскгорстрой» могли находиться лишь жилые помещения коммерческого использования, к числу которых общежитие не относится. Постановлением главы Администрации города Братска № 1105 от 22.09.1998 года статус общежития по улице ..., дом ...изменен на жилой дом для малосемейных граждан и соответственно статус комнат был изменен на статус квартир. В связи с изменением статуса общежития по адресу: ... на жилой дом была произведена перенумерация квартир, вследствие чего квартира под № ... получила № ...16 марта 2009 года АООТ СФ «Братскгорстрой» прекратило свою деятельность. Предприятие было ликвидировано вследствие банкротства по решению Арбитражного суда Иркутской области. В соответствии со статьей 132 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»не включается в конкурсную массу и передаётся в муниципальную собственность на безвозмездной основе жилой фонд социального использования. Конкурсным управляющим ФФФ в нарушение требований закона спорное жилое помещение в муниципальную собственность не передавалась. В марте 2009 года из Выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимость имущество и сделок с ним № 03/006/2009-235 от 30 марта 2009 года истцам стало известно, что правообладателем квартиры, расположенной по адресу: ... является ФИО3.

В силу части 2 статьи 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В силу действовавшего на момент приватизации ПСО «Братскгорстрой», законодательства том числе, пункта 5 статьи 1 Закона Российской Федерации «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» от 05.06.1992 года, приватизация земельного и жилищных фондов а также социально-культурных учреждений, объектов культурного природного наследия регулируются иными законодательными актами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

Согласно Указу Президента Российской Федерации №721 от 01.07.1992 года «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» и Положению «О коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого общества», акционерному обществу передаются объекты социально-культурного, коммунально-бытового назначения и иные объекты, для которых действующим законодательством Российской Федерации предусмотрено ограничение или установлен особый режим приватизации, порядок дальнейшего использования которых определяется планом приватизации. Стоимость указанных объектов не включается в уставный капитал акционерного общества. В соответствии с действовавшими на момент возникновения спорного правоотношения Указа Президента Российской Федерации № 8 от 10.01.1993 года «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности по решению их трудовых коллективов в состав приватизируемого имущества могут быть включены находящиеся на балансе приватизируемого предприятия объекты социально-культурного назначения, коммунально-бытового назначения с обязательным сохранением их профиля, за исключением жилищного фонда.

В соответствии со статьей 1 закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики» жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома (общежития), квартиры, служебные жилые помещения, жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания; в соответствии со статьями 4 и 5 Жилищного Кодекса РСФСР к жилищному фонду относятся жилые дома, жилые помещения в других строениях.

Статьей 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусмотрено, что граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц.

В соответствии со статьей 7 Вводного закона к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются положения Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным и муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда, препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.

Согласно статье 18 закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации» при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемникам этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1993 года N 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий»устанавливался запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.

Указанными выше нормами, подлежащими применению в системной взаимосвязи, статьей 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», которая предусматривает право каждого гражданина, занимающего жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде на приватизацию указанных помещений, не допускалось включение объектов жилищного фонда, к которому относятся и общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.

Согласно статье 168 ГК РФсделка, не соответствующая требованиям закона или иным правовым актам, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. По данным основаниям сделка по продаже имущества - жилого помещения, расположенного по адресу: ..., является ничтожной, так как она противоречит положениям ФЗ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», и ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Согласно пункту 17 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. № 219, при прекращении права, ограничения (обременения) и сделки соответствующая запись Единого государственного реестра прав погашается. Применением последствия недействительности ничтожной сделки является требование о погашении в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись огосударственной регистрации договора купли - продажи спорной квартиры и права собственности ответчика на указанную квартиру.

В судебное заседание истцы ФИО1, ФИО2 не явились, будучи надлежаще извещены о месте и времени слушания представили в суд заявление, в котором просят рассматривать дело в их отсутствие.

Представитель истцов ФИО2 и ФИО1 - ФИО4, действующая на основании доверенностей от 26.10.2010г. за №№ 7766, 7765, в судебном заседания исковые требования истцов поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Просит признать договор купли - продажи жилого помещения, расположенного по адресу: ..., заключенный между АООТ СФ «Братскгорстрой» и ФИО3 недействительным; применить последствия недействительности ничтожной сделки: погасить в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о государственной регистрации вышеуказанного договора купли-продажи и погасить в Едином государственном реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о государственной регистрации права собственности на спорное жилое помещение; признать за истцами право собственности на спорное жилое помещение по 1/2 доли за каждым.

Ответчик ФИО3 в судебное заседание не явился, определением суда от 18.11.2010 года принято решение о рассмотрении дела в отсутствии ответчика ФИО3

В судебное заседание представители третьих лиц Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Братска, Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Российской Федерации по Иркутской области в судебное заседание не явились, будучи надлежаще извещены о месте и времени слушания дела, о причинах неявки не сообщили.

Исследовав материалы настоящего дела, дела правоустанавливающих документов, суд приходит к следующему.

В силу ч. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В силу ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции.

Согласно ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

В силу ст.549 ГК РФ по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя… квартиру.

Согласно ст. 551 ГК РФ переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации. Исполнение договора продажи недвижимости сторонами до государственной регистрации перехода права собственности не является основанием для изменения их отношений с третьими лицами. В случае, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности.

В силу ст. 6 Федерального Закона от 21.07.1997г. № 122 - ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

Государственная регистрация прав, осуществляемая в отдельных субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до вступления в силу настоящего Федерального закона, является юридически действительной.

Государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества.

В соответствии с ч. 1 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности…

В силу ст.164 ГК РФ сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных статьей 131 настоящего Кодекса и законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии с ч.2 ст.82 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) дееспособный член семьи нанимателя с согласия остальных членов семьи и наймодателя вправе требовать признания себя нанимателем по ранее заключенному договору социального найма вместо первоначального нанимателя. Такое же право принадлежит любому дееспособному члену семьи умершего нанимателя.

В соответствии с ч. 1, 2 ст.19 ЖК РФ жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации. В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на: 1) частный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц; 2) государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации); 3) муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

В силу действовавшего на момент приватизации ПСО «Братскгорстрой», законодательства, в том числе, п. 5 ст.1 Закона Российской Федерации от 05.06.1992года «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» приватизация земельного и жилищных фондов а также социально-культурных учреждений, объектов культурного и природного наследия регулируются иными законодательными актами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации. Согласно Указу Президента Российской Федерации №721 от 01.07.1992 года «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества», и Положению «О коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа», акционерному обществупередаются объекты социально-культурного, коммунально-бытового назначения и иныеобъекты, для которых действующим законодательством Российской Федерациипредусмотрено ограничение или установлен особый режим приватизации, порядокдальнейшего использования которых определяется планом приватизации. Стоимостьуказанных объектов не включается в уставный капитал акционерного общества.

В соответствии с действовавшими на момент возникновения спорного правоотношения п.1 Указа Президента Российской Федерации №8 от 10.01.1993 года «Обиспользовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначенияприватизируемых предприятий, при приватизации предприятий, находящихся вфедеральной (государственной) собственности, по решению их трудовых коллективов всостав приватизируемого имущества могут быть включены находящиеся на балансеприватизируемого предприятия объекты социально-культурного назначения икоммунально-бытового назначения с обязательным сохранением их профиля, заисключением, жилищного фонда; в соответствии с ст. 1 закона РФ «Об основахфедеральной жилищной политики», жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома (общежития..), квартиры, служебные жилые помещения, иныежилые помещения в других строениях, пригодные для проживания; соответствии состатьями 4, 5 Жилищного Кодекса РСФСР к жилищному фонду относятся жилые дома, жилые помещения в других строениях.

В соответствии со ст.1 закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», приватизация жилых помещений бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. Статьей 2 данного закона предусмотрено, что граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц.

Согласно ст. 18 закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в редакции закона РФ от 23.12.1992 года №4199-1, федеральных законов от 20.05.2002 года №55-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ), при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственномведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан вхозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.Как следует из п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 8 от24.08.1993 года «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», действовавшего на момент возникновения правоотношений между истцами и АООТ «СФ Братскгорстрой» необходимоучитывать, что в соответствии со ст. 18 Закона Российской Федерации «О приватизациижилищного фонда в Российской Федерации» переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияет на жилищныеправа граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе и направо бесплатной приватизации жилья. Гражданину не может быть отказано в приватизации жилого помещения в домах данных предприятий и учреждений и в том случае, если изменение формы собственности или ликвидация предприятий и учрежденийимели место до вступления в силу ст. 18 названного Закона (в редакции закона от23.12.1992 года). Это положение не должно применяться, если правопреемники, изменившие форму собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, на свои средства построили либо приобрели не заселенное жилое помещение,которое в последствии явилось предметом спора о приватизации.

В соответствии с ч.1, 2 ст. 30 ФЗ от 21.12.2001г. № 178 - ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» объекты социально-культурного назначения (здравоохранения, культуры и спорта) и коммунально-бытового назначения могут быть приватизированы в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, за исключением используемых по назначению: жилищного фонда и объектов его инфраструктуры.

Объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не включенные в подлежащий приватизации имущественный комплекс унитарного предприятия по основаниям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, подлежат передаче в муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством.

Судом установлено, что согласно ордеру № 1224 от 09.06.1995 года ННН было предоставлено право на вселение в общежитие, расположенное по адресу: ... с членами семьи ССС, ФИО1 и ФИО2

Из поквартирной карточки следует, что ННН являлась нанимателем квартиры, расположенной по адресу: ..., была зарегистрирована в указанной квартире и ... года снята с регистрационного учете из указанного жилого помещения в связи со смертью. Кроме нее в указанной квартире были зарегистрированы и состоят на регистрационном учете в настоящее время ФИО1 и ФИО2

Свидетельством о смерти подтверждается, что ННН умерла ... года.

Выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 30.03.2009 года подтверждается, что ФИО3 является собственником квартиры, расположенной по адресу: ...

Согласно договору от 20.11.2008 года купли - продажи квартиры, дополнительному соглашению о внесении изменений в договор купли-продажи квартиры от 13.12.2008 года АООТ СФ «Братскгорстрой» продал принадлежащую ему на праве собственности квартиру, расположенную по адресу: ... на основании решения Арбитражного суда Иркутской области от 07.02.2008 года ФИО3

Согласно выписке из протокола собрания кредиторов АООТ СФ «Братскгорстрой» от 21.04.2008 года в соответствии со ст. 12 ФЗ РФ « О несостоятельности (банкротстве)» № 6 - ФЗ от 08.01.1998 года конкурсному управляющему было поручено реализовать жилые помещения (квартиры), расположенные, в том числе в жилом доме по адресу: ... путем прямой продажи на основании договоров купли - продажи по цене предложения. Сроки продажи указанного имущества не ограничивать.

Как следует из поквартирной карточки от 30.12.2008 года в жилом помещении по адресу: ... зарегистрированы: ссудополучатель - ННН, ФИО2 и ФИО1

В соответствии с решением Арбитражного суда Иркутской области от 07.02.2008г. по делу № А19 - 16288/07 - 16 по иску АООТ СФ «Братскгорстрой» к индивидуальному предпринимателю ААА о признании права собственности, за АООТ СФ «Братскгорстрой» признано право собственности на жилые помещения, в том числе на квартиру, расположенную по адресу: ...

Согласно решению исполнительного комитета Братского городского Совета народных депутатов № 555 от 30.12.1985 года, утвержден акт государственной комиссии от 29.12.1985 года по приемке в эксплуатацию общежития 405а на 400 мест.

Согласно акту государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию от 29.12.1985 года, заказчиком строительства общежития на 400 мест по ул. ..., д. ... г. Братске было Управление «Братскгэсстрой», строительство общежития осуществлялось на основании решения Братского горисполкома № 357 от 15.07.1982 года, данное общежитие было введено в эксплуатацию.

В соответствии с Указанием от 11.02.1988 года № 17 СУС «Братскгэсстрой» здание общежития по ул. ..., д. ... передано на баланс треста «Братскгорстрой»

Как следует из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, письма Инспекции ФНС по Центральному району г.Братска 21-42/11673 от 20.04.2006 года, Управление строительства г. Братска (УСГБ) ГПО «Братскгэсстрой» приказом последнего за № 145 от 27.03.1987 года переименован в трест «Братскгорстрой» ГПО «Братскгэсстрой», 18.03.1988 года приказом №127 ГПО «Братскгэсстрой» трест реорганизован в ПСО «Братскгорстрой». Распоряжением № 50АК от 12.11.1992 года ПСО «Братскгорстрой» преобразовано в АООТ СФ «Братскгорстрой», которое зарегистрировано постановлением главы администрации г.Братска № 1087 от 19.11.1992 года, находится в стадии конкурсного производства. Уставом АООТ СФ «Братскогорстрой» подтверждается, что АООТ СФ «Братскгорстрой» создано путем приватизации на базе государственного ПСО «Братскгорстрой», является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество.

Согласно Плану приватизации ПСО «Братскгорстрой» от 23.09.1992 года, утвержденного распоряжением Комитета по управлению государственным имуществом Иркутской области от 12.11.1992 года № 50/АК «Об утверждении плана приватизации ПСО «Братскгорстрой», и акту оценки стоимости зданий и сооружений ПСО «Братскгорстрой», являющемуся приложением №1 к данному акту, в состав приватизируемого имущества, кроме прочего, было включено здание общежития, 1985 года постройки, инвентарный номер 27, сведений о включении в указанный План приватизации с приложениями общежития, либо жилого дома, расположенного в г. ... по ул. ..., д. ..., не имеется.

В соответствии с регистрационным удостоверением БТИ г. Братска № 3340 от 18.12.1998 года, домовладение № ... по ул. ... в г. ... в осях 1-7 зарегистрировано по праву собственности за АООТ СФ «Братскгорстрой» на основании постановления мэра г. Братска № 1105 от 22.09.1998 года, плана приватизации ПСО «Братскгорстрой» от 23.09.1992 года.

В соответствии с регистрационным удостоверением БТИ г.Братска № 48 от 21.01.1999 года, домовладение № ... по ул. ... в г.... в осях 7-14 зарегистрировано по праву собственности за АООТ СФ «Братскгорстрой» на основании постановления мэра г.Братска № 48 от 14.01.1999 года, плана приватизации ПСО «Братскгорстрой».

Согласно постановлению главы администрации г.Братска № 1105 от 22.09.1998 года, изменен статус общежития в осях 1-7 с первого по пятый этажи на жилой дом малосемейных граждан по адресу ...

В соответствии с постановлением мэра г. Братска № 48 от 14.01.1999 года, изменен статус общежития в осях 7-14 со второго по пятый этажи на жилой дом для малосемейных граждан по адресу ...

Из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 10.11.2010 года следует, что АООТ СФ «Братскгорстрой» ликвидировано вследствие банкротства.

Анализируя представленные доказательства в совокупности, суд установил, что в 1995 году ФИО5 ПСО «Братскгорстрой», который в 1992 году был реорганизован и возникло акционерное общество открытого типа Строительная Фирма «Братскгорстрой», для проживания была выделена комната № ... в общежитии, расположенном в доме ... по ул. ... в г. ..., куда она вместе со своей семьей - сыновьями ФИО2 и ФИО1 вселилась на основании ордера № 1224 от 09.06.1995 года Таким образом, суд приходит к выводу, что истцы были вселены в спорное помещение на законных основаниях. В настоящее время истцы ФИО1 и ФИО2 также проживают и зарегистрированы в спорном жилом помещении, что подтверждается поквартирными карточками. Наниматель ННН... года была снята с регистрационного учета из спорного жилого помещения, в связи со смертью. Уклонившись от явки в судебное заседание ответчиком не представлено доказательств обратного.

Кроме того, суд установил, что в 1997 году статус общежития по адресу: ... был изменен на жилой дом для малосемейных граждан, находился в собственности у АООТ СФ «Братскгорстрой». В связи с изменением статуса общежития на жилой дом была произведена перенумерация квартир и спорному жилому помещению № 318 был присвоен номер 37. В конце июля 2009 года истцы узнали, что в отношении квартиры № ... в доме № ... по ул. ..., в которой они проживают, ОАО СФ «Братскгорстрой» с ответчиком ФИО3 20.11.2008 года был заключен договор купли - продажи квартиры.

Суд считает, что истцы вселились в спорное жилое помещение на законных основаниях, не самовольно, а на основании ордера, который не был признан недействительным. Истцы с момента вселения проживают в спорной квартире, несут расходы по ее содержанию, оплачивают коммунальные платежи. В связи с чем, суд приходит к выводу, что с ННН и членами его семьи фактически был заключен договор социального найма жилого помещения. После смерти нанимателя ННН в силу ст. 82 Жилищного кодекса РФ нанимателями спорного жилого помещения являются ее дети ФИО2 и ФИО1 АООТ СФ «Братскгорстрой», у которого спорное жилое помещение находилось в хозяйственном ведении, с требованиями о прекращении права пользования истцов, а также выселении, не обращалось. Отсутствие письменного договора социального найма само по себе не свидетельствует об отсутствии у истцов права пользования этим жилым помещением на условиях социального найма, так как их вины в ненадлежащем оформлении фактически возникших между ними и АООТ СФ «Братскгорстрой» правоотношений по поводу спорной квартиры не имеется.

Кроме того, несмотря на наличие решения Арбитражного Суда Иркутской области от 07.02.2008 года о признании права собственности АООТ СФ «Братскгорстрой» на жилое помещение по адресу: ... суд приходит к выводу о недействительности договора купли-продажи спорной квартиры, заключенного между продавцом - АООТ «СФ «Братскгорстрой» и покупателем - ФИО3 Так как передача АООТ СФ «Братскгорстрой» общежития по ул. ... на баланс и в эксплуатацию не свидетельствует о передаче права собственности на него. Суду не представлены доказательства, подтверждающие, что общежитие - здание общежития, 1985 года постройки, инвентарный номер ... по ул...., указанное в Плане приватизации АООТ СФ «Братскгорстрой» и общежитие по ул. ..., в котором располагается спорное жилое помещение, является одним и тем же. Недоказан и факт того, что АООТ СФ «Братскгорстрой» на свои средства построил, либо приобрел незаселенноеспорное жилое помещение. Как следует из искового заявления А-ных, поквартирной карточки, на момент приватизации ПСО «Братскгорстрой»дом 21 по ул. ... не являлся незаселенным, истцы проживали в нем, иэто не было опровергнуто ответчиком. Суд установил, что квартира № ... по ул. ..., д. ... неприватизирована, истцами право на приватизацию не использовано. Правограждан на бесплатную приватизацию было предусмотрено Федеральным Законом. Всилу ч.1 ст. 19 Конституции РФ, все равны перед законом и судом и за счет прав гражданне могут удовлетворяться интересы ответчика. На основании ст.ст.1, 2 закона РФ «Оприватизации жилищного фонда в Российской Федерации», по мнению суда, истцы имеютправо на бесплатную приватизацию выделенного им по ордеру жилья.

Согласно ст. 18 закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в редакции закона РФ от 23.12.1992 года № 4199-1, федеральных законов от 20.05.2002 года №55-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ), при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную формусобственности, либо при их ликвидации, жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий,учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.Как следует из п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 8 от24.08.1993 года «О некоторых вопросах применения судами Закона РоссийскойФедерации «О приватизации жилищного фонда в Российской федерации»», необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 18 Закона Российской Федерации «О приватизациижилищного фонда в Российской федерации» переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияет на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе и направо бесплатной приватизации жилья. Гражданину не может быть отказано в приватизации жилого помещения в домах данных предприятий и учреждений и в том случае, если изменение формы собственности или ликвидация предприятий и учрежденийимели место до вступления в силу ст. 18 названного Закона (в редакции закона от 23.12.1992 года).

Пунктом 1 Указа Президента РФ от 10.01.1993г. № 8 «Об использовании объектов социального - культурного и коммунально - бытового назначения приватизируемых предприятий» устанавливался запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты являлись государственной (федеральной) собственностью, и должны были находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.

В соответствии с ч.1, 2 ст. 30 ФЗ от 21.12.2001г. № 178 - ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» объекты социально-культурного назначения (здравоохранения, культуры и спорта) и коммунально-бытового назначения могут быть приватизированы в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, за исключением используемых по назначению: жилищного фонда и объектов его инфраструктуры. Объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не включенные в подлежащий приватизации имущественный комплекс унитарного предприятия по основаниям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, подлежат передаче в муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством.

Таким образом, исходя из системной взаимосвязи вышеуказанных правовых норм, не допускалось включение объектов жилищного фонда, к которым относятся и общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность. Из этого следует, что общежитие, в котором проживали истцы было включено в перечень приватизируемого имущества неправомерно. Суд считает, что включение жилого дома в состав приватизируемого имущества государственного и муниципального предприятия в нарушение действующего законодательства не должно влиять на жилищные права граждан, вселившихся и проживавших в данных жилых помещениях до приватизации, в том числе и на право бесплатной передачи жилья в собственность граждан. Кроме того, в составе частного жилищного фонда АООТ СФ «Братскгорстрой» могли находиться лишь жилые помещения коммерческого использования, к числу которых общежитие не относится.

Характер правоотношений свидетельствуето возникшем споре по поводу защиты уже имевшегося у истцов субъективного права, что, в соответствии со ст.ст. 11, 12 ГК РФ, может быт осуществлено в порядке иска о признании права собственности на жилое помещение, так как признание субъективного права судом является одним из способов защиты уже принадлежащих гражданину гражданских прав, когда наличие у лица такого субъективного права подвергается сомнению, кроме того, признание права является средством устранения неопределенности во взаимоотношениях субъектов, создания необходимых условий для его реализации и предотвращения со стороны третьих лиц действий, препятствующих его нормальному осуществлению. При таких обстоятельствах суд полагает, что доводы истцов являются обоснованными, и исковые требования о признании за ними права собственности на спорную квартиру в равных долях подлежат удовлетворению.

Разрешая исковые требования ФИО2 и ФИО1 о признании недействительным договора купли - продажи спорного жилого помещения, заключенного между ФИО3 и АООТ СФ «Братскгорстрой», суд считает их обоснованными и подлежащими удовлетворению. Так, суд соглашается с доводами истцов о том, что в соответствии со ст. 132 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» не включается в конкурсную массу и передаётся в муниципальную собственность на безвозмездной основе жилищный фонд социального использования, и конкурсным управляющим ФФФ в нарушение требований закона спорное жилое помещение в муниципальную собственность не передавалось. По данным основаниям суд признает данную сделку ничтожной, так как она противоречит ст. 132 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и считает возможным применить последствия недействительности ничтожной сделки, а именно: погасить в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись государственной регистрации договора купли - продажи квартиры по ул. ..., д. ... кв. ... в г. ... от 20.11.2008 года, заключенного между конкурсным управляющим ФФФ в интересах АООТ СФ «Братскгорстрой» и ФИО3 № 38 - 38- 03/006/2009 - 140 от 24.02.2009 года; запись государственной регистрации права собственности ФИО3 на квартиру по ул. ..., д. ... кв. ... г. ..., № 38- 38- 03/006/2009 - 141 от 24.02.2009 года

Учитывая вышеизложенное и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Иск ФИО1 и ФИО2 удовлетворить.

Признать недействительным договор купли - продажи квартиры, расположенной по адресу: ..., заключенный 20.11.2008 года между Акционерным обществом открытого типа строительная фирма «Братскгорстрой» и ФИО3 и применить последствия недействительности ничтожной сделки:

- погасить в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись государственной регистрации договора купли - продажи квартиры расположенной по адресу: ..., заключенный между Акционерным обществом открытого типа строительная фирма «Братскгорстрой» и ФИО3 № 38 - 38- 03/006/2009 - 140 от 24.02.2009 года,

- погасить в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись государственной регистрации права собственности ФИО3 на квартиру, ..., № 38- 38- 03/006/2009 - 141 от 24.02.2009 года.

Признать за ФИО1, ФИО2 право собственности по 1/2 доле каждому в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: ...

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд в течение десяти дней с момента изготовления мотивированного решения - 25 ноября 2010г.

Судья: О. В. Орлова

Решение вступило в законную силу 07.12.2010 года