Дело № 2-4457/2019
50RS0036-01-2019-005098-28
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 декабря 2019 года
Пушкинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Абрамовой Ж.И.,
при секретаре Новиковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к ООО «ГРАД» о признании действий по изменению тарифа на обслуживание и ремонт многоквартирного дома незаконными, обязании произвести перерасчет платы,
установил:
ФИО2 обратился в суд с иском к ООО «ГРАД» о признании действий по изменению тарифа на обслуживание и ремонт многоквартирного дома незаконными, обязании произвести перерасчет платы по адресу: <адрес>, В обоснование иска указал, что является собственником <адрес> по указанному адресу. Управление многоквартирным домом осуществляет управляющая организация ООО «ГРАД». Протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 08.12.2016г. утвержден тариф на содержание и ремонт МКД равный 32.89 руб/кв.м. Однако за июль 2017 года тариф составил 34,86 руб./кв.м, за июль 2018 года – 34,96 руб./
кв.м, за январь 2019 года – 32,04 руб./ кв.м ( с учетом исключения из статьи «Обращение с ТКО» 313,48 руб.), за июль 2019 года – 32,82 руб./ кв.м (с учетом исключения из статьи «Обращение с ТКО» 313,48 руб.). Произвольное изменение тарифа является незаконным, в связи с чем истец просит обязать произвести перерасчет платы с момента начала изменений твердой цены за содержание жилищного фонда 32,89 руб./кв.м.
Истец ФИО2 в судебном заседании иск поддержал, уточнил, что просит произвести перерасчет с июля 2017г. до июля 2018г., с июля 2018г. по 31.12.2018г. и с января 2019г. по настоящее время, пояснил, что договор управления между ним и ответчиком не заключен, изменение тарифа без решения общего собрании собственников многоквартирного дома законом не допускается.
Представитель ответчика ООО «ГРАД» по доверенности ФИО1 против иска возражала, пояснила, что форму договора управления многоквартирным домом на общем собрании собственники не утвердили, с каждым собственником заключается индивидуальный договор. С декабря 2016г. по июнь 2017г. в утвержденный общим собранием тариф не входила строка «Электроэнергия ОДН», который в едином платежном документе входил в состав платы за коммунальные услуги. С июля 2017 по июнь 2018 строка начислений «Электроэнергия ОДН» была включена в состав содержания и текущего ремонта: 32,89 руб./кв.м + 1,97 руб./кв.м = 34,86 руб., где 1,97 руб./кв.м – стоимость электроэнергии ОДН, рассчитанная в соответствии с нормативом. С июля 2018 по декабрь 2018 стоимость электроэнергии ОДН стала составлять 2,07 руб., в связи с чем тариф на содержание и ремонт составил: 32,89 руб./кв.м + 2,07 руб./кв.м = 34,96 руб./кв.м. С января 2019г. из тарифа была выведена строка «Вывоз ТБО», поскольку с 01.01.2019г. начисления по услуге и выставление квитанций осуществляется ООО «МосОблЕИРЦ», в результате тариф на содержание и ремонт составил 29,44 руб./кв.м, решения общего собрания для этого не требовалось. В связи с повышением ставки НДС с 18% до 20% с 01.01.2019г. Правительство РФ приняло решение об индексации платы граждан за жилищно-коммунальные услуги, в связи с чем ООО «ГРАД» проиндексировало указанную плату с <дата> на уровне 1,7%, а с <дата> – на 2,4%.
Суд, выслушав стороны, проверив материалы дела, находит иск не подлежащим удовлетворению.
В ходе судебного заседания установлены следующие обстоятельства.
ФИО2 является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес> (л.д.5-7).
Управление домом, в котором находится квартира истца, осуществляет ООО «ГРАД». Решением общего собрания собственником многоквартирного дома от 8.12.2016г. установлен тариф на содержание и текущий ремонт – 32,89 руб./кв.м (л.д.3-4).
Из платежных документов, которые направлялись ответчику истцу, следует, что до июля 2017г. управляющая компания взимала плату за услугу по содержанию и текущему ремонту в соответствии с тарифом 32,89 руб.\кв.м (л.д.38-42), с июля 2017г. по июнь 2018г. в строке «Содержание жилищного фонда» указан тариф 34,86 руб.\кв.м (л.д.54), с июля 2018г. по декабрь 2018г. – 34,96 руб.\кв.м (л.д.55-60), с января 2019г. по сентябрь 2019г. - 32,04 руб./кв.м (л.д.61-66), с июля 2019г. по сентябрь 2019г. 32,82 руб./кв.м (л.д.67-69).
В соответствии п. 2 ст. 154 ЖК РФ (в редакции, действовавшей с 4.07.2016г. по 10.08.2017г.) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Согласно п.2 ст.154 ЖК РФ (в редакции с <дата>. по настоящее время) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Пункт 4 ст.154 (в редакции, действующей с 29.12.2016г. по настоящее время) предусматривает, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В силу п.9 ст.12 ФЗ от <дата> N 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» положения пункта 2 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с <дата>.
В соответствии с п.10 ФЗ от <дата> N 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в редакции, действующей с 10.08.2017г. по настоящее время), при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на <дата>. Для первоначального включения расходов, указанных в части 9 настоящей статьи, в плату за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме также не требуется в случае изменения размера платы за содержание жилого помещения при изменении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в связи с установлением или изменением тарифов на такие коммунальные ресурсы, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и (или) установлением или изменением норматива потребления холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, норматива отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от <дата> N 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» органам государственной власти субъектов Российской Федерации не позднее <дата> следует утвердить нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом положений настоящего постановления.
В соответствии с частью 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (введена с 10.08.2017г.) размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от 22.05.2017г. №-РВ утверждены нормативы потребления электроэнергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории <адрес>, согласно которому норматив потребления для Многоквартирных домов, оборудованных лифтами и не оборудованных электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, установлен в размере 2,88 кВтч в месяц на кв. метр.
Из приведенных норм следует, что размер платы за общедомовые нужды определяется исходя из норматива потребления и зависит от изменения тарифа на электроэнергию. Тарифы на электроэнергию в <адрес> устанавливаются распоряжениями Мособлкомцен.
Согласно представленным в материалы дела платежным документам, плату за электроэнергию на общедомовые нужды управляющая компания в период с января 2017г. по август 2017г. отдельной строкой не начисляла, с сентября 2017г. по сентябрь 2019г. расходы на общедомовые нужды включены в строку «Содержание жилищного фонда» (л.д.45-69). Квартира истца оборудована приборами учета холодной воды и горячей воды, в связи с чем плата за эти ресурсы начисляется исходя из показаний приборов учета. Плата за отопление начисляется в фиксированной сумме, с учетом повышения тарифов на тепловую энергию. Помимо этого, истцу начисляется плата за электрозамок двери, плата является фиксированной. Иных платежей истцу не начисляется. Претензий относительно начислений платы за отопление, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электрозамок двери у истца не возникло. Таким образом, увеличение тарифа на содержание многоквартирного дома в период с июля 2017г., затем с июля 2018г. произошло в результате увеличения цен на электроэнергию, ответчиком представлен подробный расчет изменения платы (л.д.71-72). Суд не находит оснований считать данный расчет неверным. Истцом данный расчет не опровергнут. В силу прямого указания п.10 ФЗ от <дата> N 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», подобное изменение платы не требует утверждения его общим собранием собственников.
С января 2019г. из тарифа на содержание и текущий ремонт исключена плата за вывод ТБО, в связи с чем тариф уменьшился до 32,04 руб./ кв.м, начисления по остальным услугам производятся в том же порядке, что видно из платежных документов. С июля 2019г. тариф на содержание и ремонт повышен до 32,82 руб./кв.м. Согласно доводам ответчика, повышение произошло за счет индексации платы в соответствии с постановлением Правительства РФ от 12.11.2018г. № и постановлениями <адрес> от 14.12.2018г. №-ПГ, от 26.03.2019г. №-ПГ.
В соответствии с п.2 Постановления Правительства РФ от 12.11.2018г. № предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях утверждаются высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) на 2019 год и долгосрочный период до <дата>
Постановлением Губернатора МО от <дата> N 658-ПГ «Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по муниципальным образованиям <адрес> на 2019 год» и последующими изменениями установлен предельный индекс изменений платы за коммунальные услуги – с 01.01.2019г. 1,7%, с 01.07.2019г. – 7,2%.
Ответчиком представлен в материалы дела договор управления, заключенный с одним из собственников от 5.02.2019г., который пунктом 4.4 предусматривает возможность роста тарифа на оплату коммунальных услуг и размера платы за содержание и ремонт в связи с ростом цен (л.д.107-110).
Исходя из закрепленного в п.1 ст.1 ЖК РФ принципа жилищного законодательства, согласно которому оно основывается на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, суд полагает, что применение индексации в соответствии с величинами, определенными законодателем, не требовало принятия собственниками дополнительного решения по данному вопросу. Из представленного ответчиком расчета следует, что индексация применена в размере 2,4%, что не противоречит величине индексации, установленной Постановлениями <адрес>.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск ФИО2 к ООО «ГРАД» о признании действий по изменению тарифа на обслуживание и ремонт многоквартирного дома незаконными, обязании произвести перерасчет платы оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решении в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 18.02.2020г.
Судья: