Дело № 2-4459/2020
25RS0029-01-2020-006203-53
Мотивированное решение
изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ Ленинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего Воробьева В.А., при секретаре Фунтиковой О.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к КГБУ «Приморский центр занятости населения» об оспаривании отказа в признании безработной, назначении пособия по безработице, возложении обязанности признания безработной и назначении пособия
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд с названным иском, предъявив требования о признании незаконным бездействия структурного подразделения ответчика - отделения КГБУ «Приморский центр занятости населения» в <адрес>, выразившееся в отказе от ДД.ММ.ГГГГ№ признать истца безработной с ДД.ММ.ГГГГ и назначении ей пособия по безработице с момента признания безработной, возложении обязанности признать ее безработной с ДД.ММ.ГГГГ и назначить пособие по безработице с момента признания безработной, взыскании с Центра занятости судебных расходов, состоящих из государственной пошлины в размере 300 руб.
Истец в судебное заседание не явилась. просила рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях.
Суд, выслушав представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, оценивая доказательства по делу в их совокупности, полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению в силу следующего.
В судебном заседании установлено, что истец ФИО1, уволенная ДД.ММ.ГГГГ индивидуальным предпринимателем ФИО2, ОГРНИП №, с должности «директор» по п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации (расторжение трудового договора по инициативе работника), ДД.ММ.ГГГГ через Интерактивный портал министерства труда и социальной политики <адрес> (Интерактивный портал) подала в Отделение заявление о предоставлении государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы (заявление), приложив к нему фотографические образы следующих документов: паспорта гражданина Российской Федерации, серия 05 13 №, выданного отделом УФМС России по <адрес> в Уссурийском городском округе ДД.ММ.ГГГГ (страницы 2-5); СНИЛС №; трудовой книжки АТ-Ш № (страницы 1-11); справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), выданной ИП ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ (номер электронного обращения №). Данные фактические обстоятельства сторонами в судебном заседании не оспаривались.
Анализируя применимое законодательство, судом установлено следующее. Отношения, связанные с оказанием услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы на территории <адрес> урегулированы Административным регламентом министерства труда и социальной развития <адрес> по предоставлению государственной услуги «Содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников», утвержденным приказом департамента труда и социального развития <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ (Административный регламент).
Оказание центром занятости населения государственной услуги содействие гражданам в поиске подходящей работы при обращении гражданина включает в себя содействие гражданам в поиске подходящей работы (п.3.1 Административного регламента). Максимально допустимое время предоставления государственной услуги при обращении заявителей в форме электронных документов, не должно превышать пяти дней со дня регистрации электронного обращения (п. 2.4 Административного регламента).
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, заявление истца было обработано Отделением ДД.ММ.ГГГГ, с указанной даты она была поставлена на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы (личное дело получателя государственных услуг № от ДД.ММ.ГГГГ), также ДД.ММ.ГГГГ ей был направлен талон на посещение № Отделения ДД.ММ.ГГГГ.
Результатом предоставления такой государственной услуги, согласно п.п. 2.3.1 п. 2.3 Административного регламента, является получение гражданином: выписки из регистра получателей государственных услуг, содержащей сведения о свободных рабочих местах (вакантных должностях) или об отсутствии вариантов подходящей работы; направления на работу, оформленного в соответствии с приложением № 7 приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19.02.2019 №90н; предложения о предоставлении иной государственной услуги в области содействия занятости населения; предложения пройти профессиональное обучение по направлению органов службы занятости женщинам в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Суд приходит к выводу, что оснований для расширительного толкования вышеприведенного перечня не имеется, следовательно, вопреки утверждений истца, признание гражданина безработным с назначением ему пособия по безработице не является результатом предоставления государственной услуги содействие гражданам в поиске подходящей работы.
В п. 1 ст. 3 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон о занятости) содержится перечень признаков, при одновременном наличии которых гражданин признается безработным. Одним из них является регистрация гражданина в органах государственной службы занятости населения в целях поиска подходящей работы. Здесь же содержится отсылочная норма об установлении порядка регистрации безработных граждан и порядка регистрации граждан в целях поиска подходящей работы. Правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и Правила регистрации безработных граждан, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2012 № 891 (Правила регистрации граждан в целях ПНР и Правила регистрации БГ). П. 2 ст. 3 Закона о занятости устанавливает порядок признания гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным. Решение принимается по месту жительства гражданина не позднее одиннадцати дней со дня предъявления им органу государственной службы занятости документов, к которым в общем случае относятся, в частности (п. 2 ст. 3 Закона о занятости; п. 4 Правил регистрации БГ): паспорт; трудовая книжка и (или) сведения о трудовой деятельности либо документы, их заменяющие; документы об образовании либо обучении, документы о квалификации; справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы); индивидуальная программа реабилитации - для инвалидов.
В п. 3 этой же нормы содержится перечень граждан, которые не могут быть признаны безработными.
Несмотря на то, что ФИО1, не относится ни к одной из перечисленных в п. 3 ст. 3 Закона о занятости категорий граждан, по смыслу ст. 3 Закона о занятости и Правил регистрации БГ, на заявления, поданные через Интерактивный портал, требование в части соблюдения срока принятия решения с момента предъявления органу государственной службы занятости необходимых документов, установленное п. 2 ст. 3 Закона о занятости, не распространяется.
Кроме того, при подаче заявления посредством Интерактивного портала ФИО1 предоставила в Отделение не все документы, предусмотренные п. 2 ст. 3 Закона о занятости и п. 4 Правил регистрации БГ.
Таким образом, решение о признании (об отказе в признании) истца безработной на основании ее заявления, поданного посредством Интерактивного портала, Отделением не принималось.
Суд приходит к выводу, что письмо Отделения от 26.05.2020 № 401-32/923 не является решением об отказе в признании ФИО1 безработной с 09.04.2020 и назначении ей пособия по безработице с момента признания безработной. Сведения о дате принятия решения об отказе в признании безработными зарегистрированных граждан вносятся в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц. Государственные учреждения службы занятости населения уведомляют зарегистрированных граждан письменно (под роспись) или в форме почтового отправления об отказе в признании их безработными и постановке на регистрационный учет в течение суток со дня принятия такого решения (пункты 10 и 11 Правил регистрации безработных граждан), следовательно, утверждение истца о незаконности действий Отделения об отказе в признании ее безработной на основании заявления, поданного ею 09.04.2020 и об отказе в выплате пособия по безработице за период с 09.04.2020 по 22.05.2020 необоснованны, поскольку они противоречат ст. 3 Закона о занятости и Правилам регистрации БГ.
Кроме того, с 09.04.2020 на территории Российской Федерации вступили в действие Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденные постановлением Правительства РФ от 08.04.2020 № 460 (Временные правила). Информация о регистрации с 09.04.2020 граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных посредством портала «Работа в России» была размещена на Интерактивном портале (вкладка «Труд и занятость», активные вкладки отделений Центра занятости). Согласно Временным правилам решение о признании зарегистрированного в целях поиска подходящей работы трудоспособного гражданина, который не имеет работы и заработка, безработным принимается центром занятости населения по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня представления имзаявления о предоставлении ему государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы (далее - заявление в электронной форме), заполненному в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» (далее - портал «Работа в России» или информационно-аналитическая система) либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - единый портал) по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (пункты 8 и 2). При этом, по смыслу вышеизложенной нормы, на заявления, поданные через Интерактивный портал, требование в части соблюдения срока принятия решения с момента подачи заявления в электронной форме, установленное п. 8 Временных правил, не распространяется.
Истец ФИО1 была проинформирована о том, что решение о признании ее безработной с назначением выплаты пособия по безработице на основании заявления, поданного через Интерактивный портал, не принималось, а также о необходимости подачи заявления в электронной форме через информационно-аналитическую систему и порядке его подачи, вследствие чего истец заполнила в личном кабинете на портале «Работа в России» заявление в электронной форме (заявление № 1 552 243), данное заявление приобщено к личному делу получателя государственных услуг № 1040106/2023 от 13.04.2020.
В соответствии с пунктом 4 Временных правил с использованием информационно-аналитической системы через единую систему межведомственного электронного взаимодействия у Пенсионного фонда Российской Федерации были запрошены сведения о заработке (доходе) истца, на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 3 месяца, предшествующих календарному кварталу перед месяцем подачи заявления в электронной форме в информационно-аналитической системе, о страховом стаже, последнем месте работы, а также другие сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, назначения и начисления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, находящиеся в распоряжении ПФР. Из ПФР были получены следующие сведения о факте осуществления трудовой деятельности ФИО1: с мая 2019 года по май 2020 года - работала, апрель 2020 года - не работала; сведения о ее трудовой деятельности в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ у ИП ФИО2; сведения о заработной плате или доходе, на который начислены страховые взносы за период с января 2019 года по декабрь 2020 года. ФИО1, с учетом сведений, полученных из ПФР, а также фотографических образов документов, предоставленных ею в Отделение ДД.ММ.ГГГГ, и сведений об отнесении ее к категории граждан предпенсионного возраста от ДД.ММ.ГГГГ№, поступивших в Отделение из ПФР в результате электронного взаимодействия (СМЭВ), была признана безработной с ДД.ММ.ГГГГ с назначением пособия по безработице, период выплаты - 12 месяцев с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (приказ Отделения от ДД.ММ.ГГГГ№).
При принятии решения Отделение руководствовалось пунктами 1-3 ст. 31 и пунктами 1, 3 и 5 34.2 Закона о занятости и постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2020 год» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ).
В дальнейшем, с учетом изменений, внесенных в постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2020 год» постановлениями Правительства от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ и от №, а также требований п. 3 ст. 34.2 Закона о занятости, размер пособия по безработице истцу был изменен: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в размере 14 556 руб. в месяц, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в размере 60 % ее среднемесячного заработка (денежного содержания, довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а именно: 3 600 руб. в месяц, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в размере 45 % такого заработка, а именно: 2 700 руб. в месяц (приказ Отделения от ДД.ММ.ГГГГ№).
Таким образом, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований, доказательств нарушения прав истца не представлено, действия ответчика соответствовали требованиям законодательства.
По изложенному, руководствуясь ст.ст. 94-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к КГБУ «Приморский центр занятости населения» об оспаривании отказа в признании безработной, назначении пособия по безработице, возложении обязанности признания безработной и назначении пособия – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца с даты принятия в окончательной форме.
Судья В.А. Воробьев