ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4459/20 от 11.12.2020 Ленинскогого районного суда г. Владивостока (Приморский край)

Дело № 2-4459/2020

25RS0029-01-2020-006203-53

Мотивированное решение

изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ Ленинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего Воробьева В.А., при секретаре Фунтиковой О.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к КГБУ «Приморский центр занятости населения» об оспаривании отказа в признании безработной, назначении пособия по безработице, возложении обязанности признания безработной и назначении пособия

УСТАНОВИЛ:

Истец обратилась в суд с названным иском, предъявив требования о признании незаконным бездействия структурного подразделения ответчика - отделения КГБУ «Приморский центр занятости населения» в <адрес>, выразившееся в отказе от ДД.ММ.ГГГГ признать истца безработной с ДД.ММ.ГГГГ и назначении ей пособия по безработице с момента признания безработной, возложении обязанности признать ее безработной с ДД.ММ.ГГГГ и назначить пособие по безработице с момента признания безработной, взыскании с Центра занятости судебных расходов, состоящих из государственной пошлины в размере 300 руб.

Истец в судебное заседание не явилась. просила рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях.

Суд, выслушав представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, оценивая доказательства по делу в их совокупности, полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению в силу следующего.

В судебном заседании установлено, что истец ФИО1, уволенная ДД.ММ.ГГГГ индивидуальным предпринимателем ФИО2, ОГРНИП , с должности «директор» по п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации (расторжение трудового договора по инициативе работника), ДД.ММ.ГГГГ через Интерактивный портал министерства труда и социальной политики <адрес> (Интерактивный портал) подала в Отделение заявление о предоставлении государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы (заявление), приложив к нему фотографические образы следующих документов: паспорта гражданина Российской Федерации, серия 05 13 , выданного отделом УФМС России по <адрес> в Уссурийском городском округе ДД.ММ.ГГГГ (страницы 2-5); СНИЛС ; трудовой книжки АТ-Ш (страницы 1-11); справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), выданной ИП ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ (номер электронного обращения ). Данные фактические обстоятельства сторонами в судебном заседании не оспаривались.

Анализируя применимое законодательство, судом установлено следующее. Отношения, связанные с оказанием услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы на территории <адрес> урегулированы Административным регламентом министерства труда и социальной развития <адрес> по предоставлению государственной услуги «Содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников», утвержденным приказом департамента труда и социального развития <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (Административный регламент).

Оказание центром занятости населения государственной услуги содействие гражданам в поиске подходящей работы при обращении гражданина включает в себя содействие гражданам в поиске подходящей работы (п.3.1 Административного регламента). Максимально допустимое время предоставления государственной услуги при обращении заявителей в форме электронных документов, не должно превышать пяти дней со дня регистрации электронного обращения (п. 2.4 Административного регламента).

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, заявление истца было обработано Отделением ДД.ММ.ГГГГ, с указанной даты она была поставлена на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы (личное дело получателя государственных услуг от ДД.ММ.ГГГГ), также ДД.ММ.ГГГГ ей был направлен талон на посещение Отделения ДД.ММ.ГГГГ.

Результатом предоставления такой государственной услуги, согласно п.п. 2.3.1 п. 2.3 Административного регламента, является получение гражданином: выписки из регистра получателей государственных услуг, содержащей сведения о свободных рабочих местах (вакантных должностях) или об отсутствии вариантов подходящей работы; направления на работу, оформленного в соответствии с приложением № 7 приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19.02.2019 №90н; предложения о предоставлении иной государственной услуги в области содействия занятости населения; предложения пройти профессиональное обучение по направлению органов службы занятости женщинам в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Суд приходит к выводу, что оснований для расширительного толкования вышеприведенного перечня не имеется, следовательно, вопреки утверждений истца, признание гражданина безработным с назначением ему пособия по безработице не является результатом предоставления государственной услуги содействие гражданам в поиске подходящей работы.

В п. 1 ст. 3 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон о занятости) содержится перечень признаков, при одновременном наличии которых гражданин признается безработным. Одним из них является регистрация гражданина в органах государственной службы занятости населения в целях поиска подходящей работы. Здесь же содержится отсылочная норма об установлении порядка регистрации безработных граждан и порядка регистрации граждан в целях поиска подходящей работы. Правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и Правила регистрации безработных граждан, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2012 № 891 (Правила регистрации граждан в целях ПНР и Правила регистрации БГ). П. 2 ст. 3 Закона о занятости устанавливает порядок признания гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным. Решение принимается по месту жительства гражданина не позднее одиннадцати дней со дня предъявления им органу государственной службы занятости документов, к которым в общем случае относятся, в частности (п. 2 ст. 3 Закона о занятости; п. 4 Правил регистрации БГ): паспорт; трудовая книжка и (или) сведения о трудовой деятельности либо документы, их заменяющие; документы об образовании либо обучении, документы о квалификации; справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы); индивидуальная программа реабилитации - для инвалидов.

В п. 3 этой же нормы содержится перечень граждан, которые не могут быть признаны безработными.

Несмотря на то, что ФИО1, не относится ни к одной из перечисленных в п. 3 ст. 3 Закона о занятости категорий граждан, по смыслу ст. 3 Закона о занятости и Правил регистрации БГ, на заявления, поданные через Интерактивный портал, требование в части соблюдения срока принятия решения с момента предъявления органу государственной службы занятости необходимых документов, установленное п. 2 ст. 3 Закона о занятости, не распространяется.

Кроме того, при подаче заявления посредством Интерактивного портала ФИО1 предоставила в Отделение не все документы, предусмотренные п. 2 ст. 3 Закона о занятости и п. 4 Правил регистрации БГ.

Таким образом, решение о признании (об отказе в признании) истца безработной на основании ее заявления, поданного посредством Интерактивного портала, Отделением не принималось.

Суд приходит к выводу, что письмо Отделения от 26.05.2020 № 401-32/923 не является решением об отказе в признании ФИО1 безработной с 09.04.2020 и назначении ей пособия по безработице с момента признания безработной. Сведения о дате принятия решения об отказе в признании безработными зарегистрированных граждан вносятся в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц. Государственные учреждения службы занятости населения уведомляют зарегистрированных граждан письменно (под роспись) или в форме почтового отправления об отказе в признании их безработными и постановке на регистрационный учет в течение суток со дня принятия такого решения (пункты 10 и 11 Правил регистрации безработных граждан), следовательно, утверждение истца о незаконности действий Отделения об отказе в признании ее безработной на основании заявления, поданного ею 09.04.2020 и об отказе в выплате пособия по безработице за период с 09.04.2020 по 22.05.2020 необоснованны, поскольку они противоречат ст. 3 Закона о занятости и Правилам регистрации БГ.

Кроме того, с 09.04.2020 на территории Российской Федерации вступили в действие Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденные постановлением Правительства РФ от 08.04.2020 № 460 (Временные правила). Информация о регистрации с 09.04.2020 граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных посредством портала «Работа в России» была размещена на Интерактивном портале (вкладка «Труд и занятость», активные вкладки отделений Центра занятости). Согласно Временным правилам решение о признании зарегистрированного в целях поиска подходящей работы трудоспособного гражданина, который не имеет работы и заработка, безработным принимается центром занятости населения по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня представления имзаявления о предоставлении ему государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы (далее - заявление в электронной форме), заполненному в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» (далее - портал «Работа в России» или информационно-аналитическая система) либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - единый портал) по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (пункты 8 и 2). При этом, по смыслу вышеизложенной нормы, на заявления, поданные через Интерактивный портал, требование в части соблюдения срока принятия решения с момента подачи заявления в электронной форме, установленное п. 8 Временных правил, не распространяется.

Истец ФИО1 была проинформирована о том, что решение о признании ее безработной с назначением выплаты пособия по безработице на основании заявления, поданного через Интерактивный портал, не принималось, а также о необходимости подачи заявления в электронной форме через информационно-аналитическую систему и порядке его подачи, вследствие чего истец заполнила в личном кабинете на портале «Работа в России» заявление в электронной форме (заявление № 1 552 243), данное заявление приобщено к личному делу получателя государственных услуг № 1040106/2023 от 13.04.2020.

В соответствии с пунктом 4 Временных правил с использованием информационно-аналитической системы через единую систему межведомственного электронного взаимодействия у Пенсионного фонда Российской Федерации были запрошены сведения о заработке (доходе) истца, на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 3 месяца, предшествующих календарному кварталу перед месяцем подачи заявления в электронной форме в информационно-аналитической системе, о страховом стаже, последнем месте работы, а также другие сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, назначения и начисления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, находящиеся в распоряжении ПФР. Из ПФР были получены следующие сведения о факте осуществления трудовой деятельности ФИО1: с мая 2019 года по май 2020 года - работала, апрель 2020 года - не работала; сведения о ее трудовой деятельности в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ у ИП ФИО2; сведения о заработной плате или доходе, на который начислены страховые взносы за период с января 2019 года по декабрь 2020 года. ФИО1, с учетом сведений, полученных из ПФР, а также фотографических образов документов, предоставленных ею в Отделение ДД.ММ.ГГГГ, и сведений об отнесении ее к категории граждан предпенсионного возраста от ДД.ММ.ГГГГ, поступивших в Отделение из ПФР в результате электронного взаимодействия (СМЭВ), была признана безработной с ДД.ММ.ГГГГ с назначением пособия по безработице, период выплаты - 12 месяцев с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (приказ Отделения от ДД.ММ.ГГГГ).

При принятии решения Отделение руководствовалось пунктами 1-3 ст. 31 и пунктами 1, 3 и 5 34.2 Закона о занятости и постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2020 год» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ).

В дальнейшем, с учетом изменений, внесенных в постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2020 год» постановлениями Правительства от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и от , а также требований п. 3 ст. 34.2 Закона о занятости, размер пособия по безработице истцу был изменен: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в размере 14 556 руб. в месяц, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в размере 60 % ее среднемесячного заработка (денежного содержания, довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а именно: 3 600 руб. в месяц, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в размере 45 % такого заработка, а именно: 2 700 руб. в месяц (приказ Отделения от ДД.ММ.ГГГГ).

Таким образом, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований, доказательств нарушения прав истца не представлено, действия ответчика соответствовали требованиям законодательства.

По изложенному, руководствуясь ст.ст. 94-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к КГБУ «Приморский центр занятости населения» об оспаривании отказа в признании безработной, назначении пособия по безработице, возложении обязанности признания безработной и назначении пособия – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца с даты принятия в окончательной форме.

Судья В.А. Воробьев