Дело № 2-445/2019
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Новокузнецк 02 апреля 2019 года
Орджоникидзевский районный суд города Новокузнецка Кемеровской области в составе председательствующего Девятияровой О.Ю.,
с участием истца ФИО1,
при секретаре Дубовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-445/2019 по иску ФИО1 к Отделению почтовой связи 654084, Федеральному государственному унитарному предприятию «Почта России» о защите прав потребителей,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО1 обратилась в суд к ответчикам Отделению почтовой связи 654084, Федеральному государственному унитарному предприятию «Почта России» о защите прав потребителей. Свои требования мотивирует тем, что .. .. ....г. ею было передано, а ответчиком Отделением почтовой связи 654084, принято для пересылки почтовое отправление, (письмо с описью и ценностью в 1 рубль). Почтовое отправление было направлено по адресу: ул.....г....., получатель - ООО ".......", идентификационный номер оправления - №.... Вес почтового отправления при отправке составил - 0,013г. Плата за оказания услуг почтовой связи составила- 208,90 руб. (из которых 123,90 руб. - тариф за пересылку; 0,04 руб. - тариф за о/ц; 25,96 руб. - уведомление о вручение внутреннего РПО; 59 руб. - проверка соответствия вложения почтового отправления). .. .. ....г. при получении корреспонденции на почтовом отделении 654084, случайно узнала от операторов о том, что какое-то возвращенное на её адрес письмо отправлено на хранение, поскольку не было ею получено. На вопрос: «Почему не было никакого извещения либо уведомления о необходимости получить возвращенное письмо», работники почтового отделения 654084 ответ и пояснения не дали. .. .. ....г. в почтовом отделении 654084 начальник выслушав её, сообщила что разберется. .. .. ....г. начальник почтового отделения 654084 сообщила, что разыскиваемое почтовое отправление отправлено на хранение. .. .. ....г. на имя начальника почтамта г.Новокузнецка Г.Э.В. было написано заявление о снятия с хранения письма и просьбой разобраться с имеющимися нарушениями. Ответа на данное заявление до сих пор не получено. .. .. ....г. она вновь обратилась к начальнику почтового отделения 654084 с вопросом о возврате почтового отправления. После непродолжительного поиска письмо было найдено, и при возврате с неё было взято с 123,90 руб. якобы за хранение. Изучив чек, она обнаружила, что на чеке за возврат указано «Возврат: РПО международное». .. .. ....г. на имя начальника почтамта г.Новокузнецка была подана претензия о неудовлетворительном обслуживании в ОПС 654084. .. .. ....г. пришел ответ, в котором подтвержден факт оказания некачественной услуги.
Просит суд взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей; штраф.
Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила об их удовлетворении, дала пояснения аналогичные доводам искового заявления. Дополнительно суду пояснила, что в связи с нарушением её прав как потребителя, она четыре раза дела записи в книгу жалоб и предложений, указывая на нарушения, однако ответа не последовало. Считает, что ответчиком нарушены её права как потребителя, она тратила свое свободное время на выяснения всех обстоятельств по розыску почтового отправления, между тем, вопрос о возврате почтового отправления оставался открытым долгое время.
Представители ответчиков Отделения почтовой связи 654084, ФГУП «Почта России» в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом в соответствии со ст.113 ГПК РФ (л.д.12,21), причину неявки суду не сообщили, ходатайство об отложении судебного заседания не заявляли, в соответствии с ч.2.1 ст.113 ГПК РФ, имел возможность самостоятельно получить всю необходимую информацию о движении дела на сайте суда.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, против чего не возражал истец.
Суд, выслушав истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст.309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Статья 401 ГК РФ, предусматривает, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины, кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В соответствии со ст.15 Закона РФ "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) или организацией, выполняющей функции изготовителя (продавца) на основании договора с ним, прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
В силу ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Согласно ст.34 Федерального закона "О почтовой связи", за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи либо исполнение их ненадлежащим образом операторы почтовой связи несут ответственность перед пользователями услуг почтовой связи. Ответственность операторов почтовой связи наступает за утрату, порчу (повреждение), недостачу вложений, недоставку или нарушение контрольных сроков пересылки почтовых отправлений, осуществления почтовых переводов денежных средств, иные нарушения установленных требований по оказанию услуг почтовой связи.
За утрату почтовых отправлений или нарушение контрольных сроков их пересылки, недостачу или порчу (повреждение) вложений почтовых отправлений, недоставку периодических изданий, недостачу денежных средств работники организаций федеральной почтовой связи, по вине которых причинен ущерб, несут материальную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.37 Федерального закона РФ "О почтовой связи" при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оказанию услуг почтовой связи пользователь услуг почтовой связи вправе предъявить оператору почтовой связи претензию, в том числе с требованием о возмещении вреда. Претензия в связи с недоставкой, несвоевременной доставкой, повреждением или утратой почтового отправления либо невыплатой переведенных денежных средств, предъявляются в течение шести месяцев со дня подачи почтового отправления или почтового перевода денежных средств.
Возмещение вреда, причиненного при осуществлении деятельности в области почтовой связи, производится добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст. 38 Федерального закона "О почтовой связи").
На правоотношения, связанные с предоставлением услуг почтовой связи, распространяется действие Закона РФ "О защите прав потребителей".
Судом установлено, что .. .. ....г. ФИО1 посредством услуг "Почта России" направила письмо с объявленной ценностью в адрес получателя ООО «.......», весом 0,013 грамм, уплатив тарифную плату в размере 208,90 рублей, из которых: 123,90 руб. - тариф за пересылку; 0,04 руб. - тариф за о/ц; 25,96 руб. - уведомление о вручение внутреннего РПО; 59 руб. - проверка соответствия вложения почтового отправления
При оформлении оператором почтовому отправлению был присвоен идентификатор №..., что подтверждается копией кассового чека от .. .. ....г. (л.д.4).
Со слов истицы, через некоторое время, а именно .. .. ....г. она в почтовом отделении 654084 случайно узнала от оператора о том, что на её адрес возвращено письмо, а так как ФИО1 его не забрала, письмо отправлено на хранение.
Поскольку ФИО1 не было разъяснено место нахождения её почтового отправления и на неоднократные просьбы в устной форме вернуть почтовый конверт, письмо возвращено не было, .. .. ....г. истец, на имя начальника почтамта подала заявление с просьбой разобраться в сложившейся ситуации (л.д.5).
Только .. .. ....г. почтовое отправление ФИО1 было возвращено, с взиманием тарифа за возврат в размере 123,90 руб., что подтверждается кассовым чеком (л.д.6).
Согласно информации кассового чека от .. .. ....г., письмо было возвращено как «РПО международное», тогда как ФИО1 письмо было направлено в адрес организации, находящейся в Новокузнецком муниципальном округе.
.. .. ....г. ФИО1 на имя начальника почтамта обратилась с заявлением (претензией) о принятии мер по сложившейся ситуации (л.д.7).
На её заявление .. .. ....г. Новокузнецким почтамтом ОСП УФПС Кемеровской области Филиала ФГПУ «Почта России» был составлен ответ, согласно которому, было установлено, что сотрудниками отделения почтовой связи 654084 при вручении заказного письма №... были допущены нарушения, начальнику ОПС 654084 сделано замечание, кроме того, разъяснено, что согласно тарифу, за возврат письма с объявленной ценностью до 20 грамм взимается плата в размере 123,90 руб. (л.д.8).
Исходя из вышесказанного, суд считает установленным факт ненадлежащего исполнения ответчиком принятых на себя обязательств, выразившихся в несвоевременном вручении заказного письма и его возврата.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами дел по спорам о защите прав потребителей" при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем, размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.
Поскольку установлено нарушение ответчиком прав потребителя ненадлежащим исполнением принятых на себя обязательств, суд находит требования истца о взыскании компенсации морального вреда законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, и, учитывая вышеуказанные разъяснения Верховного Суда РФ, а также степень вины ответчика, с учетом требования разумности и справедливости, конкретных обстоятельств дела, характера нарушений прав истца, её страданий связанных с нарушением прав, а также её переживания, которые ФИО1 испытывала в связи с произошедшим, стоимости отправления, приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда в размере 2000 рублей.
В соответствии с п. 6 ст. 13 Закона РФ "О защите прав потребителей" и п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Наличие судебного спора указывает на то, что ответчик в добровольном порядке на стадии рассмотрения дела в суде, не предпринял меры к урегулированию спора, в связи с чем, суд взыскивает с ответчика в пользу истца штраф, в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, то есть 1000 рублей.
Поскольку отделение почтовой связи 654084 находится в ведомости Новокузнецкого почтамта, который в свою очередь является обособленным структурам подразделением Управления федеральной почтовой связи Кемеровской области, являющимся филиалом Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» (л.д.27-85), то взысканные судом суммы подлежат взысканию с Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» ИНН <***>
Согласно ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, суд взыскивает с ответчика Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» в доход местного бюджета госпошлину в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать с Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» ИНН <***> в пользу ФИО1, .......
-компенсацию морального вреда в размере 2000 (две тысячи) рублей;
-штраф в размере 1000 (одна тысяча) рублей.
Взыскать с Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» ИНН <***>, в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей и направить получателю:
УФК по Кемеровской области (МРИ ФНС №4 по Кемеровской области)
ИНН/КПП получателя: 4217424242/421701001
БИК 043207001
ОКТМО 32731000
Счет № 40101810400000010007
Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Кемеровской области
Назначение платежа: 18210803010011000110 государственная пошлина по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Отделению почтовой связи 654084 о защите прав потребителей – отказать.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: _________________________/ О.Ю. Девятиярова
Решение судом в окончательной форме принято 04.04.2019 года
Судья: _________________________/ О.Ю. Девятиярова