ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-445/19 от 19.06.2019 Раздольненского районного суда (Республика Крым)

Дело № 2-445/2019

категория: 2.038 - Споры, возникающие из трудовых правоотношений -> Дела о восстановлении на работе, государственной... -> иные споры по делам о восстановлении на работе, государственной (муниципальной) службе

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 июня 2019 года пгт. Раздольное

Раздольненский районный суд Республики Крым в составе:

Председательствующего судьи Абеляшева А.В.,

секретарь судебного заседания Чеботарева А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, с участием прокурора <адрес> Республики Крым о восстановлении на работе, взыскание заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о восстановлении на работе, взыскание заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда. Свои требования мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ он был принят на работу на государственную гражданскую службу в <адрес> отдел Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в должности ведущего специалиста по контракту, заключенному на неопределенный срок. ДД.ММ.ГГГГ с ним был заключен служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы Республики Крым, на определенный срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, как с главным специалистом. В период его работы в должности главного специалиста <адрес> отдела Госкомитета нареканий в его адрес относительно исполнения им должностных обязанностей от руководства не поступало, взысканий за нарушение трудовой дисциплины за весь период работы он не имел. Выйдя на работу ДД.ММ.ГГГГ ему сообщили, что с ним не продлен служебный контракт. Со слов руководителя <адрес> отдела Госкомрегистра ФИО2, по ее мнению, ей показалось, что истец не справляется с возложенными на него обязанностями. Как считает истец, увольнение с государственной гражданской службы с подобными формулировками не допустимо. Как указывает истец, с приказом об увольнении он ознакомлен не был, трудовую книжку ему на руки не выдали. ДД.ММ.ГГГГ ему отправили расчет в размере 38 931 рублей. Истец считает, что действующим законодательством установлены условия, когда возможно заключение срочного служебного контракта. Полагает, что ни к одному из перечисленных условий должность (главный специалист, главная группа должностей категории «обеспечивающие специалисты») на которую он был принят, не относится. В связи с чем, считает свое увольнение незаконным, просит восстановить его на работе в <адрес>ном отделе Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в должности главного специалиста. Также просит взыскать с ответчика в свою пользу средний заработок за все время вынужденного прогула с ДД.ММ.ГГГГ по день восстановления на работе. Также просит взыскать с ответчика в свою пользу в счет компенсации морального вреда, причиненного неправомерными действиями ответчика, сумму в размере 150 000 рублей.

Истец ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержал. Кроме того пояснил, что с приказом об увольнении он ознакомлен не был. Трудовую книжку ему на руки не выдали. ДД.ММ.ГГГГ ему отправили расчет в размере 38 931 рублей. Расчет с ним был произведен не полностью. Оставшуюся сумму расчета ему доплатили только ДД.ММ.ГГГГ. также пояснил, что его трудовые функции при заключении срочного служебного контракта не менялись по сравнению с тем функциями которые он выполнял при заключении им контракта на неопределенный срок. Что свидетельствует о том, что трудовые отношения формально не прерывались. Считает, что при заключении с ним срочного трудового контракта отсутствовали правовые основания для заключения указанного контракта. В связи с чем, полагает, что данный служебный контракт заключен с ним на неопределенный срок. Также считает, что его должны были уволить в установленную контрактом дату – ДД.ММ.ГГГГ, предупредив об увольнении за семь календарных дней до указанной даты. В день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать трудовую книжку и произвести расчет с работником в полном объеме. Однако, расчет с ним был произведен только ДД.ММ.ГГГГ, после того как он отработал два рабочих дня – ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. В связи с чем, просит заявленные требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика – Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в судебном заседании заявленные требования не признала в полном объеме, предоставив письменные возражения. Также пояснила, что Госкомрегистр является государственным органом исполнительной власти Республики Крым, образованном для осуществления своих функций на временный срок, указанный в соглашении между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и Советом министров Республики Крым, утвержденном Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-р, согласно которого срок действия соглашения продлен до ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, по мнению представителя ответчика, Госкомрегистр является временным органом государственной власти. Истец подал заявление о заключении срочного служебного контракта. Об окончании данного контракта истец был уведомлен заблаговременно. Представитель ответчика считает, заключение срочного служебного контракта и увольнение истца с должности главного специалиста <адрес> отдела Госкомрегистра в связи с истечением срока действия служебного контракта – законным и обоснованным. Увольнение истца с гражданской службы ДД.ММ.ГГГГ соответствует действующему законодательству. Госкомрегистр уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ предупредил истца о необходимости получить трудовую книжку лично, либо письменно сообщить о согласии на отправку книжки по почте. Не ознакомление истца в день увольнения с приказом о расторжении служебного контракта, из смысла положения ч. 2 ст. 84.1 ТК РФ, не свидетельствует о нарушении порядка увольнения, поскольку указанные обстоятельства на правомерность и законность произведенного увольнения не влияют, не являются существенными обстоятельствами, влекущими признание увольнения незаконным. Также представитель ответчика считает, что в связи с тем, что нарушений действующего законодательства при увольнении истца стороной ответчика не допущено, то требований о взыскании морального вреда удовлетворению не подлежит. Принимая во внимание законность действий Госкомрегистра по увольнению ФИО1 с государственной гражданской службы, а также не предоставление истцом доказательств причинения ему морального вреда, представитель ответчика просила в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать в полном объеме.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, предоставленные доказательства, приходит к нижеследующему.

Согласно копии приказа Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым -к от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 принят на государственную гражданскую службу и назначен на должность государственной гражданской службы ведущего специалиста <адрес> отдела Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с ДД.ММ.ГГГГ. Пунктом 2 указанного приказа принято решение о заключении со ФИО1 служебного контракта на неопределенный срок.

Согласно копии приказа Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым -к от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 назначен на должность государственной гражданской службы главного специалиста <адрес> отдела Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с ДД.ММ.ГГГГ. Пунктом 2 указанного приказа со ФИО1 расторгнут служебный контракт от ДД.ММ.ГГГГ, он освобожден от замещаемой должности гражданской службы ведущего специалиста <адрес> отдела Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым. Пунктом 3 указанного приказа принято решение о заключении со ФИО1 срочного служебного контракта на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год.

Основаниями для вынесения приказа -к от ДД.ММ.ГГГГ явилось заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно копии заявления от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 указанным заявлением на имя Председателя Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО3, просил назначить его на должность государственной гражданской службы главного специалиста <адрес> отдела Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с ДД.ММ.ГГГГ, освободив его от ранее замещаемой должности ведущего специалиста <адрес> отдела Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым. С заключением срочного служебного контракта с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год согласен.

Из копии служебного контракта года от ДД.ММ.ГГГГ следует, что данный служебный контракт заключен Представителем нанимателя в лице председателя Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО3 с государственным гражданским служащим Республики Крым ФИО1. Согласно п. 1.2 указанного служебного контракта, гражданский служащий обязуется исполнять должностные обязанности по должности главного специалиста <адрес> отдела Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым. Как установлено п. 1.3 указанного контракта, в Реестре должностей государственной гражданской службы Республики Крым должность, замещаемая Гражданским служащим, отнесена к главной группе должностей категория «обеспечивающие специалисты». Кроме того, указано, что должность замещаемая Гражданским служащим, замещается им на определенный срок. В соответствии с п. 1.4 настоящий срочный служебный контракт заключен с Гражданским служащим на определенный срок, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год. Дата начала исполнения служебных обязанностей – ДД.ММ.ГГГГ год.

Согласно копии уведомления от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 предупрежден об истечении срока действия служебного контракта ДД.ММ.ГГГГ. Данное уведомление получено истцом ФИО1 лично ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует его подпись в уведомлении.

Согласно копии приказа Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым -к от ДД.ММ.ГГГГ прекращено действие служебного контракта со ФИО1, он освобожден от замещаемой должности государственной гражданской службы и уволен с государственной гражданской службы с должности главного специалиста <адрес> отдела Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ. Основанием для вынесения указанного приказа явилось уведомление от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно копии уведомления от ДД.ММ.ГГГГ, направленного в адрес ФИО1, последнему сообщено, что в связи с расторжением служебного контракта от ДД.ММ.ГГГГ и увольнением с гражданской службы ДД.ММ.ГГГГ он должен получить трудовую книжку в день увольнения. В случае невозможности получить трудовую книжку в день увольнения, просят письменно сообщить о согласии на то, чтобы выслать ее по почте. Отправление истцу указанного уведомления подтверждается копией кассового чека от ДД.ММ.ГГГГ, РПО: 29500030777255.

Согласно отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором , отправление получателем ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ не получено – неудачная попытка вручения.

В соответствии со ст. 2, ч. 1 ст. 3 ГПК РФ целью гражданского судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав свобод и законных интересов граждан. Заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Статьей 11 ТК РФ предусмотрено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

Регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 58-ФЗ "О системе государственной гражданской службы Российской Федерации" и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, содержащимся в пункте 30 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 2, исходя из статьи 73 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Трудовой кодекс Российской Федерации, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

По смыслу статей 13, 16, 17, 23, 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" поступление на государственную гражданскую службу граждан является добровольным и осуществляется на условиях контракта, заключаемого в письменной форме между гражданином и представителем нанимателя на определенный срок, по истечении которого сотрудник может быть уволен со службы, если по соглашению сторон до истечения срока его действия не будет заключен контракт на новый срок. Правовая природа контракта, как акта, заключаемого на конкретный срок, предполагает, что регулируемые им правоотношения при наступлении определенной календарной даты (истечении срока) прекращаются. Таким образом, заключая срочный служебный контракт об исполнении обязанностей гражданской службы, гражданин тем самым соглашается и с тем, что по окончании предусмотренного контрактом срока он будет освобожден от занимаемой должности (уволен).

Согласно ч. 1 ст. 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» для замещения должности гражданской службы представитель нанимателя может заключать с гражданским служащим:

1) служебный контракт на неопределенный срок;

2) срочный служебный контракт.

В соответствии с ч. 3 ст. 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) срочный служебный контракт заключается в случаях, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом категории замещаемой должности гражданской службы или условий прохождения гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Пунктом 1 части 4 названной статьи установлено, что срочный служебный контракт заключается в случае замещения отдельных должностей гражданской службы категории "руководители", а также должностей гражданской службы категории "помощники (советники)".

Как установлено из служебного контракта от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 принят на должность главного специалиста <адрес> отдела Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым. Согласно п. 1.3 указанного контракта его должность отнесена к главной группе должностей категории «обеспечивающие специалисты».

Согласно ч. 1 ст. 9 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» должности гражданской службы подразделяются на категории и группы.

Согласно классификации должностей гражданской службы, определенной в статье 9 указанного Закона, обеспечивающие специалисты - должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

При этом в законе либо ином нормативном акте не содержится указаний на то, что по должности, замещаемой истцом, необходимо было заключение срочного служебного контракта, и именно эта должность входит в перечень отдельных должностей, срок исполнения полномочий по которым ограничен.

Также следует учесть и то, что в трудовом законодательстве и Федеральном законе "О государственной гражданской службе РФ" (ст. 25) закрепляется общее правило, согласно которому замещение должностей гражданской службы осуществляется на условиях служебного контракта, заключаемого на неопределенный срок.

Срочный служебный контракт может заключаться только в тех случаях, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом категории замещаемой должности или условий прохождения гражданской службы.

При таких данных заключенный с истцом срочный служебный контракт с учетом должности на которую он принят, не соответствует закону, поскольку в нем не указаны обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного служебного контракта.

В связи с чем, заключение с истцом срочного служебного контракта в соответствии с п. 5 ч. 4 ст. 25 Закона № 79-ФЗ, не имелось.

Как следует из копии служебного контракта от ДД.ММ.ГГГГ, пунктом 1.4 установлено, что настоящий срочный служебный контракт заключен с гражданским служащим на определенный срок: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В связи с чем, датой истечения срока действия указанного служебного контракта является ДД.ММ.ГГГГ год.

Однако, в разрез с пояснениями представителя ответчика в судебном заседании, ни в указанном служебном контракте от ДД.ММ.ГГГГ, ни в Приказе -к от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении ФИО1» нет ссылок на то, что срочный служебный контракт со ФИО1 заключен в соответствии с п. 5 ч. 4 ст. 25 Закона № 79-ФЗ, когда срочный служебный контракт заключается в случае замещения должности гражданской службы в государственном органе, образованном на определенный срок или для выполнения определенных задач и функций,

Данный факт свидетельствует об отсутствии законных оснований для заключения со ФИО1 срочного служебного контракта.

Согласно ч. 6 ст. 58 ТК РФ, запрещается заключение срочных трудовых договоров в целях уклонения от предоставления прав и гарантий, предусмотренных для работников, с которыми заключается трудовой договор на неопределенный срок.

Указанные обстоятельства подтверждает, что предусмотренные действующим законодательством основания для заключения срочного трудового договора с истцом отсутствовали и при заключении срочного трудового договора ответчик нарушил требования ст. 58 и 59 ТК РФ. В соответствии с ч. 5 ст. 58 ТК РФ "Трудовой договор, заключенный на определенный срок при отсутствии достаточных к тому оснований, установленных судом, считается заключенным на неопределенный срок.

Несостоятельным является довод представителя ответчика о том, что со ФИО1 заключен срочный служебный контракт в соответствии с п. 5 ч. 4 ст. 25 Закона № 79-ФЗ, согласно которого срочный служебный контракт заключается в случае замещения должности гражданской службы в государственном органе, образованном на определенный срок или для выполнения определенных задач и функций. По мнению представителя ответчика Госкомрегистр является государственным органом исполнительной власти Республики Крым, образованном для осуществления своих функций на временный срок, указанный в соглашении между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и Советом министров Республики Крым.

Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 164 утверждено Положение о Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.

Согласно п. 1.1 указанного Положения Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (далее - Государственный комитет) - исполнительный орган государственной власти Республики Крым, осуществляющий функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, осуществлению государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, землеустройства, государственного мониторинга земель, а также функции государственного земельного надзора, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Указаний на то, что Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым является органом исполнительной власти Республики Крым, образованный для осуществления своих функций на временный срок, указанное выше Положение не содержит.

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и Советом министров Республики Крым заключено соглашение о передаче осуществления части полномочий в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, землеустройства, государственного мониторинга земель, а также функций государственного земельного надзора, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, которое заключено на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-р утверждено дополнительное соглашение к соглашению между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и Советом министров Республики Крым о передаче осуществления части полномочий в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, землеустройства, государственного мониторинга земель, а также функций государственного земельного надзора, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, которым срок действия соглашения продлен до ДД.ММ.ГГГГ.

Из указанных соглашений следует, что после ДД.ММ.ГГГГ Госкомрегистр продолжил осуществление возложенных на него функций до ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, увольнение истца вследствие прекращения срока полномочий государственного органа, образованном на определенный срок, который продлен до ДД.ММ.ГГГГ, является незаконным, что свидетельствует о злоупотреблении работодателем правом на увольнение работника, что привело к нарушению прав работника гарантированного Конституцией Российской Федерации.

Статьей 33 Закона № 79-ФЗ установлены общие основания прекращения служебного контракта.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 указанного Закона истечение срока действия срочного служебного контракта является основанием прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы.

В соответствии с ч. 1 ст. 35 Закона срочный служебный контракт расторгается по истечении срока его действия, о чем гражданский служащий должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за семь дней до дня освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Согласно ст. 21 ТК РФ работник имеет право в том числе на зключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами.

В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель имеет право в том числе заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами.

Согласно п. 2 ст. 77 ТК РФ одним из оснований прекращения трудового договора является истечение срока трудового договора (статья 79 настоящего Кодекса), за исключением случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения.

В соответствии со ст. 79 ТК РФ срочный трудовой договор прекращается с истечением срока его действия.

Согласно копии служебного контракта от ДД.ММ.ГГГГ, данный контракт заключен на определенный срок – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, последним рабочим днем является ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с ч. 5 ст. 112 ТК РФ в целях рационального использования работниками выходных и нерабочих праздничных дней выходные дни могут переноситься на другие дни федеральным законом или нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.

В 2018 году в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1250 "О переносе выходных дней в 2018 году" перенесены следующие выходные дни: с субботы 29 декабря на понедельник 31 декабря.

Таким образом, срок действия служебного контракта от ДД.ММ.ГГГГ оканчивался ДД.ММ.ГГГГ, а, следовательно, истец подлежал увольнению в связи с прекращением срока служебного контракта – с ДД.ММ.ГГГГ.

Однако, в нарушение указанных норм, приказом -к от ДД.ММ.ГГГГ прекращено действие служебного контракта со ФИО1 и последний уволен ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ст. 84.1 ТК РФ прекращение трудового договора оформляется приказом (распоряжением) работодателя.

С приказом (распоряжением) работодателя о прекращении трудового договора работник должен быть ознакомлен под роспись. По требованию работника работодатель обязан выдать ему надлежащим образом заверенную копию указанного приказа (распоряжения). В случае, когда приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора невозможно довести до сведения работника или работник отказывается ознакомиться с ним под роспись, на приказе (распоряжении) производится соответствующая запись.

Днем прекращения трудового договора во всех случаях является последний день работы работника, за исключением случаев, когда работник фактически не работал, но за ним, в соответствии с настоящим Кодексом или иным федеральным законом, сохранялось место работы (должность).

Как установлено при рассмотрении дела, что не оспаривалось сторонами, с приказом об увольнении истца ФИО1, не ознакомлен ни в день его вынесения, ни на момент рассмотрения дела.

В соответствии со ст. 84.1 ТК РФ в день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет в соответствии со статьей 140 настоящего Кодекса. По письменному заявлению работника работодатель также обязан выдать ему заверенные надлежащим образом копии документов, связанных с работой.

Доказательств, свидетельствующих о невозможности выдать истцу трудовую книжку, либо отказа истца от получения трудовой книжки, суду стороной ответчика не предоставлено.

Истец не получил трудовую книжку в день его увольнения. Кроме того, уведомление о получении трудовой книжки, направленное ответчиком в адрес истца, последним не получено.

Согласно ст. 234 ТК РФ работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате незаконного увольнения или перевода работника на другую работу.

В соответствии с частями 1, 2 ст. 394 ТК РФ в случае признания увольнения незаконным работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор, который также принимает решение о выплате среднего заработка за все время вынужденного прогула.

Средний заработок для оплаты времени вынужденного прогула определяется в порядке, предусмотренном статьей 139 ТК РФ и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 922, пунктом 9 которого установлено, что при определении среднего заработка за время вынужденного прогула используется средний дневной заработок, который исчисляется путем деления суммы заработной платы за двенадцать месяцев, фактически начисленной за отработанные дни в расчетном периоде, на количество фактически отработанных в этот период дней.

Пунктом 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что поскольку Кодекс (статья 139) установил единый порядок исчисления средней заработной платы для всех случаев определения ее размера, в таком же порядке следует определять средний заработок при взыскании денежных сумм за время вынужденного прогула, вызванного задержкой выдачи уволенному работнику трудовой книжки (статья 234 ТК РФ), при вынужденном прогуле в связи с неправильной формулировкой причины увольнения (часть восьмая статьи 394 ТК РФ), при задержке исполнения решения суда о восстановлении на работе (статья 396 ТК РФ).

Согласно производственного календаря, размещенного в системе «Консультант» количество рабочих дней за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год составляет – 109 рабочих дней.

Согласно справке, предоставленной представителем ответчика от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 53) среднедневный заработок ФИО1 составляет 1 675,99 рублей.

Руководствуясь порядком исчисления заработной платы, установленным ст. 139 ТК РФ, сумма, подлежащая взысканию с ответчика за период вынужденного прогула с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (день вынесения решения по делу) включительно составляет 182 682,91 рублей (1 675,99 рублей х 109 дней = 182 682,91 рублей).

Статьей 394 ТК РФ устанавливается, что в случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения суд может по требованию работника вынести решение о возмещении работнику денежной компенсации морального вреда, причиненного действиями работодателя, размер которой определяется судом.

Принимая во внимание, что в ходе судебного разбирательства нашло подтверждение нарушение ответчиком трудовых прав истца ФИО1 в связи с незаконным увольнением, у истца имеется право на взыскание компенсации морального вреда, причиненного в связи с указанным нарушением, что согласуется с положениями ст. 394 ТК РФ.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 10 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина. Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с потерей работы. Одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя.

Согласно ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме, ее размер определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда; при определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

В соответствии с п. 9 ст. 394 ТК РФ в случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу суд может по требованию работника вынести решение о взыскании в пользу работника денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями. Размер этой компенсации определяется судом.

С учетом положений п. 9 ст.394 ТК РФ, требований закона об учете характера и степени тяжести, причиненных ФИО1 незаконным увольнением нравственных страданий, степени вины причинителя вреда, требований закона о разумности и справедливости, о необходимости учитывать конкретные фактические обстоятельства, при которых был причинен моральный вред, суд находит необходимым и достаточным взыскание с ответчика в пользу ФИО1 10 000 рублей денежной компенсации за причиненный ему моральный вред.

В соответствии со ст. 394 ТК РФ работник, уволенный без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения, подлежит восстановлению на прежней работе.

Согласно разъяснениям, данным в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебном решении», в соответствии с положениями ст. 211 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат немедленному исполнению решение суда о восстановлении на работе.

Статья 103 ГПК РФ предусматривает, что государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Размер удовлетворенных требований истца составляет 182 682,91 рублей, которые являются требованиями материального характера. В связи с чем, размер государственной пошлины за данное требование исчисляется следующим образом: согласно п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ при цене иска от 100001 руб. до 200000 руб. госпошлина составляет 3 200 руб. плюс 2% суммы, превышающей 100 000 руб. Соответственно, при цене иска 182 682,91 рублей госпошлина составляет: 3 200 + 2% от (182 682,91 – 100 000) = 3 200 + 1 653,66 = 4 853,66 рублей.

Кроме того, требование истца о взыскании морального вреда подлежит оплате госпошлины как за требование неимущественного характера, которое согласно п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ составляет для физических лиц – 300 рублей.

В связи с чем, с ответчика подлежит взысканию госпошлина в размере 5 153,66 рублей (4 853,66 рублей + 300 рублей = 5 153,66 рублей).

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 197 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление ФИО1 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, с участием прокурора <адрес> Республики Крым о восстановлении на работе, взыскание заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, удовлетворить частично.

Признать незаконным приказ -к от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении действия служебного контракта, освобождении от замещаемой должности и увольнении с государственной гражданской службы ФИО1.

Восстановить ФИО1 в должности главного специалиста <адрес> отдела Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.

Взыскать с Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в пользу ФИО1 средний заработок за время вынужденного прогула с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 182 682,91 рублей.

Взыскать с Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 10 000,00 рублей.

В остальной части заявленных исковых требований отказать.

Решение суда в части восстановления на работе ФИО1 и взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула подлежат немедленному исполнению.

Взыскать с Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в доход государства государственную пошлину в размере 5 153,66 рублей.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Крым через Раздольненский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

В окончательной форме решение вынесено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья -