Дело № 2-445/2019
УИД 33RS0011-01-2019-000151-32
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Ковров 22 февраля 2019 года
Ковровский городской суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Рябининой М.В.,
при секретаре Алёхиной Т.Н.,
с участием представителя истца Цеповой Л.А.,
представителя ответчика Кузиной Н.Н.,
представителя третьего лица, адвоката Смирнова Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Потаповой Л. Н. к администрации г. Коврова Владимирской области о признании незаконным постановления администрации г. Коврова Владимирской области, о возложении на администрацию г. Коврова обязанности принять решение о признании принадлежащего истцу жилого помещения непригодным для проживания, возложении на администрацию г. Коврова Владимирской области обязанности предоставить членам ее семьи жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке,
У С Т А Н О В И Л:
Потапова Л.Н. обратилась в суд с иском к администрации г. Коврова Владимирской области, в котором просит признать незаконным постановление администрации г. Коврова Владимирской области № 2448 от 08.10.2018 г. «Об утверждении решения межведомственной комиссии по жилому помещению, расположенному по адресу: <адрес>», о возложении на администрацию г. Коврова обязанности принять решение о признании квартиры <№> дома <№> по <адрес> непригодной для проживания, возложении на администрацию г. Коврова Владимирской области обязанности предоставить истцу и членам ее семьи жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке.
В судебное заседание истец Потапова Л.Н. не явилась, направив своего представителя по доверенности Цепову Л.А., которая в судебном заседании исковые требования поддержала и пояснила, что <дата> произошел пожар по адресу: <адрес>. В результате пожара принадлежащее истцу жилое помещение стало непригодным для проживания, все имущество истца было уничтожено. Истец и ее несовершеннолетние дети остались без жилья. <дата> она в составе семьи из трех человек была принята на учет нуждающихся в получении жилого помещения. Тем не менее, по настоящее время жилое помещение истцу не предоставлено. В <дата> году она была без каких-либо оснований снята с учета нуждающихся в получении жилого помещения на основании постановления главы города Коврова от 09.06.2012 года № 1305. После чего в результате ее многочисленных жалоб, на основании постановления администрации г. Коврова № 342 от 18.02.2014 г. Потапова Л.Н. в составе семьи из 3 человек была восстановлена на учете в качестве нуждающихся. Вместе с тем, ее соседке Б.Н.Г., чье имущество было уничтожено в результате пожара, жилое помещение уже давно предоставлено. Пострадавший от пожара дом находится в общей долевой собственности. Доли жильцов в натуре не выделены. Фактически, в связи со сложившимся порядком пользования, истцу принадлежит жилая комната <№> квартиры <№> на втором этаже, в общем пользовании находятся помещения <№> (прихожая), <№> (коридор), <№> (служебное) и холодная пристройка Лит а. В <дата>Потапова Л.Н. получила экспертное заключение «О техническом состоянии строительных конструкций многоквартирного жилого дома в пределах холодной пристройки Лит.а, второго этажа основного строения ЛитА., перекрытий, крыши, и возможности их дальнейшей эксплуатации в здании, расположенном по адресу: Владимирская область, г. Ковров, ул. Абельмана, д. 80», согласно которому принадлежащее истцу жилое помещение <№> в квартире № 3 является непригодным для проживания, автономное отопление организовать невозможно, так как отсутствует помещение, пригодное для установки газового либо твердотопливного котла. Монтаж котла в аварийном помещении <№> второго этажа недопустим. Вместе с тем, администрация г. Коврова 08.10.2018 г. приняла решение № 2448 «Об утверждении решения межведомственной комиссии по жилому помещению, расположенному по адресу: <адрес>», исходя из которого указанное жилое помещение признано подлежащим капитальному ремонту, с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствии с установленными требованиям, а также обязали собственников провести ремонт данного жилого помещения. Истец считает данное решение неправомерным, поскольку в распоряжении комиссии имелось заключение эксперта, в котором четко были отражены все выводы о невозможности установления отопительного котла, об аварийности конструкций. Выводы эксперта комиссией не были опровергнуты. Осмотр жилого дома проводился только визуально, без применения вообще каких-либо измерительных приборов и приспособлений. Кроме того, собственники жилого помещения вправе присутствовать на заседании комиссии с правом совещательного голоса, но по факту они просто присутствовали. Никаких документов не подписывали. Заседание комиссии проходило в здании администрации без выхода по месту нахождения жилого помещения, без участия экспертов. Поэтому истец просит отменить указанное постановление как принятое с нарушением Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47. Кроме того, истец просит предоставить ей и членам ее семьи во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма, поскольку она была поставлена на учет до введения в действие Жилищного кодекса РФ, ранее действовавшее жилищное законодательство предоставляло лицам, чье жилье было утрачено в результате пожара, право на внеочередное предоставление жилья, независимо на каком праве принадлежало истцу жилое помещение.
Представитель ответчика администрации г. Коврова Владимирской области Кузина Н.Н. в судебном заседании исковые требования Потаповой Л.Н. не признала, пояснив, что заключением межведомственной комиссии №10/07-36 от 03.10.2018 г. дом по адресу: <адрес> признан подлежащим капитальному ремонту с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствии с установленными в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47. Данное решение межведомственной комиссии утверждено постановлением администрации г. Коврова от 08.10.2018 г. № 2448. Потаповой Л.Н. на праве общей долевой собственности (доля в праве <данные изъяты> домовладения) принадлежит помещение <№> в кв.<№> дома <№> по <адрес> на основании договора дарения. Таким образом, дом <№> по <адрес> является единым жилым помещением, принадлежащим всем собственникам на праве общей долевой собственности, следовательно, как объект недвижимости оно может рассматриваться только единым объектом, жилые помещения - квартиры рассматриваться отдельно не могут, т.к. доли в натуре не выделены. Исковое заявление не содержит сведений о правах, свободах и законных интересах истца, которые по ее мнению нарушаются оспариваемым решением, принятым органом местного самоуправления. При принятии межведомственной комиссией решения о признании жилого дома подлежащим капитальному ремонту принималось во внимание заключение, предоставленное Потаповой Л.Н., акты осмотра от <дата> и от <дата> Каких-либо инструментальных замеров комиссией при составлении актов осмотра не проводилось, он проведен визуально специалистами, входящими в состав комиссии, и на основании имеющихся фотоматериалов к актам осмотра. Повторно дом при принятии заключения от <дата> не осматривался. При составлении заключения отсутствовали представители БТИ, Росреестра, т.к. они не прибыли по вызовам администрации, подтвердить, что администрация ставила представителей указанных органов в известность, ответчик не может. Поэтому администрация г. Коврова полагает вынесенное постановление от 08.10.2018 г. № 2448 законным и обоснованным. Требование Потаповой Л.Н. о предоставлении ей и членам ее семьи жилого помещения во внеочередном порядка также не подлежит удовлетворению, поскольку дом <№> по <адрес> является частным, общей площадью <данные изъяты> кв.м. <дата> в доме произошел пожар. После пожара Потапова Л.Н. обратилась в администрацию г. Коврова с заявлением от <дата> о предоставлении жилья. Истец не представила необходимые для постановки на учет документы. Место жительства в заявлении истец не указала. По месту регистрации не проживала, на почтовые отправления не отвечала, в связи с чем, ее вопрос о принятии на учет был оставлен без рассмотрения. В администрацию г. Коврова истица обратилась только в <дата> году, предоставив справку о заключении брака <№> от <дата> и копию договора дарения <данные изъяты> доли жилого дома. Истица была включена в дополнительный список очередности на получение жилья, утвержденный постановлением главы администрации г. Коврова от 18.06.2003 г. № 1130. В настоящее время истица в составе семьи из 3 человек состоит на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении с <дата> в общей очереди за <№>. С 1.05.2005 г. введен в действие ЖК РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 01.03.2005 в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части. В рамках действующей ч. 2 ст. 57 ЖК РФ во внеочередном порядке жилые помещения предоставляются гражданам, чьи жилые помещения признаны непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат. Дом <№> по <адрес> подлежит реконструкции. Ранее ст. 37 ЖК РСФСР предусматривалось право на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке в связи с утратой жилого помещения в результате стихийного бедствия. Доказательств того, что дом истицы сгорел в результате стихийного бедствия, не имеется. Протокола о постановке на учет Потаповой Л.Н. в льготный список у ответчика не имеется. Более того, ни истец, ни кто-либо из собственников до 2016 года в органы местного самоуправления не обращались по вопросу признания указанного дома непригодным для проживания. Порядок обращения до 2006 года был установлен Положением по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденным приказом министра жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 05.11.1985 г. № 529. На момент постановки Потаповой Л.Н. на учет жилое помещение непригодным не признавалось, оценка его непригодности для проживания не производилась. С момента пожара с 2002 по 2017 год истец в течение 15 лет в своей комнате не проживала, за признанием дома непригодным для проживания не обращалась. Кроме того, за указанный период времени имеющие повреждения в доме могли образоваться в результате ненадлежащего содержания собственниками жилого помещения своей собственности. Истец является собственником жилого помещения в данном доме, несет бремя содержания своего имущества, поэтому сам факт признания истца нуждающейся в жилом помещении не влечет у органа местного самоуправления обязанности по предоставлению ей жилого помещения во внеочередном порядке. Администрация г. Коврова готова предоставить Потаповой Л.Н. и членам ее семьи жилое помещение из маневренного жилого фонда на время проведения капительного ремонта ее жилого помещения. Однако с данным заявлением Потапова Л.Н. в администрацию г. Коврова не обращалась.
Представитель третьего лица Макаровой Н.И., адвокат Смирнов Н.С. пояснил, что жилой дом <№> по <адрес> находится в общей долевой собственности жильцов, дом состоит из четырех квартир. Потапова О.Н. занимает одну комнату в квартире <№> площадью <данные изъяты> кв.м. Прихожая, служебное жилое помещение, кухня и коридор находятся в общей собственности. Остальные две комнаты принадлежат Макаровой (Кузнецовой) Н.И. Потапова Л.Н. после пожара, произошедшего летом <дата> года, в своей комнате не проживает. Макарова Н.И. проживает в своих комнатах, произвела в них ремонт после пожара, они полностью пригодны для проживания. Макарова Н.И. неоднократно предлагала Потаповой Л.Н. выкупить ее комнату. <дата> был заключен предварительный договор купли-продажи <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на жилой дом (комнаты Потаповой Л.Н.) и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>. Макарова Н.И. передала Потаповой Л.Н. денежные средства в размере 13000 руб. по данному договору. Однако основной договор купли-продажи между сторонами не был заключен, денежные средства Потапова Л.Н.Макаровой Н.И. до сих пор не возвратила. В настоящее время Макарова Н.И. вновь предлагает Потаповой Л.Н. выкупить у нее ее долю жилого дома за 200000 руб., однако последняя отказывается. На заседании межведомственной комиссии по признанию жилого дома <№> по <адрес> непригодным для проживания присутствовали Потапова Л.Н., Макарова Н.И., которая была категорически против признания жилого дома непригодным для проживания. Собственники жилых помещений, расположенных на первом этаже данного дома также произвели ремонт своего жилья и возражают против признания дома непригодным для проживания. Кроме того, полагают, что Потапова Л.Н. как собственник жилого помещения в данном доме может требовать признания только своей комнаты непригодной для проживания. Однако в настоящее время доли в натуре в указанном жилом помещении не выделены. Третье лицо считает, что истцом избран ненадлежащий способ защиты права. Требуя признать непригодной для проживания всю квартиру <№> в указанной доме, истец злоупотребляет своим правом, нарушая права Макаровой Н.И. на жилище. Потапова Л.Н. как собственник жилого помещения несет бремя его содержания, однако с <дата> года каких-либо действий по восстановлению принадлежащего ей жилого помещения не предпринимала. Поэтому представитель третьего лица считает оспариваемое постановление администрации законным и обоснованным, а требования истца о его отмене, а также о предоставлении ей жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Выслушав участников судебного разбирательства, изучив представленные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Во исполнение данной нормы Жилищного кодекса, Постановлением Правительством Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Положение).
Согласно п. п. 7, 43, 44 данного Положения, уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещение жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
Как установлено судом и следует из материалов дела Потапова Л.Н. является собственником <данные изъяты> доли жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора дарения от <дата>.
Собственником <данные изъяты> доли указанного жилого дома является Кузнецова (Макарова) Н.И., собственником <данные изъяты> доли является Кузнецов С.В., остальные доли принадлежат семье Спасовых Е.А., А.А., Г.М., Е.В.
<дата> огнем повреждено строение дома и имущество, находящееся в нем, что подтверждено справкой <№> от <дата>.
<дата>Потапова Л.Н. обратилась в администрацию г. Коврова с заявлением о предоставлении жилого помещения, в связи с тем, что ее жилое помещение сгорело. По состоянию на <дата> в квартире <№> дома № 80 по ул. Абельмана г. Коврова были зарегистрированы Потапова Л.Н. и двое ее несовершеннолетних детей: П.Ю.В., <дата> г. рождения,и Р.А.В., <дата> г. рождения.
<дата> постановлением главы администрации г. Коврова Владимирской области № 1130 были утверждены дополнительные списки льготных очередностей на получение жилой площади, в том числе гражданами, жилище которых в результате стихийного бедствия (пожара) стало непригодным для проживания. В данную очередь с <дата> под номером <№> была включена Потапова Л.Н. в составе семьи из трех человек.
Из ответа на запрос суда, представленного отделом по жилищным вопросам и строительству Управления городского хозяйства администрации г. Коврова от <дата> следует, что Потапова Л.Н. состоит на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях в общей очередности с <дата><дата> от Потаповой Л.Н. в администрацию г. Коврова поступило заявление о предоставлении жилья в связи с тем, что ее жилое помещение пострадало в результате пожара. К заявлению прилагалась справка с места жительства. Администрация г. Коврова, сделав запросы в ФГУП «Ростехинвентаризация» ДФГУП «Ковровский центр технической инвентаризации» и Ковровский филиал Центра государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним Владимирской области, установила, что Потапова Л.Н. и ее дети не являются собственниками доли частного дома, пострадавшего в результате пожара. В связи с тем, что Потапова Л.Н. не указала своего места жительства, по месту регистрации после пожара не проживала, на уведомления, отправленные по почте с приглашениями явиться не реагировала, вопрос о принятии на учет Потаповой Л.Н. был оставлен без рассмотрения. Потапова Л.Н. явилась в администрацию г. Коврова в <дата> году и оказалось, что она как Михайловская Л.Н. является собственником <данные изъяты> доли указанного дома. Справка из ЗАГСа о смене фамилии и копия договора дарения доли дома от <дата> были представлены после <дата> Поэтому администрация г. Коврова была вынуждена в срочном порядке рассмотреть заявление Потаповой Л.Н., принять ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и включить в общую очередь и в список граждан, жилище которых в результате стихийного бедствия (пожара) стало непригодным для проживания в соответствии с Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений на территории Владимирской области, утвержденными решением Владимирского облисполкома и президиумом облсовпрофа от 30.12.1988 г. № 665/25.
Из пояснений представителя администрации г. Коврова Кузиной Н.Н., данных в судебном заседании, следует, что после введения в действие на территории РФ с 01.03.2005 г. Жилищного кодекса РФ, дополнительные списки очередностей были расформированы, а состоящие в нем граждане были включены в общий список очередности по дате постановки на учет.
Постановлением главы г. Коврова от <дата><№>Потапова Л.Н. была снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, на основании ч. 2 ст. 56 ЖК РФ.
<дата> постановлением администрации г. Коврова <№>Потапова Л.Н. была исключена из числа граждан, снятых с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Из уведомления, направленного с адрес Потаповой Л.Н., следует, что она с семьей из 3 человек, была на основании указанного постановления восстановлена на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении с <дата>.
В настоящее время Потапова Л.Н. стоит в списке граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма, под номером <№> по дате принятия ее и членов ее семьи на учет.
<дата>Потапова Л.Н. обращается к губернатору Владимирской области Орловой С.Ю. с заявлением о признании ее жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, непригодным для проживания в связи с произошедшим в 2002 году пожаром. Указанное заявление было перенаправлено в администрацию <адрес>.
<дата> межведомственной комиссией составлен акт <№> от <дата> обследования жилого помещения, принадлежащего Потаповой Л.Н., расположенного по адресу: <адрес>, помещение 4, по результатам которого межведомственная комиссия пришла к заключению о выявлении оснований для признания помещения, расположенного по адресу: <адрес>, помещение 4 согласно техническому паспорту домовладения (<данные изъяты> доли), подлежащим капитальному ремонту с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствии с установленными в Положении, утвержденном постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47, требованиям. В процессе обследования проводилась фотосъемка. Какого-либо инструментального контроля и других исследований не проводилось.
Согласно заключению <№> от <дата> межведомственной комиссии администрации г. Коврова выявлены основания для признания жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, помещение 4 согласно техническому паспорту домовладения (<данные изъяты> доли), подлежащим капитальному ремонту с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствии с установленными в Положении, утвержденном постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47, требованиям.
Постановлением администрации г. Коврова № 412 от 14.02.2018 г. данное решение межведомственной комиссии было утверждено.
Не согласившись с данным решением, Потапова Л.Н. обратилась в прокуратуру г. Коврова с заявлением о нарушении ее жилищных прав.
<дата> начальником лицензионного контроля государственной жилищной инспекции Владимирской области Стребыкиным Д.А. и помощником Ковровского городского прокурора Кузнецовой А.А. проведен осмотр помещения <№> дома <№> по <адрес>. Установлено, что стены комнат <№> и <№> по поэтажному плану 2 этажа технического паспорта домовладения повреждены огнем. В помещении <№> также произошло обрушение перекрытия. Нижние венцы стен в указанном помещении подвержены гниению. Наблюдается уклон полов и лестницы холодной пристройки. Инспекция пришла к выводу, что выявленные недостатки возможно устранить в порядке текущего и капитального ремонта общего имущества. Вместе с тем, состояние осмотренных элементов общего имущества может свидетельствовать о фактическом несоответствии жилых помещений в доме требованиям, определенным в п.п. 10,34 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47.
Из представления Ковровской городской прокуратуры от <дата> следует, что дом <№> по <адрес> является домом блокированной застройки, находится в общей долевой собственности граждан. В ходе совместно с государственной жилищной инспекцией Владимирской области проверки <дата> установлено, что Потаповой Л.Н. принадлежит <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на домовладение <№> по <адрес>. Согласно техническому паспорту данный жилой дом является единым жилым помещением и не может рассматриваться в отдельности. Кроме того, в ходе проверки, прокурором было установлено, что представители территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Владимирской области в г. Ковров, Ковровском и Камешковском районах и ОНД и ПР по г. Ковров, Ковровскому и Камешковскому районам по Владимирской области не включены в состав межведомственно комиссии и не присутствовали при рассмотрении обращения Потаповой Л.Н. В связи с чем, прокурор пришел к выводу, что принятое комиссией решение о проведении капитального ремонта только <данные изъяты> доли в едином жилом помещении, без участия государственных органов исполнительной власти, является неправомерным и принятым с нарушением установленного порядка проведения оценки технического состояния жилого помещения, предусмотренного Положением.<дата> межведомственной комиссией составлено заключение <№>, согласно которому комиссией выявлены основания для признания помещения, расположенного по адресу: <адрес>, подлежащим капитальному ремонту с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствии с установленными в Положении, утвержденном постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47, требованиям. Заключение составлено на основании актов осмотров от <дата> и <дата>, заключения ООО «ПЭК «СФ», представленного Потаповой Л.Н.
Постановлением администрации г. Коврова Владимирской области № 2448 от 08.10.2018 г. данное решение утверждено. Собственникам жилого помещения постановлено провести в нем ремонт для приведения в соответствие с требованиями, предъявляемыми к жилому помещению. После проведения ремонта постановлено продолжить процедуру оценки жилого помещения в соответствии с требованиями вышеуказанного Положения и принятия соответствующего решения. Этим же постановлением отменено постановление от 14.02.2018 г. № 412.
Проверяя законность вынесенного администрацией г. Коврова постановления № 2448 от 08.10.2018 г. «Об утверждении решения межведомственной комиссии по жилому помещению, расположенному по адресу: <адрес>», суд исходит из следующего.
Постановлением администрации г. Коврова Владимирской области от 27.03.2017 г. № 648 была создана межведомственная комиссия по рассмотрению вопросов признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции жилищного фонда в г. Коврове и утвержден ее состав, а также утверждено Положение о межведомственной комиссии.
Согласно абзацу 4 и 5 п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом", утвержденного Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 в состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также в случае необходимости - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий. Собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), за исключением органов и (или) организаций, указанных в абзацах втором, третьем и шестом настоящего пункта, привлекается к работе в комиссии с правом совещательного голоса и подлежит уведомлению о времени и месте заседания комиссии в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, создавшими комиссию.
Согласно п. 42 настоящего Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.
Согласно п. 47 данного Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в Положении требованиям (пункт 44).
Исходя из актов обследования жилого помещения <№> от <дата> и <№> от <дата> комиссия, произвела визуальный осмотр дома <№> по <адрес>, в ходе которого установлено, что дом <дата> постройки. Наружные стены первого этажа выполнены из кирпича, второго этажа - деревянные. С лицевой стороны дома наблюдается выветривание раствора из швов, разрушение защитного штукатурного слоя, венцы частично поражены гнилью. В дальнейшем идет оценка конкретно второго этажа, где расположена комната истца, и конкретно комнаты Потаповой Л.Н. Общее состояние жилого дома <№> по <адрес>, по которому комиссией принималось решение от 08.10.2018 г., не оценивалось. Кроме того, процедура оценки жилого помещения и оспариваемое заключение межведомственной комиссии не соответствуют приведенным выше требованиям Положения, поскольку при проведении комиссионного обследования какое-либо оборудование или специальные замеры комиссией не проводились, осмотр проводился исключительно визуально. В состав комиссии при проведении обследования жилого помещения не вошли представители Ковровского отдела управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области, Ковровского отделения Владимирского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ». При вынесении заключения также отсутствовали представители отдела по надзорной деятельности и профилактической работе по г. Ковров и Ковровскому району. Доказательств извещения указанных представителей государственных органов и уважительности причин их неявки на комиссию ответчиком суду не представлено. Кроме того, в состав комиссии не включались представители органов санитарно-эпидемиологического надзора, экологической и иной безопасности. Таким образом, при принятии решения межведомственной комиссией администрации г. Коврова нарушен п. 7 вышеназванного Положения.
Согласно п. 10 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом", утвержденного Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, несущие и ограждающие конструкции жилого помещения, в том числе входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности (а в железобетонных конструкциях - в части трещиностойкости) не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования. Основания и несущие конструкции жилого дома, а также основания и несущие конструкции, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не должны иметь разрушения и повреждения, приводящие к их деформации или образованию трещин, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом.
Согласно п. 34 Положения жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Из заключения ООО «Проектно-Экспертная Компания «СФ» «О техническом состоянии строительных конструкий многоквартирного жилого дома в пределах холодной пристройки Лит.а, второго этажа основного строения ЛитА, перекрытий, крыши и возможности их дальнейшей эксплуатации по адресу: <адрес>», следует, что объект обследования: двухэтажный жилой дом, находящийся в общедолевой собственности. Обследование проводилось в пределах помещений №<№>, 2, 7, 4 второго этажа, холодной пристройки Лит. а, и в чердачном пространстве здания. На правах общедолевой собственности заказчик использует жилую комнату <№>, в общем пользовании находятся помещения <№> (прихожая), <№> (коридор), <№> (служебное) и холодная пристройка Лит.а. До пожара отопительный котел, обслуживающий помещения второго этажа располагался в служебном помещении <№>. Согласно результатам проведенного обследования выявлены дефекты, влияющие на несущую способность строительных конструкций здания. Фактический общий физический износ части деревянных конструкций многоквартирного жилого дома составил более 65%. На основании результатов инструментального обследования и технических расчетов несущих конструкций здания установлено следующее: фундаменты под несущими стенами холодной пристройки Лит.а находятся в аварийном состоянии. Бревенчатые стены здания Лит.А как несущий элемент - в недопустимом состоянии с аварийными участками, стены пристройки
Лит.а - в аварийном состоянии. Перекрытия находятся в недопустимом состоянии с аварийными участками. Конструкции поражены гнилью, что не обеспечивает надежность узлов опирания деревянных балок на стены. Существует опасность обрушения наката потолков и балок перекрытия в помещении <№> второго этажа, в местах наибольшего повреждения огнём. Перекрытия холодной пристройки Лит.а - в аварийном состоянии. Стропильная система крыши - в аварийном состоянии. Состояние кровельного покрытия - ограничено работоспособное. Помещения <№>, <№>, <№> на момент обследования не отапливаются. Конструкции здания на момент обследования, не отвечают требованиям действующих строительных норм и правил, обеспечивающих нормальную эксплуатацию. Текущее техническое состояние несущих и ограждающий конструкций здания, представляет угрозу для жизни и здоровья людей как во внутреннем пространстве так и на прилегающей территории. Параметры микроклимата помещений нарушены по причине промерзания и продувания конструкций. Помещения <№>, <№> не эксплуатируются согласно функционального назначения по причине отсутствия отопления, что приводит к ускоренному износу деревянных конструкций. Жилое помещение <№>, расположенное на втором этаже, является непригодными для проживания в соответствии с «Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (постановление от 28 января 2006 г. N 47)». Автономное отопление жилого помещения <№> второго этажа организовать невозможно, т.к. отсутствует помещение, пригодное для установки газового либо твердотопливного котла. Монтаж котла в аварийном помещении <№> второго этажа недопустим.
Комиссией, располагавшей указанным заключением эксперта на момент проведения обследования жилого дома, указанные выводы эксперта о наличии вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья проживающих в этом доме граждан, в том числе заявителя, опровергнуты не были.
Таким образом, суд приходит к выводу о нарушении процедуры проведения оценки соответствия помещения установленным в пункте 44 Положения требованиям. Кроме того, вывод комиссии о возможности проведения капитального ремонта не подтверждается ни техническим заключением о целесообразности и стоимости ремонтных работ, ни каким-либо иным документом.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, а также позицию Верховного суда РФ, выраженную в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014, суд считает требования Потаповой Л.Н. о признании незаконным Постановления администрации <адрес><№> от <дата>, которым утверждено заключение межведомственной комиссии от 03.10.2018 г., обоснованным.
Следовательно, на межведомственную комиссию администрации г. Коврова следует возложить обязанность в течение месяца со дня вступления законную силу решения суда повторно рассмотреть вопрос об оценке соответствия жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, установленным в Положении требованиям.
Что касается требования истца о возложении на администрацию <адрес> обязанности принять решение о признании принадлежащего ей жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> непригодным для проживания, суд исходит из того, что решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии. Понуждение ответчика к совершению указанных действий является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий, и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
Кроме того, истец просит обязать ответчика признать непригодным для проживания всю квартиру <№> указанного жилого дома, тогда как в указанной квартире ей принадлежит только одна комната <№>, площадью <данные изъяты> кв.м. Другой собственник жилых помещений в квартире <№> и собственники иных помещений дома, находящегося в общей долевой собственности, свои жилые помещения после пожара отремонтировали и со слов представителя третьего лица Макаровой Н.И.- Смирнова Н.С. возражают против признания их жилых помещений и всего дома в целом непригодными для проживания. Доля Потаповой Л.Н. в общей долевой собственности в натуре не выделена, что лишает ее права на предъявление требований о признании конкретно ее жилого помещения в настоящее время непригодным для проживания.
Кроме того, с указанным вопросом Потапова Л.Н. до <дата> не обращалась в администрацию г. Коврова.
Поскольку правоотношения между Потаповой Л.Н. и администрацией г. Коврова по вопросу признания жилого помещения непригодным для проживания возникли в 2017 году, к данным отношениям применяется Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом", утвержденного Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 N 47.
Вместе с тем, до 2006 г. порядок обращения с данными заявлениями был установлен «Положением об оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания», утвержденным приказом Министра жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 05.11.1985 г. № 529, пункт 2.2 которого относил к непригодным для постоянного проживания жилым помещениям жилые дома после аварии, пожара, стихийного бедствия в том случае, если проведение восстановительных работ технически невозможно или нецелесообразно с экономической точки зрения. Из п.3.3 данного Положения следовало, что междуведомственная комиссия осуществляет свою работу на основании заявления владельца дома, направленного в исполнительный комитет Совета народных депутатов, с указанием причин, по которым он считает необходимым созыв комиссии, а также в случае аварийной ситуации и по представлениям органов санитарного надзора, государственного пожарного надзора, по запросу суда и прокуратуры, заявлениям граждан.
Таким образом, и по Положению, действовавшему на момент пожара и по Положению, действующему в настоящее время, признание жилого помещения непригодным для проживания осуществлялось по заявлению владельца дома (жилого помещения в нем). С таким заявлением Потапова Л.Н. до <дата> в администрацию г. Коврова не обращалась, что не оспаривалось представителем истца Цеповой Л.Н. в судебном заседании. Решение о непригодности для проживания спорного жилого дома и конкретно жилого помещения Потаповой Л.Н. ответчиком не принималось.
Что касается требования о предоставлении Потаповой Л.Н. и членам ее семьи во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма, суд принимает во внимание следующее.
Потапова Л.Н. была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, в связи с повреждением ее жилья в результате пожара, <дата>.
В соответствии с п. 2 ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР, действующего на момент возникновения правоотношений сторон, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям.
Согласно ст. 33 ЖК РСФСР жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений. Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 37 ЖК РСФСР вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам жилище которых в результате стихийного бедствия стало непригодным для проживания.
Из содержания данной нормы следует, что для удовлетворения требования о внеочередном предоставлении жилья необходима совокупность двух условий: непригодность жилища для проживания и наступление указанного обстоятельства по причине стихийного бедствия. При этом стихийным бедствием является событие природного характера, которое происходит помимо воли человека и без его вины.
В настоящее время установить причину пожара невозможно, в связи с тем, что материалы проверки по факту пожара в настоящее время уничтожены.
Решения о признании жилого помещения Потаповой Л.Н. непригодным для проживания на дату постановки ее на учет администрацией г. Коврова не принималось, что не оспаривалось представителем истца в ходе судебного заседания.
В настоящее время Потапова Л.Н. состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении в общей очередности с <дата> под номером <№>.
Согласно ч. 2 ст. 6 Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред. от 07.06.2013) "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Согласно ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (п. 1 ч. 2 названной статьи).
До настоящего времени решения о признании жилого помещения Потаповой Л.Н. непригодным для проживания межведомственной комиссией администрации г. Коврова не принято, в связи с чем, ее исковые требования в данной части удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Потаповой Л. Н. удовлетворить частично.
Признать незаконным постановление администрации города Коврова Владимирской области <№> от <дата> «Об утверждении решения межведомственной комиссии по жилому помещению, расположенному по адресу: <адрес>».
Возложить обязанность на межведомственную комиссию администрации города Коврова в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда повторно рассмотреть вопрос об оценке соответствия жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, требованиям.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба во Владимирский областной суд через Ковровский городской суд в течение месяца после составления решения в окончательной форме.
Председательствующий: М.В. Рябинина
Мотивированное решение изготовлено 26.02.2019 года