ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-445/19 от 24.04.2019 Увинского районного суда (Удмуртская Республика)

Дело № 2-445/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 апреля 2019 года с. Вавож УР

Увинский районный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Лобанова Е.В.,

при секретаре судебного заседания Шишкиной Е.В.,

с участием помощника прокурора Вавожского района УР Осиповой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Вавожского района Удмуртской Республики в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Вавожский район» о понуждении выделить денежные средств на установку системы видеонаблюдения и Муниципальному дошкольному общеобразовательному учреждению детскому саду «Березка» с. Вавож о возложении обязанности по установке системы видеонаблюдения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Вавожского района УР обратился в суд с иском к Администрации МО «Вавожский район» (далее по тексту – Администрация, ответчик 1), Муниципальному дошкольному общеобразовательному учреждению детскому саду «Березка» с. Вавож (далее по тексту – МДОУ «Березка», ответчик 2) с требованием о понуждении ответчика 1 выделить денежные средства на установку системы видеонаблюдения на двух спортивных площадках, десяти участков для прогулок МДОУ детский сад «Березка» с. Вавож, расположенных по адресу: Удмуртская Республика, Вавожский район, с. Вавож, ул. Солнечная, д.4 в течение года с момента вступления решения суда в законную силу, возложении обязанности на ответчика 2 оборудовать системой видеонаблюдения две спортивные площадки, десять участков для прогулок, расположенных по адресу: Удмуртская Республика, Вавожский район, с. Вавож, ул. Солнечная, д.4 в течение 3 месяцев с момента выделения денежных средств.

В обоснование иска указано, что прокуратурой Вавожского района в ходе осуществления надзора за исполнением законодательства в сфере обеспечения комплексной безопасности и антитеррористической защищенности образовательных организаций выявлены нарушения в деятельности МДОУ «Березка».

Установлено, что в МДОУ «Березка» с. Вавож обучаются несовершеннолетние дети.

Образовательный процесс с учащимися организован как в здании организации, так и на ее территории, в частности, на двух спортивных площадках, десяти участках для прогулок, расположенных по адресу: Удмуртская Республика, Вавожский район, с. Вавож, ул. Солнечная, д.4.

Образовательная организация является потенциальным объектом террористических посягательств, ввиду пребывания в ней большого количества несовершеннолетних и иных граждан. В связи с изложенным, образовательная организация обязана обеспечить безопасное пребывание в образовательном учреждении детей, чему, в том числе, способствует установка системы видеонаблюдения в местах проведения образовательного процесса.

Установление системы видеонаблюдения в образовательном учреждении является обязательным мероприятием, выполнение которого необходимо для пресечения преступлений террористической направленности и является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья учащихся и работников. Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение приоритета безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их охрану и защиту от любых возможных посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.

Образовательной организацией приняты частичные меры по оснащению входной группы здания системой видеонаблюдения. Вместе тем, сооружения в виде двух спортивных площадок, где проводятся различные спортивные мероприятия с массовым пребыванием воспитанников, десять участков для прогулок, расположенных по адресу: Удмуртская Республика, Вавожский район, с. Вавож, ул. Солнечная, д.4, где проводятся различные массовые мероприятия с массовым пребыванием воспитанников, расположенных по указанному выше адресу, системой видеонаблюдения не оснащены.

Негативными последствиями выявленных нарушений законодательства является угроза жизни и здоровью несовершеннолетних при занятии спортом, нарушение права на образование в условиях безопасности.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Вавожского района УР Осипова А.В. заявленные требования поддержала, обосновывая их доводами, указанными в исковом заявлении.

Представитель ответчика Администрации МО «Вавожский район», извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Представителем ответчика Администрации МО «Вавожский район» в адрес суда направлены письменные возражения, из которых следует, что с учетом категорирования и паспортизации расходы по оснащению системой видеонаблюдения и охранного телевидения всех образовательных учреждений Вавожского района УР составляют 9000000 рублей, в том числе на МДОУ «Березка» с. Вавож около 1200000 рублей. Бюджет МО «Вавожский район» УР является дотационным, доля дотации из других бюджетов бюджетной системы РФ составляет 69,3 % с очередного финансового года. Расходы по оснащению системой видеонаблюдения образовательных учреждений в бюджете МО «Вавожский район» в 2019 и последующих 2020-2021гг. не предусмотрены. В связи с чем, исполнение искового заявления в течение года с момента вступления решения суда в законную силу невозможно. Просила исковое заявление прокурора оставить без удовлетворения.

Представитель ответчика МДОУ «Улыбка» с. Водзимонье, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, направил в адрес суда возражения, согласно которым, ответчик исковые требования не признает, ввиду того, что расходы по оснащению системой видеонаблюдения образовательных учреждений в бюджете МО «Вавожский район» в 2019 и последующих 2020-2021гг. не предусмотрены.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчиков.

Выслушав объяснения истца, исследовав и оценив письменные доказательства, суд находит требования прокурора Вавожского района УР подлежащими удовлетворению в связи со следующим.

Из материалов дела следует, что прокуратурой Вавожского района УР проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии терроризму, в ходе которой установлено нарушение закона в деятельности образовательного учреждения, а также учредителя учреждения, влекущее нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних и неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" основополагающими принципами противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, а также приоритет мер предупреждения терроризма.

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.

Согласно п. "д" ст. 11 "Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации", утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.

В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.

В соответствии с ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").

К компетенции образовательного учреждения относятся, в том числе: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами (п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").

В соответствии с ч. 1 ст. 42 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные данным Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований.

В целях унификации действующего законодательства положения ч. 2 ст. 42 указанного Федерального закона устанавливают необходимость применения понятия "свод правил", принятых до его вступления в силу, которые должны применяться на обязательной основе для обеспечения требований безопасности зданий и сооружений.

Учитывая изложенное, суд полагает необходимым применить положения п. 6.48 свода правил "СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009 (утв. Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/10", предписывающего для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".

Приведенные выше нормы права содержат императивные предписания в отношении образовательных учреждений.

В силу п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ) участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа отнесено к вопросам местного значения городского округа.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 05.10.2009, предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. Принятие мер безопасности является необходимым условием реализации содержания конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, в частности, права на личную безопасность. Особое значение данные меры приобретают в условиях пребывания малолетних в дошкольных образовательных организациях и работников этих дошкольных образовательных организаций.

Руководствуясь вышеуказанными нормами права, нормативными документами, приняв во внимание фактические обстоятельства дела, оценив представленные прокурором доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ на предмет их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи, а также приняв во внимание, что в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела был установлен факт отсутствия технических средств системы видеонаблюдения, обеспечивающих непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на двух спортивных площадках, десяти участках для прогулок, расположенных по адресу: Удмуртская Республика, Вавожский район, с. Вавож, ул. Солнечная, д.4.

В соответствии с ч. 1 ст. 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации в расходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) предусматривается создание резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) - резервного фонда Правительства Российской Федерации, резервных фондов высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, резервных фондов местных администраций.

Доводы, приведенные в возражениях ответчиков о неисполнимости решения суда в части возложения обязанности по финансированию мер по установке системы видеонаблюдения ввиду отсутствия надлежащего финансирования для этих целей, не могут служить основанием для освобождения Администрации МО «Вавожский район» от исполнения обязанности, возложенной законом.

На основании изложенного, суд находит заявленные требования прокурора Вавожского района, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц законными, обоснованными, подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Вавожского района Удмуртской Республики в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Вавожский район» и Муниципальному дошкольному общеобразовательному учреждению детскому саду «Березка» с. Вавож, удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального образования «Вавожский район» выделить денежные средства на установку системы видеонаблюдения на двух спортивных площадках, десяти участках для прогулок, расположенных на территории Муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения детского сада «Березка» с. Вавож по адресу: Удмуртская Республика, Вавожский район, с. Вавож, ул. Солнечная, д.4, в течение года с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад «Березка» с. Вавож оборудовать системой видеонаблюдения две спортивные площадки, десять участков для прогулок, расположенных на территории Муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения детского сада «Березка» с. Вавож по адресу: Удмуртская Республика, Вавожский район, с. Вавож, ул. Солнечная, д.4, в течение 3 месяцев с момента выделения денежных средств.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР через Увинский районный суд УР в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Дата вынесения решения в окончательной форме 26 апреля 2019 года.

Судья Е.В. Лобанов