Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «29» августа 2019 года г.Зарайск Зарайский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Бондаренко Н.П., c участием помощника Зарайского городского прокурора Карасевой Е.С., истицы Абрамовой Т.А., выступающей от своего лица и как законный представитель несовершеннолетних Б.А.А., ---года рождения, А.А.Н., --- года рождения, А.К.Н., --- года рождения, третьего лица Абрамова Н.В., при секретаре судебного заседания Пуцыкиной М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-445/2019 по иску Зарайского городского прокурора Московской области в интересах Абрамовой Т.А., несовершеннолетних Б.А.А., --- года рождения, А.А.Н., --- года рождения, А.К.Н., --- года рождения, к Министерству социального развития Московской области о признании решения Зарайского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области №60374 от 10.04.2019 года об отказе в предоставлении государственной услуги «удостоверение многодетной семьи» незаконным, его отмене, обязании выдать удостоверение многодетной семьи и предоставлении мер социальной поддержки, установленных Законом Московской области от 12.01.2006 года №1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» Абрамовой Т.А., У С Т А Н О В И Л: Зарайский городской прокурор Московской области обратился в суд с иском в интересах Абрамовой Т.А., несовершеннолетних Б.А.А., --- года рождения, А.А.Н., --- года рождения, А.К.Н., --- года рождения, к Министерству социального развития Московской области о признании решения Зарайского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области №60374 от 10.04.2019 года об отказе в предоставлении государственной услуги «удостоверение многодетной семьи» незаконным, его отмене, обязании выдать удостоверение многодетной семьи и предоставлении мер социальной поддержки, установленных Законом Московской области от 12.01.2006 года №1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» Абрамовой Т.А.. В обоснование заявленных исковых требований указано на следующие обстоятельства: В Зарайскую городскую прокуратуру обратилась Абрамова Т.А. с заявлением о проверке законности действий Министерства социального развития Московской области при отказе в предоставлении государственной услуги – выдача удостоверения многодетной семьи. В ходе проверки обращения установлено, что Абрамова Т.А. имеет на иждивении троих несовершеннолетних детей. В настоящее время она состоит в браке с Абрамовым Н.В., в этом браке рождены дети: А.К.Н., --- года рождения, и А.А.Н., --- года рождения. От брака с Б.А.Н. заявительница имеет дочь Б. А.А., --- года рождения. После рождения третьего ребенка Абрамова Т.А. обратилась с заявлением о предоставлении государственной услуги «Выдача удостоверения многодетной семьи», однако 19.07.2018 года в приеме документов ей было отказано в виду того, что заявительница не смогла подтвердить постоянное место жительства на территории Московской области несовершеннолетней дочери Б.А.А. Решением Зарайского городского суда Московской области от 26.12.2018 года требования Зарайского городского прокурора в интересах несовершеннолетней Б.А.А. об установлении факта проживания на территории Московской области были удовлетворены. Решение суда обжаловалось Министерством социального развития Московской области. Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 27.02.2019 года решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения. В 2017 году семья Абрамовых приобрела квартиру по адресу: (адрес 1), где все члены семьи зарегистрированы, кроме Б.А.А., однако несовершеннолетняя фактически в ней проживает. Абрамова Т.А. 09.04.2019 года обратилась в МКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг городского округа Зарайск» с заявлением о выдаче удостоверения многодетной семьи. Решением Министерства социального развития Московской области Зарайским управлением социальной защиты населения №60374 от 10.04.2019 года Абрамовой Т.А. отказано в предоставлении Государственной услуги «удостоверение многодетной семьи», по причине отсутствия у одного из членов семьи места жительства на территории Московской области. Зарайский городской прокурор Московской области в иске указал, что вышеуказанное решение считает незаконным, так как все члены семьи Абрамовой Т.А. имеют место жительства на территории Московской области, в том числе несовершеннолетняя Б.А.А., что подтверждено судебными актами. В качестве правового обоснования своей позиции прокурор ссылается на нормы ст. ст. 38, 39 Конституции Российской Федерации, ст. ст. 2, 21, Закона Московской области от 12.01.2006 года №1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области», пункты 2 и 3 Постановления Правительства Московской области от 12.12.2017 года №1029/45 «Об утверждении Порядка выдачи удостоверения многодетной семьи», ст.20 Гражданского Кодекса Российской Федерации, ст. ст. 2 и 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 года №5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации», ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. В судебном заседании помощник Зарайского городского прокурора Карасева Е.С. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске. Истица Абрамова Т.А., выступающая от своего лица и как законный представитель несовершеннолетних Б.А.А., А.А.Н., А.К.Н., просила иск прокурора удовлетворить. Подтвердила, что местом жительства её несовершеннолетней дочери Б.А.А. по настоящее время является Московская область. Представитель ответчика Министерства социального развития Московской области в порядке передоверия главный эксперт Зарайского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области Елина Е.В. возражала против удовлетворения иска прокуратуры. В дело представлены письменные возражения, которые обоснованы следующим: В соответствии с положениями части 1 статьи 1 Закона Московской области №1/2006-ОЗ действие настоящего закона распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в Московской области. Согласно пункту 6 Порядка выдачи удостоверения многодетной семьи, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 12.12.2017 года №1029/45 «Об утверждении порядка выдачи удостоверения многодетной семьи» для получения удостоверения заявитель представляет в подразделение или в МФЦ заявление о выдаче удостоверения, а также необходимый пакет документов, в том числе: документы, подтверждающие место жительства заявителя, супруга (супруги) заявителя (в случае зарегистрированного брака), детей, достигших 14-летнего возраста, в Московской области, в случае, если эти сведения не содержатся в документах, удостоверяющих личность; свидетельство о регистрации по месту жительства ребенка (детей), не достигших 14-летнего возраста, или иной документ, подтверждающий место жительства ребенка (детей), не достигшего 14-летнего возраста, в Московской области (выписка из домовой книги, копия финансово-лицевого счета нанимателя жилого помещения, единый жилищный документ). Удостоверение не выдается в случае отсутствия у кого- либо из членов многодетной семьи места жительства в Московской области. Истица состоит в зарегистрированном браке, имеет троих несовершеннолетних детей, вместе с тем в Московской области зарегистрирована только сама Абрамова Т.А., её супруг и двое детей. Решение Зарайского городского суда от 26.12.2018 года об установлении факта проживания на территории Московской области несовершеннолетней Б.А.А. указывает лишь факт её проживания на территории Московской области в период с 17.06.2015 года по дату принятия решения. Исходя из приведенных норм законодательных актов, Зарайским управлением социальной защиты населения Московской области было принято решение об отказе в выдаче Абрамовой Т.А. удостоверения многодетной семьи Московской области. Представитель ответчика считает, что оснований для признания решения №60374 от 10.04.2019 года незаконным и обязания выдать удостоверение многодетной семьи не имеется. Третье лицо Абрамов Н.В. заявленные прокурором исковые требования поддержал, просил удовлетворить. Пояснил, что с момента принятия и вступления в силу решения Зарайского городского суда от 26.12.2018 года по гражданскому делу №2-631/2018 ничего не изменилось, Б.А.А. продолжает проживать вместе с ними в Московской области. Суд, выслушав объяснения участников процесса, тщательно исследовав и оценив в совокупности все представленные доказательства, считает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению. В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Согласно частям 1 и 2 ст.67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Из материалов дела усматривается, что Абрамова Т.А. состоит в зарегистрированном браке с Абрамовым Н.В., от которого рождены двое детей: А.К.Н., --- года рождения, и А.А.Н., --- года рождения, что подтверждено свидетельствами о заключении брака --- № --- от 06.05.2016 года, свидетельствами о рождении --- №--- от 15.04.2017 года, --- № --- от 26.06.2018 года (л.д.11, 13, 14). От брака с Б.А.Н. у Абрамовой Т.А. есть дочь Б.А. А., --- года рождения, что подтверждено свидетельством о рождении --- № --- от 12.01.2018 года (л.д.12). Все члены семьи Абрамовой Т.А. зарегистрированы по адресу: (адрес 1), за исключением Б.А.А., что свидетельствует выписка из домовой книги от 25.09.2018 года (л.д.15). Несовершеннолетняя Б.А., зарегистрирована по адресу: (адрес 2), однако с 17.06.2015 года и по настоящее время проживает с матерью в Московской области, в том числе с 2017 года по адресу: (адрес 1). Данное обстоятельство подтверждено решением Зарайского городского суда Московской области от 26.12.2018 года, вступившим в силу 27.02.2019 года, апелляционным определением Московского областного суда от 27.02.2019 года, объяснениями истицы Абрамовой Т.А. и третьего лица Абрамова Н.В., которым у суда нет оснований не доверять о том, что Б.А.А. продолжает проживать с ними в Московской области, учится в школе №--- г.Зарайска, отец девочки скрывается в связи с неуплатой алиментов, в воспитании ребенка не участвует, из - за отсутствия его согласия мать не может зарегистрировать ребенка по новому месту жительства. 09.04.2019 года Абрамова Т.А. обратилась в МКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг городского округа Зарайск» с заявлением о выдаче удостоверения многодетной семьи. 10.04.2019 года истица уведомлена об отказе в выдаче удостоверения (л.д.17). Одновременно ей вручено решение Зарайского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области от 10.04.2019 года №60374 об отказе в предоставлении государственной услуги «удостоверение многодетной семьи», со ссылкой на причину отказа: отсутствие у одного или нескольких членов семьи места жительства на территории Московской области (л.д.16). При вынесении настоящего решения суд учитывает, что в соответствии с частью первой статьи 38 и частями первой и второй статьи 39 Конституции Российской Федерации материнство и детство находятся под защитой государства, и каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей, на условиях, установленных законом. Согласно пункту «ж» части первой ст.72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч.2 ст.76 Конституции РФ). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч.5 ст.76 Конституции РФ). На территории Московской области отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки семье и детям, регулируются Законом Московской области от 12.01.2006 года №1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области». В соответствии с положениями ст.2 названного Закона Московской области: - меры социальной поддержки семьи и детей – меры, предоставляемые органами государственной власти Московской области с целью повышения качества жизни и улучшения жизнедеятельности семьи и детей; - многодетная семья – лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке, имеющие троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающие совместно с ними (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц). В силу ст.21 Закона Московской области №1/2006-ОЗ меры социальной поддержки многодетным семьям, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются на основании удостоверения многодетной матери (отца), порядок выдачи которого устанавливается Правительством Московской области. Согласно пунктам 2 и 3 Постановления Правительства Московской области от 12.12.2017 года №1029/45 «Об утверждении Порядка выдачи удостоверения многодетной семьи» удостоверение выдается лицу, состоящему в зарегистрированном браке, либо матери (отцу), не состоящему в зарегистрированном браке, имеющим троих и более детей (родившихся и (или) усыновленных (удочеренных), пасынков и падцериц) в возрасте до 18 лет, а также достигших совершеннолетия одного или нескольких детей, при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных организациях всех типов по очной форме обучения и не достигли 23 лет. Удостоверение выдается, если все члены многодетной семьи имеют место жительства в Московской области. В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их родителей. Из анализа положений статей 2 и 3 указанного Закона следует, что регистрация осуществляется в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод и исполнения обязанностей. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 06.10.2008 года N619-О-П, на основании ранее высказанных в его постановлениях позиций, регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов. Согласно Указа Президента Российской Федерации N 431 от 05.05.1992 года "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", такая обязанность у субъекта Российской Федерации возникает в силу названного федерального нормативного правового акта. Учитывая, что нормативный правовой акт в форме закона представительным органом государственной власти Российской Федерации не принят, правоотношения в сфере установления статуса многодетных семей на территории Российской Федерации и меры по их социальной поддержке регламентированы Указом Президента Российской Федерации в порядке опережающего регулирования и, как указывал неоднократно Конституционный Суд Российской Федерации, в такой ситуации, до принятия соответствующего закона нормы Указа применяются для регулирования указанных правоотношений на всей территории Российской Федерации. Таким образом, удостоверение многодетной семьи, выданное в Московской области, является основанием для реализации и получения мер социальной поддержки, установленных субъектом Российской Федерации и финансируемых им за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - в данном случае Московской области. Вместе с тем, как суд отметил ранее, данный вопрос отнесен к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, обязанность принятия такого законодательства и ряда гарантий многодетным семьям установлены на федеральном уровне, а, соответственно, должны быть реализованы на всей территории Российской Федерации с учетом того, что в федеральном законодательстве не установлено таких ограничений для реализации названных гарантий, как регистрация граждан органами регистрационного учета по месту жительства. Меры социальной поддержки многодетным семьям в объеме федерального регулирования гарантируются всем гражданам Российской Федерации по месту их жительства, т.е. в том субъекте Российской Федерации, на территории которого они постоянно или преимущественно проживают, в порядке и на условиях, предусмотренных нормативными правовыми актами соответствующего субъекта, установленные с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона. При таких обстоятельствах, решение Зарайского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области от 10.04.2019 года №60374 об отказе в предоставлении Абрамовой Т.А. государственной услуги «удостоверение многодетной семьи» нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежат отмене. По - мнению суда, истица Абрамова Т.А. имеет право на получение соответствующего удостоверения и мер социальной поддержки, установленных Законом Московской области от 12.01.2006 года №1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области». Суд отмечает, что в соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор наделен правом обратиться в суд в защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан по вопросам защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальной защиты, включая социальное обеспечение. На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковое заявление Зарайского городского прокурора Московской области, поданное в интересах Абрамовой Т.А., несовершеннолетних Б.А.А., --- года рождения, А.А.Н., --- года рождения, А.К.Н., --- года рождения, к Министерству социального развития Московской области о признании решения Зарайского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области №60374 от 10.04.2019 года об отказе в предоставлении государственной услуги «удостоверение многодетной семьи» незаконным, его отмене, обязании выдать удостоверение многодетной семьи и предоставлении мер социальной поддержки, установленных Законом Московской области от 12.01.2006 года №1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» Абрамовой Т.А., удовлетворить в полном объеме. Признать незаконным и отменить решение Зарайского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области №60374 от 10.04.2019 года об отказе в предоставлении государственной услуги «удостоверение многодетной семьи». Обязать ответчика выдать удостоверение многодетной семьи Абрамовой Т.А. и предоставить семье Абрамовой Т.А. меры социальной поддержки, установленные Законом Московской области от 12.01.2006 года №1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области». Настоящее решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Зарайский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме. Мотивированное решение судом изготовлено 09 сентября 2019 года. Судья Н.П.Бондаренко |