Дело № 2-7/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Петухово 16 марта 2021 г.
Петуховский районный суд Курганской области в составе
председательствующего судьи Прокопьевой О.Н.,
при секретаре судебного заседания Шалыгановой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 к обществу с ограниченной ответственностью «ТеплоРесурс» о защите прав потребителей,
установил:
ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 обратились в суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «ТеплоРесурс» (далее – ООО «ТеплоРесурс») о защите прав потребителей.
В обоснование исковых требований указано, что 19 февраля 2019 г. на дома истцов, расположенные недалеко друг от друга по <адрес>, не являющимися многоквартирными, а относящиеся к жилым домам старой блокированной застройки, не имеющих общего имущества, теплоснабжающей организацией ООО «ТеплоРесурс» был установлен коллективный (общедомовой) прибор учета тепла – один на два дома. До его установки оплата осуществлялась из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению. ООО «ТеплоРесурс» с жителями домов установку узла учета тепловой энергии не согласовывал, прибора не видели, в снятии показаний не участвовали, в акте ввода теплосчетчика в эксплуатацию и акте проверки правильности его работы не расписывались. Истцам неизвестно – имеется ли акт наличия/отсутствия технической возможности установки прибора учета. Договор теплоснабжения не заключался. Полагают, что прибор учета тепловой энергии установлен неправомерно, это подтверждается и полученными ими ответами по результатам их обращений. Отмечают, что их дома относятся к категории жилых домов блокированной застройки, не имеют общего имущества, в каждом блоке проживает семья, никакой деятельности по управлению домами не осуществляется. Технически установка теплосчетчика для объективного учета теплоэнергии на дома такого типа невозможна, если ООО «ТеплоРесурс» установил данный прибор, то законных оснований для его использования не имеется. Непомерные суммы, предъявляемые истцам, также незаконны. По мнению истцов, действиями ООО «ТеплоРесурс», установившим на два дома блокированной застройки коллективный теплосчетчик, нарушены права потребителей теплоэнергии, выразившимися в неправомерном и необъективном предъявлении счетов на оплату услуг теплопотребления.
В ходе рассмотрения дела истцы неоднократно уточняли исковые требования, с учетом окончательного уточнения просили признать действия ООО «ТеплоРесурс» по установке и в вводу в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии незаконными и обязать МКП «Петухово» предъявлять оплату за отопление по установленному нормативу.
Истцы ФИО5, ФИО2, ФИО3, ФИО4 и их представитель ФИО7 в судебном заседании поддержали заявленные требования с учетом их уточнения, представитель истцов ФИО7 дополнительно пояснил, что истцы проживают в жилых домах блокированной застройки, расположенных по <адрес>, на которые установлен один общедомовой прибор учета тепловой энергии, что неправомерно.
ФИО1, ФИО6 в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ранее в судебном заседании настаивали на удовлетворении заявленных ими исковых требований.
Представитель ответчика ООО «ТеплоРесурс» ФИО8 в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями не согласился.
Представитель ответчика ООО «ТеплоРесурс» ФИО9, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась. Ранее в судебном заседании ФИО9 с заявленными исковыми требованиями не согласилась, пояснив, что оплата тепловой энергии на основании показаний приборов учета является приоритетным способом оплаты потребленного коммунального ресурса. На основании ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета. ООО «ТеплоРесурс» на основании п. 12 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установила в многоквартирных домах истцов за свой счет общедомовой прибор учета тепловой энергии и ввела его в эксплуатацию, требования о возмещении расходов по установке приборов учета тепловой энергии истцам не предъявлялись. Документов, свидетельствующих о том, что жилые дома являются дома блокированной застройки, истцы не представили. Считает, что прибор учета тепловой энергии установлен в соответствии с нормами действующего законодательства. Обращает внимание на то, что прибор учета тепловой энергии установлен на заборе одного из домов и имеет подключение к трубе, идущей от котельной, поэтому к спорному прибору учету следует применять нормы, установленные для приборов учета «на сцепке».
Представитель ответчика МКП «Петухово» ФИО10 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Ранее в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, дополнительно пояснив, что в настоящее время начисление платы за отопление осуществляется исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии. Поддержал позицию ООО «ТеплоРесурс» о законности установки прибора учета тепловой энергии в жилых домах истцов.
Третьи лица ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22 в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом. Ранее в судебном заседании ФИО13, ФИО19 поддержали исковые требования истцов.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК Российской Федерации).
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
К отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, применяются правила, предусмотренные ст.ст. 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (п. 1. ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ). Потребители, подключенные (технологически присоединенные) к системе теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения и приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по регулируемым ценам (тарифам) или по ценам, определяемым соглашением сторон договора теплоснабжения (п. 2 ст. 13 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ).
Из содержания п.п. 1, 2 ст. 19 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ следует, что количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету. Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного федерального закона, обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета используемых энергоресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
В случае неисполнения ими данной обязанности, согласно ч. 12 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ, действия по оснащению домов приборами учета должны совершить ресурсоснабжающие организации, которым в последующем граждане возмещают расходы по установке приборов учета используемых энергоресурсов.
Частью 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила № 354), которыми регулируются, в том числе, отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых домов, а также устанавливается порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
Согласно абз. 8 п. 2 Правил № 354 коллективный (общедомовой) прибор учета - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
В соответствии с пп. «г» п. 34 Правил № 354 на потребителя возложена обязанность в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать, в том числе, коллективные (общедомовые) приборы учета.
В соответствии с п. 80 Правил № 354 учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Согласно п. 42(1) Правил № 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3 (1) и 3 (2) приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2 и 2 (1) приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.Порядок ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, теплоносителя установлен Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1034 (далее – Правила № 1034).
Судом установлено, что в жилом помещении, расположенном по <адрес>, проживают:
- ФИО6, ФИО5 – квартира №;
- ФИО4 – квартира №
- ФИО3 – квартира №;
В жилом помещении, расположенном по <адрес>, проживают:
- ФИО2 – квартира №;
- ФИО1 – квартира №.
По информации, поступившей из Межмуниципального отдела по Петуховскому и Частоозерскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области, собственниками, права которых зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости жилых помещений по адресу:
- <адрес>, являются: ФИО11 (квартира №); ФИО12, ФИО5, ФИО23 (квартира №); ФИО13 (квартира № 3); ФИО14 (квартира№); ФИО16, ФИО15, ФИО18, ФИО17 (квартира №); ФИО19 (квартира №); ФИО20 (квартира №); ФИО21 (квартира №);
- <адрес>, являются ФИО1, ФИО22 (квартира №); ФИО2 является собственником ? доли в праве общей долевой собственности на указанный жилой дом по <адрес>.
По информации, поступившей из Государственной жилищной инспекции Курганской области, по данным государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, дома по <адрес>, и <адрес>, являются жилыми домами блокированной застройки общей площадью 75,1 кв.м. и 427,2 кв.м.
Из материалов дела следует, что управляющая компания «ИП ФИО24.», которая осуществляет обслуживание многоквартирных домов в г. Петухово Петуховского района Курганской области, не является обслуживающей организацией данных жилых домов.
ООО «ТеплоРесурс» осуществляло поставку тепловой энергии в жилой фонд г. Петухово Петуховского района Курганской области, в том числе, и в жилые дома, расположенные по адресу: <адрес>, и <адрес>, до начала отопительного сезона 2020-2021 гг.
В соответствии с постановлением Администрации Петуховского района Курганской области от 08 октября 2020 г. № 653 «О введении режима функционирования «Повышенная готовность на территории г. Петухово» с целью организации отопительного периода 2020-2021 гг. на МКП «Петухово» возложена обязанность по обеспечению теплоснабжения в <адрес> на период отопительного сезона 2020-2021 гг., и которому передано имущество (объекты теплоснабжения).
Актом обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета от 10 октября 2018 г. установлено, что теплотрасса, обеспечивающая поступление теплового ресурса в многоквартирный дом по <адрес>, является общей с многоквартирным жилым домом по <адрес>. В связи с этим отсутствуют внутридомовые сети, которые обеспечивают подачу теплового ресурса только в многоквартирный дом по <адрес>. Таким образом, на основании подп. «а» п. 21 приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 627 техническая возможность по установке прибора учета отсутствует.
В силу п. 5 Правил № 1034 коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения, договором поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя не определена иная точка учета. Пункт 19 Правил регулирует, что узлы учета оборудуются в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности трубопроводов, с учетом реальных возможностей на объекте.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2012 г. № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» граница балансовой принадлежности - линия раздела тепловых сетей, источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании.
Из акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета от 10 октября 2018 г. следует, что теплотрасса, обеспечивающая поступление теплового ресурса в многоквартирный дом по <адрес>, является общей с многоквартирным жилым домом по <адрес>. Земельный участок, на котором расположены указанные многоквартирные дома, огорожен забором. В границах земельного участка находятся внутридомовые теплосети, являющиеся общим имуществом многоквартирных домов. Имеется техническая возможность оборудования узла учета возле забора в пределах земельного участка, на котором расположены многоквартирные дома (в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности).
В ходе судебного разбирательства установлено, что узел учета расположен не на границе балансовой принадлежности, а на заборе одного из домов в пределах земельного участка, на котором расположены дома истцов.
Кроме того, ООО «ТеплоРесур» не учтено, что потребление коммунальных ресурсов коммунальных ресурсов в каждом многоквартирном доме является разным, при установлении единого прибора учета на несколько многоквартирных домов определение (количества) соответствующего коммунального ресурса в каждом многоквартирном доме не может быть исчислено таким прибором учета.
Таким образом, установленный для нескольких многоквартирных домов прибор учета не может рассматриваться как коллективный в значении, применяемом в действующем законодательстве, равно как и несколько многоквартирных домов не могут рассматриваться как единый объект.
С учетом изложенного, действия ООО «ТеплоРесурс» по установке единого прибора учета на два жилых дома, расположенных по <адрес>, и <адрес>, являются незаконными.
Согласно п.п. 52 - 53 Правил № 1034, смонтированный узел учета, прошедший опытную эксплуатацию, подлежат вводу в эксплуатацию. Для ввода в эксплуатацию узла учета, установленного на источнике тепловой энергии, владельцем источника тепловой энергии назначается комиссия по вводу в эксплуатацию узла учета в следующем составе: а) представитель владельца источника тепловой энергии; б) представитель смежной теплосетевой организации; в) представитель организации, осуществляющей монтаж и наладку сдаваемого в эксплуатацию оборудования.
Порядок ввода в эксплуатацию прибора учета определен в п.п. 61 - 73 Правил № 1034.
В силу п. 68 Правил № 1034 акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания.
Согласно акту ввода в эксплуатацию учета тепловой энергии от 19 февраля 2019 г., узел учета тепловой энергии, установленный на жилые дома по <адрес>, вводится в эксплуатацию с 19 февраля 2019 г. по 01 июня 2019 г. Данный акт не подписан представителем потребителя и представителем монтажной организации, а подписан только представителем энергоснабжающей организации ФИО8
Учитывая, что акт ввода в эксплуатацию учета тепловой энергии не был подписан представителем потребителя, суд приходит к выводу о том, что оснований у ООО «ТеплоРесурс» для его ввода в эксплуатацию также не имелось.
Факты неправомерности установки единого прибора учета на два жилых дома и нарушения установленной процедуры ввода прибора учета в эксплуатацию были подтверждены и пояснениями специалиста ООО «Эксперт» ФИО25, который был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных пояснений.
Из материалов дела следует, что на основании договора аренды от 02 октября 2020 г. ООО «ТехКомплект» передало МКП «Петухово» во временное пользование и владение имущество - объекты теплоснабжения.
Постановлением Администрации Петуховского района Курганской области от 22 сентября 2020 г. № 613 определено теплоснабжающим организациям г. Петухово начать отопительный период 2020-2021 гг. объектов социальной сферы с 25 сентября 2020 г. по заявкам руководителей данных учреждений, остальных потребителей, жилых домов и предприятий всех форм собственности со дня, следующего за днем окончания 5-дневного периода, в течение которого среднесуточная температура наружного воздуха ниже 8 градусов Цельсия, но не позднее 15 октября 2020 г.
Согласно п. 73 Правил № 1034 перед каждым отопительным периодом и после очередной поверки или ремонта приборов учета осуществляется проверка готовности узла учета к эксплуатации, о чем составляется акт периодической проверки узла учета на границе раздела смежных тепловых сетей в порядке, установленном п.п. 62 - 72 настоящих Правил.
Из материалов дела следует, что перед отопительным сезоном 2020-2021 гг. МКП «Петухово» не была проведена проверка готовности узла учета, установленного на жилые дома по <адрес>, и <адрес>, к эксплуатации.
Кроме того, из акта ввода в эксплуатацию учета тепловой энергии от 19 февраля 2019 г., следует, что узел учета тепловой энергии, установленный на жилые дома по <адрес> – <адрес>, вводится в эксплуатацию с 19 февраля 2019 г. по 01 июня 2019 г., в связи с чем оснований для начисления платы за отопление с начала отопительного сезона 2020-2021 гг. по показаниям общедомового прибора учета тепловой энергии у МКП «Петухово» не имелось.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований истцов.
С учетом положений ч. 1 ст. 103 ГПК Российской Федерации, ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчиков – ООО «ТеплоРесурс», МКП «Петухово» в доход муниципального образования «Петуховский район» надлежит взыскать госпошлину в сумме 300 руб. 00 коп., по 150 руб. 00 коп. с каждого.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО26, ФИО5, ФИО6 удовлетворить.
Признать действия ООО «ТеплоРесурс» по установке и в вводу в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, установленного на жилые дома, расположенные по <адрес>, незаконными.
Обязать МКП «Петухово» с 15 октября 2020 г. производить ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО26, ФИО5, ФИО6 расчет за тепловую энергию исходя из нормативов потребления и соответствующих тарифов.
Взыскать с ООО «ТеполоРесурс», МКП «Петухово» в доход муниципального образования «Петуховский район» государственную пошлину в сумме 300 (триста) руб. 00 коп., по 150 (сто пятьдесят) руб. 00 коп. с каждого.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Петуховский районный суд Курганской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 22 марта 2021 г.
Судья О.Н. Прокопьева