К делу № 2-445/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Гулькевичи 14 мая 2013 года
Гулькевичский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Хайрутдиновой О.С.,
при секретаре Гучуа Н.Ю.
с участием старшего помощника прокурора Гулькевичского района, юриста 2 класса Колесникова А.Н.,
представителя Администрации муниципального образования Гулькевичский район, по доверенности ФИО1,
представителя управления образования администрации муниципального образования Гулькевичский район, по доверенности ФИО2,
представителя МБОУ СОШ № 4 г.Гулькевичи, директора школы ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Гулькевичского района Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе № 4, Администрации муниципального образования Гулькевичский район, Управлению образования администрации муниципального образования Гулькевичский район об устранении нарушений пожарной безопасности, социальной защиты инвалидов
у с т а н о в и л:
Прокурор Гулькевичского района обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ СОШ № 4, Администрации МО Гулькевичский район, Управлению образования администрации МО Гулькевичский район об устранении допущенных нарушений, просит провести проверку работоспособности сетей наружного противопожарного водоснабжения с составлением соответствующего акта проверки; провести проверку качества огнезащитной обработки с составлением акта проверки качества огнезащитной обработки (пропитки); организовать не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний ограждений на крышах с составлением соответствующего акта испытаний ; установить пандус, поручни на наружной и внутренней лестницах, нанести контрастную маркировку первой и последней ступеней внутренней лестницы, дверной порог привести в соответствие с СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий, сооружений для маломобильных групп населения»; а также обязать администрацию МО Гулькевичский район выделить из районного бюджета для МБОУ СОШ № 4 средства на устранение нарушений; начальнику управления образования администрации МО Гулькевичский район распределить выделенные денежные средства для МБОУ СОШ № 4 для устранения выявленных нарушений.
В обоснование требований прокурор ссылается на то, что Прокуратурой района проверено соблюдение законодательства о пожарной безопасности, о социальной защите инвалидов в МБОУ СОШ № 4, в том числе в помещениях которой расположена группа муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей - центр развития творчества детей и юношества и объединение муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей - детско-юношеская спортивная школа № 1. Проверкой установлено, что МБОУ СОШ № 4 не соблюдается указанное законодательство, не организовано проведение проверки работоспособности сетей наружного противопожарного водоснабжения с составлением соответствующего акта проверки; не организована качество огнезащитной обработки с составлением акта проверки качества огнезащитной обработки (пропитки), не организовано не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний ограждений на крышах с составлением соответствующего акта испытаний; В нарушение СНиП 35-01-2001, отсутствует пандус, отсутствуют поручни на наружной и внутренней лестницах, отсутствует контрастная маркировка первой и последней ступеней внутренней лестницы, дверной порог превышает допустимые нормативы. Указанные выявленные в ходе проверки нарушения, не соответствуют требованиям Федеральных законов «Об образовании», «Противодействии терроризму», «О противодействии экстремистской деятельности», «О пожарной безопасности», «О социальной защите инвалидов в РФ», нарушают права воспитанников МБОУ СОШ № 4, персонала, родителей (иных законных представителей), посещающих территорию МБОУ СОШ № 4 состав которых не является неизменным на гарантирующую охрану и укрепление здоровья, при получении образования, а также от проявлений терроризма и экстремистской деятельности.
В судебном заседании старший помощник прокурора Гулькевичского района Колесников А.Н. поддержал исковое заявление прокурора.
Представитель МБОУ СОШ № 4, директор школы ФИО3, в судебном заседании исковые требования признала, пояснила, что ряд нарушений уже устранены. Также пояснила, что учредителем МБОУ СОШ № 4 является муниципальное образование, распорядителем – Управление образования администрации МО Гулькевичский район. При поступлении денежных средств нарушения будут устранены. Просила предоставить отсрочку исполнения решения суда до 08 августа 2013 года, то есть до приемки школы к новому учебному году.
Представитель администрации МО Гулькевичский район, по доверенности ФИО1 в судебном заседании исковые требования признала, просила предоставить отсрочку для устранения вышеуказанных нарушений сроком до 08 августа 2013 года.
Представитель управления образования администрации МО Гулькевичский район, по доверенности ФИО2 в судебном заседании признала иск. В соответствии со ст. 6 БК РФ главным распорядителем бюджетных средств является орган государственной власти, орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено Бюджетным кодексом Российской Федерации. Ст. 38.1 БК РФ определен принцип подведомственности расходов бюджетов. Такой принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатель бюджетных средств (МБОУ СОШ № 4) вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя бюджетных средств (управление образования администрации муниципального образования Гулькевичский район), в ведении которого они находятся. Главный распорядитель бюджетных средств не вправе распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств получателям бюджетных средств, не включенным в перечень подведомственных ему получателей бюджетных средств, в соответствии со ст. 158 БК РФ. Получатель бюджетных средств может быть включен в перечень подведомственных получателей бюджетных средств только одного главного распорядителя бюджетных средств. В соответствии со ст. 221 БК РФ бюджетная смета бюджетного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится бюджетное учреждение. Просила предоставить отсрочку для исполнения исковых требований до 08 августа 2013 года.
Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, находит, что требования прокурора подлежат удовлетворению.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона Российской Федерации «Об образовании» обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, является полномочиями органов местного самоуправления.
В соответствии с ч. 2 ст. 32 Федерального закона от 10 июля 1992 № 3266-1-ФЗ «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относят материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.
Согласно Уставу МБОУ СОШ № 4 деятельность учреждения финансируется его учредителем за счет средств Закона Российской Федерации «Об образовании» предусматривает, что образовательное учреждение вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц.
Социальная защита инвалидов система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества (ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»). Согласно ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
В судебном заседании установлено, что Отделом надзорной деятельности Гулькевичского района на основании поручения прокуратуры от 18 марта 2013 года, специалистом УСЗН в Гулькевичском районе на основании поручения прокуратуры от 19 марта 2013 года проведены проверки исполнения законодательства о пожарной безопасности и о создании условий для беспрепятственного доступа детей-инвалидов в учреждениях образования. В ходе проверки выявлены следующие нарушения: не организована проверка качества огнезащитной обработки с составлением акта проверки качества огнезащитной обработки (пропитки), не установлена автоматическая пожарная сигнализация в подвальных помещениях основного здания; дверной порог не приведен в соответствие с СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий, сооружений для маломобильных групп населения», отсутствуют поручни на внутренней лестнице, отсутствует контрастная маркировка первой и последней ступеней внутренней лестницы.
Из представленных суду материалов видно, что работа по устранению указанных нарушений проводится. Директором МБОУ СОШ № 4, организовано не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний ограждений на крышах с составлением соответствующего акта испытаний от 09.04.2013 года; организована проверка качества огнезащитной обработки с составлением акта проверки качества огнезащитной обработки (пропитки), согласно представленной фототаблице следует, что нанесена контрастная маркировка первой и последней ступеней внутренней лестницы, установлена кнопка вызова для маломобильных групп населения». Однако, как установлено в судебном заседании, указанные нарушения были устранены после подачи иска в суд. Иные выявленные в ходе проверки нарушения не устранены
Таким образом, до настоящего времени не устранены следующие нарушения: не проведена проверка работоспособности сетей наружного противопожарного водоснабжения с составлением соответствующего акта проверки; не установлен пандус, поручни на наружной и внутренней лестницах, дверной порог не приведен в соответствие с СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий, сооружений для маломобильных групп населения».
Выявленные нарушения правил и норм пожарной безопасности и законодательства о создании условий для беспрепятственного доступа детей-инвалидов в учреждениях образования нарушают права воспитанников МБОУ СОШ № 4, персонала, родителей (иных законных представителей), посещающих территорию МБОУ СОШ № 4 на безопасность, охрану и укрепление здоровья, а также права маломобильных групп населения на создание условий доступности образовательного учреждения.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что МБОУ СОШ № 4 является муниципальным бюджетным учреждением, финансирование которого осуществляет собственник – Администрация муниципального образования Гулькевичский район через главного распорядителя бюджетных средств для образовательных учреждений района – Управление образования Администрации МО Гулькевичский район, к полномочиям самого учреждения относится обязательное соблюдение противопожарных правил, суд считает, что Администрацией муниципального образования Гулькевичский район и Управлением образования не предпринимаются достаточные меры для финансирования мероприятий по осуществлению противопожарных мероприятий и законодательства о создании условий для беспрепятственного доступа детей-инвалидов в учреждениях образования, а МБОУ СОШ № 4 не выполняются в полной мере требования противопожарного законодательства и законодательства о создании условий для беспрепятственного доступа детей-инвалидов в учреждениях образования, что нашло подтверждение в судебном заседании, поэтому иск прокурора Гулькевичского района является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В силу требований Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников, создает образовательное учреждение; условия для беспрепятственного доступа инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) к объектам социальной инфраструктуры создают организации независимо от организационно-правовых форм. В иске прокурора ответчиком указано само МБОУ СОШ № 4, в связи с чем суд считает необходимым обязать само учреждение, а не директора, как указано в просительной части иска, обязать устранить допущенные нарушения.
В соответствии со ст. 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Ответчиками заявлено ходатайство об отсрочке исполнения решения суда до 08 августа 2013 года, поскольку МБОУ СОШ № 4 является бюджетным учреждением, финансирование которого осуществляется в соответствии с требованиями бюджетного законодательства, соблюдение которых требует временных затрат, в связи с чем суд полагает возможным предоставить ответчикам отсрочку исполнения решения суда до 08 августа 2013 года, то есть до даты приемки школы к новому учебному году.
Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Гулькевичского района в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № 4, Администрации муниципального образования Гулькевичский район, Управлению образования Администрации муниципального образования Гулькевичский район об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности – удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 и Администрацию муниципального образования Гулькевичский район устранить в полном объеме допущенные нарушения, а именно: провести проверку работоспособности сетей наружного противопожарного водоснабжения с составлением соответствующего акта проверки; установить пандус, поручни на наружной и внутренней лестницах, дверной порог привести в соответствие с СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий, сооружений для маломобильных групп населения».
Обязать администрацию муниципального образования Гулькевичский район выделить из районного бюджета для МБОУ СОШ № 4 средства на устранение нарушений; управление образования муниципального образования Гулькевичский район распределить выделенные денежные средства для МБОУ СОШ № 4 для устранения выявленных нарушений.
Начальнику управления образования администрации Муниципального образования Гулькевичский район распределить выделенные денежные средства для муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 4 для устранения выявленных нарушений.
Предоставить отсрочку исполнения решения 08 августа 2013 года, то есть до даты приемки школы к новому учебному году.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Гулькевичский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, то есть с 17 мая 2013 года.
Председательствующий