ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-445/2016 от 14.04.2016 Конаковского городского суда (Тверская область)

Гражданское дело № 2 - 445/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 апреля 2016 г. г. Конаково

Конаковский городской суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Чувашовой И.А.,

при секретаре Елисеевой А.В.,

с участием истца ФИО1, представителя истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области по доверенности ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области в защиту прав потребителя (соистца) ФИО1 к Обществу с ограниченной ответственностью «Авиакомпания «Победа», третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, ФИО3, о признании действий по взысканию денежных средств за перевозку регистрируемого места багажа противоправными, взыскании денежных средств, неустойки, компенсации морального вреда, штрафа,

у с т а н о в и л:

К мировому судье судебного участка <адрес> обратилось Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в защиту прав потребителя (соистца) ФИО1 к Обществу с ограниченной ответственностью «Авиакомпания «Победа» о расторжении договора возмездной перевозки в багажном отсеке воздушного судна регистрируемого места багажа, возврате уплаченных денежных средств, взыскании неустойки (пени), компенсации морального вреда и штрафа.

Свои требования истцы обосновали тем, что иск заявлен на основании ст.40 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О защите прав потребителей», в соответствии с которой должностные лица органа государственного надзора в области защиты прав потребителей вправе обращаться в суд с заявлениями в защиту прав конкретных потребителей. В соответствии со ст.46 ГПК РФ заявление в защиту конкретного лица может быть предъявлено при наличии соответствующей просьбы лица об обращении в суд в защиту его прав, свобод и законных интересов. ДД.ММ.ГГГГ в Управление через территориальный отдел управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> обратилась ФИО1 с заявлением о подаче в суд искового заявления в защиту ее нарушенных прав, вызванных неудовлетворением требования потребителя об отказе от исполнения договора возмездной перевозки в багажном отсеке воздушного судна регистрируемого багажа и возврате уплаченной за товар суммы. Свое обращение ФИО1 мотивировала тем, что в силу отсутствия у нее юридических познаний, наличие двух малолетних детей ей затруднительно самостоятельно защищать свои права. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия, защиты прав потребителей на потребительском рынке. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, на территории <адрес> является Управление Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> (п.1 раз.1 Положения, утвержденного приказом Роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГГГ). На территории <адрес> Управление представлено территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в <адрес>. Согласно п.2.28 Положения о территориальном отделе, утвержденного приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес>-р от ДД.ММ.ГГГГ, территориальный отдел наделен правом обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей. ДД.ММ.ГГГГ потребитель ФИО1 с двумя детьми (возраст 1 и 3 года) и своей матерью ФИО3, летели самолетом авиакомпании ООО «Авиакомпания «Победа» рейсом в 9-50 <адрес>. К перевозке для регистрации было предъявлено: чемодан (багажная кладь) весом 20 кг, размерами не превышающими указанным в правилах авиакомпании (158 см в трех измерениях), двухместная коляска, сумка (ручная кладь) весом до 10 кг, оплаченная отдельно. У ФИО3 при себе был чемодан (багажная кладь) весом 10 кг. На стойке регистрации в аэропорту <адрес>, потребителю сообщили, что объединение багажа невозможно, и нужно заплатить за дополнительные 10 кг <данные изъяты><данные изъяты>. за багаж и <данные изъяты>. сервисный сбор. Указание потребителя о том, что сумма норм бесплатного провоза багажа каждого из пассажиров (чемодана) не превышает разрешенных 20 кг с учетом оплаченного билета на ребенка и объединением, и что ребенок возрастом 3 года не в состоянии нести свой отдельный чемодан весом 10 кг, потребитель не в состоянии нести два чемодана отдельно по 10 кг, коляску, грудного ребенка и ручную кладь весом 10 кг, действия не возымело. Потребителю пояснили, что правилами авиакомпании объединение багажа не допускается. Время посадки заканчивалось, и потребитель была вынуждена оплатить вышеназванную денежную сумму. После возвращения домой, ФИО1 обратилась с письменной претензией к ООО «Авиакомпания «Победа», направленной заказным письмом с описью вложения, требуя возврата незаконно взысканной платы. Претензия была получена ответчиком ДД.ММ.ГГГГ, письменный ответ на претензию в адрес истца не направлен. В результате незаконных действий ответчика, ФИО1, не имея в настоящее время заработка, находясь в отпуске по уходу за ребенком до достижении 3-х летнего возраста, не имеет возможности потратить незаконно удержанные с нее <данные изъяты> по своему усмотрению. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора с заявлением о защите ее прав путем подачи иска в суд. Согласно п.127 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ, по просьбе пассажиров, следующих совместно с одной целью поездки в один и тот же аэропорт (пункт) назначения или аэропорт (пункт) остановки одним и тем же рейсом (члены семьи, лица, совместно путешествующие или следующие в командировку), перевозчик обязан применить к этим пассажирам сумму норм бесплатного провоза багажа каждого из пассажиров. Нормой бесплатного провоза багажа на воздушных судах ООО «Авиакомпания «Победа», согласно Правилам перевозки, размещенных на официальном сайте авиакомпании, является багаж, максимальным весом не более 10 кг, габариты которого не должны превышать 158 см в трех измерениях и перевозится в багажном отсеке самолета в качестве зарегистрированного багажа (п.14.1.4.Правил). Нормы провоза багажа на одного пассажира распространяются на всех пассажиров, кроме детей младше 2 лет (п.14.3.6.Правил). Аналогичная информация доводится до сведения пассажиров в электронном билете. Ответчик, в нарушение требований п.127 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», не применил к членам семьи ФИО1 сумму норм бесплатного провоза багажа каждого из пассажиров, незаконно навязал потребителю платную услугу перевоза регистрируемого места багажа, перевозимого в багажном отсеке воздушного судна с уплатой обязательного сбора за проведение операции по обработке платежа, тем самым ущемил права ФИО1 Претензионный порядок разрешения спора, предусмотренный статьей 797 Гражданского кодекса РФ, истцом соблюден. По информации официального сайта Почта России, претензия была получена ответчиком ДД.ММ.ГГГГ Согласно Правил перевозки, размещенных на официальном сайте ООО «Авиакомпания «Победа», срок рассмотрения претензии составляет 30 календарных дней с момента получения письменного заявления пассажира. Соответственно, конечной датой удовлетворения требования потребителя следует считать ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с п.3 ст.31 Закона РФ «О защите прав потребителей» за нарушение сроков удовлетворения отдельных требований потребителя исполнитель оплачивает за каждый день просрочки неустойку (пеню), размер и порядок исчисления которой определяются в соответствии с пунктом 5 статьи 28 настоящего Закона. Согласно приложенному расчету, размер неустойки за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составил <данные изъяты>. Принимая во внимание положения п.3 ст.31 Закона РФ «О защите прав потребителей», сумма неустойки составляет <данные изъяты>. В соответствии с п.1 ст.16 Закона РФ «О защите прав потребителей», если в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя, у него возникли убытки, они подлежат возмещению изготовителем (исполнителем, продавцом) в полном объеме. Убытки, причиненные ФИО1 определяются агентским сбором в размере <данные изъяты>, почтовыми расходами в размере <данные изъяты>. Статьей 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусмотрена компенсация морального вреда, причиненного потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) на основании договора с ним, его прав, предусмотренных федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, при наличии вины причинителя вреда. На основании изложенного, истцы просили суд: расторгнуть возмездный договор перевозки регистрируемого места багажа, перевозимого в багажном отсеке воздушного судна, заключенный между ФИО1 и ООО «Авиакомпания «Победа»; взыскать с ООО «Авиакомпания «Победа» в пользу ФИО1 <данные изъяты>. уплаченную цену услуги, <данные изъяты>. – неустойку (пеню) за неисполнение в добровольном порядке требования потребителя, <данные изъяты>. почтовые расходы, <данные изъяты>. агентский сбор, <данные изъяты> в счет компенсации морального вреда.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ мировой судья привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, ФИО3.

ДД.ММ.ГГГГ истцы в порядке ст.39 ГПК РФ уточнили исковые требования и просили суд: расторгнуть возмездный договор перевозки регистрируемого места багажа, перевозимого в багажном отсеке воздушного судна, заключенный между ФИО1 и ООО «Авиакомпания «Победа»; взыскать с ООО «Авиакомпания «Победа» в пользу ФИО1 <данные изъяты>. уплаченную цену услуги, <данные изъяты> – неустойку (пеню) за неисполнение в добровольном порядке требования потребителя, <данные изъяты>. почтовые расходы, <данные изъяты>. агентский сбор, <данные изъяты>. в счет компенсации морального вреда; штраф в размере 50 % от суммы присужденной судом в пользу потребителя.

ДД.ММ.ГГГГ истцы в порядке ст.39 ГПК РФ уточнили исковые требования и просили суд: признать противоправными в отношении ФИО1 действия ООО «Авиакомпания «Победа» ИНН ОГРН , зарегистрированного по адресу: <адрес> по взысканию денежных средств за перевозку регистрируемого места багажа, перевозимого в багажном отсеке воздушного судна в аэропорту Витязево ДД.ММ.ГГГГ; взыскать с ООО «Авиакомпания «Победа» в пользу ФИО1 <данные изъяты>. - уплаченную цену услуги, <данные изъяты> - неустойки (пени) за неисполнение в добровольном порядке требования потребителя, <данные изъяты>. - почтовые расходы (убытки), <данные изъяты> - агентский сбор (убытки), <данные изъяты>. в счет компенсации морального вреда, штраф в размере пятидесяти процентов от суммы присужденной судом в пользу потребителя.

Определением мирового судьи судебного участка <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ настоящее гражданское дело в соответствии со статьей 33 ГПК РФ, со ссылкой на статью 254 ГПК РФ, направлено по подсудности в Конаковский городской суд <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в защиту прав потребителя ФИО1 к Обществу с ограниченной ответственностью «Авиакомпания «Победа», третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, ФИО3, о признании действий по взысканию денежных средств за перевозку регистрируемого места багажа противоправными, взыскании денежных средств, неустойки, компенсации морального вреда, штрафа поступило в Конаковский городской суд <адрес>.

Учитывая, что в силу части 4 статьи 33 ГПК РФ, споры о подсудности между судами в Российской Федерации не допускаются, определением Конаковского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ настоящее гражданское дело принято к производству.

Представитель истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> по доверенности ФИО2 в судебное заседание явилась, уточненные исковые требования поддержала, подтвердила доводы, изложенные в исковом заявлении и дополнительно пояснила, что в своих возражениях ответчик ссылается на внутренние правила, которые установил ООО «Авиакомпания «Победа». Но эти Правила противоречат Федеральным авиационным правилам «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей».

Истец ФИО1 в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала и пояснила, что в претензии, направленной ею в адрес ответчика, она указала адрес своей электронной почты для направления ответа. На этот адрес электронной почты от ответчика поступил письменный ответ. При регистрации багажа, она заявила об объединение багажа – чемодана весом 20 кг со своим сыном ФИО4 Багаж был упакован, разделить его было нельзя.

Ответчик ООО «Авиакомпания «Победа» своего представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, по сведениям сайта Почта России судебное извещение получено ответчиком ДД.ММ.ГГГГ. Представителем ответчика по доверенности ФИО5 представлены письменные возражения на иск, датированные ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ (л.д.83-84, 120-121, 128-129), из которых следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 с детьми ФИО4 и ФИО4 следовали рейсом <данные изъяты> Авиакомпании «Победа» по маршруту <адрес> При себе ФИО1 имела чемодан весом 20 кг, двухместную коляску, ручную кладь весом до 10 кг. На стойке регистрации в аэропорту <адрес> ФИО1 заявила об объединении багажа с багажом своего сына. Представители Авиакомпании «Победа» сообщили пассажирам, что объединение багажа невозможно и предложили оплатить дополнительные 10 кг багажа. В результате ФИО1 оплатила <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ от ФИО1 поступила претензия с требованием произвести возврат уплаченной суммы в течение десяти календарных дней. ДД.ММ.ГГГГ авиакомпания установленным образом направила ответ на претензию по электронной почте в адрес ФИО1, указанный в претензии. Подтверждением факта направления ответа на претензию является скриншот отправления (Приложение ), а также сам ответ на претензию (Приложение ). Таким образом, утверждение истца о не направлении ответа на претензию не соответствуют действительности. Согласно п.14.1.4.Правил перевозки пассажиров и багажа ООО «Авиакомпания «Победа», опубликованных на официальном сайте www.pobeda.aero, нормой бесплатного провоза багажа на воздушных судах ООО «Авиакомпания «Победа» является багаж максимальным весом не более 10 кг, габариты которого не должны превышать 158 сантиметров в трех измерениях, и который провозится в багажном отсеке самолета в качестве зарегистрированного багажа. По просьбе пассажиров, следующих совместно с одной целью поездки в один и тот же аэропорт (пункт) назначения или аэропорт (пункт) остановки одним и тем же рейсом (члены семьи, лица, совместно путешествующие или следующие в командировку), перевозчик обязан применить к этим пассажирам сумму норм бесплатного провоза багажа каждого из пассажиров. Объединение касается только норм бесплатного провоза багажа. Багаж оформляется на каждого пассажира индивидуально (п.127 ФАП 82). Принимая во внимание, что при регистрации на рейс ФИО1 был предъявлен к перевозке багаж, превышающий норму бесплатного провоза багажа (сверхнормативный багаж), а именно: к перевозке предъявлена одна единица багажа весом 20 кг при максимально допустимой норме бесплатного провоза багажа не более 10 кг на одно место багажа, то представители авиакомпании предложили истцу оплатить провоз сверхнормативного багажа, либо предъявить к перевозке два места багажа весом не более 10 кг каждое. Так как багаж разделить не представилось возможным, ФИО1 оплатила сумму провоза сверхнормативного багажа. В соответствии с п.2 ст.102 Воздушного кодекса РФ, перевозчики вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок. В силу п.14.1.4 Правил перевозки, нормой бесплатного багажа на воздушных судах ООО «Авиакомпания «Победа» является багаж, максимальным весом не более 10 кг, который перевозится в багажном отсеке самолета в качестве регистрируемого багажа. Пункт 12.4 Правил перевозки предусматривает возмездную перевозку сверхнормативного багажа, в соответствии с установленными тарифами Авиакомпании. В соответствии с п.14.3.6.Правил перевозки, плата за багаж взимается за каждую единицу багажа, принимаемого к перевозке сверх установленной ООО «Авиакомпания «Победа» нормы бесплатного провоза зарегистрированного багажа 10 кг. Плату за багаж можно внести предварительно при бронировании перевозки и непосредственно в аэропорту отправления по тарифам, опубликованным на сайте ООО «Авиакомпания «Победа». В соответствии с п.5.1.Правил перевозки, Договор воздушной перевозки является публичным договором, по способу его заключения относится к договору присоединения и требует от пассажира полного и безоговорочного присоединения к договору воздушной перевозки на условиях, предложенных ООО «Авиакомпания «Победа». Пассажир, осуществивший бронирование воздушной перевозки одним из перечисленных выше способов и своевременно и в полном объеме оплативший таковое, считается присоединившимся к публичному договору воздушной перевозки на условиях, изложенных в Воздушном кодексе РФ, настоящих Условиях перевозки, правилах применения тарифов ООО Авиакомпания «Победа» и направленной ему маршрут/квитанции. На основании п.2 ст.105 Воздушного кодекса РФ, договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза или договор воздушной перевозки почты удостоверяется соответственно билетом и багажной квитанцией в случае перевозки пассажиром багажа. Таким образом, ФИО1, приобретя билет на рейс <данные изъяты>, заключила Договор воздушной перевозки и согласилась с Правилами и Тарифами Авиакомпании «Победа», которые не противоречат ФАП-82. В исковом заявлении Управление Роспотребнадзора пояснило, что при регистрации на рейс представитель ООО «Авиакомпания «Победа» разъяснил ФИО1 порядок применения суммы норм бесплатного провоза багажа к совместно следующим пассажирам, а именно: для применения суммы норм бесплатного провоза багажа необходимо предъявить к перевозке багаж, соответствующий установленным требованиям к норме бесплатного провоза багажа – одно место не более 10 кг на одного пассажира. Соответственно, сумма норм бесплатного провоза багажа двух совместно следующих пассажиров составляет два места багажа, каждое из которых не должно превышать 10 кг, а не одно место багажа весом не более 20 кг, как ошибочно полагает истец. Согласно подпункту 10 пункта 25 ФАП-82, багаж вес которого превышает установленную перевозчиком норму бесплатного провоза багажа является сверхнормативным багажом. Пунктом 82 ФАП-82 предусмотрено, что за провоз багажа сверх установленной нормы бесплатного провоза багажа, взимается плата. В нарушение п.127 ФАП-82 и Правил ООО «Авиакомпания «Победа» истец предъявила к перевозке сверхнормативный багаж весом 20 кг, в связи с чем, представитель авиакомпании предложил привести багаж в соответствии с установленными нормами бесплатного провоза багажа, либо оплатить перевозку сверхнормативного багажа. Управление Роспотребнадзора ошибочно производит смешение понятий «применение сумм норм бесплатного провоза багажа» (п.127 ФАП-82) и «применение суммарного веса багажа». Согласно п.8.1.6.Правил перевозки, размещенных на официальном сайте ООО «Авиакомпания «Победа», нормой бесплатного провоза зарегистрированного багажа на рейсах ООО «Авиакомпания «Победа» является одно место зарегистрированного багажа весом не более 10 кг, а не 10 кг веса багажа. В этой связи, предложенное Управлением толкование пункта 127 ФАП-82 и пункта 8.1.6 Правил перевозки ООО «Авиакомпания «Победа» о необходимости применения суммы норм бесплатного провоза багажа путем простого суммирования килограммов, а не путем предоставления пассажиру возможности провести дополнительное место багажа в пределах норм бесплатного провоза багажа, доводится до абсурда. Если принять за основу позицию Управления, то при совместном следовании не двух, а, например, пяти членов семьи, то у перевозчика должна возникнуть обязанность принять к перевозке тяжеловесный багаж весом 50 кг и габаритами 790 см в трех измерениях (10 кг х5 чел. = 50 кг; 158 см х5 чел. = 790 см). Указанный подход противоречит назначению принципа суммирования норм бесплатного провоза багажа – предоставления одному пассажиру возможности безвозмездно использовать дополнительную норму бесплатного провоза багажа, которой не воспользовался другой совместно следующий с ним пассажир, у которого есть аналогичное право. На основании изложенного, требования Управления Роспотребнадзора по <адрес> являются незаконными, необоснованными, нарушают права и законные интересы ООО «Авиакомпания «Победа», и не подлежат удовлетворению.

3-е лицо ФИО3 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещалась надлежащим образом, судебная повестка возвращена почтой с отметкой об истечении срока хранения. В суд поступило заявление ФИО3 о рассмотрении дела в ее отсутствие.

На основании статьи 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Выслушав объяснения истцов, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В силу части 7 статьи 29 ГПК РФ иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены также в суд по месту жительства или месту пребывания истца либо по месту заключения или месту исполнения договора.

В силу части 3 статьи 30 ГПК РФ иски к перевозчикам, вытекающие из договоров перевозки, предъявляются в суд по месту нахождения перевозчика, к которому в установленном порядке была предъявлена претензия.

В пунктах 22, 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" разъяснено, что исковые заявления по делам о защите прав потребителей предъявляются в суд по месту жительства или пребывания истца, либо по месту заключения или исполнения договора, либо по месту нахождения организации (ее филиала или представительства) или по месту жительства ответчика, являющегося индивидуальным предпринимателем (ч. 7 ст. 29 ГПК РФ, ч. 2 ст. 17 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 "О защите прав потребителей"). Суды не вправе возвратить исковое заявление со ссылкой на п. 2 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ, так как в силу ч.ч. 7, 10 ст. 29 ГПК РФ выбор между несколькими судами, которым подсудно дело, принадлежит истцу. Исключение составляют иски, вытекающие из перевозки груза (ст. 797 ГК РФ), а также иски в связи с перевозкой пассажира, багажа, груза или в связи с буксировкой буксируемого объекта внутренним водным транспортом (п. п. 1 и 2 ст. 161 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ), предъявляемые в суд согласно ч. 3 ст. 30 ГПК РФ по месту нахождения перевозчика. До подачи искового заявления в суд обязательный претензионный порядок урегулирования споров предусмотрен в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения оператором связи обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи (пункт 4 статьи 55 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 126-ФЗ "О связи"), а также в связи с перевозкой пассажира, багажа, груза или в связи с буксировкой буксируемого объекта внутренним водным транспортом (пункт 1 статьи 161 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации).

Таким образом, настоящий иск может быть заявлен потребителем по месту своего жительства и соблюдение досудебного претензионного порядка разрешения спора, не требуется.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, Общество с ограниченной ответственностью «Авиакомпания «Победа» (ОГРН ИНН/КПП ) является юридическим лицом, расположено по адресу: <адрес>. Основным видом деятельности Общества является деятельность воздушного транспорта, подчиняющегося расписанию.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 произвела бронирование в ООО «Авиакомпания «Победа» билета на рейс <данные изъяты><адрес>, отправлением 16.06.2015 г. в 9 ч. 50 м. В качестве пассажиров, следующих данным рейсом, в билете указаны: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ., ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р. В электронном билете указано местное время отправления/прибытия. Класс обслуживания экономический. Норма бесплатного провоза багажа 10 кг (1 место в багажном отделении, сумма измерений до 158 см) на каждого пассажира, кроме детей до 2 лет. Перевозчик ООО «Авиакомпания «Победа». Лицензия от ДД.ММ.ГГГГ Также указано, что Правила перевозки пассажиров и багажа указаны на официальном сайте www.pobeda.aero.

Судом установлено и подтверждается как истцами, так и ответчиком, что ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> следовавшая с детьми ФИО15ФИО16., рейсом <данные изъяты>Авиакомпания «Победа» по маршруту <адрес>), при себе имела чемодан весом 20 кг, двухместную коляску, ручную кладь весом до 10 кг. На стойке регистрации в аэропорту <адрес> ФИО1 заявила об объединении багажа с багажом своего сына ФИО17ДД.ММ.ГГГГ г.<адрес> ООО «Авиакомпания «Победа» объяснили ФИО1, что объединение багажа невозможно и предложили оплатить провоз сверхнормативного багажа, либо предъявить к перевозке два места багажа весом не более 10 кг каждое. ФИО1 багаж не разделила и оплатила требуемую представителями авиакомпании сумму провоза сверхнормативного багажа, с учетом сервисного сбора, всего <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 направила руководителю ООО «Авиакомпания «Победа» письменную претензию о возврате уплаченной суммы в размере <данные изъяты> на ее счет , открытый в АО «Связной Банк» г.Москвы, БИК ИНН , КПП указав в заявлении свой почтовый адрес и адрес электронной почты.

Согласно сведениям сайта Почта России, письменная претензия ФИО1 получена ООО «Авиакомпания «Победа» ДД.ММ.ГГГГ. Почтовые расходы по направлению претензии, согласно представленным квитанциям составили <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ ООО «Авиакомпания «Победа» направила письменный ответ, за подписью руководителя юридического отдела ФИО6, на претензию ФИО1 на адрес ее электронной почты. Факт направления ответчиком истцу ДД.ММ.ГГГГ письменного ответа на претензию подтверждается скриншотом отправления.

В письменном ответе на претензию, ООО «Авиакомпания «Победа» разъяснило, что согласно п.14.1.4 общих условий перевозки пассажиров и багажа ООО «Авиакомпания «Победа», опубликованных на официальном сайте www.pobeda.aero, нормой бесплатного провоза багажа является багаж максимальным весом не более 10 кг, габариты которого не должны превышать 158 см в трех измерениях и перевозится в багажном отсеке самолета в качестве регистрируемого багажа. Объединение касается только норм бесплатного провоза багажа. Багаж оформляется на каждого пассажира индивидуально. Принимая во внимание, что чемодан превысил норму бесплатного провоза багажа (одна единица весом 20 кг), было правомерно отказано в суммировании норм бесплатного провоза багажа.

Правоотношения по перевозке пассажира и его багажа регулируются статьей 786 Гражданского кодекса РФ, Воздушным кодексом РФ и принятыми в его исполнение нормативными актами.

В соответствии со статьей 786 Гражданского кодекса РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией. Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.

Согласно статье 103 Воздушного кодекса РФ по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также этот багаж доставить в пункт назначения и выдать пассажиру или управомоченному на получение багажа лицу. Срок доставки пассажира и багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок. Пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 106 Воздушного кодекса РФ пассажир воздушного судна имеет право бесплатного провоза своего багажа в пределах установленной нормы. Нормы бесплатного провоза багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажире, устанавливаются в зависимости от типа воздушного судна и не могут быть менее чем десять килограммов на одного пассажира.

В силу статьи 102 Воздушного кодекса РФ перевозчики при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами.

В соответствии со статьей 102 Воздушного кодекса РФ, Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, утверждены Федеральные авиационные правила "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей".

Согласно пункту 121 Общих правил, багаж пассажира принимается к перевозке при его регистрации в аэропорту отправления, аэропорту трансфера, аэропорту остановки или другом пункте регистрации.

Пунктом 37 Общих правил предусмотрено, что при оплате и/или оформлении перевозки перевозчик или уполномоченный агент обязан предоставить пассажиру достоверную и полную информацию об условиях перевозки, в том числе информацию: указанную в оформленном перевозочном документе; об условиях договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о нормах бесплатного провоза багажа, предметах и вещах, запрещенных к перевозке, особых условиях перевозки багажа и т.д.; об условиях применения тарифа включая информацию об условиях возврата (невозврата) уплаченной за перевозку провозной платы; о правилах перевозчика; о перевозчике, который будет фактически осуществлять перевозку; о способе проезда до аэропорта отправления; о месте и времени начала и окончания регистрации на рейс; об общих требованиях, связанных с пограничным, таможенным, санитарно-карантинным, ветеринарным, карантинным фитосанитарным контролем, предусмотренным законодательством Российской Федерации; о правилах и порядке проведения предполетного и послеполетного досмотра пассажиров и багажа; об условиях обслуживания на борту воздушного судна; о типе воздушного судна.

Согласно пункту 122 Общих правил, пассажир воздушного судна имеет право провоза своего багажа в пределах установленной нормы без дополнительной платы (далее - норма бесплатного провоза багажа). Нормы бесплатного провоза багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажире, устанавливаются перевозчиком в зависимости от типа воздушного судна и не могут быть менее чем десять килограммов на одного пассажира.

Перевозчик обязан принять к перевозке багаж в пределах нормы бесплатного провоза багажа (п.123 Общих правил).

Сверхнормативный багаж, негабаритный багаж и тяжеловесный багаж принимаются к перевозке только при условии оплаты пассажиром провоза такого багажа (п.124 Общих правил).

За провоз багажа сверх установленной нормы бесплатного провоза багажа, иного багажа, подлежащего оплате, взимается плата по тарифу, установленному перевозчиком. Оплата перевозки такого багажа оформляется квитанцией для оплаты сверхнормативного багажа или ордером разных сборов (п.89 Общих правил).

Пунктом 127 Общих правил предусмотрено, что по просьбе пассажиров, следующих совместно с одной целью поездки в один и тот же аэропорт (пункт) назначения или аэропорт (пункт) остановки одним и тем же рейсом (члены семьи, лица, совместно путешествующие или следующие в командировку), перевозчик обязан применить к этим пассажирам сумму норм бесплатного провоза багажа каждого из пассажиров. Объединение касается только норм бесплатного провоза багажа. Багаж оформляется на каждого пассажира индивидуально.

Согласно пункту 128 Общих правил, каждое место зарегистрированного багажа должно иметь исправную упаковку, обеспечивающую его сохранность при перевозке и обработке и исключающую возможность причинения вреда пассажирам, членам экипажа, третьим лицам, повреждения воздушного судна, багажа других пассажиров или иного имущества. Багаж, не соответствующий требованиям настоящего пункта, к перевозке не допускается.

На официальном сайте ООО «Авиакомпания «Победа» www.pobeda.aero размещены Правила перевозки, Тарифы и сборы ООО «Авиакомпания Победа».

В соответствии с п.5.1.Правил перевозки ООО «Авиакомпания «Победа», договор воздушной перевозки является публичным договором, по способу его заключения относится к договору присоединения и требует от пассажира полного и безоговорочного присоединения к договору воздушной перевозки на условиях, предложенных ООО «Авиакомпания «Победа». Пассажир, осуществивший бронирование воздушной перевозки одним из перечисленных выше способов и своевременно и в полном объеме оплативший таковое, считается присоединившимся к публичному договору воздушной перевозки на условиях, изложенных в Воздушном кодексе РФ, настоящих Условиях перевозки, правилах применения тарифов ООО Авиакомпания «Победа» и направленной ему маршрут/квитанции.

Согласно п.8.1.6., 8.1.7 Правил перевозки, при регистрации пассажиров и оформлении багажа пассажир обязан предъявить для взвешивания весь багаж (включая ручную кладь), предназначенный для перевозки. Без взимания какой-либо дополнительной платы пассажир имеет право провезти с собой одно место зарегистрированного багажа, максимальный вес которого не превышает 10 (десяти) кг. (далее — норма бесплатного провоза багажа). За провоз багажа сверх установленной нормы бесплатного провоза багажа, иного багажа, подлежащего оплате, взимается плата по тарифу, установленному ООО «Авиакомпания «Победа».

Согласно п.14.1.1. Правил перевозки ООО «Авиакомпания «Победа», багаж пассажира принимается к перевозке при его регистрации в аэропорту отправления.

Согласно п.14.1.2. Правил перевозки ООО «Авиакомпания «Победа», весь багаж, перевозимый пассажиром, включая личные вещи, должен быть предъявлен при регистрации на рейс. Каждое место регистрируется: маркируется багажной биркой и перевозится в багажном отсеке самолета, что вызвано требованиями обеспечения безопасности полета.

Согласно п.14.1.4. Правил перевозки ООО «Авиакомпания «Победа», нормой бесплатного провоза багажа на воздушных судах ООО «Авиакомпания «Победа» является одно место багажа, максимальным весом не более 10 (десять) кг, габариты которого не должны превышать 158 (сто пятьдесят восемь) сантиметров в трех измерениях и перевозится в багажном отсеке самолета в качестве зарегистрированного багажа.

В соответствии с п.14.3.6.Правил перевозки, плата за багаж взимается за каждую единицу багажа, принимаемого к перевозке сверх установленной ООО «Авиакомпания «Победа» нормы бесплатного провоза зарегистрированного багажа 10 кг. Плату за багаж можно внести предварительно при бронировании перевозки и непосредственно в аэропорту отправления по тарифам, опубликованным на сайте ООО «Авиакомпания «Победа».

Согласно п.14.2 Правил перевозки, предусмотрена плата за превышение нормы бесплатного провоза багажа в соответствии с установленными тарифами ООО «Авиакомпания Победа».

В соответствии с Тарифами и сборами ООО «Авиакомпания Победа», агентский сбор взимается за проведение операций по обработке платежа. За перевозку регистрируемого места багажа, перевозимого в багажном отсеке воздушного судна, на каждом рейсе, весом до 20 кг взимается плата в размере <данные изъяты>

Таким образом, Правилами перевозки ООО «Авиакомпания «Победа» определено, что нормой бесплатного провоза багажа на воздушных судах ООО «Авиакомпания «Победа» является одно место багажа, максимальным весом не более 10 (десять) кг, габариты которого не должны превышать 158 (сто пятьдесят восемь) сантиметров в трех измерениях, перевозимое в багажном отсеке самолета в качестве зарегистрированного багажа.

Поскольку при регистрации на рейс ФИО1 был предъявлен к перевозке багаж (чемодан весом 20 кг), превышающий норму бесплатного провоза багажа, составляющего не более 10 кг на одно место багажа, разъединить указанный багаж на два места багажа весом не более 10 кг каждое, истец отказалась, то в соответствии с требованиями п. п.14.3.6. Правил перевозки «Авиакомпания «Победа», истец должна была оплатить провоз сверхнормативного багажа, в соответствии с Тарифами, установленными ООО «Авиакомпания «Победа».

При этом Правила перевозки ООО «Авиакомпании «Победа» в части провоза багажа в пределах установленной нормы без дополнительной платы (норма бесплатного провоза багажа) не противоречат требованиям пунктов 89, 122, 124 "Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

Указанные Правила перевозки ООО «Авиакомпании «Победа» также не противоречат положениям пункта 127 "Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", предусматривающему объединение норм бесплатного провоза багажа каждого из пассажиров, поскольку в соответствии с п.8.1.6 Правил перевозки ООО «Авиакомпания «Победа», нормой бесплатного провоза багажа на рейсах ООО «Авиакомпания «Победа» является одно место зарегистрированного багажа весом не более 10 кг.

Нормы бесплатного провоза багажа, установленные ООО «Авиакомпания «Победа», не превышают нормы, установленные в статье 106 Воздушного кодекса РФ (не менее чем десять килограммов на одного пассажира – п.п.2 п.2 ст.106 Воздушного кодекса РФ).

Обязанность по оплате багажа сверх установленной перевозчиком нормы бесплатного провоза багажа и провоз этого багажа, установлена статьей 103 Воздушного кодекса РФ.

Согласно требованиям пункта 128 "Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", каждое место зарегистрированного багажа должно иметь исправную упаковку, обеспечивающую его сохранность при перевозке и обработке и исключающую возможность причинения вреда пассажирам, членам экипажа, третьим лицам, повреждения воздушного судна, багажа других пассажиров или иного имущества.

Следовательно, каждое место зарегистрированного багажа весом не более 10 кг, составляющее норму бесплатного провоза багажа, должно упаковываться отдельно.

Таким образом, утверждение истцов о том, что одно место багажа весом 20 кг соответствует двум нормам бесплатного провоза багажа и при объединении двумя пассажирами норм бесплатного провоза багажа, данный багаж не подлежит оплате, не основано на законе.

Потребителю принадлежит право выбора авиакомпании, услугами которой он желает воспользоваться. Однако, в случае заключения договора воздушной перевозки с определенной авиакомпанией, пассажир обязан соблюдать требования Правил перевозки, принятые данной авиакомпанией и оплачивать ее услуги в соответствии с тарифами этой авиакомпании.

Истец ФИО1, приобретая билет на рейс <данные изъяты> заключила с ООО «Авиакомпания «Победа» договор воздушной перевозки и согласилась с Правилами перевозки ООО «Авиакомпания «Победа» относительно норм бесплатного провоза багажа, которые не противоречат ни Воздушному кодексу РФ, ни "Общим правилам воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", а также тарифами данной авиакомпании. При этом информация о нормах бесплатного провоза багажа была указана как на самом электронном билете, так и размещена на официальном сайте ООО «Авиакомпания «Победа». С указанной информацией ФИО1 была ознакомлена и в случае несогласия с Правилами перевозки и Тарифами ООО «Авиакомпания «Победа» имела возможность отказаться от такой перевозки, с возвратом стоимости авиабилета.

Поскольку ФИО1 в нарушение требований пункта 127 "Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" и п.14.2 Правил ООО «Авиакомпания «Победа» предъявила к перевозке сверхнормативный багаж весом 20 кг, то ответчик правомерно предложил ФИО1 оплатить перевозку сверхнормативного багажа.

Учитывая изложенные обстоятельства, исковые требования истцов к ООО «Авиакомпания «Победа» о признании противоправными в отношении ФИО1 действий ООО «Авиакомпания «Победа» по взысканию денежных средств за перевозку регистрируемого места багажа, перевозимого в багажном отсеке воздушного судна в аэропорту Витязево ДД.ММ.ГГГГ, удовлетворению не подлежат.

Следовательно, оснований для взыскания с ООО «Авиакомпания «Победа» в пользу ФИО1 уплаченной цены услуги в размере <данные изъяты>, агентского сбора в размере <данные изъяты>, не имеется.

Частью 1 статьи 23 Закона РФ "О защите прав потребителей" предусмотрено, что за нарушение предусмотренных статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона сроков, а также за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара.

В силу статьи 15 Закона РФ "О защите прав потребителей" подлежит взысканию компенсация морального вреда, причиненного потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, при наличии вины изготовителя.

Согласно части 6 статьи 13 Закона РФ "О защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Принимая во внимание, что в действиях ответчика ООО «Авиакомпания «Победа» не установлено действий, нарушающих законные права потребителя ФИО1, предусмотренные законами и правовыми актами Российской Федерации, то в удовлетворении исковых требований истцов о взыскании с ответчика в пользу ФИО1 неустойки в размере <данные изъяты>, компенсации морального вреда в размере <данные изъяты>, штрафа за нарушение прав потребителя, надлежит отказать.

Согласно статье 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано. Правила, изложенные в части первой настоящей статьи, относятся также к распределению судебных расходов, понесенных сторонами в связи с ведением дела в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях.

Учитывая, что исковые требования не подлежат удовлетворению, то оснований для взыскания с ООО «Авиакомпания «Победа» в пользу ФИО1 почтовых расходов в размере <данные изъяты> коп. также не имеется.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области в защиту прав потребителя (соистца) ФИО1 к Обществу с ограниченной ответственностью «Авиакомпания «Победа» о признании противоправными в отношении ФИО1 действия ООО «Авиакомпания «Победа» ИНН ОГРН зарегистрированного по адресу: <адрес> по взысканию денежных средств за перевозку регистрируемого места багажа, перевозимого в багажном отсеке воздушного судна в аэропорту Витязево ДД.ММ.ГГГГ; взыскании с ООО «Авиакомпания «Победа» в пользу ФИО1 <данные изъяты>. - уплаченную цену услуги, <данные изъяты> - неустойки (пени) за неисполнение в добровольном порядке требования потребителя, <данные изъяты>. - почтовые расходы (убытки), <данные изъяты> - агентский сбор (убытки), <данные изъяты>. в счет компенсации морального вреда, штрафа в размере пятидесяти процентов от суммы присужденной судом в пользу потребителя, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Конаковский городской суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления судом решения в окончательной форме, которое изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий: И.А.Чувашова