ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-445/2017 от 15.03.2017 Жуковского городского суда (Московская область)

Гражданское дело № 2-445/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 марта 2017 года

Жуковский городской суд Московской области

в составе:

председательствующего судьи Ивановой Е.А.

при секретаре судебного заседания Оселедко Е.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации № 28 по г. Москве и Московской области о включении в специальный стаж периодов работы, учитываемых при назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с работами по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации,

установил:

ФИО1, Х года рождения, обратился в суд с иском к ГУ - УПФ РФ № 28 по г. Москве и Московской области о включении в специальный стаж периодов работы, учитываемых при назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с работами по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации.

В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что 11.04.2016 года он обратился к ответчику с письменным заявлением о назначении пенсии, однако 22.07.2016 года ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии со ст.30 ч.1 п.15 ФЗ от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», право на назначение такой пенсии имеют мужчины по достижении 55–летнего возраста, проработавшие не менее 20 лет в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации и имеющие страховой стаж в гражданской авиации не менее 25 лет. Ответчик не засчитал в специальный стаж в инженерно-техническом составе гражданской авиации следующие периоды работы истца: с 01.08.1991 года по 15.03.1995 года и с 04.06.1995 года по 05.07.1995 года в должности ... на ... филиал ... «...», так как, по мнению ответчика, должность ... не предусмотрена Списком должностей инженерно-технического состава авиации, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 года № 459.

Истец считает данный отказ, в части не включения вышеуказанных периодов работы в специальный стаж в инженерно-техническом составе гражданской авиации необоснованным, так как он с 1978 года по настоящее время работает на одном и том же предприятии (...... «..»), в должностях, предусмотренных Списком № 459 (инженеры всех наименований, авиатехники (механики, мотористы) всех наименований) и занимается одной и той же трудовой деятельностью по обслуживанию воздушных судов гражданской авиации. Работал полный рабочий день при полной рабочей неделе, на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов гражданской авиации. За время работы получал доплату за вредные условия труда и летное вознаграждение, ему предоставлялся дополнительный отпуск (ежегодно 12 дней) в связи с работой во вредных условиях труда, выдавалось спецпитание, спецодежда, спецобувь, предохранительные приспособления. Истец сталкивался со следующими вредными факторами работы, которыми являются аэродромные условия, а именно: повышенный уровень шума 83 – 140 дБ; общее охлаждение; вибрация; пары керосина 9,1 мг/м куб.; масляных аэрозолей; вынужденная рабочая поза; электромагнитные излучения; динамические нагрузки; работа на высоте, токсические масла. Истец просит суд обязать Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда РФ № 28 по г. Москва и Московской области включить в специальный стаж, учитываемый при назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с работами по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации периоды работы: с 01.08.1991 года по 15.03.1995 года и с 04.06.1995 года по 05.07.1995 года в должности ... на ... филиал ... «...».

Представитель ответчика – ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ № 28 по г. Москве и Московской области – исковые требования в судебном заседании не признала и в обоснование возражений пояснила, что истцу обоснованно не засчитали в специальный стаж в инженерно-техническом составе гражданской авиации следующие периоды работы: с 01.08.1991 года по 15.03.1995 года и с 04.06.1995 года по 05.07.1995 года в должности ... на ... филиал ... «...», так как, должность ... не предусмотрена Списком должностей инженерно-технического состава авиации, утвержденным постановлением СМ РСФСР от 04.09.1991 года № 459. По остальным периодам спора нет.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела и дав оценку всем представленным доказательствам, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

На основании статьи 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, государственные пенсии устанавливаются законом.

В силу пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400 – ФЗ «О страховых пенсиях» - страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии со статьей 30 ч.1 п.15 ФЗ № 400 от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях» - страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего ФЗ, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 20 и 15 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации соответственно не менее 25 и 20 лет.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности), и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Частью 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение в целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях» установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с вредными и тяжелыми условиями труда применяются Списки производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и изменениями к ним), утвержденные Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Правительством Российской Федерации в следующим порядке: …з) при досрочном назначении страховой пенсии по старости работникам, занятым на работах в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, - Список должностей инженерно-технического состава авиации, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 года № 459 и Правила исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного и инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением.

Частью 3 вышеуказанного Постановления определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 ФЗ «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516.

На основании пункта 1 п.п. «и» Постановления Правительства РФ от 18.07.2002 года № 537 при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам инженерно – технического состава, занятым на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, применяется Список должностей инженерно – технического состава авиации, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 года № 459.

Согласно Списка должностей инженерно – технического состава авиации, (утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 года № 459), к таким должностям отнесены: авиационные техники (механики, мотористы) всех наименований; мастера всех наименований; инженеры всех наименований; начальники цехов, смен, участков, служб, групп по техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов. Право на пенсию за выслугу лет имеют перечисленные в Списке работники, непосредственно занятые полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых на указанных работах во вне аэродромных условиях в специально оборудованных помещениях) на предприятиях, в объединениях, летно – испытательных (контрольно – испытательных) подразделениях, структурных подразделениях воинских частей и предприятий Министерства обороны СССР, МВД СССР и КГБ СССР (вольнонаемный состав), научно – исследовательских и авиационно – спортивных организациях, а также в летных и учебно – летных отрядах учебных заведений авиации. Занятость указанных работников на работах, дающих право на пенсию за выслугу лет, подтверждается по справкам, выдаваемым соответствующими предприятиями, учреждениями и организациями.

Пунктом 9 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 258н от 31.03.2011 года установлено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, отдельных категорий работников авиации подтверждаются: для работников инженерно-технического состава авиации – трудовой книжкой, а также на основании справок, выдаваемых работодателями в подтверждении непосредственной занятости полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов.

В судебном заседании установлено, что 22.07.2016 года ГУ УПФР № 28 по г. Москве и Московской области отказало ФИО1 в назначении досрочно страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 30 ч.1 п.15 ФЗ № 400 от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях» (л.д.7-10). Обратился ФИО1 с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости 11.04.2016 года (л.д.49-50). В бесспорном порядке ответчиком было засчитано в специальный стаж в гражданской авиации – 16 лет 10 месяцев, в страховой стаж в гражданской авиации – 24 года 05 месяцев 13 дней. Ответчик не засчитал в специальный стаж в инженерно-техническом составе гражданской авиации следующие периоды работы истца: с 01.08.1991 года по 15.03.1995 года и с 04.06.1995 года по 05.07.1995 года в должности ... на ... филиал ... «...», так как, должность ... не предусмотрена Списком должностей инженерно-технического состава авиации, утвержденным постановлением СМ РСФСР от 04.09.1991 года № 459.

Суд считает данный отказ необоснованным. Истец с 1978 года по настоящее время работает на одном и том же предприятии (...... «...»), в должностях, предусмотренных Списком № 459 (..., ...) и занимается одной и той же трудовой деятельностью по обслуживанию воздушных судов гражданской авиации. Работал полный рабочий день при полной рабочей неделе, на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов. За время работы получал доплату за вредные условия труда и летное вознаграждение, ему предоставлялся дополнительный отпуск (ежегодно 12 дней) в связи с работой во вредных условиях труда, выдавалось спецпитание, спецодежда, спецобувь, предохранительные приспособления. Данные обстоятельства подтверждаются справкой № * от Х года, уточняющей особый характер работы и подтверждающей полную занятость на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов гражданской авиации в должностях, предусмотренных Списком № 459 (л.д.22). В его должностные обязанности ... ВС входило: лично выполнять в соответствии с требованиями ЭД все операции, монтажно-демонтажные работы при замене агрегатов, проверять работоспособность и функционирование систем и изделий авиационного оборудования в аэродромных условиях; контролировать полноту и качество технического обслуживания по авиационному оборудованию, лично принимать участие в устранении неисправностей на воздушных судах. Истец сталкивался со следующими вредными факторами работы, которыми являются аэродромные условия, а именно: повышенный уровень шума 83 – 140 дБ; общее охлаждение; вибрация; пары керосина 9,1 мг/м куб.; масляных аэрозолей; вынужденная рабочая поза; электромагнитные излучения; динамические нагрузки; работа на высоте, токсические масла.

Федеральным агентством воздушного транспорта России истцу было выдано свидетельство специалиста по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники ** от Х года, где указаны воздушные суда гражданской авиации, которые ему разрешено обслуживать: ТУ-204; ТУ-204-100, а также выданы сертификаты на данные воздушные суда гражданской авиации (л.д.33,34). Российским Авиационно – Космическим Агентством была выдана ... «...» лицензии № * от Х года на ремонт и разработку авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения (л.д.32). Министерством промышленности и торговли РФ ... (...) «...» была выдана лицензия № * от Х года на осуществление разработки, производства, испытания и ремонта авиационной техники (л.д. 35). Межгосударственным авиационным комитетом ... «...» был выдан сертификат разработчика авиационной техники « *, где указаны сертификационные типы авиационной техники, самолеты: ТУ-204, ТУ-214, ТУ-334-100, ТУ-204-120СЕ, ТУ-204-300, которые являются воздушными судами гражданской авиации, а также указано, что ... «...» признана в качестве разработчика гражданской авиационной техники (л.д.34). Данные факты подтверждаются записями в трудовой книжке истца (л.д.11-19); актом документальной проверки условий труда и специального стажа (л.д.57-61); справкой уточняющей особый характер работы или условия труда необходимые для назначения пенсии и подтверждающая постоянную занятость на льготной работе, выданной руководством ... филиал ... «...» (л.д.22 ); штатным расписанием предприятия от 1991 года (л.д. 29).

При таких обстоятельствах, суд считает, что истцу должны быть включены в специальный стаж в гражданской авиации периоды работы: с 01.08.1991 года по 15.03.1995 года и с 04.06.1995 года по 05.07.1995 года в должности ... на ... филиал ... «...».

На основании изложенного и руководствуясь статьей 30 ч.1 п.15 ФЗ № 400 от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях», ст. 12 ГК РФ, ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать Государственное Учреждение – Управление Пенсионного Фонда РФ № 28 по г. Москве и Московской области включить ФИО1 в специальный стаж, учитываемый при назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с работами по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, следующие периоды работы: с 01.08.1991 года по 15.03.1995 года и с 04.06.1995 года по 05.07.1995 года в должности ... на ... филиал ... «...».

Взыскать с Государственного учреждения – Управление пенсионного фонда РФ № 28 по г. Москве и Московской области в пользу ФИО1 госпошлину в сумме ... (...) рублей.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Жуковский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение 1 месяца.

Судья: Е.А. ИВАНОВА