<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Дело № 2-445/2023
79RS0003-01-2023-000664-62
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 ноября 2023 года с. Ленинское ЕАО
Ленинский районный суд Еврейской автономной области в составе судьи Копыриной В.Г.,
при секретаре Черкашиной М.М.,
с участием истца ФИО1,
представителя ответчика КУМИ администрации Ленинского муниципального района ЕАО ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Ленинского сельского поселения Ленинского муниципального района Еврейской автономной области, комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Ленинского муниципального района Еврейской автономной области о признании права собственности на служебное жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в Ленинский районный суд ЕАО с исковым заявлением о признании права собственности на служебное жилое помещение. Требования мотивированы тем, что 08.08.2022 между истцом и администрацией Ленинского сельского поселения заключен договор найма служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, собственником, которого является МО «Ленинское сельское поселения». 22.09.2023 ответом главы администрации Ленинского сельского поселения истцу разрешено приватизировать указанное служебное жилое помещение, и рекомендовано с этим вопрос обратиться в КУМИ, поскольку полномочия по приватизации жилищного фонда поселения переданы последнему. 19.10.2023 КУМИ администрации Ленинского муниципального района в приватизации истцу отказано со ссылкой на Положение о приватизации служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда МО «Ленинский муниципальный район» ЕАО, тогда как занимаемое истцом служебное жилое помещение отнесено к специализированному жилищному фонду МО «Ленинское сельское поселение». Просит суд признать за истцом право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> порядке приватизации.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал, по доводам, изложенным в исковом заявлении, суду пояснил, что КУМИ администрации Ленинского муниципального района отказывая ему в приватизации служебного жилого помещения отнесенного к специализированному жилому фонду МО «Ленинское сельское поселение» Ленинского муниципального района ЕАО, ссылается на несоответствие требованиям лица, претендующим на приватизацию предъявляемым Положению о приватизации служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда муниципального образования Ленинский муниципальный район ЕАО. Между тем, указанное Положение не распространяет своё действие на специализированный жилищный фонд Ленинского сельского поселения. МО «Ленинское сельское поселение» Ленинского муниципального района ЕАО, являясь собственником жилого помещения, находящегося по адресу <адрес>, вправе распоряжаться им по своему усмотрению. При обращении в КУМИ, истцом, было предоставлено письменное разрешение собственника о приватизации указанного специализированного жилого помещения, принятое по результатам рассмотрения, заявления, которое истец подал в порядке, действующего на тот момент Положения о порядке приватизации служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда МО «Ленинское сельское поселение», утвержденного решением Собрания депутатов № 113 от 07.08.2023. Полномочия по приватизации переданы КУМИ только по заключению договоров, нормативно-правовое регулирование данного вопроса муниципальному району, сельским поселением, не передавалось. Считает, что КУМИ отказал в приватизации неправомерно, в своей деятельности по переданным полномочиям по приватизации жилищного фонда сельского поселения, Комитет должен был руководствоваться Положением о приватизации специализированных жилищных фондов сельского поселения, в соответствии с Положением, действующим на момент подачи истцом заявления о приватизации служебного жилого помещения жилищного фонда сельского поселения, истец имеет право на приватизацию служебного жилого помещения, разрешение собственника в установленном порядке получено, законных оснований для отказа не имелось, просил требования удовлетворить.
Представитель ответчика КУМИ администрации Ленинского муниципального района ЕАО ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что ежегодно сельскими поселениями муниципальному району передаются полномочия о приватизации жилищного фонда, данное правомочие предполагает также и нормативно-правовое регулирование указанного вопроса. Жилищный фонд включает в себя как специальный служебный, а также и социальный фонд. Решением Собрания депутатов № 446 от 23.06.2023 утверждено Положение о приватизации служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда муниципального образования «Ленинский муниципальный район» ЕАО. В соответствии с Положением о КУМИ администрации Ленинского муниципального района, функция по осуществлению приватизации жилищного фонда муниципального района, в том числе жилищного фонда сельских поселений муниципального района по соглашению о передаче части полномочий возложена на КУМИ. При осуществлении принятых от сельских поселений полномочий по приватизации жилищного фонда сельских поселения, Комитет руководствуется нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления муниципального района. Требования Положение о приватизации служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда муниципального образования «Ленинский муниципальный район» ЕАО истцом соблюдены не были, с связи с чем было принято решение об отказе в приватизации служебного жилого помещения, просил в удовлетворении требований отказать.
В судебное заседание представитель ответчика администрации Ленинского сельского поселения ЕАО не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом.
На основании ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика администрации Ленинского сельского поселения ЕАО.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Согласно ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
Частью 3 статьи 19 ЖК РФ установлено, что в зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на 1)жилищный фонд социального использования, 2)специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; 3)индивидуальный жилищный фонд;) 4)жилищный фонд коммерческого использования.
В силу части 1 статьи 92 ЖК РФ служебные жилые помещения относятся к специализированному жилищному фонду.
В соответствии с положениями ст. 92 ЖК РФ качестве специализированных (в том числе, служебных) жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.
Согласно ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Согласно ст. 4 этого же Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
В силу ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Согласно ст. 213 ГК РФ в собственности граждан может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам
В соответствии с положениями пункта 3 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения относится к вопросам местного значения сельского поселения.
Согласно части 4 статьи 15 Закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что 08.08.2022 года МО «Ленинское сельское поселение» ЕАО в лице главы ФИО3 и ФИО1 заключили договор № 2 найма служебного жилого помещения по адресу: <адрес>, общей площадью 34,5 кв.м., жилое помещение предоставлено на период трудовых отношений с правом регистрации по месту пребывания сроком до 31.12.2023.
Согласно выписке ЕГРН от 21.08.2023 следует, что жилое помещение по адресу: <адрес> находится в собственности МО «Ленинское сельское поселение» Ленинского муниципального района ЕАО и имеет статус служебного жилого помещения.
17.08.2023 ФИО1 обратился в администрацию Ленинского сельского поселения ЕАО с заявлением о приватизации служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно справке от 09.08.2023, копиям трудовой книжки №, вкладыша в трудовую книжку № и №, ФИО1 имеет общий трудовой стаж в муниципальных унитарных предприятиях МО «Ленинский муниципальный район» ЕАО 8 лет и 3 месяца: с 13.09.2010 по 23.12.2010 и.о. директора МУП «Ленинское ПАТП»; 24.12.2010-30.08.2011, 26.11.2011-16.02.2012, 24.08.2012-09.11.2012, 01.07.2015-21.08.2015 директор МУП «Автотранспортное предприятие Ленинского района»; 24.08.2015-23.08.2016, 16.09.2016-15.09.2017, 03.10.2017-02.10.2018, 16.10.2018-15.10.2019, 01.11.2019-31.10.2020, 02.11.2020-01.11.2021, 02.11.2021-01.04.2022, 04.04.2022-29.07.2022 директор МУП «Ленинское районное автотранспортное предприятие».
Согласно справке от 14.08.2023 № 334 ФИО1 с 01.08.2022 по настоящее время занимает должность муниципальной службы в администрации Ленинского сельского поселения Ленинского муниципального района ЕАО заместителя главы администрации.
Из справки от 15.08.2023 № 372, свидетельства о регистрации по месту пребывания № 194 следует, что ФИО1 с 15.08.2022 по настоящее время проживает и зарегистрирован по адресу: <адрес>.
Согласно уведомлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 21.08.2023 следует, что с 21.08.2018 прав на недвижимое имущество на территории РФ за ФИО1 не зарегистрировано.
Согласно справке от 14.08.2023 № 476, между КУМИ администрацией Ленинского муниципального района ЕАО и ФИО1 договор передачи (приватизации) жилого помещения в собственность граждан не заключался.
Уведомлением главы администрации Ленинского сельского поселения от 22.09.2023 ФИО1 дано разрешение на приватизацию служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Для заключения договора передачи в собственность граждан служебного жилого помещения, рекомендовано обратиться в КУМИ администрации Ленинского муниципального района ЕАО.
02.10.2023 ФИО1 обратился в КУМИ администрации Ленинского муниципального района ЕАО с заявлением о приватизации служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Решением КУМИ администрации Ленинского муниципального района ЕАО от 19.10.2023 № 573 ФИО1 в приватизации жилого помещения по адресу: <адрес> отказано, по причине не соответствия условию, предусмотренному пунктом 5 Положения о приватизации служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда МО «Ленинский муниципальный район» ЕАО.
Разрешая требование истца, суд учитывает следующее.
Решением Собрания депутатов № 113 от 07.08.2023 было утверждено Положение «О приватизации служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда МО «Ленинское сельское поселение» Ленинский муниципальный район» ЕАО».
Положение устанавливает основания, условия и порядок приватизации жилых помещений специализированного жилищного фонда, отнесенного к виду служебных жилых помещений, находящихся в собственности муниципального образования «Ленинское сельское поселение» Ленинский муниципальный район» ЕАО, а также перечень документов, прилагаемых к заявлению о приватизации служебного жилого помещения и необходимых для принятия решения о его приватизации (пункт 2).
В соответствии с пунктом 4 Положения право на приватизацию занимаемого служебного жилого помещения, реализуемое в порядке приватизации, установленном настоящим положением, имеют граждане Российской Федерации, при наличии в совокупности следующих условий:
проживание нанимателя служебного жилого помещения (далее - наниматель) в жилых помещениях специализированного жилого фонда муниципального образования «Ленинское сельское поселение» Ленинского муниципального района Еврейской автономной области по договорам найма служебного жилого помещения не менее 1 года на дату подачи заявления о приватизации служебного жилого помещения (далее - заявление о приватизации);
наличие у нанимателя общего трудового стажа не менее 8 лет в органах местного самоуправления Ленинского сельского поселения Ленинского муниципального района ЕАО и/или органах местного самоуправления Ленинского муниципального района ЕАО, и/или муниципальных учреждениях МО «Ленинский муниципальный район» ЕАО, и/или в МУП МО «Ленинский муниципальный район» ЕАО;
наниматель является действующим сотрудником (работником) органа местного самоуправления Ленинского сельского поселения Ленинского муниципального района ЕАО и/или органа местного самоуправления Ленинского муниципального района ЕАО, и/или муниципального учреждения МО «Ленинский муниципальный район» ЕАО, и/или МУП МО «Ленинский муниципальный район» ЕАО на дату подачи заявления о приватизации;
наниматель и члены его семьи ранее не реализовали право на однократную бесплатную приватизацию жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;
отсутствие у нанимателя и членов его семьи других жилых помещений (долей в них), занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности;
наниматель и члены его семьи не совершали действия по отчуждению жилых помещений (долей в них) в течение 5 лет, предшествующих дате подачи заявления о приватизации.
Решением Собрания депутатов от 17.10.2023 № 9 решение Собрания депутатов № 113 от 07.08.2023 признано утратившим силу.
Полномочия по приватизации жилищного фонда на территории Ленинского сельского поселения переданы органам местного самоуправления Ленинского муниципального района ЕАО (решение Собрания депутатов МО «Ленинское сельское поселение» от 21.11.2022 № 81, соглашение о передаче части полномочий от 16.12.2022, решение Собрания депутатов МО «Ленинский муниципальный район» от 16.12.2022 № 403).
Постановлением администрации Ленинского муниципального района от 30.12.2022 № 656, уполномоченным структурным подразделением по реализации полномочий о приватизации жилищного фонда на территории Ленинского сельского поселения определен КУМИ администрации Ленинского муниципального района ЕАО.
Решением Собрания депутатов № 446 от 23.06.2023 утверждено Положение «О приватизации служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда МО «Ленинский муниципальный район» ЕАО».
Положение устанавливает основания, условия и порядок приватизации жилых помещений специализированного жилищного фонда, отнесенного к виду служебных жилых помещений, находящихся в собственности муниципального образования Ленинский муниципальный район» ЕАО, а также перечень документов, прилагаемых к заявлению о приватизации служебного жилого помещения и необходимых для принятия решения о его приватизации (пункт 2).
Пунктом 4 Положения установлено, что приватизация служебных жилых помещений, находящихся в собственности сельских поселения, входящих в состав Ленинского муниципального района ЕАО, осуществляется только с письменного решения о приватизации служебных жилых помещений органов местного самоуправления указанных сельских поселений.
В соответствии с пунктом 5 Положения право на приватизацию занимаемого служебного жилого помещения, реализуемое в порядке приватизации, установленном настоящим положением, имеют граждане Российской Федерации, при наличии в совокупности следующих условий:
проживание нанимателя служебного жилого помещения (далее -наниматель) в жилых помещениях специализированного жилого фонда муниципального образования «Ленинский муниципальный район» ЕАО по договорам найма служебного жилого помещения не менее 5 лет на дату подачи заявления о приватизации служебного жилого помещения (далее – заявление о приватизации);
наличие у нанимателя непрерывного трудового стажа не менее 8 лет в органах местного самоуправления и муниципальных учреждениях МО «Ленинский муниципальный район» ЕАО;
наниматель является действующим сотрудником органа местного самоуправления или муниципального учреждения МО «Ленинский муниципальный район» ЕАО на дату подачи заявления о приватизации;
наниматель и члены его семьи ранее не реализовали право на однократную бесплатную приватизацию жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;
отсутствие у нанимателя и членов его семьи других жилых помещений (долей в них), занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности;
наниматель и члены его семьи не совершали действия по отчуждению жилых помещений (долей в них) в течение 5 лет, предшествующих дате подачи заявления о приватизации;
отсутствие нарушений со стороны нанимателя и членов его семьи условий договора найма служебного жилого помещения на дату подачи заявления о приватизации.
В соответствии с пунктом 13 Положения, основаниями для отказа в приватизации служебного жилого помещения являются: несоответствие граждан условиям, предусмотренным в пунктах 4-5 настоящего положения; служебное жилое помещение не является собственностью муниципального образования; ранее реализованное право на бесплатную приватизацию жилого помещения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»; непредставление документов, указанных в пункте 6 настоящего положения, либо наличия в таких документах недостоверных, искаженных или неполных сведений.
Решением Собрания депутатов от 22.06.2007 № 62 утверждено Положение о комитете по управлению муниципальным имуществом администрации Ленинского муниципального района ЕАО.
В соответствии с п.п. 5 п. 12 Положения, основными задачами Комитета является, в том числе приватизация муниципального имущества, в том числе муниципального жилищного фонда в соответствии с законодательством РФ и Положением «О приватизации жилищного фонда на территории МО «Ленинский муниципальный район» ЕАО»
К функциям в области управления и распоряжения муниципальным имуществом Комитет, в том числе ведет учет приватизируемого муниципального имущества, осуществляет приватизацию жилищного фонда муниципального района, в том числе жилищного фонда сельских поселений муниципального района по соглашениям о передачи части полномочий, а также контролирует соблюдение условий договоров купли-продажи (п.п. 13 п. 13 Положения).
В соответствии с пунктом 2 Положения, КУМИ в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, законодательством РФ и ЕАО, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципального района в сфере имущественных и земельных отношений, а также настоящим Положением.
Таким образом, учитывая установленные по делу обстоятельства, названные нормы права, нормативно-правовые акты органов местного самоуправления сельского поселения и муниципального района, суд приходит к выводу о том, что КУМИ администрации Ленинского муниципального района, было принято верное решения об отказе истцу в передаче служебного жилого помещения отнесенного к специализированному жилому фонду МО «Ленинское сельское поселение» в собственность в порядке приватизации, поскольку полномочия по приватизации жилищного фонда поселения переданы на основании Соглашения от 16.12.2022 органам местного самоуправления муниципального района, к которым относится Комитет, в части реализации переданных полномочий. Последний в свою очередь, в своей деятельности руководствуется НПА органов местного самоуправления муниципального района.
Учитывая требования Положения о приватизации служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда муниципального образования «Ленинский муниципальный район» ЕАО, права на приватизацию служебного жилого помещения у истца на момент обращения не возникло.
Доводы истца о том, что Комитет при принятии решения по его заявлению о передаче служебного жилого помещения, отнесенного специализированному жилому фонду сельского поселения, должен был руководствоваться Положением о приватизации служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда муниципального образования «Ленинское сельское поселение», ошибочен, не основан на законе.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 нет.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к администрации Ленинского сельского поселения Ленинского муниципального района Еврейской автономной области, комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Ленинского муниципального района Еврейской автономной области о признании права собственности на служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в порядке приватизации – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области через Ленинский районный суд ЕАО в течение месяца со дня принятии решения в окончательной форме 10.11.2023.
Судья В.Г. Копырина
Мотивированное решение изготовлено 10 ноября 2023.
<данные изъяты>
<данные изъяты>