ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-446-18 от 16.08.2018 Арского районного суда (Республика Татарстан)

Дело № 2-446-18

Судья М.Ф. Маннапова

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

16 августа 2018 года город Арск

Арский районный суд Республики Татарстан в составе председательствующей судьи Маннаповой М.Ф., при секретаре Мифтаховой Р.Г. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к исполнительному комитету Утар-Атынского сельского поселения Арского муниципального района Республики Татарстан, исполнительному комитету Арского муниципального района Республики Татарстан о признании действий по снятию семьи с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным, об обязании восстановить в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к исполнительному комитету Утар-Атынского сельского поселения Арского муниципального района Республики Татарстан, исполнительному комитету Арского муниципального района Республики Татарстан о признании действий по снятию семьи с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным, об обязании восстановить в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий. В обоснование иска указано, что он со своими членами семьи был признан малоимущим и поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Каждому члену семьи принадлежит по ? части доли жилого дома, дом 1968 года постройки. Постановлением исполнительного комитета Утар-Атынского сельского поселения от 22.03.2018 года семья снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с утратой статуса малоимущей семьи. С данным решением он не согласен, просит признать действия ответчиков по снятию семьи В-вых с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконными. Обязать исполнительный комитет Арского муниципального района Республики Татарстан восстановить ФИО1 и членов его семьи ФИО2, ФИО3, ФИО4 в очереди на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Взыскать с исполнительного комитета Арского муниципального района Республики Татарстан в пользу ФИО1 расходы на оплату юридических услуг – 6 625 рублей, госпошлину – 900 рублей.

На судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.

Третье лицо ФИО2 исковые требования поддержала, пояснила, что она более десяти лет не работает, домохозяйка, у нее доходов нет, просит иск удовлетворить.

Третье лицо ФИО4 исковые требования поддержал, пояснил, что он не работает, официально доходов не имеет, просит иск удовлетворить.

Третье лицо ФИО3 исковые требования поддержала, пояснила, что она заочно учится на 2 курсе в Казанском государственном медицинском университете, за учебу платит 30 000 рублей ежегодно, работает фельдшером в Роддоме № 1 города Казани, снимает квартиру в Казани, получает зарплату в размере 15 000 рублей, ее мать не работает, просит иск удовлетворить.

Ответчик - представитель исполнительного комитета Утар –Атынского сельского поселения Арского муниципального района Республики Татарстан, представитель исполнительного комитета Арского муниципального района Республики Татарстан ФИО5 иск не признала, пояснила, что семья ветерана боевых действий ФИО1 была поставлена на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий постановлением исполнительного комитета Утар-Атынского сельского поселения Арского муниципального района РТ от 10.04.2012 года за . Документы по малоимущности ранее не предоставлялись. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Жилье по договору социального найма предоставляется малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, то есть право на получения жилья возникает лишь с момента признания гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. На 2018 год размер порогового значения среднемесячного совокупного дохода, приходящегося на каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, для семьи из трех и более человек определен в размере 6 514.00 рублей на человека. В ходе проведенной в начале 2018 года перерегистрации было выявлено, что доход приходящийся на каждого члена семьи ФИО1 составил 8 772,24 рубля, что превышает пороговое значение дохода для признания малоимущими. В связи с чем семья В-вых утратила статус малоимущей семьи и снята с учета постановлением Исполнительного комитета Утар-Атынского сельского поселения Арского муниципального района РТ от 22.03.2018 . Просит в удовлетворении иска отказать.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации - каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

В соответствии со статьей 69 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя.

В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 9 Закона РТ № 31-ЗРТ «О реализации прав граждан на предоставление им жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Татарстан и муниципального жилищного фонда по договорам социального найма», граждане признаются малоимущими в целях предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма на основании решения уполномоченного органа в случае, если размер дохода, приходящегося на каждого гражданина, и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан и подлежащего налогообложению, не превышают порогового значения дохода и стоимости имущества.

В силу статьи 4 вышеуказанного закона, определение пороговых значений дохода и стоимости имущества, приходящегося на каждого члена семьи гражданина или одиноко проживающего гражданина (далее - граждане), в целях признания граждан малоимущими и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма в муниципальном жилищном фонде осуществляется уполномоченным органом в соответствии с прилагаемой к настоящему Закону Методикой определения пороговых значений дохода, приходящегося на каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи или одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению. Пересмотр пороговых значений дохода и стоимости имущества производится один раз в год.

В соответствии со статьей 10 вышеуказанного закона, при расчете размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи гражданина или одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими, учитываются все виды доходов, полученных гражданином и каждым членом его семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме.

Согласно ст. 10 Закона РТ, переоценка доходов и стоимости имущества граждан, принятых на учет, в целях подтверждения их статуса малоимущих и права на получение жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, производится уполномоченным органом ежегодно в период с 1 января по 1 мая в порядке, установленном настоящим Законом.

В соответствии со статьей 21 Закона РТ, в случае повышения размера доходов и стоимости имущества до уровня, равного или превышающего пороговые значения доходов или стоимости имущества, граждане утрачивают статус малоимущих с сохранением за ними права повторного обращения за получением статуса малоимущих, но не ранее чем в следующий по отношению к моменту снятия с учета расчетный период. Решение об утрате гражданином статуса малоимущего принимается уполномоченным органом самостоятельно не позднее чем через месяц со дня представления и (или) получения по запросу полного комплекта документов, предусмотренных частью 2 статьи 6 настоящего Закона. Решение об утрате гражданином статуса малоимущего выдается или направляется гражданину не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия указанного решения.

Материалами дела установлено, что постановлением исполнительного комитета Утар-Атынчкого сельского поселения Арского муниципального района Республики Татарстан от 10.04.2012 года семья ветерана боевых действий ФИО1, проживающая по адресу: <адрес>, признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Согласно выписке из домовой книги от 10.04.2012 года по адресу: <адрес>, зарегистрированы: ФИО1 – глава, ФИО2 – жена, ФИО4 - сын, ФИО3 – дочь.

При постановке семьи на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, документы, подтверждающие признание семьи ФИО1 малоимущей, не истребовались, в материалах дела отсутствуют.

Согласно методике, утвержденного Законом Республики Татарстан от 13 июля 2007 года № 31-ЗРТ, исполнительным комитетом Арского муниципального района принято постановление от 01.02.2018 «Об определении пороговых значений дохода, приходящегося на каждого члена семьи гражданина, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи или одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению на 2018 год» по формуле,

( ПД = 0,7 x СЖ x ПС / (1 - (1 + ПС) - КП) / (0,3 x РС), где

ПД - пороговое значение среднемесячного совокупного дохода, приходящегося на каждого члена семьи и необходимого для получения ипотечного кредита в банке на текущих условиях для приобретения жилого помещения по расчетной стоимости СЖ;

СЖ - расчетный показатель рыночной стоимости приобретения жилого помещения по норме предоставления жилого помещения по договору социального найма;

ПС - процентная ставка по кредиту за месяц (десятичная дробь);(9% согласно ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию Республики Татарстан" или 9/12 в месяц).

КП - общее число платежей по кредиту за весь срок кредита (количество месяцев, в районе, ипотека дается на 15 лет =180 месяцев);

РС - количество членов семьи;

0,7 - соотношение суммы кредита и стоимости квартиры;

0,3 - соотношение платежа по кредиту с совокупным семейным месячным доходом), утвержденной Законом Республики Татарстан № 31-ЗРТ, при этом средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения установлена Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 декабря 2017 г. № 1691/пр «О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на первое полугодие 2018 года и показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам российской Федерации на I квартал 2018 года» по Республике Татарстан в размере 37 378 рублей.

Постановлением исполнительного комитета Арского муниципального района Республики Татарстан от 01 февраля 2018 года определено пороговое значение для принятия решения о признании граждан малоимущими на 2018 год: порог стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи или одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогооблажению: для семьи из трех и более человек определен в размере 6 514.00 рублей на человека.

Из материалов дела усматривается, что в ходе проведенной в начале 2018 года перерегистрации ответчиком было выявлено, что доход приходящийся на каждого члена семьи ФИО1 составил 8 772,24 рубля, что превышает пороговое значение дохода для признания малоимущими. Семья В-вых утратила статус малоимущей семьи.

В силу положений части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма в муниципальном жилищном фонде возникает у граждан при условии признания их в установленном порядке не только нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, но и малоимущими.

22 марта 2018 года постановлением исполнительного комитета Утар-Атынского сельского поселения Арского муниципального района Республики Татарстан семья В-вых была снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.

С учетом положений ст.ст. 88, 94 и правил ч.1 ст. 98 ГПК РФ, не имеется оснований для взыскания с ответчика расходов истца, расходов на оплату услуг представителя в размере 6 625 рублей и госпошлины 900 рублей.

В удовлетворении иска ФИО1 следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194,198 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска ФИО1 к исполнительному комитету Утар-Атынского сельского поселения Арского муниципального района Республики Татарстан, исполнительному комитету Арского муниципального района Республики Татарстан о признании действий по снятию семьи с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным, об обязании восстановить в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца через Арский районный суд Республики Татарстан.

Судья М.Ф. Маннапова