ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4460/17 от 27.10.2017 Октябрьского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

Дело № 2-4460/2017

Изготовлено 27 октября 2017 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 октября 2017 года Октябрьский районный суд города Мурманска

в составе: председательствующего судьи – Бойко Л.Н.,

при секретаре Марущак В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Министерству Социального развития Мурманской области о признании Почетной грамоты Министра обороны РФ ведомственной наградой, дающей право на присвоение звания «Ветеран труда», понуждении ответчика присвоить звание «Ветеран труда»,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратилась в суд с иском к Министерству Социального развития Мурманской области о признании Почетной грамоты Министра обороны РФ ведомственной наградой, дающей право на присвоение звания «Ветеран труда», понуждении ответчика присвоить звание «Ветеран труда».

В обоснование заявленных требований указано, что на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ истец является обладателем «Почетной грамоты» Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ за № . На момент награждения действовал приказ от ДД.ММ.ГГГГ, а также Постановление Правительства РФ от 25.06.2016 года № 578.

Полагая, что она имеет право на присвоение статуса «Ветеран труда», истец ДД.ММ.ГГГГ обратилась в отделение социальной защиты г<адрес> Мурманской области, на данное обращение истцу было рекомендовано обратиться в Министерство социального развития Мурманской области, разъяснено об отсутствии соответствующих нормативно-правовых актов Министерства обороны РФ.

В ДД.ММ.ГГГГ истец обращалась в Главное управление кадров Минобороны России за разъяснениями. ДД.ММ.ГГГГ истцом был получен ответ с тем, что Почетная грамота Министра обороны РФ, учрежденная приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ, является ведомственной наградой.

В ДД.ММ.ГГГГ с указанным письмом истец обратилась в Министерство социального развития Мурманской области по вопросу о принятии и направлении документов для присвоения ей звания «Ветеран труда».

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ истцу было сообщено, что Почетная грамота Министра обороны РФ не относится к ведомственным знакам отличия, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда» и не может служить основанием для присвоения звания «Ветеран труда».

Между тем, ДД.ММ.ГГГГ истцом было получено письмо Главного управления кадров Минобороны России, согласно которому, в соответствии с пунктом 27 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации ведомственными наградами являются: почетные знаки, ведомственные знаки отличия, почетные грамоты, а также другие геральдические знаки отличия.

Таким образом, по мнению истца, «Почетная грамота» Министра обороны РФ учрежденная приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, является ведомственной наградой.

Приказ от ДД.ММ.ГГГГ утратил силу с ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ в Положение о Министерстве обороны РФ внесены изменения, пункт 27, определяющий порядок учреждения и использования в Вооруженных Силах ведомственных наград, оставлен без изменения.

Истец считает, что действия Министерства социального развития Мурманской области об отказе в приятии документов и присвоении ей звания «Ветеран труда» с указанием на Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ и отсутствие соответствующих нормативно-правовых актов являются неправомерными.

Просит суд обязать должностных лиц Министерства социального развития Мурманской области принять у истца пакет документов на присвоение звания «Ветеран труда», обязать Министерство социального развития Мурманской области присвоить истцу звание «Ветеран труда».

В судебном заседании истец и ее представитель ФИО1 исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дали суду пояснения, аналогичные изложенному в описательной части решения.

Представитель истца также суду пояснила, что истец имеет трудовой стаж, необходимый для присвоения ей звания «Ветеран труда» - по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ общий стаж составляет <данные изъяты>; стаж работы в организациях Министерства Обороны РФ: <данные изъяты>, из них: служба по контракту - 5 <данные изъяты>, гражданским персоналом МО РФ - <данные изъяты>. При этом, за время работы в организациях Министерства Обороны РФ истец была неоднократно награждена, в том числе: <данные изъяты>

Ссылаясь на положения Административного регламента Министерства здравоохранения и социального развития Мурманской области по предоставлению государственной услуги «Присвоение звания «Ветеран труда» и выдача удостоверений «Ветерана труда», Федерального закона «О ветеранах», Положения о Министерстве труда и социального развития Мурманской области, полагала, что, поскольку истец имеет необходимый трудовой стаж, награждена Почетной грамотой, представила ответчику все необходимые документы, требования, заявленные в иске, являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме. Настаивала на том, что, в соответствии с п. 27 Положения Министерства Обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004. № 1082 (в редакции от 10.09.2017) к ведомственным наградам, в том числе относятся Почетные грамоты и другие знаки отличия.

Представитель ответчика ФИО2 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась. В обоснование возражений пояснила, что ведомственные знаки отличия в труде (службе), дающие право на присвоение звания «Ветеран труда», до настоящего времени Министерством обороны Российской Федерации не учреждены. Почетная грамота, которой ФИО3 награждена ДД.ММ.ГГГГ, учреждена приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О Почетной грамоте Министерства обороны Российской Федерации» (утратил силу ДД.ММ.ГГГГ). Согласно Положению, утвержденному вышеуказанным приказом Министра обороны Российской Федерации, Почетная грамота является ведомственной наградой. По мнению ответчика, оснований для удовлетворения заявленных ФИО3 требований не имеется, поскольку представленная истцом Почетная грамота не является ведомственным знаком отличия, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда», и не может служить основанием для присвоения указанного звания. Просит суд истцу в удовлетворении требований отказать.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установлено, что вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Федеральный закон «О ветеранах») установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.

Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2015 № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» (далее - Федеральный закон № 388-ФЗ) внесены изменения в Федеральный закон «О ветеранах» в части условий присвоения звания «Ветеран труда», которые вступили в силу с 01.07.2016.

Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» определен круг лиц, являющихся ветеранами труда, к числу которых отнесены лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации.

Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (пункт 1.1 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах»).

Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Судом установлено, что ФИО3 на основании приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ награждена Почетной грамотой Министерства обороны РФ№ от ДД.ММ.ГГГГ года

Полагая, что она имеет право на присвоение статуса «Ветеран труда», истец обратилась в Министерство социального развития Мурманской области, однако в присвоении данного звания ей было отказано.

Разрешая заявленные истцом требования по существу, суд учитывает следующее.

Согласно пункту 2.2.3.49 Положения о Министерстве, утвержденного постановлением Правительства Мурманской области № 256-ПП от 19.06.2015, Министерство организует работу по присвоению звания «Ветеран труда».

Правовые основания присвоения гражданам звания «Ветеран труда», выдачи соответствующих удостоверений регулируются Федеральным законом «О ветеранах», а также нормативными правовыми актами Мурманской области, в том числе: Положением о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», утвержденным постановлением Правительства Мурманской области от 09.10.2012 № 506-ПП; административным регламентом по предоставлению государственной услуги «Присвоение звания «Ветеран труда» и выдача удостоверений «ветерана труда», утвержденным приказом Министерства труда и социального развития Мурманской области от 28.12.2011 № 726, который устанавливал сроки и последовательность действий по подготовке документов для принятия решения о присвоении или об отказе в присвоении звания «Ветеран труда».

В соответствии с подпунктом «в» пункта 2 Положения Звание «Ветеран труда» присваивается гражданам Российской Федерации, награжденным по состоянию на 30.06.2016 года (включительно) ведомственными знаками отличия в труде при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

Согласно пункту 5 Положения к ведомственным знакам отличия в труде, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда» лицам, указанным в подпункте «в» пункта 2 настоящего Положения, относятся учрежденные в установленном порядке за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд награды, награждение которыми конкретного лица произведено Президентом Российской Федерации, палатами Федерального Собрания Российской Федерации; Правительством Российской Федерации; руководителем федерального министерства, федеральной службы, федерального агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации; руководителем федерального министерства, федеральной службы, федерального агентства, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации; Президентом СССР; руководителями союзных органов государственной власти СССР; руководителями органов государственной власти РСФСР. При этом все официальные документы о награждении должны содержать обязательные атрибуты: подпись должностного лица в ранге руководителя (первого заместителя руководителя, заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти и соответствующую печать.

Аналогичная норма воспроизведена в пункте 2.6.1.3.1 административного регламента.

Из совокупного толкования положений подпункта 2 пункта 1 и пункта 1.1 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» в редакции Федерального закона № 388-ФЗ следует, что федеральные государственные органы наделены полномочиями по утверждению ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда».

Федеральные государственные органы должны привести в соответствие с федеральным законодательством свои нормативные правовые акты, регулирующие вопросы награждения ведомственными знаками отличия в труде (службе), дающими право на присвоение звания «Ветеран труда», после 30 июня 2016 года.

С учетом того что Министерство обороны Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. N 636 относится к федеральным органам исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, можно сделать вывод, что при решении вопроса о том, относится ли тот или иной знак отличия к числу знаков, награждение которыми дает право на присвоение звания "Ветеран труда", следует руководствоваться соответствующими ведомственными актами Министерства обороны Российской Федерации.

По данному вопросу в настоящее время действует Положение о ведомственных знаках отличия Министерства обороны Российской Федерации, утвержденное Приказом Министра обороны Российской Федерации от 22 января 2008 г. № 30 "О ведомственных знаках отличия Министерства обороны Российской Федерации".

В п. 5 данного Положения указывается, что ведомственными знаками отличия являются медали Министерства обороны Российской Федерации и другие знаки отличия Вооруженных Сил Российской Федерации, в положениях о которых указана их принадлежность к ведомственным знакам отличия.

Таким образом, статусом ведомственных знаков отличия Министерства обороны Российской Федерации, награждение которыми дает награжденному право на присвоение звания "Ветеран труда", обладают знаки отличия, в положениях о которых указана их принадлежность к ведомственным знакам отличия.

Соответствующими Приказами Министра обороны Российской Федерации учреждены другие знаки отличия, в положениях о которых не указано, что они относятся к ведомственным знакам отличия. Поэтому эти медали не подлежат учету при решении вопроса о присвоении лицам гражданского персонала звания "Ветеран труда".

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 31 октября 2014 г. N 810, учреждена Почетная грамота Министерства обороны Российской Федерации, являющаяся, согласно Положению о ней, ведомственной наградой.

Однако в подп. 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" употребляется термин "ведомственные знаки отличия", а не "ведомственные награды".

Ведомственные знаки отличия в труде (службе), дающие право на присвоение звания «Ветеран труда», до настоящего времени Министерством обороны Российской Федерации не учреждены.

В соответствии с частью 3 статьи 8 Закона Российской Федерации от 29.12.2015 № 388-ФЗ Почетная грамота, учрежденная приказом Министра обороны Российской Федерации от 31.10.2014 № 810, дает право на присвоение звания «Ветеран труда» гражданам, награжденным ею по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, при наличии необходимого трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии по старости или за выслугу лет – наряду с наличием государственных наград и ведомственных знаков отличия кандидат на присвоение звания "Ветеран труда" должен иметь трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет в календарном исчислении, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" трудовой стаж представляет собой суммарную продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

В свою очередь, под страховым стажем понимается суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (ст. 3 Федерального закона "О страховых пенсиях").

С 1 июля 2016 при решении вопроса о присвоении звания "Ветеран труда" может учитываться также и выслуга лет, представляющая собой продолжительность нахождения гражданина на государственной службе.

В прежней редакции ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" упоминался только трудовой (страховой) стаж.

Лицо гражданского персонала, претендующее на звание "Ветеран труда", состоявшее на государственной службе, должно иметь следующую выслугу лет в календарном исчислении, дающую ему право на получение пенсии за выслугу лет: а) не менее 15 лет государственной гражданской службы - для федеральных государственных гражданских служащих (п. 1 ст. 7 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"); б) не менее 20 лет военной и (или) правоохранительной службы - для бывших военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов (п. "а" ст. 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...").

Таким образом, доводы истца о том, что награждение ранее учрежденным Министерством обороны РФ ведомственным знаком отличия, является основанием для присвоения звания «Ветеран труда» являются ошибочными, основаны на неверном толковании норм права.

Представленная истцом Почетная грамота Министерства обороны Российской Федерации не является ведомственным знаком отличия, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда», и не может служить основанием для присвоения указанного звания.

При таких обстоятельствах, законных оснований для удовлетворения заявленных ФИО3 требований не имеется.

Руководствуясь статьями 56, 67, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО3 к Министерству Социального развития Мурманской области о признании Почетной грамоты Министра обороны РФ ведомственной наградой, дающей право на присвоение звания «Ветеран труда», понуждении ответчика присвоить звание «Ветеран труда» - оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Мурманский областной суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Решение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии, что лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены, были исчерпаны иные установленные ГПК РФ способы обжалования решения до дня вступления его в законную силу.

Председательствующий: